Интерактивное упражнение




Попробуйте в рамках совместной деятельности сотворить глиняный мир.

С этой целью каждый член группы получает небольшой кусок глины или пластилина.

Каждый, работая сначала индивидуально, создает свой мир, лепит все, что угодно, но с закрытыми глазами. Пальцы рук выражают мысли и чувства каждого. Упражнение может сопровождаться приятной мело­дией, создающей расслабленную атмосферу.

Закончив лепку, поставьте все скульптуры на столе и совместно с другими членами команды, с открытыми глазами, поработайте над структурированием целостного мира из соответствующих частей. Про­говорите те чувства, которые испытываете, поделитесь своими впечат­лениями с другими подгруппами.

Позиции и ориентации в деловом взаимодействии. В любом дело­вом взаимодействии большое значение имеет статус партнера, причем не постоянный статус, а статус «здесь и сейчас», в мо­мент общения. Одним из возможных способов понимания обще­ния является восприятие положения партнеров, а также их пози­ций относительно друг друга. Выше мы рассмотрели позиции с точки зрения взаимодействия «ведущий — ведомый», теперь ос­тановимся на других позициях в общении.

Обычно позиции в общении рассматриваются в русле трансактного анализа. Данное направление в психологии было разработа­но в 60-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Эри­ком Берном. Наибольшую популярность и практическое примене­ние получила разработанная им схема, в которой Э.Берн выделя­ет три способа поведения: Родитель, Ребенок, Взрослый. В лю­бой момент каждый человек может быть в состоянии либо Взрос­лого, либо Родителя, либо Ребенка, и в зависимости от этого состояния осуществляется взаимодействие, определяются пози­ции и статус участников совместной деятельности. Основные ха­рактеристики позиций Родитель, Ребенок, Взрослый приведены в таблице.

Каждый тип состояния важен для участников взаимодействия:

партнер-Родитель все знает, все понимает, никогда не сомне­вается, со всех требует, за все отвечает;

Позиции Родителя, Взрослого, Ребенка*

(по кн.: Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения, с. 187)

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок
1. Характер­ные слова и выражения   Все знают что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я сказал...; Я не понимаю, как это могло случиться... Как? Что? Когда? Где? Почему? Вероятно; возможно   Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!  
2. Интонации   Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие Связанные с реальностью   Очень эмоциональные  
3. Состояние   Надменное, сверхправильное, очень приличное Вниматель­ность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
4. Выражение лица   Нахмуренное, неудовлетворен­ное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания   Угнетенность, удивление  
5. Позы   Руки в бока, ука­зующий перст, руки сложены на груди   Наклон вперед к собеседнику, голова повора­чивается вслед за ним Спонтанная под­вижность (сжи­мают кулаки, ходят, дергают пуговицу и пр.)

партнер-Взрослый трезво, реально анализирует, не поддается эмоциям, логически мыслит;

партнер-Ребенок эмоциональный, импульсивный и нелогич­ный.

Групповое общение как деловое взаимодействие можно рас­сматривать и с позиций ориентации его участников на контроль или на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников делового взаимодействия контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сопровождается желанием доминировать во взаимодействии (от лат. аоттап — господствовать, преобладать, быть основным). «Контролеры» боль­ше говорят сами, их стратегией является стремление заставить партнеров по совместной деятельности принять свой план взаи­модействия и навязать свою тактику действий, свое понимание ситуации.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и других людей. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров, поэтому, как правило, направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом взаимодействия. Желающие понять другого обычно внимательно прислушиваются к собеседникам, наблюдают, анализируют. Они пытаются как можно лучше понять другого, адаптироваться к нему, порой даже подстроиться.

Таким образом, в процессе взаимодействия партнеры реализо­вывают свои планы, цели и решают профессиональные пробле­мы. В ходе взаимодействия поведение участников общения, как уже отмечалось ранее, может изменяться, так как вырабатывают­ся общие подходы к совместному решению для достижения необ­ходимого результата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: