Достижения в области коневодства в XIV в. до н. э.




 

XIV век до н. э представляет определенную веху в истории коневодства прежде всего потому, что к его середине относится знаменитый трактат Киккули о тренинге хеттских колесничных лошадей.

Глава IV ТРЕНИНГ КИККУЛИ

 

Вернемся теперь к трактату Киккули о тренинге хеттских колесничных лошадей. Особый интерес пред­ставляет здесь связь некоторых элементов, которую можно наблюдать, сравнивая его с тренингом ахалте­кинских скакунов в Средней Азии в XIX в. В свете представлений о приходе индоевропейцев в Переднюю Азию из областей нашего степного юга, а также в свя­зи с глубокой древностью породы ахалтекинских лоша­дей в Средней Азии (как показал в ряде работ проф. В. О. Витт) последнее сопоставление особенно интересно.

В наше время существует «заводской» и «ипподромный» тренинг. На конных заводах лошадей объезжают:

приучают их не бояться человека, который надевает недо­уздок и уздечку, «работают» сначала «в руках» без за­пряжки, потом в запряжке, выявляют их способности, приучают к различным аллюрам. Подготовленная лошадь отправляется на ипподром, где ее готовят к состязаниям, развивая выявленные способности. Готовили ли хетты в течение семи месяцев лошадей к состязаниям или же для битв и сражений? Скорее всего, для последней це­ли. Руководство Киккули составлено не для заводского тренинга, так как начинается не с постепенного втяги-вания лошади «в работу», а с «пробной скачки», где выявлялись все возможности коня к напряженной и трудной работе.

Чтобы лучше понять систему тренинга Киккули, не­обходимо познакомить читателя с его общими принци­пами. Начнем с наших представлений об аллюрах древ­них лошадей, о которых мы знаем по источникам. Если говорить о современном конном спорте, то наряду с естественными движениями (шаг, рысь, галоп) используются и искусственные (иноходь, особенно на иппод­ромах США, где установлены специальные призы для иноходцев), а также различные элементы высшей школы езды или же выездки. Современные состязания, как правило, выявляют не выносливость, а резвость лошадей на небольших дистанциях. Это или скачки всадников галопом (вернее, карьером), или бега рысаков (рысью). При проверке выносливости и резвости лоша­ди в суточных или многосуточных пробегах двигаются под всадником различными аллюрами, причем в длительных пробегах преобладает рысь. При этом учиты­ваются характер дорог, состояние лошадей, перемены аллюров, дневки и марши. Большим специалистом та­кой подготовки в СССР является заслуженный мастер спорта М. Ф. Моисеев-Черкасский.

Изучая описание тренинга хеттских лошадей, Б. Грозный опирался на тот факт, что в древних памят­никах на изображениях кони стоят, идут шагом или же галопируют. Он предположил, что лошади шли иноходью, то замедляя, то убыстряя движение. Но иноходь — это врожденный аллюр, который нужно спе­циально закреплять у лошади, он быстрее рыси (быст­рый шаг—до 10 км в час, рысь—15—17, иноходь— 20—25, галоп — 50 км), но удобен прежде всего для всадника. Лошадь при этом выбрасывает вперед то обе левые, то обе правые ноги, тогда как при рыси — пе­реднюю левую и заднюю правую и наоборот. Поэтому можно предположить, что рысь с переходом на шаг у хеттов называлась одним термином. Иногда это звуча­ло как «медленно давать идти» или «идти сдерживая», «шагают сдерживаемые». Возможно, таким сочетанием в отличие от рыси обозначался шаг. Другими термина­ми («они делали его готовым») называли галоп. Ведь и сейчас мы говорим: «подготовить лошадь к скачке», «подготовленная лошадь», «лошадь готова».

А. Камменхюбер в книге «Хеттская иппология»при попытке систематизировать тренинг пошла по пу­ти выделения дней с одинаковой тренировкой в один тип. Так появилось большое количество типов и вари-? антов, довольно причудливо и бессистемно распределенных во времени, которые, в сущности говоря, мало продвинули нас в выяснении системы хеттского тренинга.

В хеттском тренинге можно выделить несколько периодов, которые по своему характеру и последова­тельности совпадают.

Первый этап — так называемая пробная скач­ка. Это проверка (прежде всего выносливости) всех попавших в руки тренера на период тренинга лошадей.

У хеттов этот этап был четырехдневным и не отли­чался от современных состязаний для выявления спо­собностей лошадей.

В первый день лошади «работались» в два гита — утром один реприз рыси и шага в 18 км и два реприза галопа в 420—600 м и вечером два гита по 6 км рыси и по 420 м галопа. При тренинге лошадей, как древ­нем, так и современном, учитывалась не только сум­марная нагрузка в количестве (при определенной рез­вости) пройденных километров различными аллюрами (шаг, рысь и галоп—то, что отражено в нашей схеме), но и то, как они распределены по времени. Число ги­тов за один день говорит о том, сколько раз лошадей выводили из конюшни и тренировали. В настоящее вре­мя при тренинге бывает два гита: при соревнованиях по преодолению препятствий и во время наиболее от­ветственных бегов.

И в древности и в наши дни при тренинге и езде в полевых условиях всадник (и наездник) заставляет лошадь переходить от одного аллюра к другому; этот переход и движение определенным аллюром назы­вается репризом. Работа лошади в каждом из гитов оп­ределяется как последовательность нескольких репризов шага, рыси и галопа. Необходимость такого чере­дования нагрузки в древности вытекала из опыта под­готовки лошадей к длительным пробегам во время военных походов, а в наши дни она подкреплена изу­чением физиологической деятельности лошади путем лабораторных опытов (в частности, на Московском ип­подроме). Кормили лошадей усиленно после каждой работы люцерной, ячменем, свежей травой и рубленой соломой. На ночь кормили вволю свежей травой.

Во второй день лошадям давали несколько меньшую нагрузку—29 км рыси и 1020 м галопа в два гита и кормили только свежей травой.

В третий день нагрузка снижалась до 18 км рыси, тоже при питании лишь свежей травой. Кульминаци­онный момент приходился на утро четвертого дня, когда лошади в колеснице должны были без еды пройти 12 км рысью и 12 км галопом. Интересно, что в даль­нейшем, при постепенном ступенчатом увеличении, та­кая нагрузка будет предложена лошадям только через пять месяцев ежедневной тренировки.

После пробной скачки с этого же четвертого дня начинается второй этап — десятидневный цикл физической подготовки лошади, ее усиленного «потнения». Цель здесь одна — сбросить лишний вес лошади и наладить дыхание. Утром после скачки четвертого дня тренинга лошадь распрягали, покрывали попоной и приводили в жарко натопленную конюшню. Затем она по­лучала ведро соленой воды и солода, после чего ее ве­ли к реке купаться. Весь этот и следующий день ло­шадей многократно выводили к реке. Постепенно чис­ло купаний сокращалось до пяти, трех и одного раза, причем в последний день лошадей чистили и умащива­ли маслом. Во время этих процедур корм ограничивал­ся, с тем чтобы «подсушивание» лошадей происходило сильнее.

В дореволюционном тренинге ахалтекинских лоша­дей выделялся специальный период «подсушивания», который проводился за 3— 3,5 месяца до скачеки состоял из «шаговой pa­боты» лошадей на 15—20 км в несколько приемов под кошмой. В тренинге чистокровных лошадей в Англии до середины XIX в. «потнение» было обязательной процедурой, которую проходили все старые лошади и даже двухлетки. Лошадей, закутанных в попоны, выводили на круг и давали им 5—6 км лег­кого галопа (кентера), после чего ставили в конюшни, пока пот не начи­нал течь из-под попон. В середине XIX в. английский тренер Дей повел борьбу с усиленным «потнением» ло­шадей. Тогда в Англии ввели турецкую баню, чтобы сохранялся тот же эффект — лошадь усиленно «потела», но сберегала конечности. В России в XIX в. также прово­дилось «потнение» как при скачках под попонами, так и при помощи русской бани. Интересно, что обе последние процедуры полностью повторяют особенности тренинга хеттских лошадей.

После «подсушивания», поскольку оно представляет наиболее сильную нагрузку на организм, во всех тренингах лошадям предоставляется отдых. Так было и у хеттов, которые ввели третий этап - отдых. Пер­вые шесть дней лошади стояли в денниках, получая зерно и свежую траву, на седьмой день их выводили на конюшни, кормили травой, мыли горячей водой и умащивали маслом. Затем два дня их держали на прико­ле около конюшни без воды и корма.

С 24-го дня начинался четвертый этап — ос­новная работа с лошадьми, причем сначала без колес­ниц. Работа проводилась вечером. В первый день лошади проходили 600 м, а на ночь ставились в. конюш­ни, где получали вволю свежей травы. Hа следующий день лошадей купали, пасли, а вечером заставляли проходить рысью и шагом 12 км. Все последующие 12 дней лошади целые дни стояли привязанными без корма, вечером делали еще одну пробежку рысью и шагом в 12 км, а на ночь получали свежей травы.

С 37-го дня начинался пятый (десятидневный) этап — лошадей тренировали в запряжке, давали им возможность двигаться только шагом и рысью (не га­лопом). В первый день они пробегали 3 км рысью, за­тем их распрягали, мыли горячей водой, кормили по­хлебкой с рубленой соломой. Репризы рыси постепен­но увеличивались, достигая к концу этапа 12 км. Последний день характеризовался также ослабленной ра­ботой — 3 км рыси. В это время лошадей вновь начи­нали кормить зерном, продолжая давать им на ночь свежую траву.

Начиная с 48-го дня до конца тренинга мы наблю­даем очень четко продуманную систему. Это — шестой этап.на который приходился максимум нагрузки лошади при беге рысью и галопом. Основное изме­нение схемы нагрузок происходило следующим обра­зом. На протяжении 10—12 дней ежедневно лошадям давалась одинаковая нагрузка. Затем следовали два дня облегченной работы и начиналась вновь десяти­дневная тренировка по новой схеме. Интересно, что за все время, не считая периода отдыха, не было ни од­ного дня, когда лошадь была бы полностью свободна. После нескольких дней ослабленной нагрузки давался увеличенный реприз галопа (1800 м) и т. д.

Поскольку единицами расстояния, принятыми у хет­тов, были 6 км и 600 м, то дистанции, проходимые рысью, увеличивались каждый раз на 6 км, а гало­пом — на числа, кратные 600 м. Третий-пятый месяцы тренировок, очевидно, приходились на самое жаркое время года и включали в себя основную работу с боль­шими репризами рыси по ночам. Правда, в дни прове­рочных галопов лошадям давали нагрузки по утрам и вечерам.

Ко второй половине четвертого месяца достигала максимума работа рысью. Сначала проверочный галоп на 2280 м и рысь на 16,2 км. Затем шесть ночей лоша­ди проходили по 42 км рысью при 420 м галопа, потом в одну ночь 84 км рыси при 420 м галопа и вновь во­семь ночей по 42 км при 480 м галопа. Такую нагруз­ку дают в наше время только лошадям, идущим на по­битие рекорда по пробегам.

На пятый месяц дистанция, проходимая рысью, уменьшалась до 30 км при увеличении галопа до 1020 м и даже до 4200 м во время проверочных галопов. Тренинг шестого месяца уделял основное внимание репризам галопа. Если раньше между проверочными галопами сохранялись промежутки времени в 10— 20 дней, то на шестой месяц дистанция, увеличивалась от 4,2 км галопа (при 16,2 км рыси) до 26,2 км (при тех же 16,2 км рыси).

Большое количество гитов (и репризов в гитах) род­нит тренинг хеттских лошадей с тренингом ахалтекинцев в XIX в. Различия, и очень существенные, заклю­чаются в том, что при тренинге ахалтекинцев целью было достижение максимальной резвости на коротких дистанциях (от 250 до 1000 м) во время дехканских скачек, а выносливость лошадей не выявлялась. К со­жалению, мы не располагаем сведениями о тренировке ахалтекинцев для военных походов, но, видимо, имен­но здесь отчетливо выявилась бы близость элементов тренинга среднеазиатских и хеттских коневодов.

Анализ тренинга и сравнение его с современными данными по тренингу лошадей разных пород и, глав­ное, предназначенных для разных целей (скачек, бегов, стипль-чезов и пробегов), позволяют ответить на воп­рос, который многие годы являлся предметом спора у исследователей текста Киккули,— были ли целью тре­нинга колесничные состязания или участие в военных походах. Хотя большинство исследователей склоняются к первой точке зрения, нам кажется, что данный ана­лиз ее опровергает. Скачки в древности проводились всегда на ипподромах, скаковой круг которых не пре­вышал 1000 м на короткую дистанцию, и выигрывали лошади с наибольшей резвостью. Тренинг же Киккули методически добивался все большей и большей вынос­ливости лошадей, что было необходимо для военных целей. Причем о достоинствах этого тренинга мы можем судить не только по его характеру, но и по результа­там. Если мы ничего не можем сказать о резвости ло­шадей на Древнем Востоке, то хорошо знаем их вынос­ливость. Ведь даже почти за пять столетий до Киккули лошадь в запряжке могла пройти в один дневной пе­реход 150 км—рекордная цифра для нашего времени (суточный пробег составляет несколько более 300 км).

 

ПЕРВЫЕ ВСАДНИКИ—ВОИНЫ

Причерноморье

 

К середине II тысячелетия до н. э. исследователи относят ряд фактов, свидетельствующих об умении на­селения евразийских степей ездить верхом. Это конские погребения в позднесрубных памятниках, много­численные находки костяных псалиев из поселений от Поднепровья до Казахстана, кости (фаланги) лошадей как культовые предметы в детских погребениях; срубной культуры и культовая пища в виде костей лошади на ранних этапах андроновской культуры. Интересно, что, по мере того как коня стали использовать в качестве верхового животного, исчезал и обычай класть его кости как жертвенную пищу.

По наблюдениям К. Ф. Смирнова на территории степной Евразии способ взнуздывания коня, вырабо­тавшийся в южнорусских степях, как мы теперь знаем, уже в III, если не в IV тысячелетии до н. э., про­ник в Переднюю Азию во время ранних передвижений «индоевропейских племен, в хозяйстве и военном деле которых лошадь играла существенную роль».

Вопрос этот в связи с выходом в свет работы К. Ф. Смирнова был вновь поднят М. Э. Литтауэр, считавшей, что псалии мягких удил из евразий­ских степей — это не прототипы более развитых азиат­ских бронзовых удил, а их упрощенные копии из кости или рога. Если находки костяных псалии с шипами генетически связаны с Востоком и Средиземно­морьем, то псалии среднестоговской культуры застав­ляют нас пересмотреть вопрос о времени и месте появ­ления мягких удил.

К. Ф. Смирнов оставлял открытым вопрос о том, где именно — в Средней Европе, Поволжье или Казахста­не — возникли уздечки с мягкими удилами и костяными псалиями, хотя сейчас уже можно считать, что находки псалий среднестоговской культуры решают этот вопрос в пользу южнорусских степей. Сходство форм и орнаментации псалии и костяных блях, так же как и реконструкции уздечек, позволяет нам говорить о раз­витии конского снаряжения на обширной территории. Идет оно по пути упрощения связи псалии с оголовь­ем и увеличения числа окончаний нащечного ремня, с тем чтобы оголовье более плотно прилегало к голове лошади. В состав конской уздечки входили костяные псалии и различных типов бляхи, укреплявшиеся в месте соединения ремней. В X—IX вв. до н. э. на всем протяжении наших степей от Днестра до Предкавказья наблюдается заметное единство в типах костяных псалий с тремя отверстиями: крупным, овальным цент­ральным (для продевания повода) и двумя небольши­ми, чаще круглыми, по краям (для соединения с ого­ловьем). Несколько позже начинает проявляться свое­образие Предкавказья, где использовались роговые псалии в форме клыка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: