Примеры позитивных и негативных норм




Позитивные нормы Негативные нормы
Традиция защищать свою организацию, когда другие ее несправедливо критикуют В нашей организации принято считать, что у других преимуществ больше
В нашей организации люди всегда стремятся к внедрению ин­новаций даже тогда, когда все хо­рошо У нас нет необходимости работать более усердно, так как это не требуется, да и многие не стараются
У нас люди всегда выслушивают других и активно стремятся узнать идеи и мнения других У нас человек человеку волк, и никто не радуется твоим успехам  
У нас директор и завучи постоянно заботятся о персонале   В нашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и избегать встреч с администраторами

 

Роль лидера имеет значение для всех видов групп. Однако не всегда человек, управляющий группой, является лидером. Руко­водитель — это лицо, на которое официально возложены функ­ции управления коллективом, формальной группой и организа­цией их деятельности. Лидер неформальной группы является ува­жаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддержива­ющей его действия. Это человек, за которым группа людей при­знает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:

- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;

- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;

- воплощает в себе основные ценности группы (собственно го­воря, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);

- представляет точку зрения группы при взаимодействии с ли­дерами других групп;

- сглаживает противоречия и межличностные конфликты, воз­никающие при взаимодействии в группе.

Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обла­дать харизмой или шармом (от фр. сИагте — обаяние, очарование). Быть лидером — значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с раз­ными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительные стратегии взаимодействия. Это за­висит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, — личных качеств лидера, групповых характеристик, ситуативных характеристик.

Личные качества лидера:

- система ценностей (какими он видит власть и положение);

- лидерские наклонности (склонности к определенным сти­лям);

- спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах;

- оценка своей компетентности и компетентности своей ко­манды.

Групповые характеристики:

- потребность в независимости;

- готовность взять на себя ответственность;

- интерес к проблеме;

- понимание целей группы и осознание своей причастности к ним;

- знания и опыт в решении подобных задач;

- терпимость к неопределенности и потребность в конкрет­ности;

- соответствие ожиданиям. Ситуативные характеристики:

- тип группы (ее определяющие ценности, традиции, размер, цели);

- природа задач (их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.);

- временные ограничения.

Хороший лидер заботится прежде всего о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совмест­ные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов груп­пы к участию в ее делах), а с другой — авторитарности (вме­шиваясь, когда это необходимо, для достижения целей груп­пы). В то же время для конструктивного осуществления такой мис­сии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интел­лект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степе­ни. Поэтому зачастую на практике социальным лидером стано­вится женщина-руководитель.

В формальных и неформальных группах существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта бли­зость, относящаяся к сплоченности, обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая усло­вия для их закрепления в группе, соблюдения правил. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлека­тельной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:

- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;

- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (цен­ности, направленность, мотивация);

- лидер группы обладает характеристиками лидера (признава­ем всеми);

- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каж­дого ее члена и оценить его;

- члены группы испытывают чувство привязанности друг к дру­гу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;

- в группе высока степень взаимозаменяемости и поддержки.

Перечисленные факторы отражают стремление людей к удов­летворению своих прежде всего социальных потребностей. Чело­век вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть при­знанными и уважаемыми. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности. Однако сте­пень сплоченности может иметь как позитивное, так и негатив­ное значение в зависимости от того, насколько цели группы и ее нормы соответствуют корпоративной миссии и организационной культуре. При совпадении целей — позитивное взаимодействие и эффективный результат. При несовпадении целей или норм, по­ведение группы может быть негативным. В связи со сказанным, организация должна объединять людей, обладающих определенным сходством, ставить перед ними общую задачу и мотивиро­вать, т. е. вознаграждать и признавать за проделанную работу.

...





Читайте также:
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.