Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении




Для достижения цели общения очень важно владеть знаниями об особенностях репрезентативных систем восприятия информа­ции и уметь ими пользоваться в процессе взаимодействия. Иссле­дования в области нейролингвистики показали, что человеку свой­ственны по меньшей мере три типа мышления, связанные с реп­резентативной системой, которые определяют его манеру обще­ния с окружающими, так как влияют на получение и передачу информации, на ее восприятие и понимание.

Репрезентативная система (сенсорный канал) это система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатыва­ется и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира. Каждый человек, обладая всеми сенсорными каналами, предпо­читает с максимальной нагрузкой использовать, как правило, лишь один, наиболее предпочитаемый канал, который называется ос­новным.

В зависимости от доминирования того или иного способа по­ступления и переработки информации основная репрезентатив­ная система может быть представлена в трех категориях:

визуальная (оптическая) — восприятие посредством зритель­ных образов, типичное выражение такого типа: «как видите»;

аудиалъная (акустическая) — восприятие посредством слухо­вых впечатлений, типичные слова: «как слышно...» или «что-то подсказывает мне...»;

кинестетическая (двигательно-эмоциональная) — восприятие посредством ощущений, типичное выражение: «атмосфера невы­носимая».

К системам представления информации, но меньше влияю­щим на общение, относятся также обонятельная («Я знаю, что, когда мы подойдем, будет пахнуть розами») и вкусовая — дегус­тационная («Мне показался успех очень сладким»).

Кроме основного канала существует также ведущая репрезента­тивная система. Она отражает деятельность мозга в данный мо­мент, в общении это ситуация «здесь и сейчас».

Как известно, человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, причем каждое полушарие отвечает за определен­ные виды деятельности. Для определения ведущего сенсорного канала используются невербальные (несловесные) ключи досту­па, которые представляют собой наблюдение за движением глаз собеседника.

В диагностике сенсорного канала они особенно красноречивы, так как вид мышления человека влияет на движение его глаз. Сидя напротив собеседника и наблюдая за ним, можно заметить, на­пример, что его взгляд движется влево. Это показывает, что партнер «включил» левую половину мозга. Эта информация сообщает, что наш собеседник хорошо осведомлен об обсуждаемой пробле­ме и постарается привести веские факты и доказательства для своих доводов, будет останавливаться на деталях, постарается резюми­ровать сказанное.

Если собеседник смотрит (со стороны наблюдающего) напра­во, то тогда «включена» правая половина мозга, которая управля­ет эмоциями, здесь сосредоточены все воспоминания и собира­ются конкретные впечатления.

Взгляд человека постоянно перемещается и подает сигнал партнеру, в каком направлении двигаются его мысли в данный момент. Такие перемещения глазных яблок получили название паттерн (от англ. сетка). Они не являются хаотически­ми, а с четкой закономерностью отражают информационные взаимодействия, происходящие в нейронных цепях. «Его взгляд сказал о многом» — эта фраза достаточно часто звучит в обще­нии.

Диагностика ведущего сенсорного канала по движениям зрачков собеседника:

верхнее правое, верхнее левое, прямо вперед — визуальный (опти­ческий) канал. Означает, что человек припоминает и воспроизво­дит зрительный образ, а в последнем случае — создает, составля­ет образ;

среднее вправо (движение вбок), среднее влево, нижнее влево — аудиальный (акустический) канал. Означает, что человек конст­руирует или припоминает слова и звуки, чтобы воспринять ин­формацию;

вниз вправо — кинестетический (двигательно-эмоциональный) канал. Означает, что человек переживает чувства и эмоции, ведет внутренний диалог, припоминает ощущения от звуков, слов, за­пахов или вкуса.

В каждой из перечисленных выше позиций глаз направляет информацию по различным каналам в мозг. Выявить доминирую­щий тип мышления человека, диагностировать его ведущий сен­сорный канал можно не только по сигналам глаз, но и языку тела, т. е. невербальной информации, связанной в основном с же­стами и позами, а также по его речевым особенностям. Эти эле­менты диагностики называются вербальными и невербальными клю­чами доступа.

К вербальным ключам доступа в сенсорный канал собеседни­ка относятся также ключевые слова, которыми он пользуется при говорении.

Так, для визуального типа мышления, к которым относится око­ло 35 % людей, характерны такие слова, как «заметил», «рассмот­рел», «увидел», «в ракурсе», «с точки зрения», и выражения типа: «я вижу путь вперед». В процессе общения с собеседником-визуалистом необходимо, передавая информацию, рисовать словесные картины, например используя метафоры, или демонстрировать наглядные иллюстрации: графики, диаграммы, использовать аудио­визуальные средства.

Для аудиального типа мышления особенно важно в процессе общения то, как говорит собеседник: высота, темп, тембр и ин­тонации его голоса. Аудиалисты составляют в среднем не более 13-25 % людей. Для них характерны слова «говорят», «рассказы­вают», «читал» или выражения типа: «Я могу слышать свист, дуя в свисток».

Представляя идеи, таким собеседникам необходимо разнооб­разить свои темп и ритм речи, менять интонации, делать паузы, чтобы звучание сообщения было более интересным и привлека­тельным.

Кинестетический тип мышления (от лат. /ас////5 — осязатель­ный, тактильные ощущения — это ощущения прикосновения) свойственен 40 — 52 % людей. Для кинестетиков характерен так­тильный способ восприятия информации. Обычно они говорят: «Я чувствую, что знаю, куда я иду».

Известна притча о слоне, находившемся в темной комнате: желая понять, что за объект находится перед ними, люди в тем­ноте ощупывали его руками. Тронув хобот, один сказал, что это водосточная труба, потрогав ухо, другой сказал, что это боль­шое опахало, третий, наткнувшись на ноги, предположил, что это колонны, четвертый, ощупав спину, заключил, что перед ним большой трон.

Важным элементом начала контакта с кинестетиками являет­ся рукопожатие, доброжелательный взгляд, а при передаче им той или иной информации необходимо иметь при себе иллюст­рирующие ее материалы — захватывающие слушателя эмоцио­нально, вызывающие чувства.

Наши эмоциональные состояния связаны со способом, с по­мощью которого люди обо всем думают. Если человек, думая о проблеме, попадает в тупик, это, возможно, потому, что он ду­мает о ней, придерживаясь определенного способа. Если собрать информацию о способе, каким человек думает о проблеме, то можно будет повлиять на стиль его мышления и помочь этому человеку в решении проблемы путем изменения способа, каким он думает.

Наши эталоны мышления следуют за нашими системами представления внешнего вида, звука, ощущения, запаха и вку­са. Подструктуры (сенсорные каналы) — это мощный механизм для взаимодействия, изменения перспектив и влияния на собе­седника.

Из практики известно, что лучше всего воспринима­ется информация, ориентированная в ведущий канал партнера по общению или, в крайнем случае, особенно когда аудитория смешанная, на все сенсорные каналы одновременно, т. е. рассказать, демонстрировать иллюстрации и вызывать позитивные чувства и эмоции. Как заметил Конфуций: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».

 

...





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Гражданская лирика А. С. Пушкина: Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.