Социально-психологические методы управления персоналом





Социально-психологические методы основаны на влиянии на сознание работника, его религиозные убеждения, идеалы и т.д. Кроме этого, используются социальные механизмы управления (система взаимоотношения в коллективе, социальные потребности и др.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группу людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.

Социологические методы исследования, являясь научным инструментом в работе с персоналом, предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путём массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем – в ходе диалога с собеседником – получение необходимой информации. Интервью – идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем – требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени.

Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем – в ходе диалога с собеседником – получение необходимой информации. Интервью – идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем – требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдений позволяет выявить качества сотрудников которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драках, стихийное бедствие). Собеседование является распространённым методом при деловых переговорах, приёме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образом и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

Ø формирование подразделений (команда) на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе;

Ø формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения);

Ø разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

Ø рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

Ø формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Важно в работе руководителю эффективно использовать разнообразные методы психологического воздействия на подчинённых: внушение, порицание, убеждение, командование, подражание, «обманутое ожидание», вовлечение, «взрыв», побуждение, метод «Сократа», принуждение, намёк, осуждение, комплимент, похвала, «Плацебо», требование, совет, просьба, запрещение, внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, командование.

3.3. Сущность, причины и классификация конфликтов.
Методы управления. Стрессы

Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоречие. Участников конфликта называют оппонентами (лат. «возражающий»).

Конфликты в управлении – это конфликты, возникающие в трудовом коллективе между руководителем и подчиненным (конфликты «по вертикали»). (Смотрите конспект по менеджменту или Приложения 3,4 данного конспекта)

Существуют 8 этапов поиска путей взаимодействия в конфликтной ситуации:

1. Необходимо признать наличие конфликта (это бывает трудно).

2. Следует договориться о процедуре разрешения конфликта (где, когда и как начать работу по преодолению конфликта).

3. Необходимо очертить границы конфликта, признать конфликт «нашей проблемой» (это поможет наладить дух сотрудничества). При этом высказаться должны две стороны (в чём они видят конфликт, как каждый оценивает свой вклад в конфликтную ситуацию. Нельзя переходить на личности, а следует сосредоточиться на конкретных действиях и потребностях сторон.

4. Необходимо проверить возможные варианты решения конфликта. При этом можно использовать метод «мозговой атаки». Здесь должны быть рассмотрены и проанализированы все варианты решения.

5. Необходимо прийти к соглашению. Из высказанных соглашений по разрешению конфликта следует выбрать наиболее приемлемое. В ряде случаев следует составить документ (резюме, меморандум сотрудничества).

6. Необходимо воплотить план в жизнь. В плане ясно и чётко должно быть расписано, что нужно делать, когда и с кем. К исполнению плана нужно приступать как можно скорее, отсрочки могут вызвать сомнения и подозрения сторон.

7. Необходимо дать оценку принятого решения.

8. Даже при самом удачном решении могут быть обиженные. Нужно дать им возможность открыто высказаться.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что такое «система управления персоналом»?

2. Из каких подсистем она состоит?

3. Укажите методы управления персоналом в организации.

4. Метод управления персоналом, основанный на властной мотивации, подчинении правопорядку, старшему по должности – это ...

5. Какой метод управления персоналом на ваш взгляд более эффективный и почему?

6. Для чего разрабатываются должностные инструкции, какова их структура?

7. Что такое распорядительное воздействие руководителя? Приведите примеры.

8. Назовите порядок наказания работника за неисполнение своих служебных обязанностей.

9. Чем сдельная оплата труда отличается от повремённой?

10. Какие задачи могут решаться в организации с помощью социально-психологических методов управления?

11. Назовите виды конфликтов.

12. Укажите причины конфликтов.

13. Какие вы знаете методы управления конфликтами?





Читайте также:
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.