Подумай и выполни задание




В процессе говорения или передачи распоряжений очень важно на­ходить верные слова. Известно, что разные слова несут различный эмоциональный посыл. Подумайте о том, к каким чувствам и эмоциям своих собеседников вы хотели бы апеллировать, и подберите соответ­ствующие слова, которые вместо отрицательных чувств будут вызывать положительные эмоции и желание выполнить вашу просьбу.

Вместо: Скажите:

Вам следует...

Давайте перейдем...

Вы должны...

Вы сделаете...

Я сказал...

Нужно выполнить срочно.

Вопросы и ответы в межличностном общении.Эффективности общения способствуют умения задавать вопросы и отвечать на них. Вопросы заставляют человека думать: они представляют собой одну из логических форм, которая включает в себя прежде всего ис­ходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Однако заставить человека думать, ставить разнообразные вопросы — са­мое сложное в процессе взаимодействия. Вместе с тем значимость вопросов, задаваемых участниками общения друг другу, высока. Это связано с тем, что:

- вопрос — удобная форма побуждения («Вы могли бы?..);

- с помощью вопросов привлекается внимание собеседника;

- вопросы несут определенную информацию (в частности, воп­рос свидетельствует о том, что задающий его знает ситуацию);

- с помощью вопросов можно наводить собеседников на нуж­ный ответ (уже содержащийся в самом вопросе, например воп­рос, требующий согласия);

- сразу после восприятия вопроса видна обратная связь с собе­седником, так как его невербальные сигналы показывают отно­шение к теме вопроса, которое может распространиться и на за­дававшего вопрос;

- вопросы помогают спровоцировать собеседника на высказы­вание своей точки зрения, «раскрыть» его;

- правильно сформулированный вопрос позволяет диплома­тично исправить ошибку в аргументации или поведении;

- вопросы создают основу для эффективного взаимодействия.

Известно, что, путешествуя по Мексике, немецкий ученый А. Гумбольдт все время расспрашивал своих спутников обо всем, что видел. В конце концов один из них воскликнул: «Господин Гумбольдт, вас называют великим ученым, но почему же вы без конца спрашиваете обо всем?» — «Именно поэтому я и знаю так много», — спокойно ответил ученый.

Умение правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом помогает достичь лучшего взаимопонимания собеседников. Для того чтобы задать вопрос или ответить на него, нужна компетентность. Как правило, в любой беседе вопросы за­даются в основном ради достижения участниками общения оди­накового понимания обсуждаемой проблемы. Для того чтобы воп­рос был понят собеседником, необходимо:

-делать вопросы короткими;

- удостовериться, что они корректны и задаются с потенци­альной возможностью участников ответить на них;

- исключить отгадывание;

- избегать вопросов, требующих публичных откровений;

- не отвечать самому на свои же вопросы.

Самыми распространенными вопросами в коммуникации яв­ляются открытые, закрытые и наводящие.

Открытые вопросы полезны для начала двусторонней комму­никации, их цель — собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «поче­му?». Например: «Как часто подобная проблема встречается в ва­шей деятельности?» Кроме того, открытые вопросы часто начи­наются с вводных оборотов, например: «Расскажите о...», «Как вы считаете...», «Что вы думаете о возможностях?»

Привлекательность открытых вопросов связана с тем, что они позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заин­тересованность собеседника; предоставляют ему возможность сво­бодного ответа с самостоятельным выбором способа ответа; поощ­ряют немедленную обратную связь; помогают более детально ана­лизировать мнения и ценности; проверяют степень понимания.

Закрытые вопросы также широко используются в общении, но они требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из од­ного слова: «согласен», «да» или «нет». Вместе с тем злоупотреблять закрытыми вопросами не рекомендуется, так как они не по­зволяют участникам активно взаимодействовать, а вот в ситуаци­ях проверки информации или ограничения возможностей выбора такой вопрос вполне уместен. Например: «Часто ли вы поступаете таким образом?»

Закрытые вопросы применяются чаще тогда, когда прямого ответа «да» или «нет» достаточно: нужно получить или уточнить информацию; подтвердить понимание фактов, согласие или до­говоренности; принять решение в случае, когда существует аль­тернатива («да» или «нет»).

Наводящие вопросы используются с тем, чтобы подвести говоря­щего к ответу, который ожидается от него услышать. Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются «зацепками», не позволяю­щими участнику ответить отрицательно. Например: «Коммуникатив­ная компетентность важна для эффективного взаимодействия, ведь правда?», «Ведь это так?», «Не правда ли?», «Вы согласны?» и т.д.

Существуют и другие категории вопросов, например:

вопросы для проработки — для информации общего характера, например: «Расскажите мне о...», «Есть ли еще что-нибудь?»;

детализированные вопросы — запрашивающие более подробную информацию, например: «Что именно она сказала?», «Когда это произошло?»;

вопросы об ощущениях — задаваемые, когда необходимо знать об эмоциональном воздействии чего-либо, например: «Что вы по­чувствовали, когда это произошло?», «Что вы ощущаете, когда люди агрессивно настроены по отношению к вам?»;

вопросы о взглядах — задаются для того, чтобы выяснить точку зрения человека относительно чего-либо, например: «Что вам меньше всего нравится в вашей настоящей работе?», «Что бы вам понравилось из того, чего у вас нет?»;

вопросы о поведении — задаются для того, чтобы можно было спрогнозировать поведение человека в будущем, например: «Что вы сделали, когда это случилось в прошлый раз?», «Как вы отреа­гировали, когда...».

С помощью правильно сформулированных и поставленных воп­росов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяс­нить информацию и построить цепочку умозаключений, приво­дящую к необходимым выводам.

Из сказанного видно, что вопросы являются одним из наибо­лее эффективных путей вовлечения собеседников в общение. Од­нако не менее значимы и ответы на вопросы.

...





Читайте также:
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.