Мои позитивные характеристики | Трудности и проблемы, требующие самокоррекции и развития | ||
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы роль и место коммуникативной функции общения в профессиональной деятельности, в межличностном общении?
2. Какова структура коммуникативного процесса и основные его составляющие?
3. Назовите виды, сущность и содержание барьеров общения. В результате чего они возникают?
4. Какие коммуникативные барьеры мешают восприятию и пониманию информации?
5. Зачем нужна обратная связь в говорении и слушании?
6. Каковы виды и цели двусторонней обратной связи?
7. Какие техники вопросов важны для эффективной обратной связи?
8. Какие виды вопросов и с какой целью используются при расспрашивании?
9. Какие техники ответов на вопросы вы знаете?
10. Каковы стратегии и тактики аргументаций в убеждающем выступлении?
11. Какие правила убеждений позволяют построить аргументированные возражения?
12. Каковы принципы убеждающего воздействия на аудиторию?
13. Как подготовить презентацию товара или услуг?
14. От чего зависит эффективность публичных презентаций?
15. Какова роль ведущего презентаций и требования к нему?
Глава IV. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕНИЯ
Испокон веков наблюдения были достаточно убедительны только для тех, кто способен рассуждать и желает знать истину.
Г. Галилей
Основные цели главы:
- познакомить читателя с теоретическими основами перцептивной функции, механизмами взаимопонимания, с эффектами и трудностями межличностного общения;
- показать значимость для понимания информации и влияния на человека его сенсорных каналов;
|
- выявить преимущества умений формирования позитивного первого впечатления, благоприятного имиджа и развития аттракции для успеха;
- на основе самоменеджмента и выполнения практических упражнений развить навыки самопрезентации.
Социальная перцепция
Каждый человек познает не только окружающую действительность, других людей, но и самого себя. От того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, какие при этом возникают у них образы и впечатления, зависят складывающиеся отношения, понимание друг друга и эффективность взаимодействия. Вот почему одной из важных функций общения является перцептивная функция.
Перцепция (от лат. — психологическое восприятие) — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе его оценки. Термин «социальное восприятие», или «социальная перцепция», впервые был введен американским психологом Дж. Брунером, который показал, что восприятие других людей зависит не только от личностных, но и от социокультурных факторов. При оценке самого себя и других людей обычно учитывается социальный статус, роль и влияние в обществе, причем замечено, что чем выше социальный статус, тем благоприятнее образ человека.
Перцептивная функция общения направлена на решение следующих задач:
- формирование содержания межличностного восприятия;
- содействие установлению взаимопонимания;
- обеспечение влияния участников общения друг на друга. В коммуникации перцептивная функция выступает в роли регулятора общения, а выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию; самого себя', ситуативного контекста общения в целом. Откуда мы знаем, как нас воспринимают и оценивают люди? Об этом говорит их реакция на наше поведение, а также анализ этих реакций, сопоставление с тем, что их вызвало. В итоге анализа оценок и реакций других мы можем косвенно судить о своих личностных качествах, об уровне оценки другими нашего поведения.
|
Межличностная перцепция есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга. Навыки адекватной оценки собеседника проявляются, как правило, в умении понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.
Например, для определения параметра превосходства, оценки статуса собеседника в распоряжении каждого из нас имеется как минимум два основных источника информации:
внешний вид, т. е. физические характеристики человека (красота, рост, цвет глаз), одежда и ее адекватность ситуации общения, эстетика и вкус, а также такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, аксессуары, а в определенных случаях — машина, обстановка кабинета и т.п.;
поведение, манеры и стиль — предпринимаемые действия, совершаемые поступки; экспрессивные реакции, а также то, как человек входит, садится, разговаривает, куда направлен его взгляд и как он смотрит, каков язык его тела, тембр и громкость голоса. Вместе с тем необходимо помнить о том, что эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами восприятия других («По одежке встречают, по уму провожают»).
|
Восприятие другого человека может быть адекватным (т.е. соответствующим действительности) и (или) искаженным из-за приписывания личности некоторых свойств. Зачастую отражение другого бывает неадекватным в силу индивидуальных особенностей партнера и отсутствия навыков общения, а также неумения «читать» характер или намерения других по элементам физиогномики или невербальным сигналам. Так, по данным психологов (например, Е.Е.Смирновой), правильно оценить род занятий по первому впечатлению умеют лишь 50 % человек. Как правило, так же поверхностно запоминается внешний облик людей. Каждый пятый неверно запоминает рост (высокий, средний, низкий), каждый четвертый — цвет глаз и волос, почти половина людей не могут правильно воспроизвести тип и выражение лица, форму носа. Лишь один из десяти способен довольно точно обрисовать прическу, одежду, осанку, своеобразие голоса и жестикуляции.
Оценка другого основывается также на определенной информации об элементах ситуации общения, которую ее участники получают либо заранее, либо непосредственно в процессе взаимодействия. Анализ литературы по проблемам восприятия людьми друг друга показывает, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в процессе общения относятся:
- в межгрупповом, деловом общении — социальная стереотипизация на основе превосходства, привлекательности, отношения;
- в межличностном общении — идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная-атрибуция.