И человеческий темперамент




Если тебе предстоит боль либо она уже завладела тобою, помни: отвернувшись, ты ее не уничтожишь. Гляди ей прямо в гла-за, как предмету рассмотрения, — пока не станет тебе ясно, надобно ли оставить ее в покое или же опекать и использовать. Прежде необходимо взять верх над предметом, а уж затем позволительно и презреть его. А то, что лишь отстраняют, с удвоенным упорством напоминает о себе снова и снова. Только истинный день побеждает все ночные призраки, освещая оные.

 

Эрнст барон фон Фойхтерслебен.

О диететике души

 

От печали к депрессии

 

Желая глубже понять болезненное состояние тела или души, в данном случае депрессию, предпоч­тительно исходить из здоровых откликов души на внешние события, что позволит по-иному увидеть односторонности и флюктуации в остальном здо­ровых процессов. Ведь все болезненное коренится в здоровом и есть не что иное, как «усиленная нор­мальность». Когда же процесс, ставший однобоким, более не имеет здорового контрпроцесса, создающего

 

необходимый баланс, или продолжается несоразмер­но долго, возникает болезнь, которая приобретает все большую односторонность, т. е. делается все тяжелее.

В нашем случае почва меланхолии, болезненного самосозерцания, — способность человека печалить­ся. Душа отвечает на непосильное для нее событие за­щитным отходом внутрь и внешней неподвижностью и безучастностью. Естественная увлеченность миром гаснет, начинается внутренняя мыслительная работа и одновременное эмоциональное углубление — так называемая «траурная работа», чрезвычайно полез­ная для человека. Эта печаль может быть обусловлена потерей, тяжелым разочарованием, душевной трав­мой, враждебностью и т. д. Таким образом, перева­ривая боль, душа обращает свою активность внутрь, отыскивая для себя здоровый отход от внешнего.

Рудольф Штайнер оставил нам важное указание, что вся образная, понятийная и вспоминательная деятельность (а склонный к депрессии живет пре­имущественно в воспоминании, которое либо не мо­жет преодолеть, либо ошибочно фетишизирует), опирающаяся на мозговую и нервную систему, с необходимостью идет поодаль от реальной жизни, т. е. носит «антипатичный» характер. В волении же, связанном с деятельностью крови, членов и обмена веществ, мы встречаем мир «с симпатией», раскры­ваемся, как бы принимаем его в себя. Это касается как приема пищи, так и восприятия через органы чувств. При депрессии, при односторонней печали, мы отгораживаемся от окружающего мира скорлупой, как мозг жестким черепом, и начинаем костенеть. Силы смерти головного

 

человека начинают завладе­вать душою также в чувствовании и волении. Такой отход внутрь, такая самоизоляция обусловливает чув­ство внутреннего съеживания, холода, окостенения. Кажется, будто в душе, в живом токе темперамента стремится осесть нечто минерально-твердое, вроде того, что органически присутствует в костях.

Относительно здоровая еще антипатия усиливается до ненависти и непонимания себя и мира. Человек буквально выпадает из потока жизни и рискует погиб­нуть. Такое опанциревание, герметизацию, отвердение и холод, проникающий до самых мышц, соотносили в древности с планетой Сатурн, отцом мумифицированного и окостенелого, нехватки и помрачения, даже смерти, которая нашла свой символ в скелете.

Из внутренних органов античная медицина приписывала сатурническое качество селезенке, которая по-английски, кстати, называется «сплин» (spleen). Она разрушает живую кровь, ведает защи­той от чужеродных внешних субстанций, таким об­разом давая человеку возможность быть существом биологически целостным. Если это «селезеночное» качество слишком переходит в сферу душевного, человек становится чересчур своенравен, впадает в «сплин». Вдобавок Сатурн — планета старения, а значит, и воспоминания. Все это хорошо знакомо нам по депрессии.

Подобно тому как человек меланхолического темперамента интенсивно ощущает свою телесную земную тяжесть, так страдающий депрессией душев­но полностью костенеет, т.е. становится неживым и отвердевшим. Если

 

опечаленный еще способен посредством мыслительной работы (света) и собст­венной активности или участливого внимания извне (душевного тепла) мало-помалу выйти из такого состояния, то у страдающего депрессией эти силы «я», очевидно, отказывают, и тогда начинается сатурнически губительный путь в бездну. В недрах нашего существа, во внутреннем оркусе (подземном мире), словно бы действуют силы, которых мы еще абсолютно не знаем. Завладевая душой, они приносят в нее мрак, твердость, окостенение, иными словами — ипохондрию.

«Поэтому древние, говоря, например, об „ипохон­дрии", рассуждали не так, как современный человек или психоаналитик, которые зачастую говорят, что-де ипохондрия есть лишь нечто душевное, там, в душе, коренящееся. Но ведь ипохондрия означает — „хря-щевидность подчревной области“. Древние очень хорошо знали, что ипохондрия коренится в оцепенении, отвердении системы нижней части тела (т. е. воления. — Автор.). И английский язык, еще находя­щийся на менее продвинутом по сравнению с другими европейскими языками этапе развития, до сих пор хранит память об этой связи меж материальным и духовным. Я напомню только об одном: душевную депрессию — а она не только душевная — по-анг­лийски называют «сплин». Селезенка тоже именуется «сплин». И „сплин“ -депрессия имеет весьма большое касательство к селезенке. Дело в том, что его нельзя объяснить только исходя из нервной системы, необ­ходимо привлечь на подмогу и селезенку... »5

В старину селезенку полагали причиной «черной желчи», сугубо разрушительно-земного элемента и крови, а

 

тем самым собственно причиной тоскливого, меланхолического темперамента («меланхолия» и оз­начает в переводе «черножелчность»). Лишь много позже этот вид заболеваний перевели в чисто душевную сферу. Ныне у нас вновь брезжит догадка, что душевное и органическое суть всего-навсего две стороны одной медали, неразделимые и взаимовлияющие. В ранней юности, например, все впечатления извне человек впи­тывает вплоть до самых своих органов. В определенных обременительных ситуациях эти частью непосильные и негативные впечатления могут вновь подниматься из подсознательного (а ведь к нему-то и относятся органы) и смущать душу. В медицине мы говорим то­гда об эндогенном, т. е. идущем изнутри, хотя вначале оно было внешним. Ведь в детстве из-за бесконечных родительских ссор нам не раз бросались в голову желчь или агрессивный желудочный сок, только мы тогда этого не замечали. В определенных кризисных ситуа­циях дотоле светлая душевная жизнь может погрязнуть в иле прошлого. Тесная связь душевного и телесно-ор­ганического развития, известная нам и теперь, была чрезвычайно точно описана еще в древности:

«Если (черная) желчь поднимается наверх, в же­лудок или к диафрагме, то возникает меланхолия. Развиваются вздутия, появляется отрыжка, дурно пахнущая рыбою; ветры также отходят громко. Духовные способности ослабевают. Из-за этих яв­лений древние называли меланхоликов страдающими метеоризмом... Меланхолия заключается в упадке духа, вызванном навязчивой идеей...»

Здесь перед нами описание двоякого аспекта бо­лезненного состояния, которое отвечает как началу

 

заболевания обмена веществ, например воспаления печени (гепатита), так и определенным формам депрессии.

Итак, можно утверждать следующее: если при органически слабой конституции и соответственной душевной нагрузке печаль слишком затягивается, то она может превратиться в душевное оцепенение, от которого уже нет сил избавиться, — в депрессию. При этой болезни на передний план особенно выдви­гается один орган, называемый душевным, — печень. Она как бы отражает в сферу души органическое, заболевшее в результате душевных нагрузок.

Если обратиться к мифологическим образам, можно представить себе больного депрессией как Прометея, прикованного к кавказской скале, ведь больной слишком привязан к своему прошлому, а тем самым к чисто земным, обременяющим событи­ям и уже не в силах от этого отделаться. Интересно отметить, что в мифе о Прометее головное животное орел, изо дня в день клюет жизненный, душевный орган титана — печень. Голова как «полюс смерти» и печень как «полюс жизни» полностью противопо­ложны друг другу. Как мы видели, в астрологической медицине, а равно и в медицине антропософской головную деятельность, а значит, все концентрирую­щее, сосредоточивающее подчиняют Сатурну, пе­чень же — Юпитеру. Жизнерадостный Юпитер все расширяет, он открыт миру, щедр, знаменует внут­реннее и внешнее богатство и проч. Мифологически любопытно, что именно Юпитер (печень) восстает против своего отца Сатурна (головы) и даже ста­новится владыкой вместо него. С мифологической точки зрения теперь должно развивать

 

направленную на мир волю, которая органически проявляется через печень, а при депрессии глубоко парализована. Уже это позволяет отчасти понять, почему при депрес­сии необходимо работать над «полюсом симпатии» человека, над системой обмена веществ и членов. Там печень как важнейший орган обмена веществ играет особую роль, так как она есть «тот самый ор­ган, который дает человеку смелость действительно выполнить задуманное дело... Видите ли, так подчас, когда происходит застой воли, нечто открывается примечательным образом. Но если происходит подобное, то в таком случае всегда имеется тонкий дефект печени. Печень всегда посредничает при пере­воде намеченной цели в осуществляемое посредством конечностей деяние. И так каждый орган в чем-то посредничает»7.

Медицине известно, что печень соотносится с волевыми силами нашей мускулатуры, не случай­но этот орган, в частности, обеспечивает активный мускул сахаром.

 

От гнева к агрессии

 

Состояние, противоположное печали и ее болезнен­ному усилению до депрессии, — это гнев, который в своей односторонности становится питательной почвой всех и всяческих агрессий, зачастую беспа­мятного и бессмысленного наскока. Хоть и полярно противоположные, агрессия и депрессия тесно между собой связаны. Ведь в определенных условиях де­прессия способна разрядиться вовне взрывом, тогда как агрессия, порой скрывающая отчаянный призыв о помощи, может обернуться

 

депрессией. В этом смыс­ле можно не без оснований рассматривать депрессию как форму агрессии, направленной человеком против самого себя, как «аутоагрессию». Кинжал как бы метит в него самого, что может найти выражение в органических заболеваниях вроде иммунологических расстройств и рака.

В чем же значение здорового, «благородного» гнева? Он представляет собой одну из важнейших, но тягостных чувственных реакций нашего «я» на окружающий мир, если, например, нас лично задевает нелепое, безнравственное, несправедли­вое и т.п. Мы как бы «вспыхиваем». При этом мы еще не в состоянии дать ясной, разумной оценки, ибо гнев некоторым образом ослепляет нас; мы стремимся силой противопоставить свое существо миру. Такое противопоставление себя миру позволяет нам стихийно почувствовать свою инаковость, свое сугубо индивидуальное «я». Ведь если б мы не умели разгневаться, мы бы всегда находились в полном еди­нении с миром и его факты бесстрастно проходили бы мимо нас. Благодаря гневу мы ощущаем колючку собственного «я» (Рудольф Штайнер), но такое самопленение может сделать нас слепыми и глухими к фактам. Тогда мы сами себя отравляем и способны прийти к осознанию лишь через боль. Внутренняя уязвленность, до поры до времени стихийно выра­жающая себя в гневе, для молодого человека есть первое и важнейшее ощущение «я» и предпосылка, что впоследствии из гнева разовьется подлинная самоотверженность. Ведь разве можно стать само­отверженным, не осознав себя самостью?

«Наблюдение жизни показывает: кто, видя

 

несправедливость или глупость, не способен вос­пламениться благородным гневом, тот никогда не сможет прийти к истинному милосердию и любви. Если вы наблюдаете жизнь, то увидите: кто в силу необходимости воспитывается пока так, что может воспылать благородным гневом против несправед­ливости и глупости, тот в полной мере развивает то пылающее любовью сердце, которое творит добро из любви. Любовь и милосердие суть другая сторона благородного гнева. Преодоленный гнев, просвет­ленный гнев преобразуется в любовь и милосердие. Любящие руки: как редко можно было бы встретить их в мире, если бы время от времени они не сжима­лись в кулаки, отдаваясь чувству благородного гнева при виде несправедливости или глупости. <...> Преобразованный гнев есть деятельная любовь».

Если этот здоровый гнев, это первое движение «я» в собственной душе уже в пору юности не допускают и даже подавляют, то возникают эмоциональные настои, которые, оборачиваясь внутрь, становятся аутоагрессией, т.е. депрессией (= угнетенностью), или же преобразуются в постоянную агрессию, направ­ленную вовне. Психотерапевт-практик часто наблю­дает у страдающих депрессией пациентов именно эти две формы; одним требуется помощь, чтобы эмоции по поводу тех или иных годами подавляемых событий наконец-то нашли здоровый выход, другим — чтобы посредством понимания и прощения переработать вечный гнев и возмущение в милосердие, а в итоге в любовь. В первом случае по-прежнему «милый ребенок», чье «я» в раннем детстве было сломано, дол­жен стать настоящим, способным к любви взрослым человеком,

 

который не страшится противостояния. Но достичь этого можно, только если человек ощутит себя как индивид в противостоянии миру. Во втором случае целесообразно попробовать посредством ког­нитивной работы преобразовать силы, пока что смутно бурлящие в агрессии, в силы более высокого порядка, не блокируя душевных порывов и не «изгоняя закли­наниями» негативные события. Однако если волевые силы здорового гнева, противостоящие миру, будут все больше выходить из-под мудрой власти головы, рассудка, то, «вырвавшись на свободу», они обосо­бятся и станут силами разрушительными, которые выльются в неистовую, слепую жажду уничтожения, бессмысленную и абсурдную. Обуздание и высвобо­ждение — вот крайние тенденции «я» при депрессии и агрессии.

 

Целительная сила темперамента

 

Теперь может возникнуть вопрос: что же именно ос­лаблено, когда психика человека, будучи не в состоянии поддерживать баланс между «внутри» и «вовне», соскальзывает в упомянутые крайности? Ослаблена та сила душевной сердцевины, которая сопряжена как с когнитивной деятельностью, так и с волей, т. е. с низом и верхом, с внутри и вовне, и которую мы называем темпераментом, характером. Темпера­мент охватывает всевозможные волевые, рожденные в недрах души функции, как, например, хладнокровие, смирение, мужество, гордыня и т. п. Если внутренность души соответствует внешности, человек находится в гармонии с миром, ему там «уютно». В

 

греческом языке темперамент обозначается словом thymos (дух, душа, жизнь), связанным со словом thyein (жертва). Тимус — вилочковая железа, — кстати говоря, тоже расположен посредине, за грудиной, поверх сердца. По нему мы ударяем, когда, стараясь убедить собеседника, «бьем себя в грудь», как бы указываем на свое личное, сокровенное. По причине чувственно-душев­ного оскудения мира, нехватки здоровых чувственных восприятий, а также по причине пассивного, управляе­мого сугубо извне образа жизни темперамент, характер еще в раннем детстве хиреет, а потому уже в юности возникают всевозможные изъяны, которые можно назвать душевной анемией и которые впоследствии могут привести к застою темперамента (при агрессии) или к его холодности (при депрессии). Центральные волевые силы в душе голодают и ищут суррогатного удовлетворения в наркотиках, алкоголе, сексе, теле­видении и проч., но за ним — из-за душевной пусто­ты — всегда подстерегает депрессия, тьма.

Силы характера закладываются, стало быть, еще в юности — в родительском доме и в школе. Человек тем сильнее характером, чем больше он душою привержен миру и способен найти с ним гар­монию. Чрезмерная интеллекту-ализация, пассивность, недостаточное тождество с окружающим миром и мощный переизбыток раздражителей очень быстро приводят к угасанию сил характера. Человеку необ­ходимы внутренние образы и идеалы, тогда он сумеет противостоять жизненным бурям, не впадая сей же час в депрессию. Если ему придется постоянно адаптироваться

 

к внешнему, он внутренне задохнется либо разовьет сильную агрессию против внешнего мира.

«Поэтому принципиально важно, какой духов­ный материал, какой образ человека закладывается в характер ребенка. А важнейшее образовательное средство для ребенка — сказки, ибо через них он знакомится не с абстрактным учением о добродете­ли, а с живым, зримым богатством жизненной про­тиворечивости. Сказка — первое зерно, посеянное в душе ребенка. Вот почему и ныне совершенно справедливы слова Иоганна Готфрида Гердера: „У ребенка, которому никогда не рассказывали сказок, остается в душе незасеянный участок, коий в последующие годы засеять уже невозможно“. А это означает, что такие взрослые носят в себе кусочек пустыни. Об этой-то пустыне в человеке Нитше пишет: „Пустыня растет. Горе тому, кто таит в себе пустыни“. Иными словами, если душу ребенка не возделывают как сад и не доводят до цветения, она дичает, становится пустыней. А тогда есть опасность, что впоследствии этот ребенок вырастет бесхарактерным, лишенным фантазии человеком, которым властвуют лишь вещественные принуждения; он, безусловно, вполне может быть хорошим чиновником или старательным управленцем, но не гражданином, ориентированным на окружающих людей...»9

При лечении пациентов, страдающих депрес­сией и агрессией, нужно задним числом воссоздать частью погребенные, частью неиспользованные, мертвые силы характера. Важнейшее вспомогатель­ное средство здесь — осознанная связь с природой, с другими людьми, со сферой

 

культуры, с искусством и т. д. Словом, интерес к миру, а не к себе.

Как в депрессии, так и в агрессии мы имеем дело с утратой внутреннего человека: в первом случае это преимущественно силы воли, во вто­ром — преимущественно силы постижения и по­знания. Однако и депрессия, и агрессия — если рассматривать их как едва ли не повальные болезни эпохи — содержат справедливый укор, который са­мость из-за своей отчужденности выдвигает против себя или против окружающего мира. Эти болезни цивилизации следует лечить не только внешними способами. Через боль в душе человек должен прийти к познанию своего духовного назначения. «... пусть же врач пропишет больному как лекар­ство именно напряжение рассудка. Кто страдает от нехватки себя, может быть исцелен, только если ему пропишут его же самого» (Новалис) 10.

 

 

Телесно-душевный

Уровень депрессии

Многие люди говорят теперь о своем внут­реннем мире. Рассуждают о потребностях внутреннего мира. О том, что-де их душа не справляется с тем-то и тем-то. На са­мом же деле не справляются их желудок и кишечник. А все, что они говорят о ду­шевной жизни, по сути представляет собой лишь словесное выражение того, что про­исходит в обмене веществ. А вдобавок такие люди нипочем не признают правды, не скажут: у меня не в порядке желудок, кишечник, селезенка и печень или иные органы, — вместо этого они говорят: у меня в душе те или иные сложности. Для некото­рых это звучит куда лучше и изящнее, это они считают менее материалистическим11.

Рудольф Штайнер

 

 

Органы и душевная жизнь

 

Будничный, бытовой язык изобилует выраже­ниями, наглядно показывающими тесную связь различных душевных проявлений с определен­ными органами. Под органом духовнонаучно ориентированная медицина разумеет не просто зримую тканевую совокупность, но скорее про­цесс, функции, которые некий орган телесно и душевно осуществляет в целостном организме. Подобно тому как, например, и Луна не только представляет собою физический объект в небес­ных далях, но распространяет

 

свои воздействия по всему Космосу. Вспомним, как она влияет на нашу фантазию, а помимо того, на рост, на отливы и приливы, на менструацию, рождение, бодрствование и сон и т. д. Аналогичным обра­зом влияние печени, нашего важнейшего органа гидрорегуляции, распространяется на весь орга­низм — на влажность кожи, на структурный обмен веществ, на мозг и на темперамент, расположение духа, особенно когда что-то неприятно «сидит в печенках». Скажем, в китайской медицине из­древле знают это двойственное место печени между чисто душевными порывами вроде агрессивности, ярости, подавленной злости и вытекающими от­сюда специфически телесными симптомами вроде головных болей, дурноты, вздутий, обусловленного ими стеснения груди и повышенного кровяного давления, а все это соотносится с эмоциональными застоями.

«Болезни должно рассматривать как телесное „безумие“, а именно отчасти как навязчивые идеи» (Новалис)12. В определенные эпохи развития чело­вечества люди сосредоточивали свое сознание на оп­ределенных органах и тогда особо об этих органах заботились. Так, в Индии, в культуре йогов, на перед­нем плане находилось дыхание, а значит, и легкие, ор­ган, связанный с внешней средой; в Египте — сердце, орган осознания и совести. В современной культуре определяющий орган — это мозг, через посредство которого надеются объяснить все.

Порой воздействие органов выходит далеко за пределы нормальной деятельности обмена веществ и индивидуальной работы души. Однако уже мудрый разговорный язык рисует совершенно новую картину

 

органических функций. При душевном перенапряже­нии у нас «перехватывает дыхание»; от изумления «отнимается язык»; в гневе «разливается желчь»; у детей невыплаканные дневные слезы истекают ночью через почки и мочевой пузырь.

Позднее мы увидим, сколь важны для сово­купного тела, которое при депрессии выпадает из светового и теплового баланса, здоровое питание и всевозможные медикаменты. Для начала же рас­смотрим поближе органы, составляющие телесную основу жизненных, душевных и духовных функций. Далее это позволит нам сделать выводы касательно органотерапии при депрессии.

 

Легкие и сердце как органы раскола

 

Начнем с двух органов, посредством которых мы интенсивнее всего связаны с жизненными процессами окружающего мира и собственного тела, — с легких и сердца, оживителей и движителей нашей крови.

Легкие суть орган, сильнейшим образом свя­занный непосредственно с окружающим миром и, как ни удивительно, в особенности со строением почвы, с геологией. Здесь имеется в виду значение перемены места при таких заболеваниях, как астма, бронхит, туберкулез и т.д. Легкие «любят» почву галечную и гранитную, а вот с известняком частенько не уживаются; из всех внутренних органов они самый большой по размеру, самый холодный и самый же­сткий. С первым же вздохом человек обособляется и противопоставляет себя внешнему миру, как бы отделяется от материнского. Взаимосвязь душевной сферы

 

и легких отчетливо проступает, когда легкие заболевают и впадают в односторонность, становятся слишком уж «землей», — и выражается это в за­трудненном дыхании, в негативизме, эгоцентризме, обмане чувств, маниакальном сомнении и крити­цизме, в оппозиции к миру. Можно истолковать это и как вдох, ставший односторонним, как жест антипатии. Психосоматические исследования ука­зывают, что во время приступа астматик отдаляется от всех проблем и тем самым говорит миру «нет». Легкие обретают таким образом головную тен­денцию, с которой мы уже познакомились, говоря о голове-антипатизанте.

Высказывания двух легочных больных — Франца Кафки и Хорста Эберхарда Рихтера — проясняют этот тезис. «Мой мозг тогда просто не мог больше переносить возложенные на него заботы и мучения. Он сказал: „Я сдаюсь; а если кому-то все-таки важно по возможности сохранить целое, пусть облегчит мне ношу, и тогда мы еще какое-то время продержимся“. Тут-то и подали голос легкие — им, видно, нечего было терять. Эти переговоры между мозгом и легки­ми — без моего ведома — были, наверное, ужасны... Я болен духом, а заболевание легких лишь следствие того, что духовная болезнь вышла из берегов»13.

Нежелание понять, нежелание признать внешние события тоже способно настолько повредить этот орган связи с окружающим миром или же подчинить его, что мы, оцепенев телом и душою, отходим от мира.

«Когда спустя две-три недели я вошел в полу­разрушенный многоквартирный берлинский дом, я застал в двух комнатах нашей старой квартиры на четвертом этаже, которые более-менее пощади­ла ужасная бомба, чету

 

венгров. Разве я не знал, спросили они, что мои родители погибли еще в июне 1945-го? Как? Это случилось в деревне, куда они перебрались из-за бомбежек. Русские... Через день после этого страшного известия у меня началась лихо­радка — воспаление легких. Больница. Там я провел не одну неделю. Температура давно спала, легкие вновь были в порядке. Но я не мог, не хотел вы­здоравливать. Ноги меня не держали. Опять ноги. Помню, как под критическими взглядами терапевта и двух медсестер я выполнял что-то вроде теста на хождение. Шел очень неуклюже и потому сты­дился. И, конечно, чувствовал, что вообще-то дело не в ногах»14.

Отсюда отчетливо видно, что органические болез­ни становятся «спасителями» души и что по их бо­лезненной порой реакции можно распознать высокую мудрость, которая стремится сообщить нам отнюдь не депрессивный настрой.

Сердце, в противоположность легким, орган чисто внутренний, теснейшим образом связанный с самым важ­ным в человеке, с кровью. Оно и есть центр души. Таким образом, человек уже физиологически расколот на внешнее (легкие и мыслительная деятельность) и внутреннее (серд­це и чувства). Образ первозданного раздвоения, которое в жизни никогда полностью не гармонизируется. Рудольф Штайнер однажды разъяснил, что между мышлением и чувствованием, легкими и сердцем, зияет поистине «рана Анфортаса», «zwifel» — «сомнение», расколотость человеческого существа. Египтяне называли сердце также органом судьбы и органом внутреннего знания, «совес­ти», который может разбиться от потрясений и тяжелых

 

судьбоносных событий (инфаркт сердца). Сердцем мы, собственно говоря, способны преодолеть дуализм, сомне­ние и раздвоенность, если нам удастся отыскать новый сердечный язык или сердечное понимание, объединяющее человека и мир, мышление и чувствование, как мы видели это в характере, в темпераменте. Рудольф Штайнер, например, рассматривал антропософию как новый язык сердца. Но так или иначе наша система «сердце—легкие» есть основа дуализма «открытость миру—замкнутость на себе». Если такой разлом меж собственной душой и окружающим миром слишком велик, человеком ов­ладевают сомнение и отчаяние. При депрессии наряду с нарушениями дыхания, порой начинающимися как не­винные позывы к откашливанию, имеет место прежде всего неприятное ощущение в сердце — собственно органе судьбы. Если из-за этого возникают и страхи, то страх перед окружающим миром можно лечить через легкие, страх смерти — через сердце.

Почки как орган душевной слепоты

 

Спустимся теперь в телесной сфере ниже и рассмот­рим почки — парный орган, расположенный сзади, за брюшиной. Подобно тому как душа осознанно смотрит в мир через глаза, неосознанно она воспри­нимает мир через почки, «слепые глаза», — органы обмена веществ, управляемые вегетативными нервами. Почки и надпочечники, в частности, регулируют эмоции, которые затем выражают себя высоким кровяным давлением, спазмами желудка, диареей, одышкой и т. д. Известна в психосоматической ме­дицине и взаимосвязь глаз и почек,

 

например взаимо­связь подавленного плача и проистекающего от этого мочеотделения (например, при ночном недержании мочи). Таким образом, почки суть бессознательные органы души, «слепые глаза» всей брюшной полости, вдобавок выводящие наружу вещество, которое все­гда несколько отупляет человека, — азот, в большом количестве содержащийся в белке мяса и бобовых. При заболеваниях почек и мочевого пузыря кожа и глаза плохо пропускают свет, тускнеют. Вспомним туповатые, отечные лица почечных больных, когда они просыпаются утром. Нередко они весьма апатичны и к чувственным впечатлениям. Многим страдающим депрессией нужно начинать лечение с почек, тогда они вновь обретут ясное дневное сознание. Уже чисто анатомически почка и надпочечник демонстрируют тесную связь с вегетативными нервами. Бессозна­тельный аспект души, эмоциональное, связанное с темпераментом, сугубо индивидуально-душевное равновесие подведомственны функции почек. Эти ор­ганы даже называли «партнерами», раскрывающими душевно-эмоциональное соотношение.

Если описывать человечество в прошлом и ныне, то придется сказать, что в культуре йоги благодаря заботе о дыхании и легких еще существовало ес­тественное духовное осознание мира и внутренней жизни, тогда как ныне оно все больше ограничивается собственной утробой и сугубо личными эмоциями, и что человек поэтому противостоит духовным силам в себе и в мире слепо и неосознанно, как «слепой безумец» Парцифаль. Материализм и сопряженные с ним эгоизм, душевная слепота становятся таким образом «духовной почечной болезнью» (Рудольф Штайнер)

 

современного человечества.

Тем самым очевидна задача людей, живущих осоз­нанно: то, чего мы более не получаем извне пассивно, чисто органическим способом, нужно теперь произво­дить внутренне, силами собственного «я» и по-новому осознанно возвращать миру. Для этого необходимо выработать внутреннюю способность душевного ра­зогрева, т. е. темперамент и увлеченность, что созда­ется не эгоизмом и интересом к собственной персоне, а только интересом к миру. В этой связи важную роль играют собственно органы обмена веществ (селезен­ка, печень, желчный пузырь), которые, в частности, приготавливают кровь к «встрече» с вещественным внешним миром, с питанием.

 

Печень и желчный пузырь

как органы внутренней радости

 

Печень — орган водный, жизненный, созидатель­ный и ночной, играющий важную роль прежде всего в сахарном обмене. Сахар укрепляет «я», делает его бодрствующим и активным. Печень регенерирует израсходованные за день жизненные силы (в немец­ком языке «печень», «Leber», сродни слову «жизнь», «Leben»; русское же слово «печень» происходит от «печь, выпекать»). При депрессии больной обычно просыпается утром усталый, холодный и апатичный, приносит в день болезненные силы ночи. «Влага жизни» «загустевает», становится инертной, и у человека целый день уходит на преодоление телесного сопротивления. К вечеру он, как правило, этого достигает и чувствует себя относительно деятельным и бодрым. Многие

 

из страдающих депрессией просыпаются спозаранку, между часом и тремя, когда печень возобновляет свою работу. Именно с этим сопряжен, в частности, успех ле­чения таких больных лишением сна. Желчный пузырь, напротив, орган чисто дневной, расщепляющий, он сти­мулирует обмен веществ, а тем самым и бодрствование. Если желчь течет неправильно, все пищеварение оста­навливается, человек делается вялым, так сказать недос­таточно «желчным». Если же нарушаются печеночный и желчный процессы, то внутренняя и внешняя воля цепенеют, а взгляд на мир мутнеет. Ведь желчь как один из самых агрессивных соков организма сталкивается в пище с субстанциями внешнего мира и разрушает их, готовя для перехода в кровь. Столкновение с миром, стало быть, означает приобретение здоровой желчности. В древней медицине поэтому желчь называли Марсом, воином и разрушителем. При депрессии необходимо лечить и печень как орган жизни, и желчный пузырь как орган мужества — тогда вновь появятся жизнера­достность и бодрость.

Следовательно, печень и особенно желчь суть ор­ганические прообразы активности и живости. Чисто органическая деятельность и переработка веществ струят в душу радость, силу и внутреннее наслажде­ние, активное «да» земле и, наконец, доверие к себе, коль скоро мы собственной активностью одолели приходящее извне.

Отсюда понятно, что в раннем детстве вспыль­чивый родитель или педагог способен подавить волю ребенка, а тем самым и здоровое мировосприятие, в результате чего позднее в органах воли — печени и желчном пузыре — проявятся органические нару­шения, могущие привести к

 

«гнетущим», т. е. депрес­сивным или же агрессивным симптомам.

Именно при «эндогенных депрессиях» нужно ис­ходить из того, что еще до вспышки болезни, большей частью в юности, разного рода душевные нагрузки окольным путем добираются и до органа темпера­мента, до печени, которая хотя и принимает их в себя, но до поры до времени без физических последствий. Можно сказать, печень копит душевную нагрузку и однажды, после достаточно долгого «беспорядочного воздействия души» (Рудольф Штайнер), нередко спус­тя десятилетия, выбрасывает этот груз назад в душу. И тогда он всплывает в сознании — так затонувшая деревяшка многие годы гниет под водой, а потом вдруг шторм взбудораживает глубины, и она всплывает на по­верхность. Впрочем, душевные проблемы не обязатель­но отражаются через этот орган на психике, они могут и укрепиться в нем как чисто органическая болезнь, оставив душу сравнительно здоровой.

У австрийского писателя Адальберта Штифтера, который не умел изжить свои сильные агрессии, «заместительно» развилась злокачественная болезнь печени, вновь и вновь приводившая к душевным «пе­ченочным расстройствам» — мучительному страху, тяжелой меланхолии и ипохондрическому самона­блюдению, — но, удивительное дело, подарившая его творчеству безупречно уравновешенную ясность, гармонию и мир. Такова была органическо-душевная цена продолжавшейся всю жизнь изнурительной борьбы за то, чтобы обуздать «тигриные задатки» и бешеные страсти, не преображая их. Сочинительство стало у Штифтера не здоровым средством

 

выражения, а средством защиты. Ведь стихии глубин необходи­мо преобразовывать и тем высвобождать, но никак не подавлять; яркий пример тому — Гёте. Творчеству Штифтера болезнь ущерба не нанесла, только ему самому. Дело в том, что болезнетворны именно те страдания, которых не облегчают преодолением пере­живаний. «Впечатления, оставшиеся невыраженными, возбуждают болезнь». Этот практический вывод заложен в основу многих методов психо- и искусство-терапии, применяемых при душевных болезнях.

Находясь в депрессии, человек, однако же, слишком слаб, чтобы своей душой оздоровлять органы. Здесь
нужны и определенные лекарства, которые поддержат
его в этой борьбе. А когда душевное состояние улуч­-
шается, исчезают и вторичные телесные симптомы,
о чем и пойдет речь в следующей главе.

 

Телесная терапия

«Кроме физической стороны, — сказал священник, — часто ставящей на нашем пути непреодолимые препятствия и вынуж­дающей нас приглашать на совет толкового врача, я нахожу, что средства исцеления помешанных весьма просты. Это те именно средства, которые здоровым людям не дают сойти с ума».

 

Гете. Годы учения

Вильгельма Мейстера

(Перевод С. Г. Займовского)

 

 

О том, что душой можно воздействовать на тело, любой из нас хорошо знает по собственному опыту. Наше тело вовсе не чуждо душе, оно позволяет ей, в частности, проявляться вовне. Иными словами, тело есть физический инструмент души. Скрытые поначалу душевные силы как бы «обращаются» к нам через посредство глаз, рук, кожи, почек и т. д. Попав в бедственное положение, душа «ок­купирует» отдельные органы, вцепляется в них так, что мы начинаем их осознавать. И тогда говорим о боли и о болезни. Порой только через мигрень и осознаешь, что забрал себе в голову слишком мно­го или норовишь пробить головою стену. И нынеш­ней так называемой психосоматической медицине известны чрезвычайно многообразные душевные расстройства, которые весьма индивидуальным способом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: