Обследование состояния грамматического строя речи.




I. Составить предложение по опорным словам: (см. конверт)

а) Белка, тащил, дупло, в, орехи, грибы.

б) Сосна, у, нашего, рос, дома.

в) Шарик, собака, у, миска, с, супом, кости.

II. Сочинение по сюжетной картинке.

III. Предложные конструкции. Вставить нужный предлог. (см. конверт)

Обошёл …… дерева.

Отчалил …… берега.

Подъехал …… станции.

Вышел …… дома.

IV. Образование множественного числа.

пень –

лев –

дерево –

рама –

соловей –

лиса -

V. Составить из двух слов одно.

голубые глаза – голубоглазый

нежное лицо –

длинные уши –

 

 

VII урок. 6 класс

I. Изложение по плану.

Первый урок.

Раннее утро. Лиса принесла в зубах мышь, положила её у норы.

Из норы показались тёмные острые мордочки лисят. Они услышали, что пришла мать и поспешили к ней. Выбежали зверьки на полянку, стали играть.

Вот один лисёнок заметил мышь, подбежал и потрогал лапкой. А мышь живая, лиса её только слегка придушила. Тронул лисёнок мышку, она пустилась бежать. Лисёнок за ней. Другие тоже заметили и пустились в погоню. Но попробуй догони!

Тут лиса, как кошка, бросилась на добычу. Схватила и опять отнесла на полянку.

Лисята окружили, стали ловить. До тех пор играли, пока не задушили.

Вот и получили первый урок, как ловить добычу.

Вопросы: 1. Что сделала лиса?

2. Расскажите, как лисята играли с мышью?

3. Какой урок они получили от матери-лисицы?

Примерный план: 1. Лисица у норы.

2. Лисята спешат к матери.

3. Игра с мышкой.

4. Первый урок.

II. Исправь предложения: (см. конверт)

1. Цветы не поливали, потому что они засохли.

2. Мальчик был рад и забил гол.

3. Котёнок налил молока Маше.

Заключения по обследованию:

I. Клинико-педагогическая классификация.

механизм: дислалия

дизартрия

алалия

ринолалия

формы: сенсорная

моторная

механическая

проявления: ламбдацизм

сигматизм

ротацизм

объём: мономорфная

полиморфная

II. Психолого-педагогическая классификация (для формирования групп).

1. ФНР – нарушение произношения.

2. ФФНР – нарушение произношения и недоразвитие фонематических процессов анализа, синтеза.

3. Лексико - грамматическое недоразвитие речи. (ЛГНР)

4. ОНР при сохранном интеллекте (нарушение звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи)

5. НОНР – может быть нарушен один звук, и нарушен лексико-грамматический строй речи.

 

Заключения:

НОНР: фонетическое нарушение речи, механическая дислалия, ротацизм.

Дисграфия - если задержка психического развития ОНР, задержка психического развития.

ЛГНР, дисграфия.

I класс - профилактика дисграфии.

 

 

ПРОВЕРКА НАВЫКОВ ПИСЬМА

Основные задачи: выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специ­фических ошибок, степень выраженности).

Проверке навыков письма предшествует обследование состояния чтения, звукопроизношения, фонематического развития, лексико-грамматического строя речи каждого ученика по традиционной методике.

Ниже представлен апробированный речевой материал для обследования письма, отвечающий следующим требованиям:

• речевой материал включает звуки всех фонетических групп;

• предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;

• включает слова различной сложности слого-ритмической структуры.

Тактика обследования строится гибко — от достигнутого учеником уровня: если школьник может писать текстовой диктант — с него и следует начать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо диктанту слов, букв - для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности.

З а д а н и я

• Списать слова и предложения с рукописного текста.

• Списать слова и предложения с печатного текста.

• Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):

а) строчные буквы:

п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, и, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х

б) прописные буквы:

Г, 3, Д, Р. Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ

• Диктант слогов:

ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач

• Диктант слов различной структуры:

лыжи, куст, ключ, щука, круги, улица, жили, бант, чищу, старушка, аист, шарф, заснуть, насмешка, крыльцо, уснёт, грач, утки, глазок, сквозняк, простокваша, природа, сильный, пружина, убрал, чтение и т.п.

Записать после однократного прослушивания:

У ёлки пушистый зайчик.

Слуховой диктант.

1 класс

КЛЁН

У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.

КОТ

У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.

ИДЁТ ВЕСНА

Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.

2 класс

ПТИЦЫ

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

3 класс

НОЧЬЮ В ЛЕСУ

Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

• Дать подписи к предметным картинкам (слова); к сюжетным картинкам (предложения).

• Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-3-их классов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: