Структура межличностного взаимодействия




Интерактивная функция общения (от англ. т1егаспоп — взаи­модействие) обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности. Ос­новными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга. Существенным ком­понентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлия­ния.

Деловые партнеры всех типов хотя и проявляют свои индиви­дуальные различия при взаимодействии, получении информации, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько его уровней.

В литературе выделяют в основном три уровня общения:

макроуровень. Выражается в том, что человек общается с други­ми людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями;

мезауровень. Предполагает общение в пределах содержательной темы, конкретного предмета разговора, который может быть еди­ничным актом или носить многоцелевой характер;

микроуровень. Несет элемент содержания и выражается в опре­деленных показателях, которые характерны и для других уровней: вопрос— ответ, рукопожатие и приветствие, мимика и т.д.

Существуют и другие классификации. Например, А. Б.Добро-вич выделяет следующие уровни общения:

конвенциональный. Этот уровень характеризуется проявлением интереса к личности собеседника, открытостью, готовностью встать на его место, демонстрацией высокой культуры общения;

примитивный. Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как средство достижения цели. В зависимости от этого партнера или приближают, или от­талкивают;

манипулятивный. Человек, отдающий предпочтение манипулятивному уровню общения, выступает в роли игрока, которому непременно надо выиграть для получения какой-нибудь выгоды, материальной или психологической;

стандартизированный или контакт масок. Общение происходит на основе некоторых стандартов, инструкций, протокола и пред­ставляет собой развертывание так называемого ролевого веера. Интерес к партнеру по взаимодействию проявляется лишь как к носителю определенной социальной роли (врач, руководитель, адвокат), истинное «Я» скрыто под маской. Маска — определен­ная совокупность нормативных элементов вербального и невер­бального поведения. В деловом общении используется огромное многообразие масок (вежливости, заинтересованности, улыбок и пр.). Среди них: конвенциональные, т.е. позволяющие соблюдать этикетные нормы и традиции; реактивные, т.е. возникающие в ответ на маску партнера, и ситуативные, т.е. проявляющиеся в наборе дежурных фраз, характерных для общения в данной ситу­ации. Деловые партнеры, как правило, меняют маски автомати­чески, по обстоятельствам и ситуациям, складывающимся в де­ловом взаимодействии;

игровой. Этот уровень характеризуется тонкостью содержания и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выражается в отражении друг друга;

духовный. Высший уровень человеческого общения. Партнер вос­принимается как носитель духовного начала. Духовность реализу­ется за счет взаимопроникновения личностей, стремления к еди­нодушию.

Людям приходится в реальной практике взаимодействия ис­пользовать разные уровни общения, так как они помогают лучше ориентироваться в непосредственной ситуации взаимодействия с партнером, исходя из поставленных целей, особенностей момен­та и самого собеседника, а также в зависимости от того, какое это общение: социально-ролевое, деловое или интимно-личностное. Чтобы оценить процесс общения с точки зрения эффективности

взаимодействия, можно также классифицировать и взаимное вли­яние участников делового общения.

В литературе по общению рассматриваются шесть типов взаимовлияния:

взаимное облегчение — действия партнеров по общению стано­вятся результативным благодаря благотворному влиянию друг на друга;

взаимное затруднение — взаимодействие неэффективно, дей­ствия партнеров затрудняют достижение результатов общения;

одностороннее облегчение — взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров;

одностороннее затруднение — для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно создаются помехи;

асимметричное облегчение — один из партнеров испытывает за­труднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого;

независимость — поведение партнеров не влияет на степень эф­фективности действий друг друга.

Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, деловых партнеров. Для возникновения между ними той или иной связи необходимо их адекватное отра­жение друг друга, которое, как правило, строится на определен­ном представлении о человеке, возникающем в процессе взаим­ного наблюдения и восприятия. На основе восприятия (создания образа) человек формирует поведение и отношение к партнеру по общению. Навыки межличностного общения дают возможность заводить знакомства, поддерживать и развивать отношения с са­мыми разнообразными людьми.

Межличностные отношения это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах вза­имных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отно­шения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе установок и ценностных ориентации, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, чаще всего они проходят следующие стадии: зарождение, стабилизация и угасание. Будут ли отноше­ния удачными зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное об­щение одного партнера с другим, в ходе которого межличност­ные отношения проявляются с различной степенью активности.

Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о де­ловом партнере пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно, когда получаем информацию от других, и интерактивно, когда обращаемся непосредственно к человеку. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, мы устанавли­ваем контакт глаз и затем вступаем в разговор, поддерживаем его и уж потом переходим на более тесные отношения. В неформаль­ных межличностных отношениях существует баланс самораскрытия (люди обмениваются биографическими данными, личными идеями, трудностями, проблемами и описывают свои чувства) и обратной связи (вербальные и физические реакции на людей и их сообщения).

Совместная деятельность обычно связана с решением конк­ретной профессиональной задачи (производственной, коммерче­ской, педагогической и пр.), стоящей перед организацией, а так­же с наличием у ее участников общей цели. Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов.

К ним относятся:

- единая цель, ее жесткая регламентация и определение спосо­бов осуществления контактов между людьми;

- общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;

- наличие единого пространства и времени взаимодействия;

- разделение единого процесса деятельности на отдельные функ­ции и их распределение между участниками;

- координация индивидуальных действий и управление ими;

- знание каждым участником норм, правил и процедур обще­ния;

- необходимость передачи информации, обмен ею;

- эффективная обратная связь по вертикали.

Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. под­держивать на одном уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относи­тельно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с дру­гом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытым для собе­седника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположе­ния, а не устанавливать жесткие догмы; общаться на равных, не унижая достоинство другого человека.

Основной принцип деловых взаимоотношений — рациональ­ность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

...





Читайте также:
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.