В процессе говорения или передачи распоряжений очень важно находить верные слова. Известно, что разные слова несут различный эмоциональный посыл. Подумайте о том, к каким чувствам и эмоциям своих собеседников вы хотели бы апеллировать, и подберите соответствующие слова, которые вместо отрицательных чувств будут вызывать положительные эмоции и желание выполнить вашу просьбу.
Вместо: Скажите:
Вам следует...
Давайте перейдем...
Вы должны...
Вы сделаете...
Я сказал...
Нужно выполнить срочно.
Вопросы и ответы в межличностном общении. Эффективности общения способствуют умения задавать вопросы и отвечать на них. Вопросы заставляют человека думать: они представляют собой одну из логических форм, которая включает в себя прежде всего исходную информацию, а также указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения. Однако заставить человека думать, ставить разнообразные вопросы — самое сложное в процессе взаимодействия. Вместе с тем значимость вопросов, задаваемых участниками общения друг другу, высока. Это связано с тем, что:
- вопрос — удобная форма побуждения («Вы могли бы?..);
- с помощью вопросов привлекается внимание собеседника;
- вопросы несут определенную информацию (в частности, вопрос свидетельствует о том, что задающий его знает ситуацию);
- с помощью вопросов можно наводить собеседников на нужный ответ (уже содержащийся в самом вопросе, например вопрос, требующий согласия);
- сразу после восприятия вопроса видна обратная связь с собеседником, так как его невербальные сигналы показывают отношение к теме вопроса, которое может распространиться и на задававшего вопрос;
|
- вопросы помогают спровоцировать собеседника на высказывание своей точки зрения, «раскрыть» его;
- правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;
- вопросы создают основу для эффективного взаимодействия.
Известно, что, путешествуя по Мексике, немецкий ученый А. Гумбольдт все время расспрашивал своих спутников обо всем, что видел. В конце концов один из них воскликнул: «Господин Гумбольдт, вас называют великим ученым, но почему же вы без конца спрашиваете обо всем?» — «Именно поэтому я и знаю так много», — спокойно ответил ученый.
Умение правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом помогает достичь лучшего взаимопонимания собеседников. Для того чтобы задать вопрос или ответить на него, нужна компетентность. Как правило, в любой беседе вопросы задаются в основном ради достижения участниками общения одинакового понимания обсуждаемой проблемы. Для того чтобы вопрос был понят собеседником, необходимо:
-делать вопросы короткими;
- удостовериться, что они корректны и задаются с потенциальной возможностью участников ответить на них;
- исключить отгадывание;
- избегать вопросов, требующих публичных откровений;
- не отвечать самому на свои же вопросы.
Самыми распространенными вопросами в коммуникации являются открытые, закрытые и наводящие.
Открытые вопросы полезны для начала двусторонней коммуникации, их цель — собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?». Например: «Как часто подобная проблема встречается в вашей деятельности?» Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов, например: «Расскажите о...», «Как вы считаете...», «Что вы думаете о возможностях?»
|
Привлекательность открытых вопросов связана с тем, что они позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность собеседника; предоставляют ему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором способа ответа; поощряют немедленную обратную связь; помогают более детально анализировать мнения и ценности; проверяют степень понимания.
Закрытые вопросы также широко используются в общении, но они требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да» или «нет». Вместе с тем злоупотреблять закрытыми вопросами не рекомендуется, так как они не позволяют участникам активно взаимодействовать, а вот в ситуациях проверки информации или ограничения возможностей выбора такой вопрос вполне уместен. Например: «Часто ли вы поступаете таким образом?»
Закрытые вопросы применяются чаще тогда, когда прямого ответа «да» или «нет» достаточно: нужно получить или уточнить информацию; подтвердить понимание фактов, согласие или договоренности; принять решение в случае, когда существует альтернатива («да» или «нет»).
Наводящие вопросы используются с тем, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидается от него услышать. Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются «зацепками», не позволяющими участнику ответить отрицательно. Например: «Коммуникативная компетентность важна для эффективного взаимодействия, ведь правда?», «Ведь это так?», «Не правда ли?», «Вы согласны?» и т.д.
|
Существуют и другие категории вопросов, например:
вопросы для проработки — для информации общего характера, например: «Расскажите мне о...», «Есть ли еще что-нибудь?»;
детализированные вопросы — запрашивающие более подробную информацию, например: «Что именно она сказала?», «Когда это произошло?»;
вопросы об ощущениях — задаваемые, когда необходимо знать об эмоциональном воздействии чего-либо, например: «Что вы почувствовали, когда это произошло?», «Что вы ощущаете, когда люди агрессивно настроены по отношению к вам?»;
вопросы о взглядах — задаются для того, чтобы выяснить точку зрения человека относительно чего-либо, например: «Что вам меньше всего нравится в вашей настоящей работе?», «Что бы вам понравилось из того, чего у вас нет?»;
вопросы о поведении — задаются для того, чтобы можно было спрогнозировать поведение человека в будущем, например: «Что вы сделали, когда это случилось в прошлый раз?», «Как вы отреагировали, когда...».
С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснить информацию и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам.
Из сказанного видно, что вопросы являются одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение. Однако не менее значимы и ответы на вопросы.