Вопрос 2. Специфика философского знания. Философия, религия, наука и искусство




1. Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности,так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением (предельное обобщением ранее накопленных человечеством знаний, всего существующего знания).

Философия и наука. Первое. Наука изучает определенную часть сущего. Философия – все целое, единство этих частей. Второе. Специфика знания. Философское знание: авторское, личностное, императивное. Убеждение, стратегия жизни. Многообразие, неповторимость, парадоксальность философских идей. Отсутствие единого шаблона. Научное знание: доказуемо, общезначимо, достоверно. Безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Направлено на выработку «объективной» картины мира. Третье. Философии не присуще прогрессивное развитие. Источники и смысл. В философии речь идет о целостности бытия, о таких сторонах и глубинах человеческого сознания, которые не могут быть предметом научного познания. Общее:использование рациональных способов рассуждений.

Философия, искусство, религия.

Общее:устремленность к фундаментальным вопросам человеческого бытия, души человека. Пробуждение человека, избавление его от погруженности в мелочные дела, «жизни в пещере» (Платон). Спасение человека. Философия – учение о том, как жить человеку, чтобы оставаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями, перед лицом неизбежной смерти.

Отличия: Обращение не к чувствам, а к разуму. Возможность достижения другой, истинной, свободной и разумной жизни здесь и сейчас, в этом мире. Отсутствие догматов. Выводы философа доступны любому здравомыслящему человеку. Для это требуется лишь одно: рассуждать непредвзято и непротиворечиво. Философа интересует не только результат, но и то, как он достигнут, инструменты, которые использовались при его достижении. Не ссылка на авторитет и не яркие образы, а доказательство играет основную роль в философских построениях.

• Философия – рациональное освоение сверхопытного мира.

• Наука – рационально осовение опытного мира.

• Искусство – эмоциональное освоение опытного мира.

• Религия – эмоциональное освоение сверхопытного мира.

2. Особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта)

• имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Вопрос 3. Философия как способ самополагания человека в мире. Анализ статей М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию», «Быть философом – это судьба», «Философия – это сознание вслух».

1. «Быть философом–это судьба»:

Философия может быть профессией, но гораздо важнее, что она часть жизни как таковой. Если, конечно, эта жизнь проживается человеком как своя, личностная, единственная и неповторимая.

Можно говорить о философствовании как об особом акте осмысления мира и себя в нем; акте, дающем нам некое обобщенное, универсальное знание, свободное от повседневной гонки за происходящим.

Философия — это публичное сознание, то есть сознание, которого нельзя не высказать, сознание вслух. И в этом смысле оно неотвратимо. Философ нефилософом быть не может, если, конечно, он попал на эту прямую мысли, вырастающую из того узла, который заставил тебя остановиться. Это судьба!

Сознание вслух — нецеленаправленно, нецеленамеренно и тем более незлонамеренно. Оно не для того, чтобы показать себя или утвердиться социально, или ущемить кого-то. Философ в этом смысле беззащитен: он может высказываться только от своего имени. Сознание вслух – профессия, поскольку высказывается профессионально. Философия может быть как источником науки, так и ядром уже ставшей науки.

 

2. «Как я понимаю философию»:

• Философия, как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Становление философского знания – это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовно пережить… Например, у Иванова есть какой-то свой способ выражения себя и в этом смысле – своя философия, т.е. есть уже некий личный опыт, личный, пройденный человеком путь испытания, которое он пережил, узнал и идентифицировал в философских понятиях, воспользовавшись для этого существующей философской техникой. И, исходя из своего личного опыта, он вносит что-то новое в эту технику. Короче говоря, философия - это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта.

• Есть какой-то путь к философии, который пролегает через собственные наши испытания, благодаря которым мы обретаем незаменимый уникальный опыт. И его нельзя понять, а можно только, повторяю, испытать. И тогда окажется, что испытанное нами имеет отношение к философии.

• Чаще всего наше переживание сопровождается отрешенным взглядом на мир: мир как бы выталкивает тебя в момент переживания из самого себя, отчуждает, и ты вдруг ясно что-то ощущаешь, сознаешь. В этом состоянии тебе многое способно открыться. Но для того, чтобы это открытие состоялось, нужно не только остановиться, а оказаться под светом или в горизонте вопроса: почему тебя это так впечатляет? Например, почему я раздражен? Или наоборот: почему я так рад? Застыть в радости или страдании. В этом состоянии – радости или страдания – и скрыт наш шанс: что-то понять. Назовем это половиной пути . Так вот, в крайней точке этого полпути мы и можем встретиться с философским постижением мира. Ибо по другой половине дуги нам идет навстречу философия уже существующих понятий. То есть, с одной стороны, философ должен как бы пройти полпути вниз, к самому опыту, в том числе и к своему личному опыту. А с другой стороны, философские понятия позволяют продолжать этот путь познания, поскольку дальше переживать без их помощи уже невозможно.

• Нужно отказаться от себя, чтобы что-то понять. Отказаться, чтобы возродиться, или, как писал Декарт, – "родиться второй раз". В своих действительно философских работах Декарт никогда не приводил цитат, не ссылался на других, но говорил, например, что всегда есть время в жизни, когда нужно решиться стереть все записи прошлого опыта, не улучшать, не дополнять что-то, не чинить, например дом, по основанию которого прошла трещина, а строить его заново. Эта мысль текстуально совпадает с первым монологом Гамлета. Слова клятвы Гамлета перед тенью отца звучат по смыслу так: под твоим знаком я сотру все записи опыта на доске моего сознания и построю все сначала и в итоге, под знаком Бога, узнаю истину.

• Орудием научения может явиться оригинал в руках читателя, который читает. Соприкосновение с оригиналом есть единственная философская учеба. Ведь если философ идет нам навстречу, то и мы должны идти к философу; мы можем встретиться только в точке обоюдного движения. А если я не пошел, сижу, схватившись за голову, над текстом, ничего не получится. Только придя в движение и пройдя свою половину пути, мы получаем шанс встретиться с философией – в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а я нет, но что я тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и, более того, не знал, что об этом так можно говорить.

• Научиться читать философские тексты и что-то извлекать из них мы можем только в том случае, если будем относиться к ним на уровне совершаемых актов философствования, а не эквивалентов, на уровне актов, соотносимых с жизненным смыслом философских понятий, даже самых отвлеченных. Если мы будем относиться к ним поверх и помимо их культурно-исторических смыслов, то нам и откроется заключенное в них содержание.

• Всякая философия должна строиться таким образом, чтобы она оставляла место для неизвестной философии. Этому требованию и должна отвечать любая подлинно философская работа.

 

3. «Философия–это сознание вслух»:

Философия – это язык, на котором расшифровываются свидетельства сознания. Философом является каждый человек – в каком-то затаенном уголке своей сущности. Но профессиональный философ выражает и интерпретирут особого рода состояния, которые поддаются пересказу лишь на философском языке.

Я хочу определить философию как сознание вслух, как явленное сознание, поскольку от этого сознания человек, как живое существо, не может отказаться.

Философию можно определить и так: философия есть такое занятие, такое мышление о предметах, любых (это могут быть предметы физической науки, проблемы нравственности, эстетики, социальные проблемы и т.п.), когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания. Сейчас я расшифрую, что это значит. Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком.

Теперь я выражусь иначе. Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. Образ и подобие Божье – это символ, соотнесенно с которым человек исполняется в качестве Человека. Человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. И вот эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отражении самого себя символом "образ и подобие Божье". То есть Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме.

Философия – это то, о чем можно говорить на языке философии и чем занимаются философы.

Философия не преследует никаких целей, помимо высказывания вслух того, от чего отказаться нельзя. Целью философии является сама философия.

Существует утверждение философии: бытие – это то, чего не было и не будет, но что есть сейчас, или всегда, что то же самое.

Я поясню: то что философы называют смыслом – смыслом истории или смыслом мироздания, - это то, что никогда не реализуется в пространстве и времени.

Мы незрелые в своем развитии, мы живем на всем готовом, мы стали инфантильными, а человеку очень важно, чтобы счастье, как и несчастье, было результатом его собственных действий, а не выпадали ему из таинственной, мистической дали послушания. Инфантильность – это переростковое состояние, с упущенным моментом взросления. Основная страсть человека, как я понимаю, – это исполниться, осуществиться.

...





Читайте также:
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.015 с.