Позитивные нормы | Негативные нормы |
Традиция защищать свою организацию, когда другие ее несправедливо критикуют | В нашей организации принято считать, что у других преимуществ больше |
В нашей организации люди всегда стремятся к внедрению инноваций даже тогда, когда все хорошо | У нас нет необходимости работать более усердно, так как это не требуется, да и многие не стараются |
У нас люди всегда выслушивают других и активно стремятся узнать идеи и мнения других | У нас человек человеку волк, и никто не радуется твоим успехам |
У нас директор и завучи постоянно заботятся о персонале | В нашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и избегать встреч с администраторами |
Роль лидера имеет значение для всех видов групп. Однако не всегда человек, управляющий группой, является лидером. Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом, формальной группой и организацией их деятельности. Лидер неформальной группы является уважаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.
Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:
- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;
- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
- воплощает в себе основные ценности группы (собственно говоря, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);
- представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;
|
- сглаживает противоречия и межличностные конфликты, возникающие при взаимодействии в группе.
Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обладать харизмой или шармом (от фр. сИагте — обаяние, очарование). Быть лидером — значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с разными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительные стратегии взаимодействия. Это зависит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, — личных качеств лидера, групповых характеристик, ситуативных характеристик.
Личные качества лидера:
- система ценностей (какими он видит власть и положение);
- лидерские наклонности (склонности к определенным стилям);
- спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах;
- оценка своей компетентности и компетентности своей команды.
Групповые характеристики:
- потребность в независимости;
- готовность взять на себя ответственность;
- интерес к проблеме;
- понимание целей группы и осознание своей причастности к ним;
- знания и опыт в решении подобных задач;
- терпимость к неопределенности и потребность в конкретности;
- соответствие ожиданиям. Ситуативные характеристики:
- тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели);
|
- природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.);
- временные ограничения.
Хороший лидер заботится прежде всего о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совместные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов группы к участию в ее делах), а с другой — авторитарности (вмешиваясь, когда это необходимо, для достижения целей группы). В то же время для конструктивного осуществления такой миссии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интеллект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степени. Поэтому зачастую на практике социальным лидером становится женщина-руководитель.
В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта близость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая условия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлекательной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:
- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;
- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (ценности, направленность, мотивация);
- лидер группы обладает характеристиками лидера (признаваем всеми);
- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;
|
- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каждого ее члена и оценить его;
- члены группы испытывают чувство привязанности друг к другу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;
- в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки.
Перечисленные факторы отражают стремление людей к удовлетворению своих прежде всего социальных потребностей. Человек вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть признанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако степень сплоченности может иметь как позитивное, так и негативное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, поведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотивировать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу.