Единый налог УСН заменяет:
· НДС (частичное освобождение от уплаты);
· налог на прибыль;
· налог на имущество организаций;
Налоговый период – 1 год (срок предоставления декларации юр. лиц – 31 марта), отчетные периоды – 1-й квартал, 1-е полугодия и 9 месяцев календарного года.
Режимы УСН
1. Первый режим – 6% от ДОХОДОВ.
Основное преимущество – не нужен учет расходов, поэтому цена источников финансирования выравнивается.
Доходы признают по кассовому методу.
2. Второй режим – обложение разницы – налоговые доходы минус налоговые расходы. Базовая ставка 15%, она может быть уменьшена до 5% региональными законами. В СПб с 01.01.2010 ставка равна 10%.
Режим может быть выгоден для предприятий торговли. Расходы рассчитываются в соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса и признаются после их фактической оплаты (статья 346.17 НК).
Налог не может быть меньше, чем 1% от доходов.
Организации, перешедшие на упрощенную систему, ведут бухгалтерский учет только:
§ по начислению заработной платы;
§ по учету основных средств и нематериальных активов;
§ чистой прибыли (при необходимости выплачивать дивиденды). Для выплаты дивидендов необходимо сдавать бухгалтерскую отчетность.
От ведения бухгалтерского учета по остальным разделам эти предприятия освобождены[3].
Офшорный бизнес
Одним из общеизвестных примеров международного налогового планирования является выбор страны регистрации компании, выгодной юрисдикции, например, использование судовладельцами «удобного» флага для морских судов, путем регистрации их в налоговых гаванях, предоставляющих благоприятный законодательный режим. По оценкам специалистов такие суда составляют примерно треть мирового флота, а наиболее выгодные условия предоставляют судовладельцам Кипр, Либерия и Панама, что совершенно бесплатно включило эти страны в число ведущих морских держав.
|
В налоговом планировании широко используется термин «оффшор» (off-shore), дословно переводимый как «вне берега». Под офшорной понимается деятельность фирмы, избегающей полной налоговой ответственности страны, в которой фактически ведется бизнес, за счет перехода под юрисдикцию государств, называемых налоговыми гаванями, предоставляющих освобождения от уплаты налогов и налоговые льготы. Под полной налоговой ответственностью в налоговом праве понимается обязанность резидента уплачивать налоги со всех полученных им налогов, полученных как на территории страны, так и за ее рубежами.
Типичные условия предоставления офшорной компании режима благоприятствования состоят в том, что:
· она не должна заключать сделки с местными физическими и юридическими лицами;
· учредители офшорной компании, как правило, должны быть нерезидентами.
Предоставление офшорных привилегий – один из способов получить явные преимущества в конкурентной борьбе за привлечение иностранного капитала на свою территорию в расчете на появление новых рабочих мест, развитие рыночной инфраструктуры.
Вводимые при этом ограничения предохраняют национальный бизнес от конкуренции с мощными транснациональными корпорациями, имеющими офшорные компании.
Оборотной стороной офшорного бизнеса является «бегство капиталов», то есть отток капиталов из стран с жестким налогообложением и другими формами государственного регулирования бизнеса, что вынуждает администрацию этих стран препятствовать развитию этого рода бизнеса. В мире насчитывается примерно 1,5 миллиона офшорных компаний, через офшорный бизнес проходит примерно половина международных капиталов, так что масштабы офшорного бизнеса оказывают заметное влияние на весь международный бизнес.
|
Таким образом, офшорный бизнес является своего рода всемирным регулятором, предохраняющим налогоплательщиков стран с жестким государственным регулированием от чрезмерного уровня налоговой нагрузки.
Факторы, которые необходимо учитывать при выборе выгодной юрисдикции:
1. Реальные налоговые льготы: ставки налогов на уровне нескольких процентов.
2. Конфиденциальность (неразглашение фамилий участников компании) и банковская тайна.
3. Отсутствие валютных ограничений, в частности, на вывоз валюты.
4. Наличие «офшорного коридора» для вывоза (репатриации) прибыли.
5. Дешевизна и простота регистрации.
6. Отсутствие уголовной ответственности за налоговые правонарушения.
7. Упрощенная система учета и отчетности, отсутствие обязательной ежегодной аудиторской проверки и ежеквартального порядка уплаты налогов.
8. Упрощенная система управления фирмой, наличие секретарских компаний.
Существуют зоны с нулевым налогообложением:
§ Гибралтар, острова Мэн, Джерси, Гернси, Багамские острова.
И зоны со льготным налогообложением:
§ Кипр, Мальта, Гонконг, Сингапур.
Один из плюсов существования офшорной компании – снижение таможенных платежей. Позиция Министерства финансов РФ отражена в письме от 23.02.98 № 04-06-02 «Об ограничении деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах».
|
СПИСОК ОФШОРНЫХ ЗОН
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 ноября 2007 г. N 108н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ГОСУДАРСТВ И ТЕРРИТОРИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ
ЛЬГОТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
И (ИЛИ) НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ РАСКРЫТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИНАНСОВЫХ
ОПЕРАЦИЙ (ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ)
(в ред. Приказа Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н)
1. Ангилья;
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
4. Аруба;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
7. Белиз;
8. Бермуды;
9. Бруней-Даруссалам;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
12. Гибралтар;
13. Гренада;
14. Содружество Доминики;
15. Республика Кипр;
16. Китайская Народная Республика:
Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь);
17. Союз Коморы:
остров Анжуан;
18. Республика Либерия;
19. Княжество Лихтенштейн;
20. Республика Маврикий;
21. Малайзия:
остров Лабуан;
22. Мальдивская Республика;
23. Республика Мальта;
24. Республика Маршалловы Острова;
25. Княжество Монако;
26. Монтсеррат;
27. Республика Науру;
28. Нидерландские Антилы;
29. Республика Ниуэ;
30. Объединенные Арабские Эмираты;
31. Острова Кайман;
32. Острова Кука;
33. Острова Теркс и Кайкос;
34. Республика Палау;
35. Республика Панама;
36. Республика Самоа;
37. Республика Сан-Марино;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. Сент-Китс и Невис;
40. Сент-Люсия;
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Остров Мэн;
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
42. Республика Сейшельские Острова (введен Приказом Минфина РФ от 02.02.2009)
Перечень действующих двусторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (Письмо ФНС РФ от 15.01.2009 г. N ВЕ-22-2/20@))
1. Австралия
2. Австрия
3. Азербайджан
4. Албания
5. Алжир
6. Армения
7. Белоруссия
8. Бельгия
9. Болгария
10. Бразилия
11. Великобритания
12. Венгрия
13. Венесуэла
14. Вьетнам
15. Германия
16. Греция
17. Дания
18. Египет
19. Израиль
20. Индия
21. Индонезия
22. Иран
23. Ирландия
24. Исландия
25. Испания
26. Италия
27. Казахстан
28. Канада
29. Катар
30. Кипр
31. Киргизия
32. Китай
33. КНДР
34. Корея
35. Кувейт
36. Ливан
37. Литва
38. Люксембург
39. Македония
40. Малайзия
41. Мали
42. Марокко
43. Мексика
44. Молдова
45. Монголия
46. Намибия
47. Нидерланды
48. Новая Зеландия
49. Норвегия
50. Польша
51. Португалия
52. Румыния
53. Сербия; Черногория
54. Сингапур
55. Сирия
56. Словакия
57. Словения
58. США
59. Таджикистан
60. Таиланд
61. Туркменистан
62. Турция
63. Узбекистан
64. Украина
65. Филиппины
66. Финляндия
67. Франция
68. Хорватия
69. Чехия
70. Швейцария
71. Швеция
72. Шри-Ланка
73. ЮАР
74. Япония
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. В.В.Зябриков Комплект слайдов (электронный вид). 2011 г.
Содержание
Тема 1. Теория налогового планирования.................................................................................. 2
Различные способы уплаты налогов и определение налогового планирования.................. 2
Юридические аспекты налогообложения................................................................................ 11
НДС – механизм взимания и льготные режимы..................................................................... 14
Принципы налогового планирования..................................................................................... 15
Этапы налогового планирования.............................................................................................. 19
Формула планирования реализации......................................................................................... 20
Тема 2. Практика налогового планирования....................................................................... 23
Организация налогового мониторинга фирмы....................................................................... 23
Упрощенная система налогообложения (УСН)....................................................................... 24
СПИСОК ОФШОРНЫХ ЗОН................................................................................................... 28
Перечень действующих двусторонних международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (Письмо ФНС РФ от 15.01.2009 г. N ВЕ-22-2/20@))........................... 29
Список литературы..................................................................................................................... 30
Содержание.................................................................................................................................. 30
[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами РФ Уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов», п. 10.
[2] Жестков В.С. Правовые основы налогового планирования (на примере групп предприятий): учебное пособие // Серия «Библиотека налогового юриста». – М.: Академический правовой университет, 2002. – С. 9-13.
[3] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» п. 3, ст. 4.