Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства, на их основе формируется система ценностей, отражающаяся в установках, поведении и отношениях. При наличии стереотипов происходит очень быстрая ориентировка в людях, особенно точно определяются характеристики социального статуса, все остальные черты и параметры попросту достраиваются по определенным, заранее известным схемам. В то же время известно, что первое впечатление порой бывает обманчивым. Как считают психологи, это происходит из-за ошибок восприятия. Рассмотрим подробнее.
Стереотипы восприятия. Существуют профессиональные стереотипы (белый воротничок — менеджер, белый халат — врач), физиогномические, этнические и др. Их отличает экономия мышления (не надо думать), защита (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций (нападение), способ выхода группового напряжения.
Предрассудки и предубеждения. В основе предрассудков лежит предубеждение, т.е. необоснованное негативное представление о других людях. Предрассудки распространены и устойчивы. В их основе могут лежать тревожность и угроза чувству безопасности. Чем более личность незаурядна, харизматична, самостоятельна в позициях и мнениях, тем менее она поддается бездумному принятию на веру предрассудков и стереотипов.
Эффект ореола. При эффекте ореола проявляется тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все другие его качества.
Фактор превосходства. Большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству. В то же время, имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности. При этом важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка или недооценка человека происходит по многим параметрам. Эту ошибку в психологии называют действием фактора превосходства.
|
Фактор статуса. Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса. Известен эксперимент (Л.Уилсон): к студентам в аудиторию заходил преподаватель с незнакомым для них мужчиной и сообщал, что проводится эксперимент по оценке глазомера. Необходимо было «на глаз» оценить рост этого человека и записать свою оценку на листочке. Так как правила этикета требуют представить незнакомого человека, помогающего в проведении эксперимента, его и представляли — мистер Инглэнд, студент из Кембриджа. В другой группе эксперимент повторяли в точности, но представляли помощника как мистера Инглэнда, преподавателя из Кембриджа. В следующей группе помощник становился профессором из Кембриджа. Конечно, целью эксперимента была вовсе не оценка глазомера. Резулътаты оказались поразительными. Разница в оценках первой группы, где социальный статус «мистера Инглэнда» был наименьший (студент), и последней группы, где статус был наивысшим (профессор), составила 12 см. Чем выше социальный статус, тем более высоким физически кажется человек.
|
Фактор «отношение к нам». Зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо, т.е. проявляется фактор «отношение к нам». Те, кто кого-то высоко ценит и хорошо к нему относится, как правило, кажутся этому человеку лучше тех, кто относится к нему не лучшим образом.
Каузальная атрибуция. В повседневной жизни, когда человек не имеет точной информации, многие зачастую вынуждены строить свои собственные предположения относительно причин и поступков других людей — путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения. Это носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации (атрибуция — от лат. — придаю, наделяю; каузальный — от лат. — причина).
В литературе описаны несколько следующих типов атрибуции:
личностная атрибуция — причина поступка или действия приписывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном свойственна наблюдателю;
объективная атрибуция — причина поступка или действия приписывается тому, на кого направлено действие — объекту;
обстоятельственная атрибуция — причина поступка или действия приписывается каким-то возникшим обстоятельствам, контексту ситуации, в основном свойственна участнику.
Американские психологи Р.Низбет и Т.Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.
|
К сожалению, ошибочная интерпретация причин поведения других может приводить к самым разнообразным негативным последствиям, к деструктивному взаимодействию, к конфликтам и недоразумениям.
Проекция (от лат.— бросание вперед) — это неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой. Каждый человек познает другого, как бы проецируя его через себя, накладывая уровень самооценки. Поэтому, воспринимая и оценивая других, человек обычно предполагает: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне». Проблема заключается также в том, что мы больше всего не любим в других именно те качества и недостатки, которыми обладаем сами. Этим объясняется тот факт, что мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно («Все врут, пьют, берут взятки», «Любой бы на моем месте поступил также» и т.п.). Наши оценки и первые впечатления о других могут также искажаться сиюминутным эмоциональным состоянием.
Эффект снисходительности. Он заключается в том, что мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности.
Эффект фаворитизма. Он близок к эффекту снисходительности. Те, кто чувствуют себя любимцами, фаворитами в группе, чаще воспринимают новичков с чувством превосходства — «сверху вниз». Фаворитов также порой неадекватно оценивают, завышая их возможности из-за высокой уверенности в себе.