Война, модернизация и реформы: премьерство Хуана Негрина 1937-1939 1 глава




 

 

Хелен Грехем

 

В своих политических целях военного времени, так же как и в ранние академические и интеллектуальные времена, Хуан Негрин был либеральным реформатором в традициях светского, элитарного и модернизирующего "Institución Librede Enseñanza" 2. Он родился в тот же самый год, что и Франко в

__________

1 Получивший образование в Германии, где он также начал участвовать в молодежном движении SPD, Негрин был человеком огромного интеллекта. В возрасте двадцати лет (в 1912 г.) он получил степень доктора медицины (к которой он присоединил другую, физиологии) и затем продолжал исследовательскую работу в Германии почти пять лет. Вернувшись в Испанию во время Первой мировой войны он работал в лаборатории престижного мадридское Residencia de Estudiantes, чья интеллектуальная и художественная элита была воплощением либеральных ценностей Institución Libre de Enseñanza (см. прим. 2). (Соседом Негрина был Марселино Паскуа, также доктор медицины, который позднее занимал важнейший дипломатический пост республики, посла в Москве). В 1922 г. в возрасте тридцати лет Негрин был назначен, через конкурс, заведующим кафедрой психологии в мадридском университете. После вступления в PSOEв 1929 г., он был избран в 1931 г. депутатом от Лос Пальмаса. К 1934 г. его вовлеченность в политику (в основном в техническую работы в комитете) привела к практически полному прекращению Негрином исследовательской работы и вскоре он попросил отпуск (excedencia) от своей профессорской деятельности, прекратив и преподавать. Он оставался, однако, главным движущим фактором нового университетского городка. Как секретарь комитета по его развитию Негрин потратил много неоплаченного времени и использовал свой организаторский и креативный талант на этот проект. Биографический материал Негрина довольно скуден, но смотрите Santiago Álvarez's biography, Negrín, personalidadhistórica, 2 volsinc. documents (Madrid: Ediciones de la Torre, 1994); M. Ansó, Yo fui ministro deNegrín (Barcelona: Planeta, 1976); J. Llarch, Negrín ¡Resistiresvencer! (Barcelona: Planeta, 1985); J. Marichal, 'Juan Negrín. El científico como gobernante', in J. Marichal, El intelectual y la política (Madrid: C.S.I.C., 1990).

2 Institución Libre de Enseñanza [институт независимого образования] был основан в Мадриде в 1876 г. либеральными педагогами и университетскими преподавателями, и в частности Francisco Ginerde los Ríos. Его целью было обеспечить неофициальное светское образование свободное от католических догм для воспитания элиты необходимой для модернизации Испании.

1892 в одной из наиболее консервативных семей канарской буржуазии и в Las Palmas de Gran Canaria. Но Негрин и Франко олицетворяли противоположные ответы своего поколения на процесс социально-политических изменений, который начался в Испании после краха империи в 1898 г. и ускорился под воздействием Первой мировой войны. В то время как большинство коллективных ответов на этот поток имело общее понимание центральной роли сильного государства в Испании для будущего национального развития, они могли бы создать совершенно другую концепцию национального проекта, который мог бы создать и поддерживать его. Негрин был культурно эклектичный светский рационалист (хотя и не антиклерикал, его брат и сестра оба вступили в религиозные ордена) широко образован заграницей (он провел более восьми лет в Германии) и хорошо начитан. С точки зрения и темперамента и опыта 3 он не мог быть дальше от культурной среды, которая сформировала военное руководство мятежников и их гражданских последователей: закрытый мир казарм и жестокая физическая двойственность колониальных кампаний в Марокко создали сорт воинского национализма и миф об имперском возрождении, которые затем были усилены культурно-интеллектуальным манихейством ультра-националистских [casticista4] правых.

 

Негрин верил в классическое либеральное "инклюзивное" видение национального государства, основанное на решающем расширении допуска к образованию, которое он видел ключом к социальной

 

___________

3 On Negrín's eclecticism, see Asturian Socialist Teodomiro Menéndez's comment in Marichal, 'Juan Negrín', 89 (see also n. 1 above).

4 Casticista: происходит от casticismo, внутренне ориентированная и часто нетерпимая разновидность культурного национализма, ассоциируемая с кастильскими традициями. Термин вошел в употребление в конце девятнацатого столетия, популяризирован писателями и мыслителями Поколения 1898. С его сильным расистским овертоном (casta), он был ассоциирован во франкоистскую идеологию для оправдания кастильского доминирования в государственном процессе, представляя кастильские традиции как наиболее "типично [то есть чисто] испанские".

экономической и культурной модернизации Испании 5. Однако к 30-м годам это интегральное либеральное видение подверглось большому стрессу по всей Европе, так как огромный кризис заметно разделил экономические интересы капитала от верований и ценностей политического/культурного либерализма: экономическое сокращение едва ли было совместимо с устойчивым финансированием социальных реформ, на которых основывался интегральный либерализм. Республика под руководством Негрина должна была сражаться, защищая интегральный либеральный проект. Но потребности военных усилий, особенно в условиях такой материальной неполноценности, усилили противоречия присущие этому либеральному видению между потребностью в сильном государстве и верой во включенную в демократию нацию.

 

Либеральное и институционное видение Негрином современной Испании не было ни антикапиталистическим, ни радикально эгалитарным в социальном и культурном смысле. Его вступление в Испанскую социалистическую партию (PSOE) сравнительно поздно в 1929 г., когда ему было тридцать семь лет не было связано с какой-либо близостью с ее провозглашенной классической доктриной, но с тем, что он смотрел на партию (на основе доказательств ее организационного потенциала и реформистской практики, значительно противоречащей этой доктрине) как на лучший инструмент для достижения либеральных реформ испанского общества и политики, открыв ее либеральным европейским течениям и идеям 6. На практике PSOE была умеренной социал-демократической партией, которая добивалась власти законным путем для осуществления велфаристской политики социальных и экономических реформ 7. Для достижения этой цели потребуется значительная модернизация государства. Эта цель, с которой парламентская

___________

5 Negrín's newspaper article 'La democratización de la Universidad', in El Socialista, 28 May 1929, cited in J. Marichal, 'Juan Negrín', 88, as his only non-medical publication in the pre-war period.

6 Cf. the philosophy of the Institución Libre and note that Negrín advised his students, researchers and colleagues to read the works of European and other foreign scholars and specialists in their own field (S. Álvarez, Negrín, personalidadhistórica, I, 25).

7 Cf. Комментарий Luis Araquistain (до того, как он попал в орбиту левых социалистов) о том, что социалисты отказались от своего идеального социалистического города в пользу республиканского, cited in Enrique Montero, 'Reform Idealized: The Intellectual and Ideological Origins of the Second Republic', in Spanish Cultural Studies: An Introduction. The Struggle for Modernity, ed. Helen Graham and Jo Labanyi (Oxford: Oxford U. P., 1995), 131.

социалистическая партия все больше идентифицируется, после того, как Вторая республика была установлена в апреле 1931 г. Пожалуй наиболее резонансным публичным выражением стала 'La conquista interior de España' речь произнесенная в Cuenca в мае 1936 г. близким другом и коллегой, социалистическим лидером Индалесио Прието. В ней он призвал прогрессивных испанцев вернуться к давнему вызову, "внутреннему завоеванию" своей страны, другими словами пришло время оставить революционные попытки, как не жизнеспособные (заключение которое Прието сделал из исхода Астурийского восстания в октябре 1934 г.) и вернуться в задаче институтоциональных и социальных реформ. Речь в Куэнке прекрасно выразила собственное видение и цели Негрина.

 

Однако в 1936 г. социалистическое движение было серьезно разделено по вопросу участия PSOE в правительстве. Перед угрозой левых лидеров профсоюза расколоть ряды, парламентарии партии отказались от возможности войти в правительство и поддержать республиканское государство в час кризиса из-за поддержки военного мятежа, распространявшейся среди младших офицеров. Страх, преимущественно Прието, формально расколоть социалистическое движение, парализовал партию в критический момент в мае 1936 г. Негрин, который как тогда, так и позднее рассматривал PSOE скорее как политический инструмент, а не как самоцель или ценность, более страстно, чем кто-либо другой утверждал, что левые в партии были идеологически и стратегически банкротами и Прието должен был назвать это блефом 8. Он не сделал этого и неспособность его политической воли, которая удержала PSOE от власти, нанесла непоправимый ущерб республиканскому проекту. Независимо от препятствий, которые могли быть при обезвреживании военной бомбы до мятежа, они были бесконечно меньше, чем те, которые встали на пути республиканской победы, когда война была развязана 9. Это осознание будет

 

___________

8 Julián Zugazagoitia, Guerra y vicisitudes de los españoles (Barcelona: Editorial Crítica [Grijalbo], 1977), 2324. Cf. also M. Pascua, in S. Álvarez, Negrín. (Documentos), 278. В некотором смысле это мнение Негрин защищал на встрече в Ecija (Seville), когда он действовал как один из вооруженных "телохранителей" Прието против сильного гнева членов социалистической молодежи и других южных федераций социалистов, которые поддерживали левых.

9 Неизбежно эти воспоминания, усугубляемые давлением военных усилий, непрерывно ведущихся против трудностей, в конечном итоге будут в значительной степени способствовать растущему отчуждению Прието и Негрина к середине 1938 г., которые еще более подрывали слаженность социалистического движения. A fuller analysis will be provided in my forthcoming book on the Spanish Republic at War 1936-39 (Cambridge: Cambridge U. P., 1997).

иметь губительное влияние на лидеров PSOE во время войны, которое усилило изоляцию Негрина премьер-министра 10.

 

Военное восстание 17-18 июля 1936 г. высвободило мощные центробежные силы, которые сдвинули в сторону слабый аппарат государства. На освободившемся месте накопленный народными массами опыт прямого действия и культура, в которой идея государства очень часто отсутствовала, выработали много местных инициатив по реорганизации деревенской или соседской жизни, которые на некоторое время бросили вызов существующей структуре собственности.

 

Негрин был либералом, который верил в единство гражданских прав и права собственности. Соответственно, он рассматривал ситуацию, созданную июльскими днями, не как на зарождающийся революционно-эгалитарный порядок, поддерживаемый созидательной волей народа и его гением импровизации, но как на насильственную и произвольную власть, порождаемую раздробленностью государства и крахом конституционной власти. Как он считал, партийные и профсоюзные комитеты, вставшие к руководству всеми делами, иногда хорошо, иногда плохо, связанными с непосредственными нуждами республиканской обороны, были незаконными именно потому, что их власть не подлежала конституционному контролю. Республика так же потеряла жизненно важный международный авторитет в глазах установившихся демократий, что было неизбежно, хотя и несколько несправедливо (так как это было продуктом военного переворота) в отношении такого положения дел.

 

Более того, по мнению Негрина фрагментированное государство никогда не будет обладать ресурсами для победы над своими оппонентами ни в пределах республиканской зоны (социальными кругами, сопротивляющимися процессу "национализации", ускорившемуся с апреля 1931 г., или идеологии "пятой колонны") ни теми за линией войны, борющихся за другую форму национального общества. Республиканское государство должно быть налажено для того, чтобы выиграть войну, а

___________

10 Для Негрина это было как "общение с пустотой", комментарий Gabriel Morón, цитированный в Helen Graham, Socialism and War. The Spanish Socialist Party in Power and Crisis 1936-1939 (Cambridge: Cambridge U. P., 1991), 10708 and cf. Fernando Vázquez Ocaña, Pasión y muerte de la segunda República española (Ed. Norte, n.d., n.p.; preface, Paris, 1940), passim.

война оправдает восстановление политической власти и материальных ресурсов либерального государства, аннексированную рабочими союзами, пролетарскими кантоналистами и буржуазными регионалистам в начале июльского восстания 11. Либеральный конституционный порядок неотделимый от этого централизирующего проекта, был средством легитимизации власти республиканского государства. В функции государства входило реорганизация экономической и культурной иерархии с тем, что бы облегчить неотложную задачу массовой мобилизации (или "национализации") для военных усилий, в то время как в среднесрочной перспективе обеспечить проведение реформ совместимых с капиталистическими отношениями собственности. Если Мануэль Асанья однажды заявил, что республика начинается и заканчивается государством, это было также верно и в случае "исторических республиканцев" в Испании, остававшихся печально известными хронической неспособностью превратить свои цели в реализуемую политику 12. Негрин, с другой стороны, был выдающимся политиком республиканской эры, чьи усилия начали превращать эту абстракцию в материальную реальность.

 

Эта цель – строительство государства, была очевидна в Негрине задолго до того, как он стал премьер-министром в мае 1937 г. Веря в идею "рационального" или "охранительного" государства, Негрин не имел никакого интереса в парламенте, как ораторской арене, которая происходила из средиземнорско-клиентской практики. С самого начала, когда Негрин был первый раз избран в кортесы в 1931 г. он посвятил себя технической, скрытой за сценой

___________

11 It is difficult to convey the sheer tangibility of the idea of the state in Negrín, see, e.g., instances in F. Vázquez Ocaña, Pasión y muerte de la segunda República española, 59, also his article in S. Álvarez, Negrín (documentos), 25253; Gil Mugarza, España en llamas 1936 (Barcelona: Acervo, 1968), 537 (also cited in J. M. García Escudero, Historia política de las dos Españas [Madrid: Editora Nacional, 1976], 1745); F. Largo Caballero, 'Notas históricas de la guerra en España 1917-1940' (unpublished manuscript, Madrid: Fundación Pablo Iglesias), 986.

12 Discussed in Helen Graham, 'Community, State and Nation in Republican Spain 1931-38', in Nationalism and National Identity in the Iberian Peninsula, ed. A. Smith and C. Mar-Molinero (Oxford: Berg, forthcoming 1996); see also J. M. Macarro Vera, 'Social and Economic Policies of the Spanish Left in Theory and Practice', in The French and Spanish Popular Fronts. Comparative Perspectives, ed. M. S. Alexander and H. Graham (Cambridge: Cambridge U. P., 1989) and, for the pre-1930s, Pamela Radcliff, Politics, Culture and Collective Action in a Spanish City: 1900-1937 (Cambridge: Cambridge U. P., forthcoming 1996).

работе в парламентских комитетах. (Он был членом бюджетного комитета). С точки зрения как личности Негрина, так и политических целей, он был больше озабочен обновлением, установлением основополагающих структур, чтобы заставить вещи работать 13.

 

Опыт Негрина с самых первых стадий войны гальванизировал его понимание необходимости концентрации политической и военной власти. Когда Негрин не был непосредственно занят, вместе со своими парламентскими коллегами-социалистами задачей удержания остатков правительственных структур вместе с аппаратом президента или военно-морским/авиационным министерством в Мадриде, его можно было найти лично обозревающим республиканскую военную оборону в Guadarramasierra, часто в далеко небезопасных условиях 14. Затем с 4 сентября 1936 г., став с неохотой министром финансов в кабинете ветерана профсоюзного социалистического лидера Франсиско Ларго Кабальеро, Негрин постоянно сталкивался по вопросам юрисдикции с профсоюзами и соседскими комитетами столицы по поводу контроля над ресурсами и снабжением 15.

 

Негрин принял пост министра финансов по требованию Прието, как часть команды национального исполнительного комитета PSOE в новом кабинете. Как и его коллеги-парламентарии, Негрин был очень низкого мнения и о лидерских качествах Ларго и об общем политическом калибре и организаторских возможностях левых из PSOE, которых поддерживал ветеран профсоюзной политики 16. Роль левых в помощи блокирования доступа PSOE в кабинет в мае

___________

13 Даже как премьер-министр военного времени Негрин был не очень "видим". Существует очень мало фотографий, так как он активно не любил их. Даже его могила, в которой он похоронен в ноябре 1956 г. на кладбище Père Lachaise в Париже, не имеет имени.

14 Mariano Ansó, Yo fui ministro de Negrín, 140; also Marcelino Pascua, cited in S. Álvarez, Negrín, (Documentos), 280; J. Zugazagoitia, Guerra y vicisitudes, 12223.

15 F. Vázquez Ocaña, Pasión y muerte de la segunda República española, 59. On Negrín's reluctance see J. Zugazagoitia, Guerra y vicisitudes, 15455, confirmed by Negrín in his speech to the Cortes, 30 September 1938 (Valencia: Ediciones Españolas, 1938), 4, and in the Epistolario Prieto y Negrín. Puntos de vista sobre el desarrollo y consecuencias de la guerra civil española (Paris: Imprimerie Nouvelle, 1939), 40.

16 Негативное отношение было взаимным. О враждебности Ларго к Негрину и о чувстве партийной дисциплины Негрина ('estoy con mi partido hasta en sus errores'), see H. Graham, Socialism and War, 9394; Epistolario Prieto y Negrín, 4041.

1936 г. оказался проблемой, которая, наконец сломила, фактически, организационное единство социалистического движения 17. Но взгляд партии на своих "левых" как на идеологических банкротов и крайне организационно-разрушительном элементе, рос с провала восстания октября 1934 г. После того, как революционные намерения левых, находившихся в Мадриде растворились в воздухе. Кроме того, несмотря на радикальную риторику в продолжении более двух лет, разработали ли левые собственную осязаемую политику, более или менее способную создать мощные структуры, необходимые для организации антикапиталистической революции, чью неизбежность они провозгласили. Как хорошо понимал Негрин, Прието и их коллеги именно радикальное настроение пролетарской милиции (которая выступила против военного мятежа в июле) и их восприятие того, за что стояли Ларго Кабальеро и левые в партии (прежде всего отношение к заговорщикам), определило его центральное место в сентябрьском кабинете 18. Действительно, замечание Негрина, что Ларго должен был сформировать правительство, что это победа октября 1934 г. и хуже, чем, если бы националисты захватили Хетафе (военный аэродром около Мадрида), надо понимать как критику политической посредственности и стратегического банкротства левых, чем как выражение беспокойства их радикальным политическим потенциалом 19. (Негрин был, конечно, также обеспокоен негативным впечатлением, которое новое правительство должно было произвести на западные правительства/создателей международного общественного мнения).

 

В то время как левые социалисты, выходцы из профсоюза составляли ядро кабинета премьер-министра, министры обороны, внутренних дел, и иностранных

___________

17 H. Graham, Socialism and War, 3441 and 'The Eclipse of the Socialist Left 1934-1937', in Elites and Power in Twentieth-Century Spain, ed. F. Lannon and P. Preston (Oxford: Clarendon Press, 1990), 13439.

18 H. Graham, Socialism and War, 5559 (esp. p. 56) and 'Spain 1936. Resistance and Revolution: The Flaws in the Front', in Community, Authority and Resistance to Fascism in Europe, ed. Tim Kirk and Tony McElligott (Cambridge: Cambridge U. P., forthcoming 1996).

19 Cf. also Pascua's comments in S. Álvarez, Negrín (Documentos), 278, 281; J. Zugazagoitia, Guerra y vicisitudes, 154.Идеологическая стерильность и стратегическое банкротство левых социалистов нигде не были яснее, чем в процедурных технологиях, через которые они продолжали вести войну внутри социалистической партии в то время как республика сама боролась за свою жизнь (H. Graham, SocialismandWar, passim).

дел, 20 Негрин видел себя в качестве форпоста упорядоченного правительства на фоне смертоносных, хотя и возможно добрых намерений, дезорганизации и неэффективности. Он знал, что занимает пост абсолютно критичный для выживания республики, борющейся под сокрушающим весом экономического эмбарго, установленного западными капиталистическими демократиями (айсберг у которого дипломатия невмешательства была только вершиной).

 

В этом контексте было совершенно необходимо, чтобы республика обезопасила свои золотые резервы в месте, где они легко могут быть конвертированы для удовлетворения военных нужд. Поскольку была опасность, что республиканские финансовые ресурсы, расположенные в западном капиталистическом секторе могут быть заблокированы, плюс знаки советской готовности помочь республике для предотвращения немедленного военного поражения, означали, что отправка золотых резервов в Советский Союз становилась наиболее жизнеспособным вариантом. (Неизбежно секретный) декрет о мобилизации золотых резервом, был одним из последних, сделанных всереспубликанским кабинетом Хосе Хираля 30 августа 1936 г., перед тем, как он уступил место кабинету Ларго Кабальеро, как следствие и республиканской медлительности в борьбе с мятежниками и военных бедствий и нарушений общественного порядка 21. Что это означало, Анхель Виньяс пояснил в своем исследовании об отправке золота 22, что республиканские власти, включая администрацию банка Испании, при том, что индивидуальная лояльность многих функционеров высокого ранга был неоднозначной, уже приняли на себя ответственность за то, что ход войны с мятежниками требовал быстрой мобилизации главных конвертируемых ресурсов в порядке обеспечения республики средствами ведения войны. В связи с появлением нового кабинета Ларго в этот момент, на Хуана Негина, как нового министра финансов, легло формальное наблюдение за передачей золота. Его ролью поэтому, была исполнение существующей государственной политики, ___________

20 Хотя в этом "ядре" не было никакой согласованности (H. Graham, Socialism and War, 7879, 8283, 16797).

21 Наиболее примечательна резня в Cárcel Modelo 23 августа 1936 (J. Zugazagoitia, Guerra y vicisitudes, 12831; Hugh Thomas, The Spanish Civil War [Harmondsworth: Pelican, 1977], 404).

22 El Oro de Moscú. Alfa y omega de un mito franquista (Barcelona: Grijalbo, 1979).

а не ее формулирование 23. Более того, пунктуальность Негрина и обеспечение того, что каждая стадия передачи была тщательно задокументирована, стоит в контрасте с раздражением Ларго на эти предосторожности, подчеркивая высокоразвитое у Негрина чувство большой ответственности, возложенной на тех, кто служит государству 24.

 

На своем посту министра финансов, а позднее премьера 25, Негрин работал над восстановлением ортодоксального экономического порядка, но, более всего, над экономической централизицией, как решающем пункте консолидации власти государства 26. Он начал с перестройки структуры и технической работы самого министерства, несмотря на преемственность штата министерства, сотрудники которого были главным образом республиканскими технократами и высшими государственными чиновниками 27. Негрин реформировал карабинеров (таможенная и пограничная полиция), передав командование ими себе, как министру и затем использовал их для отстранения партийных и профсоюзных контрольных комиссий от пограничных постов и ужесточения центрального контроля над обменом иностранной валюты. Эта политика была явно инспирирована политической программой консолидации буржуазного государства, что также объясняет

____________

23 Cf. Ángel Viñas, El Oro de Moscú, 5155; J. S. Vidarte, Todos fuimos culpables (Barcelona: Grijalbo, 1977), 53639.

Разновидность фантазий на тему "Предательства Негрина", рассказанных в таких книгах как Chantajea un pueblo (Madrid: Toro, 1974) валенсийским социалистом-ветераном и сторонником Кабальеро Justo Martínez Amutio, (see p. 42), едва ли заслуживают опровержения, так как факты, очевидно, против них. Но точная оценка Marcelino Pascua верно говорит, что это пустая, скандальная книга в которой автор пытается обосновать свои утверждения старым трюком, представляя себя чем-то, чем он никогда не был, частью внутреннего круга республиканских руководителей политики, Pascuato Viñas, 13 February 1977 (point 6), caja 8 (13), Pascua's personal archive (Archivo Histórico Nacional, Madrid).

 

24 J. Zugazagoitia, Guerra y vicisitudes, 301.

25 Хотя близкий сотрудник Негрина левый республиканец Francisco Méndez Aspe формально занял пост министра финансов в апреле 1938 г., когда Негрин занял пост министра обороны вдобавок к премьерскому, фактически Негрин продолжал отвечать за республиканскую экономическую политику до самого конца войны.

26 Деятельность Негрина в министерстве финансов была направлена на его большую цель: поставить государство "обратно на рельсы", после ненавидимого им "произвольного духа" июльских дней (F. Vázquez Ocaña, Pasióny muerte de la segunda República española, 5960).

27 Names and details in F. Vázquez Ocaña, Pasión y muerte de la segunda República española, 61.

сопутствующий процесс постепенного установления контроля над социализированной индустрией. Но также очевидно, что эта разновидность экономической концентрации была также критична, как и милитаризация милиции для ведения длительной оборонительной войны, навязанной республике невмешательством и оружейным эмбарго. Милитаризация была, конечно, частью той же программы строительства государства. Но стоит отметить очевидный факт: у республики не было другого выбора, кроме как бороться на условиях националистов, что означало противостоять наиболее развитому военно-промышленному комплексу тех дней, нацистскому государству, готовящемуся к войне 28. В такой битве иностранная валюта была источником жизненной силы. Комментарий Негрина о том, что "война закончится для республики в день, когда будет потрачена последняя золотая песета", был проницательной оценкой ее постоянной международной изоляции 29. Именно в этом контексте битвы за иностранную валюту и монополию на развертывание национальных экономических ресурсов надо рассматривать противостояние Негрина во время войны сначала с CLUEA (объединенный консорциум Леванта по экспорту фруктов) 30, значительно более горький с Consejo de Aragón и, может быть самый плохой из всех, истощающий мораль и ресурсы юридический конфликт с каталонским генералидадом. С точки зрения Негрина, их нежелание подчинить свои исторические и культурные требования форс-мажорным обстоятельствам войны, превратило каталонских националистов в мелких провинциалов.

 

Постоянные попытки Негрина, с самого начала, перевести все каналы закупок вооружения под прямой контроль министерства финансов и таким образом под его персональный контроль привело его

___________

28 Все пункты стратегии Негрина были усилины в его речи перед кортесами 30 сентября 1938 г.

29 Ближе всего мы подойдем к собственным взглядам Негрина через одного из его заместителей в министерстве финансов, социалиста Jerónimo Bugeda, высказанным на важном совещании в национальном комитете PSOE, состоявшемся в июле 1937 г. в Валенсии.See the stenographic record of Bugeda's speech in the Archivo Histórico de Moscú, Fundación Pablo Iglesias, Madrid; see also H. Graham, Socialism and War, 108.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: