ОГЛАЛА ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ СНОВА




1856-1860

 

Хотя оглала не были сильно вовлечены в осложнения около форта Ларами в 1852-1855гг, эти события повлияли на позднейшую историю этого племени. Со времени убийства Бычьего Медведя в 1841г оглала бесцельно переходили с места на место, держась около Платт, наблюдая за белыми, проходящими по пути, и каждый год становясь все более очарованными этим странным народом и его особенностями. Еще несколько лет и оглала не смогли бы сбросить эти державшие их чары, но сильный шок, полученный от битвы с Граттаном и от кампании Харни, открыл для них очевидным факт, что долина Платт теперь была землёй белого человека, где они могут оставаться только потому, что их терпят, подчиняясь доминированию белых. Ни оглала, ни брюле не хотели мириться с такой ситуацией и, когда вожди увидели все это, индейцы повернулись к Платт спиной и двинулись в бизонью страну к северу и югу от реки.

Таким образом, вскоре после 1854г оглала группы Бычьего Медведя, которые в 1846г охотились на Равнинах Ларами и зимовали около форта Ларами, теперь внезапно переместилась на юго-восток, и скоро обосновались на рукавах Репабликан-Форк, в северном Канзасе и южной Небраске. С ним ушли брюле из группы Маленького Грома и Пятнистого Хвоста. Вождями этой группы оглала были Плохая Рана, которого генерал Харни в 1856г выбрал наследовать Человеку-Боящемуся-Своих-Лошадей в качестве верховного вождя племени, Маленькая Рана, Свисток и Убийца Пауни. Последний был военным лидером, а не настоящим вождем. Соединившись с южными шайеннами, эти сиу Репабликан-Форк часто уходили на юг, до реки Арканзас. Скоро они начали терять связь со своими северными родственниками, так как решили, что им трудно ходить к форту Ларами за получением своих ежегодных товаров, они хотели, чтобы на Платт, ниже развилок было основано новое агентство для их обслуживания.

Когда началось движение прочь от Платт, Народ Дыма, включавший общины, признававшие Старого Дыма своим вождем, повернул к северу и занял земли в верховьях южной развилки реки Шайен, сразу к юго-западу от Черных Холмов. Вождем этой группы и индейцы и белые считали Человека-Боящегося-Своих-Лошадей. Положение Старого Дыма непонятно. Это подразделение племени было названо его именем, и мы естественно рассчитываем, что он был вождем, однако это имя даже не включено в список вождей 1850 и 1856гг. Теперь он был очень стар и большую часть времени проводил у форта Ларами. Возможно, что он отступил, как делали некоторые более старые вожди. Эта северная группа оглала была тесно связана с миннеконжу и северными шайенами.

Когда происходило это движение в новую страну, маленькая группа оглала, включавшая нескольких брюле, осталась около форта Ларами. Эти люди были теми, кто так спутался с белыми, что не смог покинуть их. Собравшись из различных общин, некоторые были людьми Медведя, а другие Народом Дыма, они образовали новую группу и скоро более независимые соплеменники называли их Ваглукхе - "последователи" или "Бездельники"; это имя им весьма подходило, так как они обычно охотились около переселенческого пути и затем торопились обратно, чтобы следовать за фургонными обозами и нищенствовать перед белыми или идти к форту Ларами и бездельничать около него, живя на то, что можно получить от солдат. К этой группе принадлежали все семьи, чьи дочери были замужем за белыми. Некоторые офицеры взяли индейских жен по брачному обычаю сиу и многие выдающиеся семьи на Востоке и Юге имели неизвестных родственников в лагере Ваглукхе. Так, мы слышали о скво генерала... и женщине капитана... которые были хорошо известны на Верхней Платт после Гражданской войны.

Во время периода меховой торговли на семьях сиу, живших у форта, не было пятна: и, действительно, муж- торговец считался честью для любой девушки сиу, и на ее и ее семью смотрели со значительной завистью. Это чувство, вероятно, сохранялось в течение нескольких лет после того, как войска заняли форт Ларами, так как мы видим Старого Дыма, живущего у поста с общиной своего народа, очевидно с Плохими Лицами, в лагере которых жил Красное Облако. Это народ не был бездельником. Они оставались у форта до тех пор, пока не поняли, что пребывание там означает, что в течение нескольких лет они не стали ведущей общиной войнолюбивых оглала.

Красное Облако жил в районе форта Ларами примерно с 12 лет, сам пост был центром интереса, занимавшего большую часть его времени. Он жил в лагере Дыма, который после 1850г возглавлял один из сыновей Дыма. Пес, сын одной из сестер Красного Облака, родился в этом лагере. Он утверждал, что у вождя, сына Старого Дыма, была очень ревнивая жена, которая часто ссорилась с ним, наполняя жилище, а в действительности весь лагерь, своими сердитыми обвинениями. Ее любимым эпитетом было сказать своему мужу, что у него плохое лицо, и она повторяла это так часто и в таком пронзительном тоне, что скоро это стало постоянной шуткой, и люди дали вождю прозвище Плохое Лицо - Ите-шича. Имя пристало и скоро применялось к самому лагерю. 1

В нескольких случаях Красное Облако говорил, что он присутствовал во время убийства Граттана в 1854г, но, очевидно, что, ведущей роли в этом деле он не играл. Он, вероятно, еще год или два оставался около форта Ларами, а затем присоединился к движению тех оглала, которые не хотели оставаться на Платт и быть рабами белых. До последних нескольких лет мы не имели информации, освещающей этот период жизни Красного Облака, но недавно мистер Л. Б. Доуэрти в описании своей жизни торговцем у форта Ларами определенно поместил этого вождя в лагерь сиу, который около 1856г был постоянным довеском форта. Однажды, как повествует мистер Доуэрти, Красное Облако готовил пир для нескольких выдающихся вождей, которые посетили форт, и, желая произвести на гостей большое впечатление, подошел к военному хирургу и попросил у него бутылку виски. Он ее получил, а в обмен дал офицеру две прекрасно украшенные бизоньи шкуры. Когда начался пир, Красное Облако достал бутылку и широким жестом передал ее одному из приглашенных вождей, который отхлебнул, сурово посмотрел на хозяина и быстро передал бутылку. Каждый гость в свою очередь пил, но питье всем им явно не нравилось. Наконец, бутылка достигла озадаченного Красного Облака; он сделал быстрый глоток и обнаружил, что бутылка содержит лишь воду. Остановив своих гостей, рассерженный Красное Облако отправился в кабинет хирурга, но тот ожидал его и спрятался. Несколькими днями позднее, когда дело улеглось, хирург принес свои извинения и преподнес Красному Облаку значительные подарки, предназначавшиеся для его оскорбленной гордости. Но все время, пока Красное Облако оставался у форта, он был известен как Две Шкуры, в память о дне, когда за бутылку воды он отдал белому человеку две прекрасные шкуры. 2

Переместившись к югу от Репабликан-Форк, Медвежий Народ завладел наилучшими охотничьими землями пауни и эти оглала, вместе со своими друзьями брюле и шайенами, постоянно подвергались набегам пауни. В ответ, они атаковали пауни и, когда те рисковали выходить на равнины для охоты, и когда находились в своих земляных деревнях на Луп-Форк. В период после 1855г южные оглала, вероятно, впервые вошли в контакт с ютами, иногда уходя с шайенами в горы Колорадо, чтобы совершить набег на это племя. Чарльз Истман утверждает, что оглала воевали с ютами еще в 1835 или 1840гг и, что Пятнистый Хвост, Красное Облако и другие молодые люди того времени добились большей части своих ранних успехов в боях с ютами. Источником этого, вероятно, является дырявая память сиу. "Перечни зим" и другие современные источники не сообщают о какой-либо войне с ютами в указанный период.

Когда около 1855г Народа Дыма повернулся спиной к Платт и двинулся к северу, страна около Черных Холмов была уже достаточно освоена сиу, которые мигрировали к западу от Миссури, и изобилия бизонов там больше не было. Взгляды этих индейцев в течение некоторого времени были прикованы к прекрасной охотничьей стране, лежащей к западу: стране рек Паудер и Бигхорн. По договору 1851г этот район считался территорией кроу, водораздел между реками Паудер и Литл-Миссури был границей, отделяющей страну кроу от страны сиу. Еще в 1800г кроу поняли, что река Паудер для них не безопасна из-за постоянных атак сиу и других врагов; поэтому они обычно охотились в землях к западу от реки Паудер. Однако они еще могли помешать любому племени занять их старые земли, и река Паудер была Безлюдной Землей, через которую проходили военные отряды, и где иногда некоторые общины индейцев рисковали расположить свой лагерь, провести сезон и затем отойти, пока враги не узнали об их присутствии.

Когда в 1851г был заключен договор, сиу уже зарились на земли кроу и именно поэтому хункпапа и некоторые другие так настойчиво отказывались от мира с кроу, который входил в это соглашение. Хункнапа подчеркнуто утверждали, что они не бросят воевать с кроу.

Через год они перешли реку Паудер и атаковали кроу. В этих рейдах им помогали миннеконжу и санс арк, жившие у Бель-Фурш (северная развилка Шайен). Агент племен Верхней Миссури каждый год сообщал, что его сиу соблюдают мир с кроу. Люди индейской страны, вероятно, смеялись над этим, потому как они знали, какую выгоду агент извлекает из ежегодной ренты сиу и, что больше всего на свете он боится того, что чиновники из Вашингтона узнают правду и остановят высылку подарков сиу.

Война с кроу стала основным интересом северных общин оглала только тогда, когда они переместились в земли к северу от Платт. Вскоре они ушли к западу, охотясь в верховьях реки Паудер, где у них возник тесный союз с миннеконжу и санс арк из страны Черных Холмов, а также с северными шайенами. Агент Верхней Платт Твисс вероятно знал это очень хорошо, но в его рапортах не было никаких упоминаний о войне, которую сиу вели против кроу. Как и агент Верхней Миссури, он занимался только нахваливанием своих добрых сиу, которые соблюдают мирное заверение, сделанное ими в 1851 году.

В этот период кроу были в сложном положении, когда сиу атаковали их с востока и юга, а черноногие давили на них с севера. Вряд ли кто-либо может избежать симпатии по отношению к кроу, храброму народу, который в основном был очень дружественен в отношениях с белыми в течение последующих 50-и лет. Это правда, что они время от времени грабили проходившие через их страну отряды белых, а иногда убивали белого чиновника, но по сравнению с сиу, их юго-восточными врагами, и с черноногими, их северо-западными врагами, кроу были хорошим народом. Их расположение далеко вверх по Йеллоустон доставляло трудности в доставке необходимых им товаров, и после договора в Ларами, получение кроу ежегодных товаров всегда вызывало осложнения.

В 1854г часть кроу была вынуждена пройти за своими товарами весь путь до форта Юнион у устья Йеллоустона, но по пути домой они были атакованы врагами и потеряли много людей. На следующий год они не пришли и, когда в 1856г агент прибыл в форт Юнион на пароходе, он обнаружил, что ежегодные товары кроу за предыдущий год еще находятся на складе форта. Он сформировал небольшой отряд и вместе с ним поднялся по Йеллоустон и Бигхорн и, наконец, обнаружил кроу, которые охотились выше устья Литтл Бигхорн. Они сказали ему, что боятся идти за своими товарами к форту Юнион и, что белые сказали им, что на Миссури была оспа, и что яд оспы находился и в их ежегодных товарах. Они боялись врагов и боялись оспы. Агент Воган заверил их, что эти разговоры об оспе были изобретением нехороших людей и, наконец, убедил вождей придти к форту с 350 воинами (этот отряд был достаточно силен, чтобы отбиться от любого врага, которого они могли встретить) и с вьючными пони. Кроу получили свою ежегодную ренту за два года. Они также получили оспу, и много людей умерло. "Бессовестный белый человек", которого агент в своем рапорте обвинил в распространении слуха о микробах оспы, был совершенно прав. На следующий год кроу отказались идти в форт Юнион.

Летом 1859г капитан Рейнолдс обнаружил две наиболее крупные общины кроу (горные кроу вождя Красного Медведя и нижняя, или речная община вождя Два Медведя), торгующими у форта Сэрпи, около устья Бигхорн. Они были очень дружественными. Годом позже, в августе 1860г, часть экспедиции Рейнолдса, возглавляемая лейтенантом Малхасом, Второй Драгунский полк, следовала от форта Бентон к форту Юнион. 3 августа к их лагерю на Биг-Драй-Сэнди, к югу от Миссури, прибыла большая группа кроу. Джим Бриджер, переводчик, вышел и убедил нескольких воинов придти в лагерь; они пришли с хмурыми лицами и, сказав, что у них болят сердца, внезапно выстрелили из 3 ружей; по этому сигналу появилось 250 конных кроу, которые атаковали лагерь, пытаясь обратить табун в паническое бегство. Малхас и Бриджер лишь с большим трудом смогли спасти лошадей и предотвратить заранее подготовленное сражение. В конце этого волнения, вождя кроу убедили прийти для переговоров. Это был Мате Лута, Красный Медведь, верховный вождь горных кроу, который в августе 1859г был так дружественен по отношению к отряду Рейнолдса. Он сказал, что сердца его воинов черны, потому что белые предали их. Расспросив его, лейтенант Малхас выяснил, что дураки из Индейского Ведомства приказали послать ежегодные товары кроу к агентству Верхней Платт, в агентство оглала, жестоких врагов Кроу! Последним сообщили, что они могут получить свои товары, совершив 300-мильное путешествие через вражескую территорию. Примерно в это же время торговый пост кроу на Бигхорн, форт Сэрпи был оставлен меховой компанией, и племя осталось без товаров и без боеприпасов для ружей. Эти горные кроу теперь стояли лагерем на Биг-Драй-Сэнди, далеко от своих родных угодий на Бигхорн. Они отважились придти на эту территорию с очевидной целью торговли у форта Юнион, но боялись идти к этому посту из-за оспы и сиу. 3

Неудивительно, что сердца кроу были черны. В момент, когда они отстаивали свою страну от вражеского давления с юга, востока и севера, все припасы оружия и снаряжения были внезапно блокированы белыми, которые считались их верными друзьями, и они были вынуждены оставить свою родину на Бигхорн на некоторое время и искать убежища к северу от Йеллоустон. В вопросе регулярного снабжения оружием и снаряжением, ситуация с сиу очень отличалась от ситуации у кроу. Кроме запаса этих товаров, получаемых у правительства в форме выгодных рент, оглала и некоторые другие племена тетонов могли легко добраться до Сухопутного Пути вдоль по Платт, где были многочисленные торговые дома, этапные станции и ранчо, на которых они могли получить всё снаряжение и новые ружья, за которые они могли заплатить бизоньими шкурами, лошадьми и другими вещами.

Идиотские действия чиновников по Индейским Делам в 1859г, вместе с оставлением поста кроу, вероятно, стоили этому племени большей части страны реки Паудер. Они должны были уйти далеко, ища снаряжение и другие необходимые вещи, а когда они вернулись на свои собственные земли, то обнаружили, что сиу переместились к северу. Когда однажды сиу завладели территорией, выгнать их было невозможно.

В этих атаках на кроу, сиу с огромным эффектом использовали большие военные отряды. Вероятно, что люди обычно собирались в огромном лагере летом для ежегодного Танца Солнца, а после церемоний собирался огромный военный отряд, который выступал и совершал ежегодный крестовый поход против несчастных кроу. В 1859г индейский агент Верхней Миссури сообщил, что сиу убили в бою верховного вождя кроу и 30 его лучших воинов. В 1859г кроу сказали капитану Рэйнолдсу, что маленький лагерь их народа, состоявший из 80-и очагов, недавно был уничтожен огромным отрядом сиу. Это, очевидно, был военный отряд Черного Щита, о котором говорится в "перечне зим" сиу, и которого еще помнят оглала. 4. "Перечень зим" Облачного Щита сообщает, что в 1861-1862гг большой военный отряд, ведомый Красным Облаком, участвовал в сражении с кроу, убив вождя кроу, Маленького Кролика. Другой перечень оглала называет этого вождя Пятнистым Конем.

Рапорт агента Верхней Миссури за 1862г говорит о завершении энергичного наступления сиу на кроу. Он утверждает, что последнее племя было выгнано со своей прежней родины и кочевало в горах далее к западу. С этого времени кроу не часто рисковали приходить в свои старые охотничьи земли к востоку от Бигхорн и к югу от Йеллоустон.

Агент Твисс, отвечавший за оглала и брюле Верхней Платт, по некоторым причинам скрывал факт, что его сиу воюют с кроу; и, действительно, он представлял своих индейцев мирным народом, на который совершает набеги не переродившиеся духовно кроу. При внимательном анализе, очевидно, что в своих рапортах он фальсифицировал факты. В рапорте 1856г он описывает северную границу сиу, идущей от Медвежьего Холма в Черных Холмах вдоль по водоразделу между развилками реки Шайен в юго-восточном направлении, откуда по водоразделу между реками Паудер и Норт-Платт к Красным Холмам выше Платт-Бридж. Все земли к северу от этой линии были территорией кроу; однако, оглала агентства Твисса каждый год охотились и жили к северу от линии, и в атаках на кроу в их собственных лагерях поднимались до Йеллоустон.

Твисс постоянно предлагал Индейскому Ведомству новые планы, которые требовали траты большего количества общественных денег, выгоды от которых не видел никто, исключая агента и его друзей-торговцев. Так, в 1856г он настаивал на основании нового агентства для оглала в верховьях Хорс-Крик, к юго-востоку от форта Ларами, и агентства для брюле на Уайт-Ривер, около Бьют-Налл, примерно в 80 милях к юго-востоку от форта. Он утверждал, что таким образом сиу будут перемещены от пути вдоль Платт и от дурного влияния белых с этого пути, и обучаемые правительственными фермерами скоро осядут и станут выращивать маис, и обеспечивать этим себя. Такие предположения могли быть приняты чиновниками Вашингтона, но люди Верхней Платт, вероятно, знали, что агент пытался получить как можно больше правительственных денег под фальшивыми предлогами. Большинство сиу уже покинули путь вдоль Платт по своей собственной инициативе и занимались поиском новых охотничьих земель далеко от него. Эти индейцы были дики, как волки, и, несомненно, избили бы или застрелили любого члена племени, который попытался бы осесть и фермерствовать. Агент Твисс определенно знал это, и его предложение было сделано, скорее, в собственных интересах, чем с целью помощи индейцам. Наиболее удивительным из проекта этого человека был план агентства у Верхней Платт-Бридж для кроу, снейков и общины верхних миннеконжу. Это агентство, вероятно, предназначалось для удобства миннеконжу, которые таким образом смогут получить все необходимые скальпы и лошадей кроу и снейков, не совершая трудного 200-З00-мильного перехода до их лагерей.

Годом позднее, в 1857г, этот странный человек забыл все планы и о фермерстве оглала на Хорс-Крик, а брюле - у Бьют-Налл и о Станции для скальпирования кроу-снейков-сиу у Верхней Платт-Бридж. Не объяснив ни слова, он перенес агентство из окрестностей форта Ларами к Дир-Крик на Сухопутном Пути, примерно в 100 милях к западу от форта. Почему после всех протестов против нахождения индейцев около пути и разговоров о плохом влиянии белых он поместил агентство именно в это место, объяснено не было. Однако можно отметить, что переместившись к Дир-Крик, агент практически бросил более дружественные общины оглала и брюле, охотившиеся к югу от Платт и Бездельников, живших около форта Ларами, и связал свою судьбу с диким народом Дыма, который теперь охотился в верховьях реки Паудер, на небольшом расстоянии к северу от Дир-Крик. Джон Ричардс, "головорез", начавший контрабанду спиртного на Верхней Платт в 1840г, теперь обосновался около Дир-Крик, как сделал это и Джозеф Бисонетт. Оба эти торговца теперь были богачами. Старый Джо имел индейский торговый дом, переселенческий магазин, сухопутную этапную станцию и почтовую контору, которыми он управлял с помощью своих скво и многочисленного потомства полукровок. Положение Ричардса было почти таким же, но его индейская торговля была много большей, от его укрепления прямо к лагерям сиу на реке Паудер вело несколько твердых троп. Для переселенческой торговли он построил пошлинный мост через реку и был богатым человеком, которому не нужно было оставаться на Платт, но сиу стали его народом, и полная заинтересованность в их делах держала его там. У него было несколько подрастающих сыновей, метисов-оглала, "Парни Ришоу", об этом клане воинов, разведчиков, переводчиков и торговцев мы услышим далее. В 1841г Ричардс хвастался, что правительство никогда не пришлет индейского агента, который сможет помешать продавать виски сиу, и в 1857г он оставался при своем мнении. Агент Твисс определенно не был таким человеком, так как Ричардс занимался своими делами перед самым его носом.

Перемещаясь к Дир-Крик, Твисс, очевидно, прежде всего, думал о своих интересах. Для своих партий переселенцев мормоны построили там прекрасную станцию. Место было выбрано из-за прекрасной воды, изобилия травы и хорошего запаса леса. В результате мормонской войны 1857г она была заброшена и майор Твисс (все индейские агенты были майорами) тот час же свил в мормонских строениях свое гнездо - он, его девушка-оглала и их любимец медведь. Сэр Ричард Бертон, проследовавший в 1860г по этому пути, собрал несколько образцов скандальных слухов, касающихся Твисса.

То, что этот индейский агент, достойный выпускник Вест-Пойнта и бывший армейский офицер дружил с безграмотными французскими торговцами и их метисами, пил с ними и участвовал в их темных делах, действительно удивляет. Когда в 1861г президент Линкольн сместил его с должности, Твисс взял свою индейскую жену и детей, и присоединился к оглала на реке Паудер. Когда в 1864г он пришел с индейцами к форту Ларами, его видел лейтенант Эжен Ф. Вор, и он описал его хорошо выглядящим стариком с белой бородой. Твисс присоединился к офицерам, обсуждавшим кампании Гранта и продемонстрировал понимание военной стратегии, чем удивил их, так как они не знали, что он был в армии. Через несколько дней он ушел вместе с дикими оглала, направившись на север, к реке Паудар. Где и когда он умер, неизвестно. Сегодня среди оглала есть много людей по фамилии Твисс; они - потомки этого странного человека.

Когда агентство было перенесено к Дир-Крик, южные оглала поняли, что их отец, агент, покинул их. Большую часть своего времени эти люди теперь проводи ли далеко к югу от Платт, каждый год приходя торговать с Бовуа, бывшим человеком АМК, торговавшим на Южной Развилке, у Калифорнийской Переправы. Там же они торговали с братьями Гилманами и Джеком Морроу, чьи торговые дома находились далее, вниз по реке. Твисс и его наследники обвиняли этих торговцев в продаже спиртного и ведении незаконной торговли оружием и снаряжением, которое они меняли на лошадей и другую собственность, которую индейцы воровали. Правдой, вероятно, является то, что торговцы около Развилок Платт в целом были менее разборчивыми, чем Ричардс и Бисонетт, основная вина которых состояла в том, что они находились слишком далеко для того, чтобы агент нашел с ними взаимопонимание и мог собрать свой обычный "пай".

В 50-х и 60-х годах торговцы имели огромное влияние на оглала. Большинство из этих людей были французами из Сент-Луиса, они женились на индеанках, говорили на их языке, и вся связь агента и других чиновников с индейцами осуществлялась через них. Очень невежественные относительно путей жизни белых и легковерные, почти как дети, большинство вождей легко позволяли водить себя за нос, и торговцы были специалистами в искусстве вождения за нос индейцев. До 1865г ни один агент не мог жить на Верхней Платт, не заключив соглашения с более сильными торговцами. Он даже не мог встретиться со своими индейцами до тех пор, пока не убеждал торговцев послать гонцов и пригласить вождей. Его переводчиков выбирали торговцы, и те обычно действовали в их интересах, но иногда некоторые из этих людей, в чем-то умнее, чем их товарищи, использовали свое место около агента, чтобы утеплить свое собственное положение. Так, семья Дженис обязана своей судьбой факту, что когда в 1855г агент Твисс прибыл к форту Ларами, он выбрал своим переводчиком Энтони Джениса. Дженис, предположительно, был человеком Джона Ричардса, но он использовал свое место у агента для собственной выгоды, и скоро смог открыть собственное дело. Вражда между этими французскими торговцами была передана их детям, бывшим наполовину оглала, и кульминацией ее стало убийство парнями Ришоу двух сыновей старого Джениса. У Энтони был брат по имени Николя, а у него был сын-метис оглала, также по имени Николя. После 1870г Николя Дженис был женат на дочери Красного Облака, но кто из двух Николя-старший или же его сын, неясно. Несмотря на это, Красное Облако всегда был в лучших отношениях с Джоном Ричардсом и его сыном Джоном, чем с другими торговцами, и обычно следовал их совету. С другой стороны, Красный Пес из общины Оюкхепе, более сильной группы северных оглала после 1870г, не имел никаких дел с кланом Ричардса.

Эти торговцы могли вызвать серьезные осложнения, так как имели огромное влияние на большую часть вождей; но у них был очень полезный страх перед правительством СШ и умное понимание того, что осложнения принесут вред торговле. Поэтому они не подстрекали индейцев нападать на белых, но совершенно очевидно, что Ричардс и Бисонетт поощряли войну сиу против кроу; эта война приносила пользу торговле - сиу получали большую часть своего оружия и снаряжения у торговцев, живших около Дир-Крик, под носом агента, который в своих ежегодных рапортах утверждал, что сиу верны своему обещанию о мире с кроу.

Ни один из авторов, писавших о сиу, не отметил следующий любопытный факт, касающийся сиу: и Бордо, и Бовуа, и братья Дженис, и Леон Пэлэдай все были людьми АМК из старого форта Джон, на месте форта Ларами, и все они были тесно связаны торговлей и женитьбой с южными оглала, или народом Медведя, и брюле Пятнистого Хвоста, связанными с народом Медведя. С другой стороны, Джон Ричардс, Джо Бисонетт и некоторые другие были бывшими служащими оппозиционной компании, “Прат Кабан Энд Компани”, собственников форта Платт около форта Джон, и всегда торговали с северными оглала, или народом Дыма, и женились на женщинах этой группы. Помня об этом, и видя, каким торговцам и переводчикам благоволил индейский агент, мы можем понять, под чьим влиянием он находился. В 1855г агент Твисс попал под влияние людей АМК, но в 1857г присоединился к другой фракции, обратившись к интересам народа Дыма. Можно отметить, что Красное Облако и его община Плохих Лиц оставили форт Ларами около времени перемещения агента Твисса к Дир-Крик, и мы можем предположить, что эти события каким-то образом связаны. Возможно, с уходом агента лагерь сиу у форта должен был более, чем когда-либо полагаться на военных, и комендант устал от их постоянных просьб и приказал им уйти. Происходившая в это время мормонская война вызвала перемещение войск, и офицеры в форте Ларами, которые знали сиу, на годы были перемещены в другие места.

То, что Плохие Лица не деградировали в результате своей долгой связи с солдатами форта Ларами, было быстро продемонстрировано, когда они присоединились к своему народу на реке Паудер. Ведомые Красным Облаком, они приняли активное участие в начальных эпизодах войны с кроу. Красное Облако в этот период часто ходил к Дир-Крик для торговли со своим другом Джоном Ричардсом, у которого он получал оружие и снаряжение для участия в военных действиях. Во время одного из таких визитов, зимой 1859-1860гг, он встретил лейтенанта (позднее полковника) Генри Мэйнадьера, которого сиу называли Много Оленей. В позднейшем рассказе об этой встрече, полковник Мэйнадьер утверждал, что в то время Красное Облако не был вождем. Это достаточно очевидно. В 1860г вождем Плохих Лиц был один из сыновей Старого Дыма, а Красное Облако был ведущим воином, "носителем рубахи" или главным солдатом. И, действительно, нет свидетельств о том, что до 1865г, или даже 1870г, Красное Облако стал вождем. Вопрос о вождях непрост, так как даже сами индейцы не соглашаются, когда говорят о них. Красное Облако был в 1865г "носителем рубахи", но я не верю, что это позволяет считать его настоящим вождем. 5. Перемещение Плохих Лиц к реке Паудер закончило отступление оглала и брюле из долины Платт. Маленькая группа Бездельников - людей, которые связались с белыми посредством браков или почувствовали вкус к новой жизни - ужасалась мысли об уходе и жизни в диких лагерях на реке Паудер и Репабликан-Форк, и остались около форта Ларами. Большой Рот и Голубой Конь, первоначально бывшие Плохими Лицами, оставили свой лагерь, когда он решил уйти к северу, и присоединились к общине Бездельников. Старый Дым остался на Платт. Когда в 1861г агентство вернулось от Дир-Крик к форту Ларами, он вернулся жить к форту, где на следующий год его упоминают как "вождя сиу этого поста". 6. Старик умер в 1864г, и несколько лет можно было видеть его похоронный помост, стоявший на возвышении, сразу позапади форта.

Оглала Народа Медведя, жившие теперь на Репабликан-Форк, были в основном Истинные Оглала и Киюкса. Они были старыми ведущими общинами племени, но так как они твердо склонялись к дружбе с белыми, теперь они теряли доброе имя и их численность сокращалась. В 1856 году полковник Коллинз насчитал у них 150 типи, тогда как в 1846 году Френсис Паркман насчитал 190 жилищ. Оглала Народа Дыма на реке Паудер имели три основные общины: Хункпатила "Те, чей лагерь в роге" (упоминание рога племенного лагерного круга места чести), возглавляемые Человеком-Боящимся-Своих-Лошадей; Оюкхпе “Сброшенные", среди которых Красный Пес был выдающимся человеком; и Итешича "Плохие Лица", община Красного Облака, Бешеного Коня, Большой Дороги и Маленького Ястреба. В северной группе оглала в 1865г было около трехсот типи, и силы ее увеличивались. Война с кроу привлекла в лагеря оглала на реке Паудер многих людей и скоро возникшие осложнения с белыми увеличили численность этих вольнолюбивых общин. Вожди, стоявшие за мир, не могли удержать свои общины на месте. Община Бездельников у форта Ларами, вероятно, уменьшилась до менее 50 типи. Эти люди, являвшиеся пацифистами, не считались значительными ни своим собственным племенем, ни белыми, которым они так старались понравиться.

 

Примечания 6 главы

1. Пес не обращал внимания на имя этого сына Дыма, который был прозван Плохим Лицом, но сказал, что он был отцом Одежды Женщины, оглала, который в 1877г остановил генерала Крука и предупредил его, что Бешеный Конь планирует убить его. Лейтенант Каспар Коллинз, очевидно, слышал историю, рассказываемую Псом (на Верхней Платт в 1863г), так как в своих замечаниях он говорит: "Плохие Лица произошли от оглала. Они получили прозвище Плохие Лица из-за их настроя ссориться со своим собственным народом". Это - самое ранее зарегистрированное упоминание Плохих Лиц. Спринг " Жизнь Каспара Коллинза ".

2. Доуэрти в " Историческом Обзоре Миссури ", июнь 1930г.

3. Рэйнольдс, Исследования Йеллоустоути Миссури в 1859 и 1860гг. Это агент Твисс предложил послать товары кроу в его агентство на Верхней Платт; что он сделал с ними, не известно, но кроу их никогда не получили.

4. Кроу убили Большую Ворону, сына Черного Щита, и этот вождь послал трубку и собрал огромное количество сиу. Оглала еще говорят об этом деле. По утверждению сиу, Большая Ворона был сыном вождя миннеконжу Грудь. Это не согласуется ни с заявлением оглала, ни с "перечеями зим".

5. Стэнли Вестал в своей книге " Сидящий Бык ", называет "носителей рубах" хункпапа "верховными вождями". Все не так просто. Люди, возглавлявшие лагерь Бешеного Коня, когда он сдался в 1877г, все были "носителями рубах". Бешеный Конь имел рубаху, но не был вождем. Пес и Маленький Большой Человек, оба в этой группе, которая возглавляла колонну, были "носителями рубах", а не вождями. Не достаточно ясно, говорил ли Красное Облако от имени своего племени на совете у форта Ларами в 1866г. Если говорил, то он был вождем, так как вожди говорили от имени племени на совете. Мы должны считать его вождем в 1870г, так как в этом году он ездил в Вашингтон и говорил за свое племя.

6. Спринг " Жизнь Каспара Коллинза ".

 

ЭПОХА БЕЛОГО ВТОРЖЕНИЯ

 

"Вы только говорите и говорите и заключаете

соглашения и договора. А потом вы идете и делаете

только хуже! Вы подожгли прерию! "

Большой Рот, 1867г.

 

ГЛАВА 7

"НАЧАЛО ВОЙНЫ"

1861-1864

 

Начало Гражданской Войны произвело небольшое впечатление на умы оглала. Они видели уходящие отряды солдат, оставляющие только небольшие гарнизоны в постах, и они слышали о больших сражениях среди белых, но все это было очень далеко и их не касалось. Восстание сиу в Миннесоте в 1862г коснулось их более близко. Они обвиняли белых в захвате страны санти. Осенью 1862г часть санти внезапно появились на верхней Миссури. Их лагерь был полон грабежа и пленных белых женщин и детей. Эти люди говорили о победах над белыми, но вожди тетонов были достаточно проницательны, чтобы подозревать, что санти прибыл на Миссури не просто, чтобы сообщить им новости, и скоро стало очевидно, что сиу из Миннесоты боялись солдат и прибыли искать убежище за Миссури. Правдивость этого представления была быстро продемонстрирована прибытием больших сил солдат из Миннесоты и Миссури. Санти, которые так смело говорили о победах, теперь быстро переместились с их пути, часть из них пошла к северу, остальные пересекли Миссури и присоединились к тетонам. Поскольку войска не стали разбираться между тетонами и санти, и поскольку часть тетонов была готова бороться, большинство тетонов верхней Миссури скоро было втянуто в войну, которую они не искали и не планировали, но в которую Судьба толкала их.

События 1862г и следующего года затронули оглала и брюле более близко, чем новости о больших сражениях белых между собой, но даже это не заставило их предпринять какие либо действия. Они оставались тихими, но белое население границы было совсем не тихим. Новости о резне в Миннесоте посеяли панику на границе от Дакоты до Канзаса, и от Айовы на запад, к горам. Часть поселенцев оставила свои фермы, сбежав к самым близким городам, в то время как другие объединились в вооруженные отряды и начали досаждать дружественным племенам. Губернаторы, один за другим, обратились в Вашингтон, утверждая, что все индейцы были враждебны и требовали войска. Газеты добавили шума. Правительство, узнав о кровавых событиях в Миннесоте, не могло игнорировать распространившееся чувство тревоги на Западе, и было вынуждено послать большие силы добровольцев, чтобы укрепить посты на Миссури, Платт и Арканзас.

Несомненно, прибытие этих отрядов привело к войне с племенами равнин в 1864г. Красное Облако говорил, "белые солдаты всегда хотели начать войну", и в этих словах было много правды. Жизнь в пограничном посту была очень нудным делом, и мы имеем множество свидетельств, чтобы показать, что большинство солдат и младших офицеров надеялись, что индейцы дадут им повод для нападения. Это относится и к регулярным войскам на верхней Платт в 1852-1854гг, и добровольцам, которые прибыли в эту область десять лет спустя. Посланные, чтобы поддерживать мир, многие офицеры и большинство добровольцев пробовали нарушить ужасную монотонность гарнизонной жизни, начиная беспокоить индейцев. Колорадская конница и другие отряды, завербованные на границе, считали индейцев дикими животными. Лейтенант Юджин Во рассказал, что Канзасские добровольцы в Тополином Лагере на нижней Платт, желая попрактиковаться в стрельбе из пушки, открыли стрельбу по сиу, которых они заметили на острове реки. Это случилось до возникновения неприятностей с индейцами, которые были дружественны. В " Жизни Каспара Коллинса ", мы находим этого юного офицера, столкнувшегося с желанием солдат и офицеров полка, Одиннадцатой Конницы Огайо, показать себя в сражении с индейцами. Эти добровольцы из Огайо, размещенные по Норт-Платт, со штабом в форте Ларами, с завистью слушали рассказы пограничных жителей. Б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: