1. Ответьте на вопросы тестов и обработайте результаты.
Тест «Умеете ли вы влиять на людей?»
Инструкция. При взаимодействии очень важно уметь положительно влиять на других людей. Это также необходимо, чтобы достичь поставленной цели, реализовать намерения, провести свою линию. Если вы хотите узнать, в какой мере обладаете этим умением, — ответьте на следующие вопросы односложно — «да» или «нет».
1. Способны ли вы представить себя в роли актера или политического деятеля?
2. Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
3. Способны ли вы говорить с другим человеком о своих интимных переживаниях?
4. Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
5. Портится ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
6. Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные способности?
7. Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?
8. Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменен?
9. Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
10. Любите ли вы менять обстановку или переставлять мебель?
11. Любите ли вы новые способы решения старых задач?
12. Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
13. Любите ли вы доказывать, что ваш начальник в чем-то неправ?
Обработка результатов.
За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите себе по 5 баллов. Ответ «да» — вопросы №1,3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13; ответ «нет» — вопросы № 2, 8, 9.
Комментарий:
|
35- 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять модели их поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе; он должен что-то делать, чтобы люди лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте, однако вам надо быть осторожным, чтобы ваша уверенность в себе не стала агрессивной;
30 и менее баллов. Хотя вы часто бываете правы, вам не удается убедить в этом окружающих. Вы считаете, что жизнь должна быть подчинена строгой дисциплине, здравому рассудку и ход ее должен быть предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. Вы часто бываете слишком сдержаны, не достигая из-за этого желанной цели, и потому неправильно поняты.
Тест для диагностики способности к эмпатии
Инструкция. Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на ваше отношение к ситуации, выразите свое согласие (+) или несогласие (-) с каждым из них.
1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
|
8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательны.
16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23. Чужой смех меня не заражает.
24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
|
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причины.
Обработка результатов.
Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений.
Ответ | Номера утверждений-предложений |
Согласен (+) | 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 |
Не согласен (-) | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33 |
Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными в таблице.
Пол | Уровень эмпатических тенденций | |||
высокий | средний | низкий | очень низкий | |
Юноши | 33-26 | 25-17 | 16-8 | 7-0 |
Девушки | 33-30 | 29-23 | 22-17 | 16-0 |
Тест «Ведущая репрезентативная система»
Этот тест позволяет более четко определить, какая система является для вас ведущей.
Инструкция. Прочитайте утверждение и четыре варианта ответов к нему. Расставьте эти ответы в следующем порядке: поставьте цифру 1 в бланке ответов (см. табл.) перед предложением, которое, на ваш взгляд, лучше всего вам подходит, затем цифру 2 — перед предложением, которое подходит вам более всего после первого. Цифру 3 поставьте ответу, который еще меньше, чем второй, соответствует вам. Цифра 4 будет свидетельствовать, что данное предложение вам не походит вообще.
Вопрос/ответ | 5 ' | |||||||||||
I | ||||||||||||
II | ||||||||||||
III | ||||||||||||
IV |
1. Я, скорее всего, скажу, что принятие важного решения:
I. зависит от моей интуиции;
II. зависит от моего настроения;
III. зависит от моей точки зрения;
IV. это дело логики и ума.
2. На меня, скорее, окажет влияние тот:
I. у кого приятный голос;
II. кто хорошо выглядит;
III. кто говорит разумные мысли;
IV. кто оставляет у меня хорошее чувство.
3. Если я хочу узнать, как идут дела у человека:
I. я посмотрю на его внешность;
II. я обращаюсь к его чувствам;
III. я прислушаюсь к интонации его голоса;
IV. я обращу внимание на то, что он говорит.
4. Для меня легко:
I. создать полноту звуков в стереосистеме;
II. сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III. выбрать удобную, комфортную мебель;
IV. подобрать оптимальную комбинацию красок.
5. Мне очень легко:
I. понять смысл новых фактов и данных;
II. воспринимать окружающие звуки;
III. чувствовать удобство одежды, облегающей мое тело;
IV. рассказать в ярких красках об увиденном предмете.
6. Если люди хотят узнать мое настроение, им следует:
I. обратиться к моим чувствам;
II. посмотреть, как я одет;
III. послушать, что я говорю;
IV. прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I. услышать факты, о которых вы знаете;
II. увидеть картину произошедшего события;
III. узнать о ваших чувствах;
IV. обратить внимание на интонацию вашего голоса.
8. Я больше доверяю тому, что:
I. вижу своими словами;
II. слышу конкретные факты;
III. подсказывают мои чувства;
IV. говорит мне мой внутренний голос.
9. Что касается моей семьи, обычно:
I. я хорошо чувствую ее настроение, настроение каждого;
II. я четко вижу особенности их лиц, одежды, маленькие видимые детали;
III. я знаю, что именно думает каждый по поводу наиболее важных вопросов;
IV. я хорошо различаю интонацию голосов каждого.
10. Я стараюсь:
I. понять какие-то новые факты; И. ощутить новизну;
III. услышать что-то новое;
IV. увидеть новые возможности и перспективы.
11. Когда думаю о своих жизненных целях, я скорее:
I. доверюсь своим чувствам;
II. прислушаюсь к внутреннему голосу;
III. остановлюсь на видимом результате;
IV. проанализирую несколько вариантов их достижения.
12. Если я вспоминаю о близком человеке, то вначале в памяти возникает его:
I. голос;
II. внешность;
III. мысли;
IV. эмоции и чувства.
Обработка результатов.
Из таблицы 2 перенесите в таблицу 1 с вашими ответами буквы (А, В, Д, К).
Подсчитайте сумму цифр, которые соответствуют буквам А =; В =; Д =; К=.
Для проверки правильности ваших подсчетов следует сложить четыре суммы. Общий результат должен быть равен 120(А + В+Д+К= 120).
Вопрос/ответ | ||||||||||||
I | К | А | в | А | Д | К | Д | В | К | Д | К | А |
II | А | В | к | Д | А | В | В | Д | В | К | А | В |
III | В | Д | А | К | К | Д | К | К | Д | А | В | Д |
IV | Д | К | Д | В | В | А | А | А | А | В | Д | К |
А — аудиальная (слуховая) система;
В — визуальная (зрительная) система;
К — кинестетическая (чувственная) система;
Д — «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».
Та система (обозначенная буквой), которая наберет наименьшую сумму баллов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та, которая наберет наибольшую сумму (на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной для человека. Оценить степень развития данных систем поможет следующая балльная шкала.
Система, набравшая сумму до 20 баллов, развита на «отлично». Развитие системы в пределах от 21 до 29 баллов оценивается на «хорошо». От 30 до 38 — оценка «удовлетворительно». От 39 баллов оценивается «неудовлетворительно».
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
Инструкция. Оцените уровень понимания своего самого близкого друга, ответив на следующие вопросы.
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений?
а) да — 1 балл;
б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет — 0;
в) такое выяснение отношений бесполезно — 2 балла.
2. Когда вы хотите задать какой-то деликатный вопрос, можете ли вы сделать это прямо, без обиняков?
а) да — 0 баллов;
б) да, но мне потребуется для этого благоприятная обстановка — 1 балл;
в) об этом не может быть речи — 2 балла.
3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
а) да — 1 балл;
б) не имею представления — 2 балла;
в) я в курсе всех его проблем — 0 баллов.
4. Можете ли вы разговаривать со своим партнером о серьезных вещах в любое время?
а) да — 0 баллов;
б) не всегда, нужно выждать подходящий момент — 1 балл;
в) в большинстве случаев нет, потому что он не имеет времени, — 2 балла.
5. Когда вы разговариваете друг с другом, то следите ли за тем, чтобы ваши формулировки были точными?
а) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова — 1 балл;
б) нет, мы говорим прямо то, что думаем, — 2 балла;
в) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому — 0 баллов.
6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?
а) да, так часто бывает — 2 балла;
б) он просто не вникает в мои проблемы — 1 балл;
в) он всегда проявляет участие — 0 баллов.
7. Принимает ли кто-то из вас важное решение, которое касается его самого, не советуясь с другим?
а) случается и так — 2 балла;
б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой — 1 балл;
в) мы решаем и обсуждаем все вместе — 0 баллов.
8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете чаще поделиться с другими, чем с самым близким другом?
а) иногда это случается — 1 балл;
б) нет, свои проблемы я обсуждаю со своим другом — 0 баллов;
в) другие меня лучше понимают — 2 балла.
9. Не бывает ли так, что, когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем-либо другом?
а) бывает и так — 2 балла;
б) нет, я слушаю внимательно — 0 баллов;
в) если чувствую, что рассеян(а), то стремлюсь сосредоточить свое внимание — 1 балл.
10. В разговоре вы пытаетесь прежде всего высказаться сами?
а) непременно — 2 балла;
б) обычно я даю возможность партнеру высказать все, что его волнует, — 0 баллов;
в) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами, — 1 балл.
Обработка результатов.
А теперь оба друга должны подсчитать и сложить вместе те очки, которые у них набраны. Итак...
0-10 очков. У вас принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друг вас понимает лучше.
11-29 очков. Нельзя сказать, что вы совершенно не делитесь друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Однако этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и вы оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищет.
Самодиагностика «Мой имидж»
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, на которые вы должны ответить «да» и «нет».
1. Я уверен в себе.
2. Во время разговора я смотрю собеседнику в глаза.
3. У меня есть чувство юмора.
4. Я доброжелательно отношусь к людям.
5. Я уверен в своей внешней привлекательности.
6. Во время разговора я полностью сосредоточен на собеседнике и не прерываю его.
7. Я испытываю чувство самоуважения.
8. Я всегда вежлив даже с неприятными мне людьми.
9. Я из тех людей, которые не лезут за словом в карман.
10. Я считаю, что мое физическое здоровье и развитие — в норме.
11. Я предпочитаю взаимовыгодные разрешения споров.
12. Я постоянно улыбаюсь окружающим.
13. Если я не прав, я быстро признаю свои ошибки.
14. Я умею разряжать свои отрицательные эмоции.
15. Я говорю людям комплименты.
16. Моя профессиональная компетентность не вызывает сомнения.
17. Мой гардероб тщательно подобран.
18. Я знаком с методами самоуспокоения и релаксации.
19. Мои волосы всегда чисты и аккуратно уложены.
20. Я владею тактикой действий в конфликтных ситуациях.
21. Я продолжаю повышать свой профессионализм.
22. Я питаюсь правильно и избавлен от «плохих» привычек.
23. Я владею приемами красноречия.
Обработка результатов.
Если на все вопросы вы ответили «да», то проблемы создания имиджа для вас не существует. Если присутствуют ответы «нет», то это сигнал к соответствующим действиям.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции общения.
2. Какова роль первого впечатления в общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?
3. Какие существуют механизмы взаимопонимания в общении?
4. Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.
5. Что такое «эффект ореола» и «каузальная атрибуция»?
6. Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?
7. Насколько велика роль стереотипизации в деловом общении?
8. Каким образом можно уменьшить влияние ошибок восприятия на общение?
9. Что такое межличностная аттракция и какова ее роль в общении?
10. Какие существуют эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания?
11. Чем проявляются трудности и дефекты общения и как их преодолевать?
12. Какие сенсорные каналы влияют на эффективность взаимодействия?
13. Каковы ключи доступа в сенсорные каналы и виды подстройки?
14.Каков механизм формирования профессионального имиджа.
15. Что такое самопрезентация и самомаркетинг и каковы техники их осуществления?