Стратегии и тактики взаимодействия




В основу различения типичных стратегий взаимодействия мо­жет быть положена ценностная ось «отношение к другому как к ценнестиотношение к другому как к средству». При отношении к партнеру как к ценности можно выделить моральную сторону, т. е. признание у человека права быть таким, какой он есть, и психо­логическую сторону, которая состоит в стремлении к сотрудни­честву, равноправным партнерским отношениям, к готовности понять другого, к установке на диалог. При второй позиции — отношение к партнеру как к средству (нужен — привлечь, не ну­жен — отодвинуть, мешает — убрать) — происходит обесценива­ние личности человека, ощущение превосходства над другими в чем-либо, доходящем до понимания собственной исключитель­ности. В практике взаимодействия людей между собой большин­ство случаев не находится ни на одном из описанных полюсов, так как крайнее проявление отношения к человеку вызывает у окружающих моральное осуждение. Кроме того, приходится счи­таться с сопротивлением партнера, отстаивающего свое право на индивидуальность.

Как-то раз знаменитый поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете, прогуливаясь по веймарскому парку, столкнулся на узкой тропинке с критиком, который отрицательно относился к его творчеству. Критик демонстративно загородил дорогу поэту и гнев­но произнес:

- Я не уступаю глупцам!

- А я, наоборот, всегда это делаю, — спокойно ответил автор «Фауста» и вежливо сошел с тропинки.

К основным эффективным механизмам, обеспечи­вающим формирование конструктивного взаимо­действия в организации и в конкретной группе, относятся сле­дующие.

Взаимопонимание это результат познания партнера, форми­рования общих целей и методов взаимодействия.

Координация поиск таких средств общения, которые в наилуч­шей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров.

Согласование механизм взаимодействия, касающийся в ос­новном мотивационно-потребностной стороны общения.

Партнерство предполагает отношение к другому человеку как к равному, с кем надо считаться, но в то же время стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. От­ношения равноправные, но осторожные, основанные на согласо­вании интересов и намерений. Способы воздействия строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления.

Все перечисленные механизмы относятся к продуктивному сти­лю взаимодействия, который понимается как плодотворный кон­такт в совместной деятельности, способствующий установлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенци­алов и достижению эффективных результатов.

Роли, связанные с межличностным взаимодействием:

ведущие — так называемые «предпочитаемые» лица: «звезды», авторитетные, харизматичные, честолюбивые, лидеры мнений или чем-то иным привлекательные для окружающих;

ведомые — все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и, как правило, де­лают их ответственными за все промахи и неудачи.

В одном из исследований, проведенном американским ученым У.Хейторном, было показано, что такие личностные черты, как общительность, работоспособность, умение встать на точку зре­ния другого человека, понять его психологическое состояние, положительно влияют на успешность совместной деятельности, а такие черты, как подозрительность, самоуверенность и автори­тарность, препятствуют ей. На эффективность работы группы ока­зывает влияние интенсивность общения. Нарушение эмоциональ­но-межличностных контактов в группе может привести к сниже­нию ее продуктивности и удовлетворенности участников.

В практике делового взаимодействия с эффективностью груп­повой работы часто связывают стиль лидерства и межличностные отношения. Многими исследователями доказано, что группы с кооперативным типом отношений явно превосходят конкурент­ные как по общей атмосфере, царящей во время работы, так и по качеству результатов деятельности. Установлено также, что в ус­ловиях дефицита времени однородные по композиции группы работают лучше, чем неоднородные. Причем эта особенность по мере усложнения групповой задачи усиливается.

Из сказанного очевидно, как важен вопрос о степени взаи­мосвязанности и взаимозависимости членов группы. Эта целост­ность достигается за счет сближения мнений, оценок, интеллек­туальных и личностных особенностей, чувств и поступков членов группы, что может привести к сближению их интересов и ценно­стных ориентации.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, со­вместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое действие, вербальный и невербаль­ный информационный контакт, поэтому для эффективного взаи­модействия важны также понятия совместимости и срабатываемости членов группы.

Совместимость — это прежде всего оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в дан­ном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.

Выделяют четыре уровня совместимости: физиологический (со­четание особенностей уровня темперамента); психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, вни­мание); психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций) и социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, куль­турного и общеобразовательного уровней развития человека).

Сработанность — это согласованность в работе между участ­никами совместной деятельности. Как совместимость, так и сра­ботанность служат для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих людей по отношению к целям их взаи­модействия. Для сработанности ведущим является поведенческий компонент: высокая результативность взаимодействия, удовлет­воренность прежде всего успешностью работы и, как следствие, отношениями с партнером, низкие эмоционально-энергетичес­кие затраты.

Таким образом, совместимость в большей степени выявляет ориентацию на хорошие межличностные отношения, а сработан­ность — нацеленность на результативность взаимодействия.

Для эффективности групповой работы также имеет значение ценностно-ориентационное единство участников совместной дея­тельности. Этот параметр можно рассматривать, как общность цели и совпадение личностных и социально-значимых намерений. Это означает, что группа выступает не только как внутренне эффек­тивная общность, способная генерировать кооперативные отно­шения, но и как группа, наилучшим образом выполняющая воз­ложенные на нее социально-значимые задачи.

Таким образом, для овладения интерактивной компетентно­стью (умением осуществлять эффективное взаимодействие) не­обходим синтетический подход. Он сочетает разные социально-психологические характеристики участников, влияющие на эф­фективность группового взаимодействия и продуктивную органи­зацию совместного коммуникативного пространства для деятель­ности, развитие мотивации.

Немаловажное значение в профессиональном взаимодействии играет доверие и процесс фасцинации.

Под «фильтром доверия» при взаимодействии подразумевается процесс рассмотрения партнера с позиции, доверять ему или нет. Как отмечалось в предыдущей главе, отсутствие доверия хотя бы с одной стороны препятствует самораскрытию, что автоматиче­ски не позволяет разрушить естественные барьеры, возникающие при контакте двух людей или групп. Настороженность затрудняет взаимодействие, способствует проявлению хитрости, введения партнера в ложную ситуацию, порождающую взаимное непони­мание, неэффективную обратную связь.

Доверие при интерактивном взаимодействии включает в себя, помимо отмеченного в предыдущей главе:

- собственное намерение довериться другому;

- ожидание, что доверие оправдается;

- поведение, соответствующее этим намерениям;

- восприятие другими собственного поведения как достойного доверия;

- учет ситуации и предполагаемых последствий доверия.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда имеет позитивное влияние на ее функционирование. В этих условиях воз­никают:

- открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;

- корректная постановка целей задач;

- большее удовлетворение от участия в работе групп, рост ее сплоченности;

- более высокая мотивация деятельности.

Фасцинация (от англ.— очарование) — это специ­ально организованное вербальное воздействие на поведение участ­ника групповой работы, с целью формирования доверия и повы­шения эффективности воздействия информации. С ее помощью снимается напряжение в начале контакта, что важно, так как за­жатые, не доверяющие другому, напряженные люди восприни­мают только от 14 до 45 % информации. В момент взаимодействия фасцинация осуществляется через приятный тембр голоса, кон­такт глаз, улыбку, доброжелательный взгляд и слова, ласкающие слух, предназначенные для уменьшения потерь значимой инфор­мации при восприятии сообщения и создания о себе хорошего впечатления.

Необходимо понимать, что доверительность при взаимодей­ствии, будучи связанной с риском, всегда есть преодоление внут­реннего психологического барьера. Исследователи отмечают, что наиболее существенной причиной, блокирующей доверие, явля­ется высокая авторитарность партнера. Следовательно, первой ста­дией доверительного взаимодействия является установление рав­ноправного первичного контакта и формирование с помощью фасцинации позитивного образа другого человека.

На второй стадии формируются необходимые для эффектив­ного взаимодействия межличностные отношения:

-достижение согласия;

- получение эмоциональной поддержки, одобрения, например комплимента или строукса (знака внимания);

- стремление принятия себя как личности, например, через самораскрытие и доверительное общение.

На следующей стадии взаимодействия образуются специфи­ческие механизмы регулирования динамики индивидуальных по­знавательных процессов, вырабатываются совместные стратегии и технологии решения задач, единый для группы стиль деятель­ности. Условия взаимодействия расширяют информационное пространство, дают возможность увидеть все многообразие решаемой проблемы, услышать разные точки зрения и выработать компро­миссное или консенсусное (взаимоприемлемое) решение. Кро­ме того, в процессе коллективной работы происходит обмен лич­ностными качествами, расширяется спектр индивидуальных воз­можностей каждого, появляется потребность соотносить свои личные цели с целями группы, организации, с действиями дру­гих людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: