Система работы с персоналом – совокупность принципов и приёмов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии.
Система работы с кадрами состоит из семи взаимосвязанных подсистем (Приложение 1):
Ø кадровой концепции;
Ø кадровой политики;
Ø подсистемы подбора персонала;
Ø подсистемы оценки персонала;
Ø адаптации;
Ø расстановки персонала;
Ø обучение персонала.
Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации. Основная задача – это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателем и наёмным работником. Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнёрстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.
Концепция управления персоналом – система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Кадровая политика – определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Тип власти оказывает существенное влияние на стратегию и стиль руководства, а также требования к персоналу. Очевидно, что наиболее полно использовать творческий потенциал человек может только в демократическом обществе. Переход к рыночной экономике сопровождается процессом демократизации управления и находит отражение в философии предприятия. В организации кадровая политика формируется советом директоров, правлением и директором предприятия.
|
Это общие ориентиры для действий и принятия решений относительно персонала, которые обеспечивают оптимальное достижение целей организации.
Кадровая политика фирмы охватывает:
Ø требования, предъявляемые к персоналу;
Ø количественное и качественное планирование персонала;
Ø маркетинг персонала, т.е. занятость, сокращение или увеличение штата;
Ø обучение персонала;
Ø кадровый контроль;
Ø политику стимулирования;
Ø социальную политику;
Ø информационную политику.
Подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакантных рабочих мест. Подбор персонала должен включать в себя процедуры расчёта потребностей в персонале по категориям работников, нормативное описание профессиональных требований к рабочим и служащим, способы профессионального отбора кадров, а также общие принципы формирования резерва кадров на вакантные должности. Таким образом, главной задачей подбора кадров является определение совокупности людей, способных в ближайшей перспективе занять новые рабочие места, изменить род занятий, исходя из внутренней мотивации, материальных и моральных стимулов.
|
Оценка персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантной или занимаемой должности. При замещении вакантной должности важно установить потенциал работника, т.е. профессиональные знания и умения, жизненный и производственный опыт, социально-психологический тип личности, уровень общей культуры, состояние здоровья и работоспособности и ряд других характеристик. Оценка потенциала позволяет судить о перспективе применения способностей конкретного человека на определённой должности. Анализ соответствия работника занимаемой должности (аттестации) необходим по истечении определённого времени и возможен путём совместной оценки творческого потенциала и индивидуального вклада с учётом результатов труда.
Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Адаптация может быть трудовая и социальная. Адаптация первичная – у выпускников учебных заведений, вторичная адаптация у специалистов, которые пришли работать в новую организацию, но уже имеют опыт работы. Социальная адаптация - это определение работником своей роли в социальной структуре коллектива. Это могут быть творческие роли, коммуникационные и поведенческие.
Расстановка персонала должна обеспечивать постоянное движение кадров исходя из результатов оценки их потенциала, индивидуального вклада, планируемой карьеры, возраста, сроков занятия рабочих мест и наличия вакантных должностей в штатном расписании предприятия. Научно обоснованная расстановка кадров предусматривает планирование служебной карьеры с учётом их жизненных интересов; рациональное сочетание назначения, конкурсности и выборности в зависимости от категории работников и резерва кадров; планомерное движение работников аппарата (повышение, понижение и выбытие) в зависимости от результатов оценки: определение сроков занятости должностей и возраста кадров управления; научную организацию рабочего места; определение условий оплаты труда.
|
Обучение персонала – предназначено для обеспечения соответствия профессиональных знаний, умений работников современному уровню производства и управления. Различают четыре вида обучения: подготовка рабочих и служащих в училищах, техникумах и вузах, предусматривающая получение базовой специальности; повышение квалификации в учебных заведениях (центрах, школах, институтах) т.е. получение новых знаний по базовой специальности работника; переподготовка персонала для приобретения новой специальности; послевузовское профессиональное образование (магистратура, аспирантура, докторантура). Взаимодействие указанных видов обучения позволяет обеспечить возможности для непрерывного повышения образования каждого работника, своевременно регулировать соответствие между числом работников и профессионально-квалификационной структурой персонала.
Взаимосвязь подсистем работы с персоналом отражается в таких важных документах как:
1. Устав организации.
2. Философия организации.
3. Правила внутреннего трудового распорядка.
4. Коллективный договор.
5. Штатное расписание организации.
6. Положение об оплате и премировании труда.
7. Положение о подразделениях.
8. Трудовой договор.
9. Должностные инструкции.
10. Модели рабочих мест.
11. Регламенты организации.