Деловое взаимодействие людей рассматривается как групповая работа. Необходимо различать термины «командная работа» и «групповая работа». Второй термин шире, поскольку любая команда является группой, но не любая группа становится командой.
Групповая работа — это совместная работа людей в малых группах (от 3 до 7 —9 человек) над определенным заданием, которые самостоятельно выбирают направление своей работы и средства для ее достижения, устанавливают нормы взаимодействия. Групповая работа используется как для коллективного решения задач, так и для обучения людей, повышения квалификации специалистов в колледжах, вузах и т.д. Широкое применение она получила как одна из основных форм работы в различных интерактивных играх (имитационных, деловых, аттестационных, дидактических, ролевых), а также как самостоятельная форма выработки решений (работа временных целевых групп, организационное проектирование, специальные семинары, мозговые штурмы).
Преимущество групповой работы достигается за счет синергического эффекта, который возможен, когда участники взаимодействия входят в своеобразный психологический резонанс, чувствуют себя комфортно и уверенно и когда их активность повышается. Понятие «синергия» (от гр. — сотрудничество, содружество) является ключевым в описании диапазона черт группы. Предполагается, что каждый человек, вступая в группу, привносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Общее количество этой энергии, имеющейся у группы, и есть синергия.
В последнее время в литературе все чаще встречается понятие «команда». Как социальная единица «командная работа» качественно отличается от традиционного представления «групповой работы» и обладает рядом преимуществ. Команда:
|
- нацелена на совокупный результат деятельности, в то время как рабочая группа в большей мере полагается на индивидуальный вклад своих участников в деятельность;
- дает членам группы определенное психологическое преимущество: безопасность, чувство локтя, гордость за свои достижения,
признание;
- в большей мере, чем группа, предрасположена к риску,
- имеет значительные преимущества в профессиональной деятельности, в социальном обучении и воспитании своих участников.
В практике решения групповых задач формы делового взаимодействия реализуются, как правило, в таких его типах, как кооперация и конкуренция.
Конкуренция (от лат. — сталкиваться) — что взаимодействие и группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов. Здесь активность партнеров направлена на ослабление, вытеснение или истребление друг друга с целью борьбы за положение в социуме, за симпатии третьей стороны, за объекты, имеющие ограниченный ресурс, за блага и выгоды. При этом некоторые члены группы не желают делить между собой объекты общих устремлений. Конкуренция, как правило, реализуется через конфликтное взаимодействие.
Кооперация (от лат. — сотрудничество) — форма групповой интеграции — это действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде. При этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций. Сотрудничество основано на общности целей, стремлении к достижению результата, взаимной выгоде. Кооперация означает координацию, единение, упорядочение единичных сил участников в ходе организации совместной деятельности. Выделяются две стороны кооперативного взаимодействия:
|
- разделение процесса единой деятельности между партнерами;
- изменение участия каждого в соответствии с его целями и
мотивами.
Своеобразным показателем кооперации являются степень включенности участников в совместную деятельность и их вклад в нее. При кооперативном взаимодействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятельности на основе взаимопонимания.
В основе корпоративного поведения участников взаимодействия лежит организационная культура, базирующаяся на сотрудничестве и партнерстве.
Организационная культура — это свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разделяются всеми членами группы. Она включает:
- «неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и
политика;
- устойчивость и стабильность взаимодействия;
- знание особенностей поведения людей и на этой основе сохранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;
- уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;
- эффективные вербальные и невербальные контакты;
- регуляция социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости;
- владение навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;
- способность понимать и следовать нормам совместной деятельности;
- владение и гибкое использование различных стилей и стратегий;
- умение управлять групповыми и межличностными конфликтами;
- адекватная самооценка участников и способность к сопереживанию;
- способность каждого к саморазвитию и самообучению.
Спецификой корпоративного взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию или коррекцию своих коммуникативных действий.