Подумай и выполни задание




Проанализируйте особенности партнеров и предположите, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать полноценной коммуникации.

Ситуация 1.На конференции по предпринимательству встрети­лись: финн средних лет, бизнесмен, владелец сети ресторанов и заку­сочных, и туркмен, студент 2-го курса Финансово-экономического уни­верситета.

Ситуация 2. В купе поезда встретились: женщина 70 лет с 3 вну­ками от сына и дочери и мужчина 30 лет, разведен, детей нет, препода­ватель колледжа.

Ситуация 3. На деловом совещании встретились: опытный, прора­ботавший на данном предприятии более 30 лет, менеджер, не имею­щий управленческого образования, и молодой специалист 26 лет, толь­ко что закончивший самый прогрессивный экономический вуз, факуль­тет управления.

Фонетический барьер. Это препятствие, создаваемое особенно­стями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Незнание ее законов, пренебрежение ее требованиями затрудняет процесс коммуникации. Фонетический барьер непонимания возникает между людь­ми тогда, когда информация, которую они слышат, в силу каких-то причин ими не воспринимается.

Фонетическое непонимание может быть незначительным (на­пример, в произношении слов) или полным. Полное непонима­ние возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т. п. и по этой причине его речь трудно воспринимается. Для его смягчения бывает эффективна пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают вни­мание, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

Фонетический барьер возникает и тогда, когда говорящий рез­ко повышает голос. Специалистами в области общения доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чув­ствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направ­лен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяс­нения, а на отношении к нему говорящего. В результате (в каче­стве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блоки­рует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание заблокировано.

В подобной ситуации целесообразнее, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму». Эта фраза ан­типровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию собеседника, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему. Вообще тон голоса имеет большое зна­чение для понимания контекста.

Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем изменить содержание мысли. Кроме этого для эффектив­ного общения важны правильные частотные характеристики го­лоса и тональности речи. Каждый знает, как утомительно слушать человека, говорящего слишком высоким или слишком низким голосом.

Большую роль играет также скорость речи. Разница между тем­пом речи говорящего и скоростью ее обработки слушающим бы­вает крайне велика. Слишком замедленная речь, «застревание» на отдельных словах, заикание — раздражают, а слишком быстрая речь затрудняет восприятие.

Как-то раз Наполеон, внезапно подойдя к одному полковни­ку, скороговоркой спросил:

- Сколько солдат в вашем полку?

- Тысяча двести двадцать пять, — еще быстрее отвечал офицер.

- А сколько в госпитале?

- Тысяча триста десять, — так же молниеносно отрапортовал полковник.

- Прекрасно! — заключил император, не уловивший на такой скорости разницу в цифрах.

Фонетический барьер возникает у слушающего также и в том случае, когда у говорящего неразборчивая дикция, плохая арти­куляция (например, говорит, не открывая рта, стискивает зубы, присвистывает, пришептывает). Мешают восприятию также наза­лизации — негативные околоречевые проявления: смешки, хны­канье, шепот, вздохи, стон, икота, зевота, звуки-разделители — «хм-м-м», «э-э-э-э» и слова-паразиты — «это», «так сказать», «по­нимаете», «ну», «вот», «как бы». По мнению многих специалистов, ошибки в произношении слов, в постановке ударений, слова-па­разиты, которые характеризуют общий уровень культуры чело­века, режут слух и служат значительным барьером в общении.

Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер непо­нимания речи, участникам взаимодействия необходимо как мож­но больше работать над собой, задумываясь над тем, как произ­нести слова и фразы, как грамотно расставить акценты, ударе­ния, как выбрать необходимый темп и тембр речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: