Интерактивная функция общения (от англ. т1егаспоп — взаимодействие) обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга. Существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния.
Деловые партнеры всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия при взаимодействии, получении информации, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько его уровней.
В литературе выделяют в основном три уровня общения:
макроуровень. Выражается в том, что человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями;
мезауровень. Предполагает общение в пределах содержательной темы, конкретного предмета разговора, который может быть единичным актом или носить многоцелевой характер;
микроуровень. Несет элемент содержания и выражается в определенных показателях, которые характерны и для других уровней: вопрос— ответ, рукопожатие и приветствие, мимика и т.д.
Существуют и другие классификации. Например, А. Б.Добро-вич выделяет следующие уровни общения:
конвенциональный. Этот уровень характеризуется проявлением интереса к личности собеседника, открытостью, готовностью встать на его место, демонстрацией высокой культуры общения;
примитивный. Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как средство достижения цели. В зависимости от этого партнера или приближают, или отталкивают;
|
манипулятивный. Человек, отдающий предпочтение манипулятивному уровню общения, выступает в роли игрока, которому непременно надо выиграть для получения какой-нибудь выгоды, материальной или психологической;
стандартизированный или контакт масок. Общение происходит на основе некоторых стандартов, инструкций, протокола и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера. Интерес к партнеру по взаимодействию проявляется лишь как к носителю определенной социальной роли (врач, руководитель, адвокат), истинное «Я» скрыто под маской. Маска — определенная совокупность нормативных элементов вербального и невербального поведения. В деловом общении используется огромное многообразие масок (вежливости, заинтересованности, улыбок и пр.). Среди них: конвенциональные, т.е. позволяющие соблюдать этикетные нормы и традиции; реактивные, т.е. возникающие в ответ на маску партнера, и ситуативные, т.е. проявляющиеся в наборе дежурных фраз, характерных для общения в данной ситуации. Деловые партнеры, как правило, меняют маски автоматически, по обстоятельствам и ситуациям, складывающимся в деловом взаимодействии;
игровой. Этот уровень характеризуется тонкостью содержания и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выражается в отражении друг друга;
духовный. Высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как носитель духовного начала. Духовность реализуется за счет взаимопроникновения личностей, стремления к единодушию.
Людям приходится в реальной практике взаимодействия использовать разные уровни общения, так как они помогают лучше ориентироваться в непосредственной ситуации взаимодействия с партнером, исходя из поставленных целей, особенностей момента и самого собеседника, а также в зависимости от того, какое это общение: социально-ролевое, деловое или интимно-личностное. Чтобы оценить процесс общения с точки зрения эффективности
|
взаимодействия, можно также классифицировать и взаимное влияние участников делового общения.
В литературе по общению рассматриваются шесть типов взаимовлияния:
взаимное облегчение — действия партнеров по общению становятся результативным благодаря благотворному влиянию друг на друга;
взаимное затруднение — взаимодействие неэффективно, действия партнеров затрудняют достижение результатов общения;
одностороннее облегчение — взаимодействие способствует повышению эффективности действий одного из партнеров;
одностороннее затруднение — для одного из партнеров намеренно или непреднамеренно создаются помехи;
асимметричное облегчение — один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого;
независимость — поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий друг друга.
Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, деловых партнеров. Для возникновения между ними той или иной связи необходимо их адекватное отражение друг друга, которое, как правило, строится на определенном представлении о человеке, возникающем в процессе взаимного наблюдения и восприятия. На основе восприятия (создания образа) человек формирует поведение и отношение к партнеру по общению. Навыки межличностного общения дают возможность заводить знакомства, поддерживать и развивать отношения с самыми разнообразными людьми.
|
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе установок и ценностных ориентации, ожиданий, сложившихся стереотипов, эмоциональных откликов, которые один человек вызывает в другом. Хотя все отношения развиваются по-разному, чаще всего они проходят следующие стадии: зарождение, стабилизация и угасание. Будут ли отношения удачными зависит от того, как взаимодействуют партнеры. Формой выражения отношений является непосредственное общение одного партнера с другим, в ходе которого межличностные отношения проявляются с различной степенью активности.
Основой для установления отношения с другим человеком прежде всего является потребность в получении информации и уменьшении неопределенности. Мы получаем информацию о деловом партнере пассивно, когда наблюдаем за его действиями и поведением, активно, когда получаем информацию от других, и интерактивно, когда обращаемся непосредственно к человеку. Для того чтобы начать взаимоотношения с человеком, мы устанавливаем контакт глаз и затем вступаем в разговор, поддерживаем его и уж потом переходим на более тесные отношения. В неформальных межличностных отношениях существует баланс самораскрытия (люди обмениваются биографическими данными, личными идеями, трудностями, проблемами и описывают свои чувства) и обратной связи (вербальные и физические реакции на людей и их сообщения).
Совместная деятельность обычно связана с решением конкретной профессиональной задачи (производственной, коммерческой, педагогической и пр.), стоящей перед организацией, а также с наличием у ее участников общей цели. Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов.
К ним относятся:
- единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между людьми;
- общность мотивов, побуждающая людей к взаимодействию;
- наличие единого пространства и времени взаимодействия;
- разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками;
- координация индивидуальных действий и управление ими;
- знание каждым участником норм, правил и процедур общения;
- необходимость передачи информации, обмен ею;
- эффективная обратная связь по вертикали.
Когда у деловых партнеров складываются удовлетворяющие взаимоотношения, они стараются их стабилизировать, т.е. поддерживать на одном уровне. Однако это возможно лишь тогда, когда обе стороны придерживаются одинакового мнения относительно того, чего они хотят друг от друга. Чтобы поддерживать стабильность, партнеры должны сознательно говорить друг с другом беспристрастно, а не давать оценки; быть открытым для собеседника, а не скрывать подспудные мысли; строить предположения, а не устанавливать жесткие догмы; общаться на равных, не унижая достоинство другого человека.
Основной принцип деловых взаимоотношений — рациональность, сознательное управление ходом взаимодействия, поиск средств повышения эффективности сотрудничества.