Цель представляет собой конкретизацию миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Требования, предъявляемые к целям организации: цели должны быть функциональными, для того чтобы руководители различных уровней могли легко трансформировать общие цели, которые ставятся на более высоком уровне, в задачи для нижестоящих уровней. Должна быть установлена обязательная временная связь между долговременными и краткосрочными целями. Цели организации должны периодически пересматриваться на основе анализа по специальным критериям для того, чтобы внутренние возможности соответствовали имеющимся условиям. Цели должны обеспечить необходимую концентрацию ресурсов и усилий. Необходимо всегда ставить систему целей, а не только одну цель. Цели организации должны охватывать все сферы и уровни деятельности.
Основные черты цели. Любая цель будет эффективна в том случае, если она будет обладать такими характеристиками, как конкретность и измеримость, определенность во времени, адресность, направленность, согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации, контролируемость. Цели и задачи всех уровней управления в организации должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени. Это необходимо для того, чтобы максимально" повысить эффективность управления, поскольку следование данным параметрам позволяет ставить адекватные рыночной среде цели, а главное — успешно достигать их.
Дерево целей. Вся система целей организации должна представлять собой взаимосвязанную систему. Такая взаимосвязь достигает путем их увязывания при помощи построения дерева целей. Сущность понятия дерева целей состоит в том, что на первом этапе целеполагания в организации определяется главная цель ее деятельности. Затем одна цель распадается на систему целей для всех сфер и уровней управления и производства. Количество уровней декомпозиции (деления общей цели на подцели) зависит от масштабов и сложности поставленных целей, принятой в организации структуры, степени иерархичности построения ее менеджмента.
|
В самом верху этой модели находится общая цель (миссия) организации, а фундаментом являются задачи, которые представляют собой состав работ, которые могут быть выполнены требуемым образом и в заранее установленные сроки.
Направления совершенствования целеполагания в организации: разработка и спецификация параметров экономического анализа в организации; анализ экономической деятельности организации; контроль и управление изменением экономических параметров развития организации; наличие прогнозных экономических расчетов освоения новых рынков; определение экономической стратегии организации по отношению к конкурентам, партнерам и потребителям; оценка основных фондов, оборотных средств, производительности труда; экономические расчеты потребности населения в предлагаемых организацией товарах, услугах; определение стратегического подхода к экономическому расчету базовой цены на товар (услугу); установление эффективной системы оплаты труда персонала организации.
Мотивация и система целей. Важную роль в процессе целеполагания играет мотивация.
|
Модель формирования системы целей организации строится на базе системы мотиваций, которые используются на разных уровнях управления фирмой. Эффективное мотивирование может проводиться на основе системы средств, а не с помощью какого-то одного, даже очень важного стимула.
Поэтому при разработке целей организации большое значение имеют правильное построение и способ применения системы мотивирования.
96. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Организационные системы функционируют и развиваются в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды. Взаимодействие между системой и средой по содёржанию является диалектическим. В процессе своей деятельности организационные системы в целях повышения конкурентоспособности обязаны постоянно разрабатывать такую систему целей, достижение которой позволило бы получить необходимые конкурентные преимущества. Постановка целей для организаций происходит под воздействием элементов внешней среды. Одновременно, достигая поставленных целей, организации способствуют изменению внешней среды, поскольку они сами являются элементами этой среды на микроуровне для других организаций. Механизм функционирования организаций реализуется главным образом посредством постановки и достижения целей деятельности.
Под целью вообще понимают конкретизацию миссии организации в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Особо высока цель в практике современного управления. Актуальным является стратегическое управление, позволяющее сформировать дерево целей организации.
|
Параметры целей. Цели организации задают все параметры организации. Цели организации часто определяют как направления, по которым должна вестись ее деятельность. Основные цели организации устанавливаются распорядителями основных ресурсов (профессиональными управляющими) на основе системы ценностей. Высшее руководство организации является одним из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей организации. При этом происходит интеграция ценностей служащих компании и владельцев акций.
Система целей организации: выживание в условиях конкурентной борьбы; избежание банкротства и крупных финансовых неудач; лидерство в борьбе с конкурентами; максимизация цены или создание имиджа; рост экономического потенциала; рост объемов производства и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов; рентабельность.
Классификация целей организации.
По содержанию цели подразделяются на экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические.
По периоду установления — на стратегические, тактические, оперативные цели.
По приоритетности — на особо приоритетные, приоритетные, прочие цели.
По измеримости — на количественные и качественные цели.
По характеру интересов — на внешние и внутренние цели.
По повторяемости — на постоянно повторяющиеся и разовые цели.
По временному периоду — на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные цели.
По функциональной направленности — на финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные цели.
По стадиям жизненного цикла — на стадии проектирования и создания, стадии роста, стадии зрелости, стадии завершения жизненного цикла.
По иерархии — на цели всей организации, цели отдельных подразделений (проектов), личные цели работника.
По масштабам — на общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные.
Разнообразие целей организации объясняется тем, что по своему содержанию элементы организации выступают разнонаправленными, разными по множеству параметров. Это обстоятельство обусловливает необходимость существования множества целей, различных по уровню управления, по задачам управления и т.д. Классификация целей позволяет глубже осознать многогранность деятельности хозяйственных организаций. Однако конкретные выражения целей в рамках данной классификации будут оставаться различными. Классификация целей организации позволяет повысить эффективность управления путем выбора для каждой цели системы необходимой информации и методов постановки.
97. ПОНЯТИЕ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ
Организационные системы, составляющие экономику страны, могут рассматриваться как системы с иным, выделенным в качестве идентификационного, признаком группировки. Одним из таких признаков является ярко выраженное созидательное начало в функционировании системы.
Бизнес-система представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции. В свою очередь, под продукцией понимают материальные объекты, услуги и документы. Также бизнес-системой могут считаться компания в целом, отдельные структурные подразделения или группы подразделении, ориентированные на однотипные процедуры (например, цех по выпуску продукции, склад материальных ресурсов, ремонтная мастерская и пр.).
Взаимосвязь понятий «компания» и «бизнес». Организационная структура является стержнем компании. Структура бизнес-процессов как основа функционирования бизнеса выступает взаимосвязанным и взаимоопределяющим элементом жизнедеятельности компании (бизнеса). По смыслу компания (структура, персонал, менеджмент) формируется и развивается для бизнеса, а не наоборот. Компания по содержанию является формой жизнедеятельности бизнеса, и в этом понимании она вторична по отношению к бизнесу. Развитая корпорация является системой различных и не всегда взаимоувязанных отдельных направлений деятельности (бизнесов) (таких как производство продукции лесопереработки, производство строительных конструкций, промышленное строительство и т.п.). Эффективный менеджмент корпорации должен представлять структуру бизнеса и его организацию. Исторически больше внимания уделялось организационной структуре, но, кроме собственно организационно-штатной структуры, важнейшее значение имеет система взаимодействия между элементами структуры, тем более в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса
Компания представляет собой прежде всего бизнес-систему, ориентированную на определенные результаты бизнеса (как финансовые, так и производственные).
Бизнес-система выступает проекцией миссии, целей и стратегий компании и бизнеса. Компания — это целостный организм с внешней по отношению к ней стороны, но изнутри она является сложной структурой.
Система взаимодействия имеет пять основных аспектов: административный (управленческий), финансовый, материальный (производственный, товарный), информационный, коммуникационный.
Структурированная бизнес-система включает в себя систему бизнес-процессов, осуществляемых в рамках одного бизнеса в целом и в отдельных бизнесах; организационную структуру распределения ответственности и полномочий, организационно-штатную структуру распределения персонала по бизнес-процессам и бизнес-операциям; систему взаимодействия элементов организационной структуры (подразделений, персонала) в рамках бизнес-процессов.
Проблемы формирования и совершенствования структурных элементов компании (т.е. бизнес-процессов, организационной структуры и распределения персонала) являются тесно увязанными, и решение каждой из них может повысить неэффективность менеджмента в компании.
Достижение эффективности функционирования бизнес-системы позволяет обеспечить надежность и устойчивость развития компании, преимущество в конкуренции, расширения рынка сбыта, увеличение прибыли на инвестированный капитал, рост рентабельности, снижение брака продукции, рост финансовой оперативности решений, благоприятный социально-психологический климат в коллективе компании, гибкость процесса управления на всех стадиях управленческого цикла, улучшение имиджа компании на рынке и т.д.
98. ПОНЯТИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БИЗНЕС-СИСТЕМ
Организационные системы постоянно изменяются. Механизм изменений обусловлен их взаимодействием с внешней средой функционирования. Для того чтобы постоянно развиваться, система должна изменяться. Эти изменения должны происходить в форме своевременной адаптации целей, стратегии компании, ее организационных характеристик, структуры и функций к рыночным условиям.
Бизнес-система представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которых является выпуск продукции.
Реструктуризация представляет собой процесс комплексного изменения методов функционирования организаций. Также реструктуризация (реформирование) представляет собой совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования организаций в соответствие с из- меняющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.
Реструктуризация включает совершенствование структуры и функций управления организаций, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности организаций, совершенствование финансово-экономической политики и повышение на этой основе эффективности производства организации, рост конкурентоспособности продукции (услуг), рост производительности труда, оправданное снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
Организационные характеристики реструктуризации. Реструктуризация организации осуществлявляется на основе разработанного бизнес-плана. Иногда в качестве основы реструктуризации применяется организационный проект, представляющий собой модель развития структуры и функций компании в соответствии с поставленными задачами.
Реструктуризация бизнес-систем предполагает проведение мероприятий в следующих направлениях;
1) изменение структуры и функций. Данное направление отражает формальную схему компании, в которой отражены сложившиеся взаимосвязи между подразделениями и работниками и которая разработана исходя из системы целей компании с учетом действующих должностных обязанностей, стандартных трудовых функций, комплекса процедур и технических средств, используемых в трудовом процессе. В качестве структурных факторов понимаются инструменты, работающие независимо от человека. Основная задача, которая ставится перед ними, — это влияние на поведение и позицию конкретного сотрудника. Сферой их действия являются абстрактные организационные структуры;
2) изменение политики и методов руководства трудовым коллективом. Данный объект реструктуризации складывается под влиянием как совокупности внешних (общественных норм, ценностей и приоритетов, законодательства, давления социальных групп), так и внутренних (традиций, культуры компании, моральных принципов и нравственных норм руководителей компании и членов трудового коллектива компании, личных амбиций руководства) факторов. Реструктуризация данного объекта проводится в случае, если по результатам текущего мониторинга выявляется существенное отклонение траектории развития предприятия от запланированной, которая должна быть результатом осуществляемой политики;
3) изменение человеческого фактора. Главная особенность человеческого фактора компании обычно состоит в том, что он воздействует не на абстрактные производственные единицы, а ориентирован на учет специфики персонала компании. Также в качестве человеческого фактора могут рассматриваться факторы, влияющие на интеллектуальные способности и психическое состояние отдельного участника коллектива. Реструктуризация человеческого фактора подразумевает изменения механизма его влияния на деятельность предприятия, изменение степени его влияния.
99. СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫРЕОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕС-СИСТЕМ
Любая хозяйственная организация может рассматриваться как система, В этом случае применительно к ней может употребляться понятие «бизнес- система». При рассмотрении организаций как бизнес-систем особую значимость имеет механизм их развития.
Развитие бизнес-систем предполагает их внутренний и внешний рост.
Внутренний рост бизнес-систем предполагает развитие производственного потенциала, модернизацию и расширение основных и оборотных фондов, диверсификацию деятельности, реструктуризацию капитала и иные мероприятия, не затрагивающие организационно-правовую форму.
Внешний рост бизнес-систем охватывает организационно-правовую форму хозяйственных организаций и выражается, как правило, в реорганизации структуры фирмы.
Развитие бизнес-систем связано с постоянной реорганизацией. Реорганизация проводится с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Реорганизация — это перестройка, переустройство юридического лица (юридических лиц), в результате которой происходит прекращение деятельности определенного юридического лица (лиц) без физической ликвидации имущества организации с последующей государственной регистрацией нового юридического лица.
Цель реорганизации состоит в получении роста эффекта от изменения структуры капитала, устранении дублирующихся функций, снижении неоправданных издержек при увеличении объема производства и пр. В бизнес-системах осуществляются мероприятия, внешне похожие на реорганизацию, однако на самом деле таковыми не являющиеся (например, изменение типа хозяйственного общества).
Реорганизация проводится при признании предприятия банкротом, а структуры его баланса — неудовлетворительной. Реорганизационные процедуры в процессе банкротства включают внешнее управление имуществом должника и санацию. Реорганизация организации может быть осуществлена по решению его учредителей.
Варианты реорганизации: слияние, разделение, выделение, преобразование. Каждый вариант отличается разными параметрами перехода прав и обязанностей к вновь возникающему юридическому лицу.
В случае слияния юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Разделение юридического лица характеризуется тем, что его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В случае выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разработанным разделительным балансом.
Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменением организационно- правовой формы) понимают реорганизацию, при которой к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Юридические аспекты реорганизации. При реорганизации юридическое лицо считается реорганизованным (кроме случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу первое из них считается реорганизованным с того момента, когда будет внесено в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
100. ПРИНЦИПЫМОДЕЛИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СИСТЕМ
Задачи повышения эффективности функционирования бизнес-систем делают актуальным систематическое моделирование их элементов в целях поиска оптимального варианта.
Традиционно моделирование бизнес-системы и организационной структуры компании базируется на функционально-структурном подходе (ФСП). Данный подход является методической основой описания компании (бизнеса) как системы структурированных функций, которые должны выполняться в процессе ее (его) функционирования.
Основные положения ФСП.
1.ФСП ориентирует моделирование в первую очередь на круг задач компании или синтез бизнес- систем с учетом процессов и закономерностей их функционирования и развития.
2. ФСП в своей основе имеет представление о нормативном характере функций бизнес-системы (ее подсистем и элементов) и сквозном функциональном подходе к ее анализу и синтезу.
3. Фундаментальная аксиома ФСП — утверждение о первичности функционального назначения бизнес-системы по отношению к ее структурной организации (СО). Изначально функция — первична, структура — вторична. При этом структура бизнес-системы определяется совокупностью реализуемых функции и условиями ее существования и функционирования.
4. ФСП предполагает, что функциональное назначение системы задается и описывается человеком (коллективом) и представляет собой систему субъективных и объективных представлений о потребностях, пользе, целях, для достижения которых формируется бизнес-система. В соответствии сданным подходом любая функция системы и составляющие ее элементы подчинены цели существования и функционирования бизнес-системы.
5. ФСП предполагает, что субъективизм в описании функции бизнес-системы искореняется в ходе ее развития.
6. Организация бизнес-системы представляет собой итеративные процессы ее анализа и синтеза. Анализ предполагает логические переходы', структурная организация, функциональная организация, функционально-структурная организация. При синтезе переходы осуществляются в обратном порядке.
7. Большое значение в ФСП имеет ситуационный подход к исследованию функций бизнес-системы. С его помощью можно расчленить непрерывный процесс существования и функционирования системы на дискретную совокупность типичных для нее качественно различных ситуаций.
8. Реализация определенной системы функций проводится специализированными или многофункциональными модулями. Морфологическая структура системы создается на основании покрытия функциональных модулей организационно-техническими модулями (такими как сотрудники, группы, программно-технические средства и т.д.).
9. Процесс проектирования бизнес-системы реализуется как процесс последовательного формирования и преобразования моделей функционально- структурной организации системы. Преобразование моделей системы идет в следующей последовательности; формирование дерева функций системы; декомпозиция дерева функций системы до уровня принятого базового набора операторов; формирование моделей функциональной структуры системы; формирование морфологических моделей системы; многокритериальная оценка и выбор предпочтительных вариантов функционально-структурной организации системы.
Использование данного подхода позволяет, с одной стороны, описать все бизнес-процессы, а с другой — осуществить организационную декомпозицию структуры компании, в которой могут выделяться наименьшие организационно-структурные единицы — конкретные рабочие места. Штатное место (единица) представляет собой основной элемент организационной структуры компании. Это наименьшая организационная единица компании.
101. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
Бизнес-процесс представляет собой набор взаимосвязанных бизнес-процедур (видов деятельности) хозяйственной организации, потребляющих ресурсы (в широком смысле: и материальные, и интеллектуальные и пр.), в результате которых производится определенная группа продукции, товаров и услуг, ценная для потребителей процесса.
Выделяются следующие категории бизнес-процессов в хозяйственной организации:
1) разработка продуктов. Данный бизнес-процесс обычно включает процессы, которые собирают требования, потребности и ожидания заказчиков и разрабатывают продукты и услуги, удовлетворяющие этим требованиям;
2) маркетинг и сбыт. Это бизнес процесс, включающий разработку рекламы и других видов продвижения товаров, ценообразование, упаковку и документацию. Сбыт включает в себя привлечение новых, обслуживание существующих заказчиков и все процессы, связанные с продажей товаров;
3) снабжение. Данный бизнес-процесс связан с приобретением материалов и услуг, необходимых для хозяйственной организации;
4) производство. Это бизнес-процесс, включающий процессы, которые преобразуют входы, полученные снабжением, в выходы, которые предлагаются для сбыта. В обслуживающих компаниях в состав данного бизнес-процесса включают процессы, посредством которых заказчику оказываются услуги;
5) сервис. Это бизнес-процесс, который включает все послепродажные виды деятельности, выполняющиеся для обслуживания, ремонта, обновления и модернизации проданных ранее продуктов;
6) доставка. Это бизнес-процесс, включающий процессы по перевозке и доставке продуктов к заказчику;
7) управление. Это самостоятельный бизнес-процесс, который включает процессы стратегического планирования, бизнес-планирования и финансового контроля; 8) обеспечение. В рамках этого бизнес-процесса рассматриваются процессы, которые обеспечивают управление персоналом, юридическое сопровождение, соответствие требованиям охраны окружающей среды, охраны труда и техники безопасности, а также содержание производственных зданий, подготовку персонала и другие внутренние процессы. В качестве основных параметров бизнес-процессов рассматривают определенные параметры. Качественные параметры:
1) результативность, описывающая то, что производится, чего хотят или ожидают заказчики. Результативность можно повысить с помощью улучшения продуктов или услуг (выходов), которые хозяйственная организация поставляет на рынок;
2) эффективность, показывающая, как выполняются процессы. Рост эффективности зависит от улучшения процессов производства. Организация может улучшить эффективность (например, сокращая затраты или продолжительность бизнес-процессов). Часто результативность называют внешней эффективностью, измеряющей достижение целей компании, а просто эффективностью — внутренней эффективностью, экономичностью, с помощью которой измеряются использование ресурсов и оптимизация процессов в кампании;
3) адаптируемость, позволяющая судить о том, насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде. В настоящее время бизнес-процессы, для того чтобы служить достижению поставленных целей, не могут быть застывшими, как в прошлом.
Количественные параметры:
4) производительность, показывающая отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе процесса;
5) длительность, описывающая период времени, который необходим для выполнения процесса, или, другими словами, промежуток времени между началом процесса и его завершением;
6) стоимость процесса, представляющая собой совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые следует произвести для единовременного выполнения бизнес-процесса.
102. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯРАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Каждая организации должна постоянно улучшать свои параметры. Этого необходимо для достижения постоянного устойчивого роста эффективности системы,
Рационализация представляет собой усовершенствование, улучшение, осуществление в большей степени целесообразной организации управленческого и исполнительского труда. Рационализация — это разумная организация труда любого вида. Рационализация организационных систем основывается на совершенствовании управления. Одновременно процессы рационализации протекают под воздействием производственных отношений.
Рационализация организационной деятельности представляет собой процесс, обеспечивающий улучшенноеtболее качественное состояние системы путем четкой организации систем производственной деятельности, применения новейших достижений науки и техники во всех подразделениях организации, включая ее управляющую и управляемые части. Практически все мероприятия по рационализации связаны с улучшением условий труда, поскольку основными исполнителями практически всех управленческих и производственных операций являются люди, которые осуществляют процесс труда. Важными условиями эффективной рационализации являются пропорциональное развитие управляемой и управляющей части, а также слаженность и ритмичность работы коллектива организации. Реализация принципов рационализации происходит путем совершенствования нормирования и оплаты труда, улучшения организационного планирования, систем отчетности и контроля. Целью осуществления этих мер является воспитание сознательного отношения к труду, рациональное использование рабочего времени, повышение темпов производительности труда, укрепление исполнительской дисциплины в организации.
Основные направления организационных систем.
1. Усовершенствование научной организации труда. Результативность является результатом взаимодействия целого ряда факторов, формирующих то или иное состояние условий труда. Поэтому в целях повышения результативности груда следует улучшать условия труда, чего можно достичь усовершенствованием научной организации труда. Детально должны быть рассчитаны все параметры условий труда (шум, вибрация, содержание веществ и т.д.).
2. Усовершенствование результатов труда. Данное направление рационализации состоит в том, что расширяется спектр оказываемых услуг, упорядочиваются номенклатура и ассортимент продукции, улучшаются потребительские качества выпускаемой продукции, применяются стандартизация, унификация и нормализация изделий, происходит повышение качественных характеристик исходного сырья и материалов для наиболее полного и комплексного их использования.
3. Усовершенствование средств труда и технологических процессов. Данное направление реализуется путем использования различных ноу-хау, осуществления технического переоснащения, модернизации и прогрессивных изменений технического уровня используемого оборудования, в результате чего обеспечиваются положительная динамика развития организации, интенсификация производственных процессов. В числе положительных изменений системы также проявляются улучшение качества обработки продукции, снижение энергоемкости, фондовооруженности и других показателей. Повышению эффективности технологических процессов способствует применение средств информационных технологий, позволяющих автоматизировать полный цикл производства (от закупки до продажи).
В современных условиях в качестве рационализации организационных систем может рассматриваться интеграция хозяйственных организаций, в результате которой рационализируются многие процессы как в производстве, так и в управлении.
103. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Необходимость изменений в организации приводит к необходимости разработки инструментария их осуществления. Данная задача решается путем применения методов организационного проектирования. Организационное проектирование как процесс — это упорядочение организационно-структурных параметров конкретной системы с целью достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности.
Предметом организационного проектирования в хозяйственной организации является система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.
Цель организационного проектирования — разработка принципиально новых организационных систем или предложений по изменению существующих параметров системы, результат — это комплект технической, организационной и планово-экономической документации, которая необходима для создания и осуществления в реальных условиях организационной и производственной системы.
Современные подходы к организационному проектированию.
1. Проектирование организационной системы рассматривается как задача целенаправленного синтеза структуры из некоторых разрозненных элементов. В процессе организационного проектирования решаются задачи формирования, во-первых, производственной структуры на основании исследования протекающих в системе процессов; а во-вторых — структуры системы управления путем группировки осуществляемых в ней работ, должностей, элементов информационного процесса и т.д.
2. Проектирование организационной системы рассматривается как задача целенаправленной рационализации технологии организационных процессов. В этом случае на основе разных подходов формируются собственно организационные процессы.
3. При проектировании совокупности показателей и оценке результатов деятельности организационной системы в целом не затрагиваются внешние проявления структурных характеристик бизнес-системы.
Основные положения организационного проектирования.
1. Процесс организационного проектирования — это целенаправленная последовательность серии актов принятия проектных решений, которая приводит к построению некоторого описания проектируемой организационной системы. Процесс проектирования ведется на основе схемы, которая отражает последовательность выполнения основных проектных процедур.
2. Проектная процедура — это формализованная совокупность действии, после выполнения которых принимается проектное решение. В данном контексте под проектным решением понимается промежуточное или конечное описание проектируемого объекта, которое необходимо и достаточно для рассмотрения и выявления дальнейшего направления или окончания проектирования. Проектная процедура содержит в себе элементарные проектные операции.
3. Проектная операция — это действие или совокупность действий, составляющих часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для множества проектных процедур.
4. Алгоритм проектирования описывает совокупность предписаний, необходимых для выполнения организационного проектирования.
5. Технология проектирования — это последовательность действий или операций, которая позволяет технически выполнить проектирование заданного объекта. Технология организационного проектирования состоит из следующих этапов:
выявления потребностей (установления самого факта существования проблемы, о соответствии с которой должно быть предпринято проектирование);
постановки задачи (включает детальное описание организационной системы, подлежащей проектированию);
синтеза и анализа. Оценка результатов организационного проектирования производится с общепринятых позиций эффективности.
104. ЭТАПЫОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Организационное проектирование как процесс— это упорядочение организационно-структурных параметров конкретной системы с целью достижения или улучшения их эффективности, адаптивности и результативности. Процесс организационного проектирования представляет собой совокупность таких этапов, как:
1)предпроектная подготовка. Данный этап занимает значимое место в системе проектных работ. В ходе предварительной подготовки разрабатывается общая концепция (замысел) проектируемой системы, осуществляется комплексное обследование предполагаемого объекта проектирования. На данном этапе проводится технико-экономическое обоснование проекта, формируется и утверждается техническое задание на проектирование. Проектирование любых организационных систем состоит из двух стадий: технического проекта и рабочего проекта;