Какими были первые колесницы?




 

Широкое при­менение колесниц в Передней Азии, безусловно, отно­сится к тому времени, когда здесь уже появились индо­европейцы. В Шумере тяжелые повозки выполняли ту же роль, что и более поздние боевые колесницы, то есть представляли собой двигающиеся платформы для стрельбы, причем они должны были быть хорошо уп­равляемыми, устойчивыми, быстрыми и маневренными. В то же время удовлетворять всем этим условиям если не невозможно, то очень трудно. Маневренная, хорошо управляемая и быстрая колесница должна быть не­большого размера, легкой, запряженной конями, тяжелая же на низком ходу повозка — устойчивой, запря­женной эквидами. Не следует забывать, что ослы были крупнее современных, а лошади намного мельче, поэто­му и различия между ними не казались так велики. В XX—XIX веках до нашей эры колесниц в Египте не было, они появились позднее, только с приходом гиксосов.

Сохранились бронзовые удила того периода, когда псалии представляли собой диск с внутренними шипа­ми по окружности, близкие тем, что встречались в европейских степях от Урала до Дуная (правда, здесь они сделаны из кости). Благода­ря строгому управлению колесница, видимо, была ма­невренной.

В недавнее время раскопки л. И. Ашихминой и В. Ф. Генинга в Южном Зауралье на р. Синташта дали интереснейшие и сенсационные материалы для решения вопросов про­исхождения колесниц. В богатых курганах XVI-—XIV вв. до н. э., а возможно, и раньше были найдены легкие боевые колесницы с деревянными коле­сами (диаметром 0,90—1,00 м, имеющими по 12 спиц), находящимися на расстоянии 120 см друг от друга. Колесницы поставили в погребальные камеры (в пяти курганах), для колес вырыли узкие канавки глубиной 0,30—0,50 см (до оси).

Наряду с этим над деревянными перекрытиями ка­мер в некоторых курганах производились захоронения от двух до семи коней, найдены костяные дисковидные псалии с шипами (15 экз.) и два жертвенных комплек­са (тризны), ид которых один особенно интересен. «По линии север — юг были уложены в два ряда мордами друг к другу четыре бычьих головы и шесть лошадей (точнее, конских голов ), а с южного конца еще две головы барана. Здесь же вверх дном стоял большой сосуд, в средней части находились многочисленные кости от всех этих животных». Возможно, именно это европеоидное население скотоводов и земледельцев в своеобразной культуре которого проявляется черту абашевской, алакулъской и срубной, и, можно связывать с передвижением индоиранских племен, направляющихся из евразийских степей на Ближний Восток.

Прекрасное описание экстерьера древневосточной быстроаллюрной благородной лошади дает проф. О. Витт: «Мы видим лошадь довольно крупную, тройную, сухую, с высоко поставленной шеей, с по­родной головой, хорошо развитой холкой. Художник старается выразить живой темперамент этой лошади, Изображает ее стремящейся вперед, легконогой».

Если колеса для повозок из Триалети делались из дуба, самого твердого, но и самого тяжелого дерева, то в колеснице XV в. до н. э., найденной в Египте, использовались береза, ясень, вяз, сосна. Если же вспомнить, что береза не растет южнее Трапезунта и Арарата, то станет ясно, что материал тот доставлялся издалека. Исследователей критских дворцов находки большого количества колесниц (около 500) и их деталей XVI в. до н. э. поставили перед не­разрешимой задачей. На самом острове, гористом и пе­ресеченном, колесницы использовать было нельзя. Остается только предположить, как это сделал совре­менный немецкий ученый Г. Бокиш, что Крит произво­дил их на экспорт, снабжая египтян и хеттов. Сущест­вовали специальные мастера, изготавливающие колес­ницы.

Во Флорентийском музее хранится колесница XV в. до я. э., доставленная в Египет из Ханаана в ка­честве дани. Это изящный и легкий экипаж (недаром на некоторых изображениях мы видим, как его несет один человек). Деревянный кузов, имеющий основание всего 50 см, а высоту 75 см, был покрыт кожей, укра­шенной тисненым орнаментом или металлическими на­кладками.

Иногда мы видим на изображениях, что для облег­чения веса колесницы оставляют только каркас ее ку­зова, с двумя колчанами, расположенными впереди по диагонали.

Ось диаметром 6 см имела длину 1 м 23 см. Концы ее выступали на двадцать три сантиметра. На них на­девались легкие колеса с четырьмя спицами, сделанны­ми, как и втулка, из березы, с ободьями из сосны. Дышло из вяза диаметром 6—7 см имело длину 2,5 м и было связано с ярмом, имеющим форму изогнутого лука.

По хеттским документам мы можем судить о том, что уже на рубеже XVIII и XVII вв. до в. э. наряду с пехотинцами в войске появляются боевые колесни­цы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: