Для безопасной работы требуется, следовательно, умение приспосабливаться к ее специфике. В выработке этого умения играют роль, во-первых, индивидуальная пригодность работника (то есть его соответствие в силу своих способностей требованиям, выдвигаемым трудовой деятельностью данного рода), во-вторых, степень его опытности, и, в-третьих, его отношение к опасности, сознание опасности. Они определяют как его поведение в опасных зонах и отношение к мерам безопасности, так и его осмотрительность при выполнении работы и общее поведение на рабочем месте.
Для успешного выполнения работы очень важно правильное отображение действительности. Во-первых, рабочему необходимо располагать определенными предварительными знаниями, которые он усваивает в виде профессиональных навыков и мастерства. Во-вторых, он должен уметь использовать эти знания. В ходе выполнения конкретной работы трудящемуся следует постоянно иметь представление об окружающей действительности, следить как за своей деятельностью, так и за станком или инструментом, за производимыми деталями и т. д. Одним словом, работая, он одновременно применяет свои профессиональные знания и приспосабливается к требованиям, которые обусловлены конкретной работой и условиями труда.
Возможности применения знаний и приспособления к требованиям частично определяются техническими, технологическими и организационными особенностями конкретного трудового процесса. К этим знаниям следует присоединить также требования, обусловленные правилами безопасности труда, так как эти правила неотделимы от технических, технологических и организационных особенностей данного вида работы. Именно от них зависит, с какими источниками опасности приходится иметь дело рабочему во время работы, соблюдение каких правил поведения в этих условиях позволит ему избежать опасности.
|
Правильное применение профессиональных знаний в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют работнику в процессе его деятельности, составляет содержание трудовой дисциплины. Безопасность работы может быть достигнута тогда, когда в действиях и поступках работника органически соединятся профессиональные знания и навыки с требованиями безопасности работы. Предписания охраны труда, меры по технике безопасности не могут быть какими-то дополнениями к требованиям, предъявляемым работнику как специалисту, они должны составлять для него элементы условий труда и трудового процесса. Это один из основных принципов психологии безопасности труда. Его осуществление должно являться составной частью профессионального образования. Каждому работнику необходимо стремиться к тому, чтобы хорошая работа означала также работу безопасную.
Это правило касается обоих этапов при обучении конкретной трудовой деятельности. В процессе обучения можно выделить два основных этапа: приобретение знаний и выработка приемов и навыков. Под приобретением знаний мы понимаем получение информации о предметах и орудиях труда, то есть тот процесс, в ходе которого будущий рабочий частично путем личных наблюдений, частично на основе обобщений усваивает все необходимое для своей будущей деятельности. Под знаниями, таким образом, мы понимаем логическую переработку учеником определенного конкретного фактического материала. Однако для успешного выполнения работы отвлеченных знаний недостаточно. Необходимо обучение самим действиям. Для того чтобы управлять движениями, помимо общих знаний о трудовых процессах, необходим еще и опыт, складывающийся в результате наблюдения за работой других людей и подражания им. В ходе освоения какой-либо трудовой операции ученику показывают отдельные приемы и движения, в результате у него возникают зрительные образы, которые откладываются в памяти. В то же время он сам повторяет операции, учится отдельным движениям. При выполнении каждого из них в самих двигательных центрах возникают соответствующие связи. Двигательные центры головного мозга и нервные окончания, расположенные в двигательном аппарате, в совокупности образуют двигательный анализатор. В формировании этих связей принимают активное участие и другие анализаторы, в частности зрительный. Остающиеся в памяти следы двигательных ощущений и их воспроизведение мы называем двигательной памятью. Она играет огромную роль в управлении поступками, непосредственно определяет наши действия.
|
Единство знания, ощущения и движений можно показать на конкретном примере трудового процесса. Когда человек, собирается, например, перепилить бревно, прежде всего необходимо, чтобы он знал, как пользоваться пилой (под каким углом к бревну держать ее, с какой силой тянуть и т. д.). Эти знания заранее определяют подход человека к работе.
Если под влиянием практики главную роль в управлении трудовыми движениями берут на себя двигательный анализатор, зрение, слух и другие органы чувств, а роль второй сигнальной системы отодвигается на задний план, то трудовая деятельность приобретает характер навыка. Навыками мы называем системы автоматически выполняемых движений. Одной из задач профессиональной подготовки является выработка и закрепление навыков путем упражнения.
Особенно важно такое формирование навыков, которое органически включало бы в двигательный ансамбль приемы и движения, отвечающие требованиям безопасной работы. Необходимость соблюдения трудящимися правил безопасности - главный воспитательный принцип охраны труда.
Билет 4