I. Составить предложение по опорным словам: (см. конверт)
а) Белка, тащил, дупло, в, орехи, грибы.
б) Сосна, у, нашего, рос, дома.
в) Шарик, собака, у, миска, с, супом, кости.
II. Сочинение по сюжетной картинке.
III. Предложные конструкции. Вставить нужный предлог. (см. конверт)
Обошёл …… дерева.
Отчалил …… берега.
Подъехал …… станции.
Вышел …… дома.
IV. Образование множественного числа.
пень –
лев –
дерево –
рама –
соловей –
лиса -
V. Составить из двух слов одно.
голубые глаза – голубоглазый
нежное лицо –
длинные уши –
VII урок. 6 класс
I. Изложение по плану.
Первый урок.
Раннее утро. Лиса принесла в зубах мышь, положила её у норы.
Из норы показались тёмные острые мордочки лисят. Они услышали, что пришла мать и поспешили к ней. Выбежали зверьки на полянку, стали играть.
Вот один лисёнок заметил мышь, подбежал и потрогал лапкой. А мышь живая, лиса её только слегка придушила. Тронул лисёнок мышку, она пустилась бежать. Лисёнок за ней. Другие тоже заметили и пустились в погоню. Но попробуй догони!
Тут лиса, как кошка, бросилась на добычу. Схватила и опять отнесла на полянку.
Лисята окружили, стали ловить. До тех пор играли, пока не задушили.
Вот и получили первый урок, как ловить добычу.
Вопросы: 1. Что сделала лиса?
2. Расскажите, как лисята играли с мышью?
3. Какой урок они получили от матери-лисицы?
Примерный план: 1. Лисица у норы.
2. Лисята спешат к матери.
3. Игра с мышкой.
4. Первый урок.
II. Исправь предложения: (см. конверт)
1. Цветы не поливали, потому что они засохли.
2. Мальчик был рад и забил гол.
3. Котёнок налил молока Маше.
Заключения по обследованию:
I. Клинико-педагогическая классификация.
механизм: дислалия
дизартрия
алалия
ринолалия
формы: сенсорная
моторная
механическая
проявления: ламбдацизм
сигматизм
ротацизм
объём: мономорфная
полиморфная
II. Психолого-педагогическая классификация (для формирования групп).
1. ФНР – нарушение произношения.
2. ФФНР – нарушение произношения и недоразвитие фонематических процессов анализа, синтеза.
3. Лексико - грамматическое недоразвитие речи. (ЛГНР)
4. ОНР при сохранном интеллекте (нарушение звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи)
5. НОНР – может быть нарушен один звук, и нарушен лексико-грамматический строй речи.
Заключения:
НОНР: фонетическое нарушение речи, механическая дислалия, ротацизм.
Дисграфия - если задержка психического развития ОНР, задержка психического развития.
ЛГНР, дисграфия.
I класс - профилактика дисграфии.
ПРОВЕРКА НАВЫКОВ ПИСЬМА
Основные задачи: выяснение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования; выявление нарушений письма (характер специфических ошибок, степень выраженности).
Проверке навыков письма предшествует обследование состояния чтения, звукопроизношения, фонематического развития, лексико-грамматического строя речи каждого ученика по традиционной методике.
Ниже представлен апробированный речевой материал для обследования письма, отвечающий следующим требованиям:
• речевой материал включает звуки всех фонетических групп;
• предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству;
• включает слова различной сложности слого-ритмической структуры.
Тактика обследования строится гибко — от достигнутого учеником уровня: если школьник может писать текстовой диктант — с него и следует начать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо диктанту слов, букв - для определения сформированных и нарушенных звеньев графо-лексической деятельности.
З а д а н и я
• Списать слова и предложения с рукописного текста.
• Списать слова и предложения с печатного текста.
• Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой):
а) строчные буквы:
п, и, ш, т, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, и, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х
б) прописные буквы:
Г, 3, Д, Р. Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ
• Диктант слогов:
ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шази, жне, ащу, зню, лох, кор, пла, кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач
• Диктант слов различной структуры:
лыжи, куст, ключ, щука, круги, улица, жили, бант, чищу, старушка, аист, шарф, заснуть, насмешка, крыльцо, уснёт, грач, утки, глазок, сквозняк, простокваша, природа, сильный, пружина, убрал, чтение и т.п.
• Записать после однократного прослушивания:
У ёлки пушистый зайчик.
• Слуховой диктант.
1 класс
КЛЁН
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.
КОТ
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
ИДЁТ ВЕСНА
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна.
2 класс
ПТИЦЫ
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
3 класс
НОЧЬЮ В ЛЕСУ
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
• Дать подписи к предметным картинкам (слова); к сюжетным картинкам (предложения).
• Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-3-их классов).