Организация представляет собой процесс, состоящий из следующих этапов:
1. оценки возможностей реализации цели деятельности, определенной планом. Данный этап процесса организации характеризуется составом и требованиями к уровню профессиональной и морально-психологической подготовки исполнителен (специалистов) и составу ресурсов, которые определены в плане. На выходе этапа должно быть получено решение на осуществление организации;
2. планирования организаторской деятельности. Данный этап процесса организации является традиционным для управленческой деятельности. В ходе него осуществляются планирование организации, создание и подготовка целевой организации, группы организации, создание комплексной системы контроля за ходом и качеством орган и заторе кой деятельности. Входом этого этапа является решение, выработанное линейным (функциональным) руководителем на предыдущем этапе, а выходом являются план осуществления организации, количественный состав групп организации и контроля за ходом и качеством процесса организации;
3. уяснения состава и требований ко всем видам ресурсов, необходимых для осуществления будущей деятельности. Входом данного этапа является совокупность требований, определенных в плане ко всем ресурсам, которые необходимы для ведения будущей деятельности. Выходом являются конкретные требования к исполнителям, всем ресурсам и целевым организациям, обеспечивающим их;
4. отбора исполнителей и формирования целевых организаций, обеспечивающих ресурса ми. Входом этого этапа является выход предыдущего этапа. Выходом являются реальные целевые организации. В ходе данного этапа производятся подбор и отбор исполнителей (специалистов) и формирование целевых организаций, которые должны обеспечивать необходимыми ресурсами, техникой, технологиями и т.д. В том случае если уровень подготовки исполнителей (специалистов) и сформированные целевые организации соответствуют требованиям, то переходят к реализации плана. Если они не соответствуют планируемым требованиям, то процесс организации переходит к следующему пятому этапу;
|
5. системного анализа целей, задач, мероприятий и факторов внутренней и внешней среды, влияющих на подготовку целевых организаций. Входом этапа выступают требуемые и реальные уровни подготовки специалистов и слаженность целевых организаций, выход — система задач и подсистема мероприятий, ориентированных на подготовку целевых организаций к деятельности по достижению цели;
6. синтеза процесса подготовки целевых организаций к будущей деятельности и выбора наилучшего варианта. Входом шестого этапа является выход предыдущего. Выход шестого этапа представляет собой решение, направленное на осуществление процесса подготовки целевых организаций;
7. планирования подготовки целевых организаций. Входом седьмого этапа выступает решение, выработанное на осуществление процесса подготовки целевых организаций, а выходом — план подготовки;
8. реализации плана подготовки специалистов (целевых организаций) и осуществления контроля за ее ходом и качеством;
9. подготовки заключения о готовности к реализации плана;
10. поддержания уровня исполнителей. Десятый этап охватывает деятельность по достижению цели, в процессе которой необходимо поддерживать требуемый уровень подготовки специалистов и достаточный уровень обеспечения ресурсами.
|
48. СУБЪЕКТЫИ ОБЪЕКТЫДО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная деятельность является процессом реализации хозяйственной системы. При этом организационная деятельность осуществляемся не сама по себе, а выступает результатом взаимодействия Множества субъектов и объектов организации.
Организационная деятельность представляет собой создание или усовершенствование механизма системы управления организацией в соответствии с целями и задачами организационных систем, которые являются совокупностью структуры и алгоритмов функционирования ее составных элементов.
В социальных системах организационная деятельность выражается в виде следующих мероприятий: объединения людей в группы; интеграции деятельности членов коллектива организации (люди работают вместе, сообща); интеграции целей всех членов коллектива (люди работают для достижения общей цели).
В организационной деятельности выделяют субъектов и объектов организационной деятельности. Эти понятия являются относительными, а не абсолютными. Они выражают роль членов коллектива в разработке и принятии управленческих решений.
Субъект управления представляет собой управляющую подсистему в общей системе управления организации или отдельный ее элемент. Субъект организационной деятельности— это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение (ЛПР). В теории организации лицо, принимающее решение, является понятием собирательным, поскольку это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации.
|
Объект управления представляет собой управляемую подсистему, это то, что подвергается управлению со стороны субъекта. Объект является преемником и исполнителем" управляющего воздействия, представленного в виде набора функций или задач. В качестве объекта может выступать как человек, так и машина. Качественное состояние объекта управления зависит от управляющих воздействий со стороны субъекта управления.
Объектом организационной деятельности
являются организационная система или ее отдельные составные части. Объект организационной деятельности в рамках должностных обязанностей выполняет процедуры подготовки, согласования и исполнения решений? а также весь комплекс операций, относящихся к этим процедурам. Объект организационной деятельности получает задание, анализирует его, проводит специальную информационную работу, осуществляет исполнение поручения или заказа, передает выполненную работу заказчику или применяет ее в своей организации и т.п.
Субъектом организационной деятельности
выступают члены коллектива, оказывающие влияние на деятельность организации. В понимании субъекта управления организацией может выступать административно-управленческий аппарат. Именно его участие в организационной деятельности наиболее очевидно.
Субъекты организационной деятельности на уровне страны в РФ: Президент, Председатель Правительства, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, федеральные министры и т.д. Также субъектами организационной деятельности Moгут быть лидеры общественных объединений, неформальные лидеры, организационные комитеты, союзы и т.д.
Менеджер как субъект организационной деятельности должен обладать навыками анализа ситуации и представлять свое дело с выгодной стороны. В организационной деятельности особо важен творческий подход, Он позволяет существенно повысить результативность организационных изменений путем применения нетрадиционных методов при решении поставленных задач. Поэтому для его развития необходимо создавать в организации специальные условия, позволяющие осуществлять стимулирование именно за достижение высокого эффекта организационной деятельности.
49. СУЩНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Самоуправление представляв г собой такой вид управления, при котором люди сами управляют собой. В узком смысле самоуправление понимается как управление, в ходе которого хозяйствующий субъект сам идентифицирует свои потребности, проводит анализ своих возможностей, сам мотивирует свое поведение (определяет стратегию и тактику), формулирует систему цепей и в рамках ограниченных ресурсов и доступных способов делает выбор наилучшего варианта достижения поставленной цели. Выбор наилучшего варианта решения закрепляется соответствующим организационным решением.
Основа самоуправления в демократическом обществе — механизм народовластия Данный механизм означает, что связь между управляющим и управляемым является неразрывной. Субъектом самоуправления выступают сами трудящиеся благодаря обобществлению средств производства. Представление самоуправления как цикла позволяет идентифицировать в его составе такие процессы, как организация, управление и самоорганизация, Это позволяет научно обосновать разделение функций руководства и делегирование власти о соответствии с тем, кто, на каком именно иерархическом уровне руководства и чем конкретно обязан заниматься в процессе организации и управления производством.
Сущность самоуправления раскрывается путем изучения его основных описаний.
Функциональное описание самоуправления.
Вообще, функциональное описание касается физиологии, динамизма анализируемой системы, помогает раскрыть взаимодействие происходящих в ней процессов в пределах функциональных циклов. Функционально весь цикл самоуправления состоит из неразрывно взаимосвязанных процессов организации, управления и самоорганизации. Следовательно, исходя из схемы взаимодействия и развития выше перечисленных процессов, функциональная структура системы самоуправления описывает связи функций органов самоуправления. Определенное конкретное соотношение и коммуникации связей данных органов управления, осуществляющих процессы организации, управления и самоорганизации, определяются предметом, иерархической ступенью и уровнем самоуправления в ней, а также количественным соотношением субъекта и объекта управления.
Информационное описание процесса самоуправления. Данное описание раскрывает механизм народовластия.
Так, важнейшими элементами механизма народовластия являются: социальная активность трудящихся; законодательные акты, общегосударственные решения, нормы и нормативы; принципы самоуправления (руководящая роль представительных органов, выбор основного, первоочередного звена, главного направления деятельности, совместные согласованные действия, сознательный, научно обоснованный отбор всего нового, прогрессивного, демократический централизм); методы самоуправления (авторитарно-организационные, в основе которых заложено волевое начало или, что то же самое, при наличии административного аппарата — административные, экономические и социальные); функции органов самоуправления; информационная структура системы самоуправления.
Морфологическое описание процесса самоуправления. Описание в данном контексте включает рассмотрение таких элементов, как представительные, государственные, общественные и административно- хозяйственные органы самоуправления (федеральные, республиканские (региональные), местные); творческий потенциал трудящихся; совокупность кадров руководящих органов самоуправления (руководителей) и хозяйствующих субъектов; морфологическая структура самоуправления.
50. ПРИНЦИПЫСАМОУПРАВЛЕНИЯ
Под самоуправлением в широком (общем) смысле понимают вид правления, при котором люди сами управляют собой; в узком смысле — управление, в процессе которого хозяйствующий субъект самостоятельно определяет свои потребности, цели, методы их достижения, состав необходимых ресурсов. Самоуправление позволяет компенсировать неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления, инициировать развитие искусственного (формального) управления и организации.
Самоуправление также может быть определено как автономное функционирование какой-либо социальной системы.
Оно обеспечивает потребность человека и организации в свободе, самовыражении, удовлетворение которой необходимо согласно пирамиде потребностей Маслоу.
Основные черты самоуправления. Самоуправление является всегда только конкретным. При самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует, или выражена очень слабо (в отличие от вида формализованного управления). В процессе самоуправления осуществляются выбор целей, формирование сопутствующих им задач, разработка средств и методов их решения.
Для достижения высокой эффективности самоуправления необходимо соблюдать следующие его принципы.
Принцип вторичности. В соответствии с данным принципом самоуправление должно быть по своей роли вторичным процессом в организации после формализованного управления. Реализацию данного принципа можно осуществлять как для неформальных организаций, так и для юридических лиц. Так, применительно к неформальным организациям (например, к группам художников) самоуправление и самоорганизация выступают начальнымэлементом процесса их объединения. Однако дальнейшая их деятельность требует жесткой регламентации (порядка) в виде регламентов, инструкций, правил. Вообще, порядок предусматривает наличие системы управления, т.е. осуществления системы формализованного управления. Опыт показывает, что такое управление присутствует во всех существующих длительный период неформальных организациях. Самоуправление как часть творческого труда является эффективным только в рамках разрешенных сфер деятельности организаций. Именно поэтому руководитель должен сначала укреплять формализованное управление и по мере необходимости содействовать самоуправлению.
Принцип мягкой регламентации. В соответствии с данным принципом процесс самоуправления должен регламентироваться системой законодательных актов и положений только по ключевым элементам деятельности. А к ключевым элементам в данном контексте принято относить деятельность людей, связанную с международными нормами и ограничениями. Примером данной ситуации может служить то, что любая деятельность должна способствовать защите прав человека, получению финансовой прибыли и т.д. Именно поэтому стремление многих государственных чиновников подчинить неформальные процессы регламентации, как правило, редко давали положительные результаты (например, регламентация в изобразительном искусстве). Если самоуправление жестко регламентируется, то самоуправление перерождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих деятельность потребностей # интересов.
Принцип сочетания управления и самоуправления. Данный принцип свидетельствует о том, что в любой организации формализованное управление и самоуправление должны обязательно сочетаться на каждом уровне и в каждой сфере управления. Это связано с тем, что для достижения взаимодействия между руководителем и подчиненным необходимо постоянно удовлетворять потребности и интересы как человека (работника), так и самой организации (общества).
51. СУЩНОСТЬ САМООРГАНИЗАЦИИ
Самоорганизация является самостоятельным предметом исследования в теории организации вследствие преимуществ, сформированных в процессе ее функционирования. Самоорганизация неразрывно связана с самоуправлением. Рассмотрение самоорганизации может быть основано на различных подходах.
Самоорганизация как процесс представляет собой формирование, поддержание или ликвидацию совокупности действий, которые приводят к созданию устойчивых производственных и межличностных отношений в коллективе в результате свободного выбора принятых правил и процедур.
Самоорганизация как явление представляет собой комплекс элементов, используемых для реализации программы или цели. В качестве таких элементов могут рассматриваться неформальные структуры управления, участники этого процесса, ресурсы и т.д. Сущность самоорганизации может быть раскрыта путем рассмотрения ее характеристик.
Функциональное описание самоорганизации, подобное описание процесса самоорганизации характеризует совокупность процессов, при помощи которых реализуется переход индивидуума или системы из низшего в высшее состояние. К этим процессам относятся самообучение, самовоспитание, изучение опыта, системный анализ и обобщение практики, исследование законов хозяйственного развития, нормализация (систематизация, классификация, унификация, типизация, стандартизация, нормирование).
Информационное описание процесса самоорганизации. Такое описание позволяет изобразить механизм самоорганизации, который определяет важнейшие направления научно-технического прогресса, формирует понятия и нормализует вещи, свойства, отношения. Механизм самоорганизации основан на системном подходе и взаимодействии результатов реализации процессов организации и управления; действии объективных законов развития; законодательных актов, конституционных решений, норм и нормативов; принципов самоорганизации (организаторской и воспитательной роли партии власти, активного участия граждан в самоорганизации, сознательного искусственного отбора всего нового, прогрессивного, использования полной, объективной и достоверной информации, предварительной нормализации частей в целом, научного обоснования внутренних и внешних противоречий, концентрации сил и средств на разрешении основных противоречий); приемов познания (наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза, индукции и дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному); критериев отбора нового, прогрессивного; функции органов самоорганизации; информационной структуры системы самоорганизации.
Морфологическое описание процесса самоорганизации. Морфологическое описание самоорганизации характеризует взаимодействие следующих элементов: научных, проектных, исследовательских, учебных, воспитательных организаций; активистов- организаторов; кадров профессиональных исследователей, педагогов, консультантов, нормировщиков, организаторов; морфологической структуры самоорганизации. Такое описание самоорганизации характеризуется иерархичностью. Описание организационной схемы представляется на стольких иерархических уровнях, на скольких требуется для целостного представления об основных свойствах системы. В составе иерархического отображения целостного процесса может существовать такой уровень, на котором предыдущие описания, применяемые на более высоких уровнях, являются непригодными. Поэтому необходимо использовать принципиально новый способ описания.
В таком порядке осуществляются взаимосвязь и взаимодействие структурных элементов процесса самоуправления, и таковой является в нем роль процесса самоорганизации.
52. ВИДЫИ НАПРАВЛЕНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ
Самоорганизация является самостоятельным предметом исследования в теории организации вследствие преимуществ, формируется в процессе ее становления. Выделяют некоторые направления самоорганизации:
Техническая самоорганизация. Данный вид самоорганизации является автоматической системой изменения программы действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Техническая самоорганизация как явление представляет собой набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, с помощью которых обеспечивается заданная работоспособность вне зависимости от условий функционирования.
Биологическая самоорганизация. Такая самоорганизация представляет собой действия, которые основаны на генетической программе сохранения вида. Ее целью является обеспечения соматического (телесного) Построения объекта. Как явление биологическая самоорганизация представляет собой конкретные изменения в живой природе (мутации) с целью приспособления к конкретным условиям существования системы.
Социальная самоорганизация. Социальная самоорганизация имеет в своей основе деятельность по гармонизации общественных отношений, включающую действия по изменению приоритетов, потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и целей человека и т.д. Главными носителями социальной самоорганизации выступают люди с повышенной социальной ответственностью за поступки своих родных, знакомых и незнакомых людей. В принципе, социальная ответственность является чертой характера человека.
Самоорганизация осуществляется в таких видах, как:
1) самовоспитание. Этот вид самоорганизации заключается в преодолении вредных, или создании новых позитивных качеств личности, или организации за счет собственных сил и ресурсов. Оно осуществляется в виде действий по проведению активной деловой политики, самоутверждению своей продукции и себя как личности, внедрению прогрессивных технологий. Самовоспитание включает самовнушение, самодисциплину, лояльность, самоодобрение, самостимулирование, преодоление отрицательных эмоций;
2) самообучение. Данный вид самоорганизации представляет собой самопроизвольное стремление человека или организации к совершенствованию или получению необходимой информации и знаний. Самообучение основано на потребности человека в информации, знаниях и общении, а также на объективной потребности общества в прибавочном продукте и саморазвитии. Затраты собственного свободного времени и финансовых ресурсов являются основой самообучения. Самообучение может осуществляться в различных формах (высшее, среднее и профессиональное образование), на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно;
3) самоконтроль. Данный вид самоорганизации представляет собой оценку внутренних ощущений по критерию результатов выполняемых или выполненных действий. Такая оценка может применяться к человеку, коллективу или организации. Процедура самоконтроля дает возможность человеку, коллективу или организации неформально оценить свою деятельность, определить свои возможности для улучшения деятельности, убедиться в соответствии или, наоборот, несоответствии работы своим силам и знаниям. Самоконтроль реализуется использованием самоанализа, самоотчета, самооценки, самоисповеди, тестирования самого себя, доверительной беседы. Самоконтроль показывает, что результаты оценки либо полностью совпадают с результатами формального технологического контроля, либо являются завышенными или заниженными.
53. ПРИНЦИПЫСАМООРГАНИЗАЦИИ
Самоорганизация является условием эффективного функционирования организационных систем. Процесс самоорганизации продолжает весь цикл сознательной, целесообразной человеческой деятельности. Самоорганизация представляет собой формирование, поддержание или ликвидацию совокупности действий, которые приводят к созданию устойчивых производственных и межличностных отношений в коллективе в результате свободного выбора принятых правил и процедур. В нем с процессами организации и управления переплетаются принципы самоорганизации.
1. принцип организаторской и воспитательной роли партии власти в процессе самоорганизации. Партия власти представляет собой совокупность лучших представителей общества, воспитываемых с детства, отрочества и юности в лучших гражданских, национальных и культурных традициях, а также функцианирующих непосредственно на общественных началах как ум, честь и совесть народа, его основной руководящий и главный контрольный орган, Именно наличие такой партии в обществе позволяет осуществить систематическую самоорганизацию.
2. Активное участие граждан в самоорганизации. Данный принцип означает, что граждане могут и должны участвовать в самоорганизации общества в целом через самообучение, самовоспитание, обобщение опыта, практики.
3. Сознательный искусственный отбор всего нового, прогрессивного. Данный принцип представляет собой стержень самоорганизации-. Его реализация обусловлена природой целесообразной человеческой деятельности, стремлением человека с целью удовлетворения своих потребностей рационально использовать наличные ресурсы, энергию и время,
4. Использование полной, объективной и достоверной информации. Данный принцип означает, что организатор должен иметь об исследуемом объекте исчерпывающую информацию в интересующем его аспекте. Требование объективности информации предполагает формирование ее не как следствия эмоций и психологического состояния информирующего субъекта, а на основании нормализованной системы первичной документации, применяющихся стандартов, правил, норм и нормативов. Достоверность информации предполагает, что она отобрана по нужному признаку, точно по указанному адресу и r назначенное время. Использование полной, объективной и достоверной информации является основным положением процесса самоорганизации, поскольку нарушение этого принципа исключает возможность осуществления составных процессов самоорганизации.
5. Предварительная нормализация частей в целом. Сущность данного принципа раскрывается как принципиальная возможность и логическая последовательность формализованного описания целого. Нормализовать любое целое, т.е. отобразить на алгоритмическом языке отношения порядка в нем в оптимальном состоянии и на этой основе автоматизировать данный процесс его функционирования, можно в том случае, если предварительно нормализованы его составные элементы.
6. Научное обоснование внутренних и внешних противоречий. Каждому анализируемому объекту, процессу, явлению присущи как внутренние, так и внешние противоречия. Внутренние противоречия состоят в самой сущности объекта, в его двойственности, в соотношении его противоположностей, а внешние противоречия состоят в различиях между несколькими объектами, т.е. разными сущностями. Внутренние противоречия углубляют развитие внешних противоречий. Чтобы познать объект, процесс, явление, необходимо обнаружить их не только внутренние, но и внешние противоречия.
В целом процесс самоорганизации обеспечивает развитие производственной системы, развивает способность выполнять определенные функции.
54. ВИДЫОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Хозяйственные организации являются одним из основных субъектов экономической, политической, экологической и иных систем. В теории организации в целях наиболее полного понимания принципов их функционирования принято рассматривать следующие виды субъектов хозяйствования.
Хозяйственные товарищества и общества представляют собой коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, который разделен на доли (вклады) его участников. Хозяйственные товарищества могут создаваться как в форме полного товарищества, так и в форме товарищества на вере (коммандитного товарищества), Также хозяйственные общества могут создаваться в виде акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Полное товарищество представляет собой товарищество, участники которого (полные товарищи) на основании заключенного между ними договора осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом,
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет собой товарищество, в составе которого наряду с участниками, ведущими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), состоит один или даже несколько участников-вкладчиков (коммандистов). Данные участники несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в размере сумм внесенных ими вкладов.
Общество с ограниченной ответственностью — это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого в соответствии с учредительными документами делится на доли соответствующих размеров. Все участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью — общество, которое учреждено одним или несколькими лицами. Уставный капитал данного общества в соответствии с учредительными документами разделен на доли определенных размеров, Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов, который определяется учредительными документами общества.
Акционерное общество представляет собой общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только в пределах стоимости принадлежащих им акций. При этом акционерное общество, участники которого имеют право отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом. А акционерное общество, акции которого размещаются только среди его учредителей или другого, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.
Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан с целью совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, оказания других услуг и т.д.). Такое объединение основано на личном трудовом или ином участии и объединении их имущественных паевых взносов.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней имущество. Все имущество унитарного предприятия считается неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) даже между работниками предприятия
55. СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
Хозяйственная система представляет собой организационную систему, в которой протекают процессы производства, управления, социальные процессы, объединенные одной целью. Результатом хозяйственных систем являются либо материальная продукция, либо нематериальная услуга, многообразие хозяйственных систем, встречающихся на практике, позволяет классифицировать их по различным критериям,