Вторая славянская группировка — анты




Вторую большую группу славянской керамики третьей четверти I ты­сячелетия н. э. составляют слабопрофилированные горшки с округлым или овальным туловом. Наибольшее расширение находится в средней части высоты, горло и дно сужены и примерно равны по диаметрам (рис. 22).

Такая керамика в VI—VII вв. получила широкое распространение (рис. 21), но коренным ее регионом было междуречье Днестра и Днеп­ра. В других районах эта посуда, как будет показано ниже, появляется позднее, и ее распространение явно связано с расселением славян из Днестровско-Днепровского региона.

Обстоятельная характеристика памятников с керамикой второй груп­пы в междуречье Днестра и Днепра дана в работах В. Д. Барана 75, Д. Т. Березовца 76, П. И. Хавлюка 77, В. П. Петрова 78 и других.

Поселениями славян здесь были исключительно селища, расположен­ные,в долинах мелких рек и ручьев или на останцах. Для поселений выбирали места, которые не требовали сооружения искусственных ук­реплений. Реки, леса и болота служили естественной защитой и делали поселения малодоступными.

Основным типом жилища были полуземлянки, в плане близкие к квадрату. Площадь их колеблется от 6 до 20 кв. м. Глубина котлова­нов от 0,3—0,4 до 1—1,2 м. Стены домов облицованы деревом. Они имели столбовую или срубную конструкцию: более ранние жилища — часто столбовые, поздние — преимущественно срубные. Печи-каменки за­нимали один из углов жилища.

Славянская керамика второй группы занимает ведущее место на всех этих поселениях. На поселениях Верхнего Поднестровья вместе с ней иногда присутствует и керамика первой группы, о чем уже говорилось. Преимущественно на южной окраине ареала этой славянской группиров-

74 Седов В. В. Новгородские сопки, с. 33.

75 Баран В. Д. Раннослов'янськi пам'ятки Верхнього Поднiстров'я i Пiвденно-3ахiд-ноi Волинi.— МДАПВ, 5, 1964, с. 95—114; он же. Раннеславянские памятники на Западном Буге. — Slovenska archeologia, 1965, N 2, s. 319—372; он же. Некоторые итоги изучения раннеславянских древностей Верхнего Поднестровья и Западной Волыни.— AR, 1968, № 5, с. 583—593; он же. Раннi слов'яни мiж Днiстром i При-п'яттю.

76 Верезовец Д. Т. Поселения уличей на р. Тясмине.— МИА. № 108, 1963, с. 145—208.

77 Хавлюк П. И. Раннеславянские поселения в средней части Южного Буга.— СА, 1963, № 3, с. 187—201; он же. Раннеславянские поселения Семенки и Самчинцы в среднем течении Южного Буга. — МИА, № 108, 1963, с. 320—350; он же. Раннеславянские поселения в бассейне Южного Буга.— В кн.: Раннесредневековые во­сточнославянские древности. Л., 1974, с. 181—215.

78 Петров В. П. Стецовка, поселение третьей четверти I тысячелетия н. э. (по ма­териалам раскопок 1956—1958 гг. в Потясминье).— МИА, № 108, 1963, с. 209—233.


 

Рис. 22. Славянская керамика второй (пражско-пеньковской) группы

1 — Волошское; 2 — Гайворон; 3, 6 — Семенки; 4 — Старое Село; 5 — Дунауйварош; 7 — Селиште; 8 — Рипнев; 9 — Батошана; 10 — Кобуска Веке; 11 — Загорска Быстрица; 12, 14 — Луг I; 13 — Поян

ки вместе с округлодонными сосудами получили распространение биконические горшки с резким или скругленным ребром, приходящимся на середину высоты. Их называют сосудами пеньковского типа. На неко­торых поселениях эти сосуды составляют заметную часть керамического материала, на других они единичны. Горшки пеньковского типа нельзя причислить к этнографическим признакам славянской культуры, по­скольку они не обнаруживают развития в более поздних древностях сла­вян. По-видимому, их присутствие на славянских памятниках VI—VII вв. отражает взаимодействие славянского населения с каким-то иным этно­сом. Следствием такого же взаимодействия, очевидно, являются немно-


гочисленные находки на славянских поселениях слабопрофилированных тюльпановидных сосудов, очень близких керамике, распространенной на памятниках третьей четверти I тысячелетия н. э. в Верхнем Поднепровье (древности типа Тушемли — Колочина).

На славянских поселениях южной периферии встречается также гон-чарная керамика пастырского типа — сосуды с округлым туловом и орна­ментом из пролощенных полос, а иногда и амфоры. По-видимому, ее распространение на памятниках со славянской керамикой свидетельст­вует о проживании здесь наряду со славянами иноэтничного населе­ния 79. В пользу этого говорит и открытие на некоторых поселениях жилых построек неславянских типов. Так, на селище Стецовка одно из жилищ представляло собой наземное сооружение диаметром 6—7 м, окруженное неглубокой канавкой 80. На поселении Луг 2 исследована постройка в виде эллипсоидного углубления размерами 6X5 м. со столбо­вой ямой в центре и восемью — по краям 81. Оба жилища по конструк­ции сходны с юртами кочевых племен, обитавших восточнее Днепра 82. Возможно, к ним относятся жилище в виде овального углубления с оча­гом, зафиксированное в Молочарне 83, и жилище в виде неправильно-овального углубления размерами 5X4 м в Дериевке 84.

Могильные памятники славянского населения рассматриваемого ре­гиона пока еще исследованы слабо. Раскапывались лишь могильники в окрестностях с. Великая Андрусовка, недалеко от впадения р. Тясмин в Днепр 85. Обряд погребения — трупосожжение на стороне. Остатки кре­мации помещены в ямки или в урны, поставленные в такие же ямки.

Металлические предметы на славянских памятниках очень немного­численны. Среди них есть украшения — пальчатые и зооморфные фибу­лы, браслет с утолщенными концами, пряжки и фигурные бляшки от пояса, серьги пастырского типа, проволочные спиральные височные коль­ца, бронзовая фигурка льва, которые позволяют датировать эти памят­ники VI—VII вв.

Имеются основания полагать, что наиболее ранние поселения со сла­вянской керамикой второй группы относятся к V в. В. Д. Баран опреде­ляет начало поселения у с. Зеленый Гай концом V в. по керамическому материалу 86. На селище Куня найдена железная двучленная фибула

79 Процент гончарной керамики на этих поселениях невелик (до 5—6%). Керамика пастырского типа не может быть для пеньковских поселений этническим призна­ком. Поэтому невозможно согласиться с М. И. Артамоновым, полагавшим, что эти памятники оставлены одной из болгарских племенных групп — кутригурами (Ар­тамонов М. И. Етническата принадлежност и исторического значение на пастирс-ката культура.— Археология (София), 1969, № 3, с. 1—9).

80 Петров В. П. Стецовка, поселение третьей четверти I тысячелетия н. э., с. 216.

81 Березовец Д. Т. Поселения уличей на р. Тясмине, с. 166.

82 Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура М. 1967 с 52— 58.

83 Березовец Д. Т. Поселения уличей на р. Тясмине, с. 150.

84 Телегин Д. Я. Из работ Днепродзержинской экспедиции 1960 г.— КСИА АН УССР,

12, 1962, с. 16.

85 Березовецъ Д. Т. Могильник уличiв у долинi р. Тясмину.— В кн.: Слов'яно-руськi

старожитностi Киiв, 1969, с. 58—70.

86 Баран В. Д. Раннi слов'яни мiж Днiстром i Прип'яттю, с. 62.


позднего арбалетного типа, характерная для IV—V вв. 87 Из поселения Жовнин происходит туалетная костяная ложечка, относящаяся, судя по северокавказским аналогиям, ко второй половине IV—V в. 88

Два важнейших признака культуры славянской группировки, пред­ставленной керамикой второй группы, — глиняная посуда и домострои­тельство — позволяют искать ее истоки в черняховских древностях. Как уже отмечалось, округлобокие сосуды с максимальным расширением при­мерно посредине их высоты, очень близкие к славянским горшкам вто­рой группы, широко распространены на памятниках черняховской куль­туры и в особенности среди ее древностей Подольско-Днепровского ре­гиона.

Типологическая преемственность между славянскими сосудами вто­рой группы и черняховской лепной керамикой довольно убедительно по­казана пока только на верхнеднестровских материалах 89. Поэтому сей­час еще трудно сказать, формировалась ли славянская культура рас­сматриваемого типа в пределах Верхнего Поднестровья или же боле& широко, в границах Подольско-Днепровского региона черняховской куль­туры. Последнее представляется более вероятным, поскольку уже в VI в. славянское население, характеризуемое керамикой второй группы, рассе­лилось на обширных пространствах Юго-Восточной Европы.

Жилища-полуземлянки с печью в углу, весьма характерные для по­селений рассматриваемой славянской группировки третьей четверти I ты­сячелетия н. э., опять-таки своими корнями восходят к Черняховскому домостроительству. Как уже отмечалось, на черняховских поселениях По­дольско-Днепровского региона среди разнотипных углубленных построек вырабатывается квадратная в плане полуземлянка с печью в углу 90.

Сформировавшаяся в междуречье Днестра и Днепра славянская пле­менная группировка уже в VI в. осваивает значительные территории. Славянские памятники с жилищами-полуземлянками и лепной керами­кой второй группы известны в большом количестве на территории Мол­давии 91. Здесь, как и в Поднепровье, на славянских поселениях встре­чаются также сосуды биконических форм и в очень небольшом количест­ве гончарная керамика пастырского типа.

Очевидно, в VI в. славяне — носители керамики второй группы рас­селяются в юго-западном направлении вплоть до придунайских земель Болгарии. Поселения с квадратными в плане полуземлянками с печью или каменным очагом в углу и со славянскими округлобокими горшка-

87 Хавлюк П. И. Раннеславянские поселения в бассейне Южного Буга, с. 188.

88 Рутковська Л. М. Дослiдження поблизу с. Жовнин Черкаськоi областi.— В кн.: Археологiчнi дослiдження на Украiнi в 1969 р., IV. Киiв, 1972, с. 224.

89 Баран В. Д. О соотношении культур римского и раннесредневекового времени на территории Северного Прикарпатья и Юго-Западной Волыни. — В кн.: I Miedzyna-rodowy kongres archeologii slowianskiej, II. Wroclaw — Warszawa — Krakow, 1969, c. 238—257; он же. Черняховская культура в междуречье верхнего Днестра и За­падного Буга в свете новейших исследований. — КСИА, 121, 1970, с. 7—13; Ва-rап V. D. Siedlungen der Cernjachov-Kultur am Bug und oberen Dnestr. — Zeitschrift fur Archaologie, 1973, N 1, S. 24—66.

90 Baran V. D. Siedlungen der Cernjachov-Kultur..., S. 30—40.

91 Рафалович И. А. Славяне VI—IX веков в Молдавии; Древняя культура Молдавии .
Кишинев, 1974.


ми выявлены и обследованы в Румынии — в Молдове, северо-восточной Мунтении, Добрудже 92, а также на территории Болгарии 93. Исследова­лись здесь и могильники. В одном из румынских могильников — Сэрата-Монтеору — открыто более 1500 трупосожжений. Кремацию умерших со­вершали на стороне. Погребения преимущественно ямные, но есть и урно-вые 94.

На некоторых памятниках Днестровско-Дунайского междуречья, как уже отмечалось, наряду с глиняными сосудами второй группы обнару­жена керамика первой группы. Здесь встретились и перемешались два потока славянской миграции — славенский и антский. Румынские иссле­дователи также различают эти миграционные направления 95.

Особенность памятников VI—XII вв. на территории Мунтении и со-

седних районов состоит и в том, что здесь славянская керамика часто находится вместе с глиняной посудой типа Ипотешти-Кындешти (Чурел). Некоторые румынские исследователи относят все памятники VI—VII вв. к культуре Ипотешти-Кындешти, которая имела сложный состав и объеди­няла несколько культурных компонентов, в том числе дако-римский и славянский 96.

Славянские древности VI—VII вв. рассматриваемого облика известны также в Днепровском лесостепном левобережье — в среднем течении Сулы, Пела и Ворсклы97. Севернее лежит область распространения па­мятников колочинского типа, характеризующихся иными конструктивны­ми особенностями жилищ, своеобразной керамикой и некоторыми други­ми чертами. Вместе с тем в Черниговском Подесенье и в Курском По-сеймье на колочинских памятниках встречаются отдельные глиняные

сосуды, по форме тождественные славянской керамике второй группы 98.

92 Матей М. Д. Славянские поселения в Сучаве.— Dacia, IV, 1960, р. 375—394, fig. 5; Cercetari arheologice in Bucuresti, fig. 10, 1, 2, 4—7; Teodor Dan Ch. Unele probleme privind evolutia culturii materiale din Moldova in secolele VI — X, fig. 17, 1—3; 18, 5, 9; Mitrea J. Contributii la conuasterea populatei locale dintre Carpati si Siret in sec. V—VI e. n., fig. 11, 8; 13, 3; idem. Les plus anciens Slaves dans 1'Est de la Rou-manie..., p. 204, fig. 2, 4, 5, 10; Dolinescu-Ferche S. Asezari din secolele III si VI e. n. in sud-vestul Munteniei.— In: Cercetarile de la Dulceanca. Bucuresti, 1974, fig. 52, 4, 6, 7.

93 Въжарова Ж. Н. Славянски и славянобългарски селища в Българскита земи от края на VI—XI век, обр. 3, 5; 81, 2; Выжарова Ж. Н. Памятники Болгарии конца VI—XI в. и их этническая принадлежность. — СА, 1968, № 3, с. 148—159; она же. Славяне и праболгары в связи с вопросом средиземноморской культуры, рис. 2, в — д.

94 Nestor J. La necropole slave d'epoque ancienne de Sarata-Monteoru.— Dacia, I, 1957, p. 289—295.

95 Comsa M. Direction et etapes de la penetration des Slaves vers la Peninsule Balka-nique aux VIе—VIIе siecles..., p. 9—28; Teodor Dan. Ch. La penetration des Slaves dans les regions du S-E de 1'Europe d'apres les donnees archeologiques des regions orientales de la Roumanie. — In: Balcanoslavica, 1. Prilep — Beograd, 1972, p. 29—42.

96 Teodorescu V. Despre cultura Ipotesti-Cindesti in lumina cercetarilor archeologice din nord-estul Munteniei. — SCIV, 1964, N 4, p. 485—504.

97 Горюнов Е. А. Некоторые вопросы истории Днепровского лесостепного левобе­режья в V — начале VIII в.— СА, 1973, № 4, с. 99—112.

98 Третьяков П. Н. Древности второй и третьей четвертей I тысячелетия н. э. в Верх­нем и Среднем Подесенье.— В кн.: Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974, с. 40—118, рис. 5, 2; 22, 20; Горюнов Е. А. Некоторые древности


Поскольку в тех же районах в то же время появляются квадратные в плане полуземлянки с печью в углу (рис. 21), то, очевидно, нужно по­лагать, что эти находки отражают проникновение славянского населения в среду племен — носителей колочинских древностей

Проникали славяне в это время и в районы, входящие в бассейн Северского Донца В салтовском могильнике близ с Дмитровка на р. Ко­роче открыто несколько трупосожжений, помещенных в урнах — округло-боких и ребристых горшках 99.

Славянская атрибуция керамики второй группы доказывается ее преем­ственностью с глиняной посудой VIII — IX вв. Это прослежено в ма­териалах Поднестровья, Молдавии и Болгарии Глиняные сосуды, восхо­дящие к округлобоким горшкам VI—VII вв., составляют часть керамики типа Луки-Райковецкой 100.

Таким образом, славяне, представленные керамикой второй группы, были потомками части Черняховского населения. При характеристике черняховской культуры отмечено, что славянская группировка Подоль-ско-Днепровского региона имела этноним анты. По Иордану анты зани­мали пространство «от Данастра до Данапра». Очевидно, эти данные от­носятся к ранней поре расселения антов. Византийский историк Про-копий Кесарийский (середина VI в.) сообщает уже о более широком ареале антов. Согласно сведениям этого автора анты обитали между Ду­наем и утигурами, жившими по побережью Меотийского озера (Азов­ского моря) 101. Памятники со славянской керамикой второй группы как раз и занимают эту территорию. Западным пределом их распростране­ния служит поречье нижнего Дуная, на востоке — в Днепровском лево­бережье и на Северском Донце — они вплотную соприкасаются с памят­никами тюркоязычных племен Археологические материалы показывают, что на нижнем Дунае анты встретились и частично перемешались с другой славянской племенной группировкой — с(к)лавенами Византий­ские авторы VI—VII вв. постоянно упоминают о таком же взаимодействии с(к)лавен и антов в области Истра (нижнего Дуная) 102.

Прокопий Кесарийский сообщает, что анты и славяне пользуются од­ним языком, у них одинаковый быт, общие обычаи и верования, и «не­когда даже имя у славян и антов было одно и то же». 103 Однако из сведений византийских историков видно, что различия между с(к)лаве-нами и антами не были чисто территориальными. Анты называются на-

I тысячелетия н. э. на Черниговщине — Там же, с. 119—125, рис. 3, 16, 25, Лип-кинг Ю. А. Могильники третьей четверти I тысячелетия н. э. в Курском По-сеимье — Там же, с 136—152, рис 5, 1, 7

93 Плетнева С. А. Об этнической неоднородности населения севере западного хазар­ского пограничья — В кн. Новое в археологии. М, 1972, с 108—118

100 Гончаров В. К. Лука Райковецкая — МИА, 108, 1963, с 283—319, рис 7, Шовкопляс А. М. Славянская керамика VII—IX вв. из Киева — КСИА АН УССР, 8, 1959, с 169—172, Мезенцева Г. Г. Канiвське поселення полян Киiв, 1965, с 71—98

101 Прокопий из Кесарии. Война с готами. М, 1959 с 384 (IV, VIII, 4, 9)

102 Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских пи­сателей по VII в н э — ВДИ, 1941, № 1, с 236, 241, 243

103 Мишулин А. В. Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских пи­сателей, с 237


равне с такими этническими группировками того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы различали славянина и анта даже тогда, когда они служили наемниками империи (например, «Дабрагаст, родом ант»). Анты и с(к)лавене были отдельными племенными группи­ровками, имевшими своих вождей, свое войско и ведущими самостоя­тельную политическую деятельность.

Попытки ответить на вопросы, какую часть славянства составляли анты и какова их роль в славянском этногенезе, предпринимались не­однократно. В историко-лингвистической литературе были высказаны са­мые различные мнения по этому поводу. Значительная группа исследо­вателей (в том числе А. Л. Погодин, А. А. Шахматов, Ю. В. Готье и другие) склонны были видеть в антах восточных славян середины I ты­сячелетия н. э. Так, по А. А. Шахматову, анты составили первый этап в истории русского племени, а восточнославянские племена, названные в Повести временных лет, возникли в результате распада антского един­ства 104. Л. Нидерле, А. А. Спицын и многие другие историки считали, что анты охватывали только южную часть восточных славян 105. В за­падноевропейской литературе было распространено мнение, согласно ко­торому славяне и анты отражали членение праславянского языка на за­падную и восточную ветви 106. Ныне все эти предположения имеют уже чисто историографический интерес, поскольку археология накопила зна­чительные материалы, позволяющие конкретно решить эти вопросы.

Анты — это группа славян, расселившихся в междуречье Днестра и Днепра среди ираноязычного населения, которое было ими ассимилиро­вано. Это была диалектно-племенная группировка славян в VI—VII вв., имевшая свои этнографические особенности. Анты не были ни восточ-ными, ни южными славянами. Эта племенная группировка относится еще к праславянскому периоду. Широкое расселение антов и смешение их с другой диалектной группой славян свидетельствуют об участии их в этно­генезе восточных, южных и западных славян. Распад праславянского языка был сложным процессом, заключавшимся не только в членении славянской территории, но и в значительной перегруппировке славян­ских племен. Диалектно-племенное членение славян ранневизантийской поры и существующее ныне трехчастное деление славянства (восточные, западные и южные славяне), являющееся продуктом более позднего исто­рического процесса, не имеют прямой зависимости.

104 Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. Пг., 1919, с. 6—14. Ныне та­кого же мнения придерживается В. Георгиев (Георгиев Вл. Венети, анты, склаве-пи и триделението на славянските езици.— В кн.: Славянистичен сборник. София, 1968, с. 5-12).

105 Грушевський М. Анты («Avrai, Antes»), уривок з icтоpii Украiни — Руси — Запис­ки наукового товариства iменi Шевченка, т. XXI, кн. 1. Львiв, 1898, с. 1—16; Спи­цын А. А. Русская историческая география. Пг., 1917, с. 18; Нидерле Л Славянские древности. М., 1956, с. 139—141; Третьяков П. Н Анты и Русь.— СЭ, 1947, № 4, с. 71—83.

106 Zeuss К. Die Deutschen und die Nachbarstamme. Munchen, 1837, S. 602—604.


* * *

В конце VI—VII в. на обширных пространствах Среднего Подунавья распространяется керамика, которая по всем признакам должна быть причислена ко второй группе славянской глиняной посуды. Большое ко­личество такой керамики происходит из погребений грунтовых могиль­ников аварского времени, которые, по материалам Словакии, Словении, Далмации и Воеводины, оставлены славяно-аварским населением. На этих территориях прослеживается непрерывное эволюционное развитие куль­туры от VII в. вплоть до развитого средневековья.

В Венгрии культуру славяно-аварских могильников называют авар­ской и связывают с аварами, не отрицая впрочем, того, что в составе ее носителей были и остатки среднедунайского населения римского времени, и славяне 107. Словацкие археологи эти памятники считают метисными, славяно-аварскими, а в некоторых могильниках этой культуры значитель­но преобладают погребения славян 108.

Большое внимание изучению славяно-аварских древностей уделяют ученые Югославии, которые показали, что широкое славянское расселе­ние относилось здесь ко времени первого аварского каганата (конец VI — начало VII в. н. э.) и славяне пришли сюда вместе с аварами 109. В некоторых регионах распространения славяно-аварской культуры сла­вяне, по-видимому, составляли основное ядро населения. 3. Вински заме­чает, что, судя по византийским источникам, историки раннего средне­вековья иногда под аварами подразумевали славян 110.

В чехословацкой археологической литературе лепная керамика из сла­вяно-аварских могильников получила название потисской и придунай-ской 111. Впрочем нередко описываемую славянскую посуду здесь вклю­чают в число пражской керамики. Ведь И. Борковский всю лепную сла­вянскую керамику середины I тысячелетия н. э. назвал пражской, в том числе и округлобокие сосуды 112. Эти сосуды опубликованы среди праж­ской керамики словацкими археологами Д. Бялековой, Л. Красковской и другими 113. Так же трактуется эта керамика в Чехии 114. И. Плейнеро-

107 Kovrig J. Remarks of the Question of the Kestzthely-Culture. Budapest, 1958; Sos Agnes. Bemerkungen zur Frage des archaologischen Nachlassen der awarenzeitli-chen Slawen in Ungarn.— Slavia Antiqua, X, 1963, S. 301—330.

108 Cilinska Z. Fruhmittelalterliches Graberfeld in 2elovce. Bratislava, 1973.

109 Vinski Z. Rani srednji vijek u Jugoslaviyi od 400. do 800. godine. — Vjesnik Archeo-loskog muzeja u Zagrebu, V, 1971, s. 61—67.

110 Так, Константин Багрянородный, касаясь Далмации, писал: «...славянские племе­на, которые зовутся аварами», «славяне, называемые и аварами» или «славяне или авары» и др. (Vinski Z. О nalazima 6. i 7. stoljeca u Jugoslaviyi s posebnim obzirom na arheolosku ostavstinu iz vremena prvog avarskog kaganata.— In: Opuscu-la archaeologica, III. Zagreb, 1958, s. 13—67).

111 Eisner J. Devinska Nova Ves, s. 248—278.

112 Borkovsky I. Staroslovanska keramika ye stredni Europe, tab. II, 11,12.

113 Bialekovd D. Nove vcasnoslovanske nalezy z juhozapadneho Slovenska, s. 97—148, obr. 14, 2, 4, 7; 47, 1; Kraskovska L. Slovansko-avarske pohrebisko pri Zahorskej Bys-trice. Bratislava, 1972, s. 90, obr. 54, 6, 7; 55, 8; и другие работы. Сюда же принад­лежат сосуды, относимые Л. Красковской к промежуточным между пражской и дунайской керамикой.

114 Poulik J. Jizni Morava, zeme davnych slovanu, obr. 26; Podborsky V. Stara Breclav, necropole du type de Prague..., tab. XXIX.


ва и И. Земан включили округлобокие сосуды в общую классификацию керамики 115.

Гончарная посуда (чаще именуемая городищенской), получившая широкое распространение в среднедунайских областях в VII—VIII вв. и вытеснившая лепные сосуды, по формам и пропорциям идентична округ-лобокой керамике, относимой ко второй группе.

На средней Эльбе керамика второй группы распространяется во вто­рой половине VII в. Она названа немецкими исследователями рюсенской. Непосредственная связь ее с подунайской не вызывает сомнения 116.

Распространение керамики второй группы в среднедунайских землях, очевидно, было обусловлено этническими перемещениями в Карпатской котловине, которые имели место во второй половине VI столетия. Из глубины Азии в Европу продвигались авары. Пройдя северопричерномор-ские земли, они пришли в столкновение с антами, а к 562 г. достигли Добруджи и нижнего Дуная. В 567—568 гг. авары обосновались в Пан-нонии.

Движение аваров привело к миграции других племен, среди которых, вероятно, были анты, заселявшие и северопричерноморские земли и об­ласти Нижнего Подунавья. Распространение в Среднем Подунавье сла­вянской керамики второй группы и было вызвано этим движением.

Для решения славяно-аварского вопроса существенные материалы дали раскопки поселений аварского времени. Поселение Дунауйварош расположено в центре Паннонии. В его окрестностях находятся три мо­гильника, которые венгерские археологи считают аварскими. В резуль­тате раскопок на этом поселении установлено, что в VII в. основным типом жилых построек были квадратные в плане полуземлянки с печа­ми-каменками в углу, составляющие важнейшую этнографическую осо­бенность славян. Меньшую часть полуземлянок автор раскопок справед­ливо интерпретирует как юрты, находя аналогии им среди жилищ тюрк­ских племен Восточной Европы 117. Типично славянские полуземлянки открыты и на некоторых других поселениях аварского времени. Суще­ственно и то, что поселение Дунауйварош в VII в. имело кучную бес-

115 Pleinerova I., Zeman J. Navrh klasifikace casne slovanske keramiky v Cechach, s. 721—732, tab. III, 3—5.

116 Vogt H.-J. Zur fruhslawischen Besiedlung des Elbe-Saale-Gebietes.— In: Berichte uber den II Internationalen Kongress fur Slawische Archaologie, II. Berlin, 1973, S. 395-404.

117 Bona I. VII. szazadi avar telepulesek es arpad-kori magyar falu Dunaujvarosban. Bu­dapest, 1973. Исследователь предпочитает называть полуземлянки славянского типа восточноевропейскими. Он полагает, что такие жилища были распростране­ны не только среди славянского населения, но и у других племен Восточной Ев­ропы. В пользу этого приводится явно неубедительная аргументация. И. Бона отмечает, что полуземлянки строили болгары на Волге (Именьковское городище), болгары на Дунае и венгры в XI—XII вв. Однако именьковские полуземлянки (Старостин П. Н. Памятники именьковской культуры.— САИ, вып. Д1-32, 1967, с. 13, 14) по своим конструктивным особенностям не имеют ничего общего со сла­вянскими (в том числе и с дунауйварошскими). Полуземлянки в Дунайской Бол­гарии принадлежат славянскому населению (Въжарова Ж. Н. Славянски и славя-нобългарски селища в Българските земи от края на VI—XI век, с. 11—88), а по­луземляночные жилища Венгрии составляют вариант славянских и, очевидно, заимствованы у славянского населения.


 

системную планировку, очень характерную для славянских селищ этого времени

Ближайшими аналогиями дунауйварошским полуземлянкам с печами-каменками являются жилища славян-антов на нижнем Дунае, в Подне-стровье и Поднепровье 118. Печи-каменки, исследованные здесь, имеют параллели исключительно в антском регионе, поскольку полуземляночные жилища среднедунайских, поэльбских и верхневисленских славян как в VI—VII вв., так и позднее имели очаги, а не печи 119.

Наиболее ранняя керамика поселения Дунауйварош принадлежит к глиняной посуде, относимой по нашей классификации ко второй группе. Очевидно, можно полагать, что в Паннонии, как и в пределах распро­странения всей кестельской культуры, вместе с аварами осели и славя­не — потомки антского населения. Они наслоились на существовавшее до этого в ряде районов Среднего Подунавья славянское население, пред­ставленное керамикой первой группы, и смешалось с ним.

В пользу такого решения вопроса имеется целый ряд косвенных аргу­ментов.

Славянская принадлежность пальчатых фибул Днепровского региона была аргументирована Б. А. Рыбаковым 120. Позднее И. Вернер еще раз убедительно показал, что в качестве одиночных фибул они были состав­ной частью славянской женской одежды 121. Многочисленные новые на­ходки пальчатых фибул в достоверно славянских поселениях и погребе­ниях VI—VII вв. еще раз подтвердили их этническую атрибуцию 122.

Картография этих украшений (рис. 23) показывает, что они были ха­рактерны не для всех славянских племенных группировок третьей чет­верти I тысячелетия н. э., а только для антов (рис. 24). Основная часть этих находок происходит из междуречья нижнего Дуная и Днепра, от­туда, где получила распространение славянская керамика второй груп­пы. Кроме того, аналогичные пальчатые фибулы известны в среднеду­найских землях. Очевидно, эти находки отражают миграцию сюда антско­го населения.

В югославской археологической литературе пальчатые фибулы антско­го типа и другие находки, сходные по формам или идентичные по сти­лю с предметами, входящими в составы днепровских кладов мартынов­ского облика, относятся к мартыновской культуре и считаются славян­скими. Распространение этих древностей на обширной территории от Адриатики до Днепра, по мнению югославских исследователей, отражает славянское расселение VII в. и определяет направление миграции с

118 Раппопорт П. А. Древнерусское жилище — САИ, вып. Е1 32, 1975, с. 17—26

119 Donat P. Zur Nordausbreitung der slawischen Grubenhauser, Abb 2

120 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси М, 1948, с. 57—71, он же Древние русы.— СА, XVII, 1953, с 23—104

121 Werner J. Slawische Bugelfibeln des 7 Jahrhunderts — In Reinecke Festschrift Mainz, 1950, S 150—172, idem Neues zur Frage der slawischen Bugelfibeln aus sudosteuropaischen Landern — Germania, 38, 1960, H 1-2, S 114—120

122 Матей М. Д. Славянские поселения в Сучаве, с. 383, рис. 7, Михайлов С. Ранно-средневековни фибули в България — Известия на Археологическия институт, XXIV, 1961, с. 37—60, Рафалович И. А. Поселение VI—VII вв. у с. Ханска — КСИА, ИЗ 1968, с. 97, рис. 29, 2

128


Рис 23. Пальчатые фибулы

1 - Сучава-Шипот, 2 - Царичин Град, 3 - Морешти, 4 - Мартыновка, 5 - Сэрата-Монтеору,

6 - Кладово


 

Рис. 24. Распространение пальчатых фибул (с маскообразным основанием и их дериваты)

1 — места находок пальчатых фибул; 2 — граница распространения славянской керамики вто­рой группы

1 — Варвен близ Лиепаи; 2 — Штрайтлаукен; 3 — Даумен; 4 — Келларен; 5 — Ваплитц; 6 — Шеуфельдсдорф; 7 — Вышемборг; 8 — Шелиги; 9 — Нова Гута-Могила; 10 — Урчице; 11 — Добого; 12 — Кишкереш; 13 — Чакалу-Урегеды; 14 — Новы Бановцы; 15 — Лаци; 16 — Фёнлак; 17 — Руманишес Банат; 18 — Стара Загора; 19 — Дубовац; 20 — Велесница; 21 — Косовенни; 22 — Векцел; 23 — Гыбаш; 24 — Сармицегетуса; 25 — Морешти; 26 — Гамбаш; 27 — Подей; 28 — Пленица; 29 — Вела; 30 — Лазу; 31— Вырпот; 32 — Орля; 33 — Царичин Град; 34 — Неа Анхиалос; 35 — Пергам; 36 — Дамароая; 37 — Касчиорели; 38 — Батиману; 39 — Тей; 40 — близ Истрии; 41 — Сэрату-Монтеору; 42 — Вуткани; 43 — Круцеа луи Ферентц; 44 — Суча-ва-Шипот; 45 — Горошево; 46 — Демьянов; 47 — Ханска II; 48 — Селиште; 49 — Семенки; 50 — Пастырское; 51 — Смела; 52 — Канев; 53 — Волошское; 54 — Усок; 55 — Мена; 56 — Моква; 57 — Курск; 58 — Казачья Локня; 59 — Суджа


востока, из северопричерноморских земель, на запад, в области Подунавья и на Балканский полуостров 123.

Показательно и распространение славянского этнонима хорваты. Как отмечалось, это племенное название происходит из иранского языка и зародилось, очевидно, там, где славяне вплотную соприкасались со скифо-сарматским населением, т. е. в среде антов. Упоминаемые русской лето­писью хорваты (хрвате), жившие по соседству с восточнославянскими дулебами и волынянами, занимали часть антской территории (Верхнее Поднестровье) 124. Отдельно от них названы «хровате белии», т. е бе­лые хорваты, которые жили на верхней Висле. Среди чешских племен перечисленных в учредительной грамоте Пражского епископства 1086 г. (подтверждение старых привилегий 973 г.), названы хорваты, жившие по обе стороны Орлицких гор. В грамоте Генриха II от 1108 г. говорится о хорватах на Заале около Мерзебурга. Масуди упоминает хорватов живших между Моравой и Чахиным 125. Наконец, хорваты с VII в. и до сих пор живут в западной части Балканского полуострова.

Разбросанность этих этнонимов свидетельствует о миграции хорва­тов 126. Очевидно, все эти хорваты являлись частью одного большого пле­мени, входившего в состав антов. Еще Л. Нидерле полагал, что прикар­патские хорваты подверглись около 560 г. нападению аваров, после чего значительная часть хорватов мигрировала к Адриатическому побережью, а более мелкие группы этого племени расселились в различных местах Среднего Подунавья и на Эльбе. Константин Багрянородный в сочине­нии «Об управлении империей» рассказывает, что хорваты пришли на Балканский полуостров в период царствования императора Ираклия, при­близительно в 630—640 гг., с севера, со своей древней родины, которая называлась Белая или Великая Хорватия.

Все известные этнонимы хорватов находятся в пределах ареала сла­вянской керамики второй группы (рис. 25), подтверждая предположение Л. Нидерле.

Конечно, хорваты не составляли всей массы славянских переселен­цев Среднего Подунавья. Помимо них, в славяно-аварском миграционном потоке участвовали и другие племена славян-антов.

Другой славянский этноним — дулебы, восходящий также к прасла-вянской поре, территориально связан с племенной группировкой славян, представленной керамикой первой группы (рис. 25). Бесспорно, что ду-

123 Korosec J. Archeoloski sledovi slovanske naselitve na Balkanu.- Zgodovinski casopis, VIII, 1954, s. 7—26; idem. Pravilnost opredeljevanja posameznih predmetov in kultur zgodnjega srednjega veka do 7. stoletja kot slovanskih.- Zgodovinski casopis, XII-XIII, 1958—1959, s. 90—99, Vinski Z. Epoque prehistorique et protohistorique en You-goslavie. - In: Recherches et resultats. Beograd, 1971, p. 385-392; Corovic-Ljubinko-vic M. Les Slaves du Centre balkanique du VIе au IXе siecle. — In: Balcanoslavica, 1. Prilep — Beograd, 1972, p. 43—54.

124 Тимофеев Е. Н. Расселение юго-западной группы восточных славян по материа­лам могильников X—XIII вв.— СА, 1961, № 3, с. 56—75

125 Сведения о хорватах собраны Л. Нидерле (Niederle L. Slovanske starozitnosti, II.

Praha, 1906, s. 244, 271; III. Praha, 1919, s. 194—223.

126 Трубачев О. Н. Ранние славянские этнонимы - свидетели миграции славян. — ВЯ, 1974, № 6, С. 48—67.

5* 131


 

Рис. 25. Распространение праславянских этнонимов в эпоху средневековья

I - локализация племен; 2 — ареал славянской керамики второй группы; 3 — направления

расселения хорватов; 4 — предположительное направление миграции дулебов


племя дулебов сложилось еще в римское время где-то по соседству с западногерманским населением. Оттуда дулебы расселились в разных на­правлениях. Средневековые письменные источники фиксируют дулебов на Волыни, в Чехии, на среднем Дунае, между озером Балатон и рекой Мурсой, и в Хорутании, на верхней Драве 128.

При характеристике славяно-иранского симбиоза, вероятно имевшего место в период черняховской культуры, было отмечено, что к элементам иранского субстратного воздействия принадлежит фонема y (h). Ареал этой фонемы кроме южной части восточнославянской территории включа­ет также среднедунайские земли и бассейн верхней Эльбы. Сейчас не­возможно определить, когда эта фонема проникла в чешский и словацкий языки. «Но нельзя исключить и возможность того, что чешский и сло­вацкий были охвачены данной изоглоссой еще тогда, когда предки чехов и словаков были расселены восточнее нынешней территории и жили в не­посредственном соседстве с предками украинцев» 129.

В свете рассмотренных материалов можно полагать, что распростра­нение фонемы y (h) в среднедунайских землях восходит к расселению здесь славянской группировки, представленной в археологических памят­никах керамикой второй группы. Наличие этой фонемы в чешском и словацком языках косвенно отражает справедливость исторических по­строений, предложенных выше.

Наконец, о материалах палеоантропологии. В моей работе, посвящен­ной среднеднепровским славянам, показано, что славяне X—XII вв., ха­рактеризуемые мезокрапией при относительной узколицести, являлись в основном потомками Черняховского населения, сложившегося в условиях ассимиляции местных ираноязычных племен 130. Помимо поднепровских земель, этот антропологический тип в эпоху средневековья получил рас­пространение среди славянского населения Среднего Подунавья и изве­стен на верхней Эльбе (рис. 3). Не исключено, что этот факт отражает расселение потомков антских племен, как оно вырисовывается по архео­логическим материалам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: