Функции местного самоуправления можно определить как основные направления деятельности муниципального образования в лице его органов, должностных лиц и непосредственно населения. Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местного самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).
Местное самоуправление самостоятельно решает все вопросы местного значения, оптимально сочетая местные и общегосударственные интересы для достижения наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления обществом и государством, оно путем самостоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обеспечению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.
Одной из основных функций органов местного самоуправления, как субъектов муниципально-правовых отношений, является функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, наряду с другими, относится и комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» такой вопрос местного значения как комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования отсутствует, однако закреплены полномочия органов местного самоуправления по принятию планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования (ст. 17 данного закона).
Обеспечение комплексного развития территории муниципального образования означает:
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- управление местными финансами;
- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- хозяйственная деятельность, создание и управление муниципальными предприятиями, учреждениями и организация
ми; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования;
- координирование участия предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования;
- осуществление внешнеэкономической и иной предусмотренной законом деятельности.
В научной литературе указывает, что понятие «социально-экономическое развитие» не может быть применено (в строгом смысле этих слов) к каждому муниципальному образованию, которое может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие даже в том случае, когда этого требует Федеральный закон, поэтому комплексное социально-экономическое развитие следует относить к компетенции муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями, для остальных муниципальных образований их самостоятельность осуществления собственных планов социально-экономического развития должна быть дополнительно исследована в каждом отдельном случае[20]. И.В. Граф отмечает о компетенционных пределах самостоятельности местного самоуправления, которые представляют собой установленную в законодательстве меру автономии местного самоуправления в реализации прав и обязанностей населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения собственными силами и на основе своей инициативы[21].
А.А. Безуглов, С.А. Солдатов отмечают, что если исходить из реально сложившейся ситуации в нашей стране, необходимо признать, что есть такие предметы ведения, относительно которых могут быть применены полномочия, как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Сомнительно, что органы местного самоуправления сел в состоянии создать новые технологии в системе здравоохранения, определить стратегию его развития[22]. Аналогичного мнения в части комплексного социально-экономического развития муниципального образования придерживаются Н.В. Постовой[23].
Костомаров отмечает, что комплексное социально-экономическое развитие, образование, здравоохранение и другие являются сферами деятельности (предметами ведения) всех уровней публичной власти, и в этом смысле соответствующие положения требуют дальнейшей законодательной регламентации[24].
В научной и учебной литературе определяются такие понятия, как «развитие муниципального образования» и «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования», а также подчеркивается, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития, и если гражданам (жителям поселения) законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то понятие «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» должно относится не к отдельным сферам жизнедеятельности муниципального образования, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами жизнедеятельности (такие, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, коммерческими организациями, развитие духовной жизни местного сообщества, экологического благополучия и др.[25]
В связи с этим, субъектами комплексного социально-экономического развития муниципального образования должны выступать, наряду с органами государственной власти, прежде всего, население в лице органов местного самоуправления, которые в настоящее время получили право определять собственную стратегию развития, принимать и организовывать выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
Можно дать следующее определение комплексному социально-экономическому развитию муниципального образования - это «согласованные действия субъектов муниципально-правовых отношений (населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности, общественных организаций) в различных сферах жизни муниципального образования, направленные на достижение определенного уровня развития социально-культурной и экономической сфер на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных потребностей, публичных интересов, улучшения качества жизни всех слоев населения муниципального образования».
Ю.А. Тихомиров, рассматривая комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как вопрос местного значения, отмечает, что в данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.[26]
А.Н. Писарев указывает, что, действуя в направлении комплексного социально-экономического развития муниципального образования, органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают текущие и перспективные планы экономического и социального развития, которые должны быть ориентированы на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, на приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения, формирования рыночной инфраструктуры и т.д.[27].
При разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований необходимо учитывать взаимосвязь с программами экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, региональными целевыми программами, взаимоувязанность целей развития муниципального образования с целями государственной стратегии экономического и социального развития Российской Федерации, субъектов Федерации.
Выявление основных проблем развития муниципального образования создает объективную основу для системного построения целей и задач его развития и позволяет распределить их по типам:
- формирование нормативно-правовых, методологических, организационных, ресурсных, в т.ч. финансовых условий для развития муниципальных образований;
- формирование и закрепление за муниципальными образованиями налогов, обеспечивающих исполнение полномочий, закрепленных за органами местного самоуправления;
- оптимизация муниципального бюджета и межбюджетных отношений;
- содействие развитию социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура и спорт, социальная защита населения) и инфраструктуры развития муниципального образования (ЖКХ, дороги, транспорт, связь, телекоммуникации);
- содействие привлечению инвестиций, развитию малого бизнеса и предпринимательства, формированию интегрированных структур.
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования - директивный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования задач.
Программа является инструментом формирования модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного и аграрного потенциала.
В последнее время широкое распространение получил такой метод планирования, как стратегическое планирование социально- экономического развития муниципального образования.
Стратегическое планирование развития муниципального образования можно определить как особый вид плановой работы органов местного самоуправления с участием населения, субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций), органов государственной власти, состоящей в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе.
К особенностям стратегического планирования как особого вида планирования относятся: направленность на средне- и долгосрочную перспективу; ориентация на решение ключевых для муниципального образования целей, от достижения которых зависит выживание и прогресс; обязательное сбалансирование целей стратегического плана с объемом финансовых, материальных ресурсов; учет всех позитивных и негативных факторов развития, чтобы мероприятия стратегического плана усиливали влияние позитивных факторов и ослабляли воздействие негативных моментов; предвидение изменений внешней и внутренней среды муниципального образования[28].
Среди особенностей стратегического планирования городского развития необходимо отметить следующее: во-первых, стратегический план города как муниципального образования носит нормативно-рекомендательный характер.
Во-вторых, демократический процесс разработки стратегического плана с вовлечением в него всех заинтересованных целевых групп, разработка и реализация плана постоянно идет в форме диалогов, обсуждений, общественных согласований, в нем участвуют население, коммерческие организации, представители общественности. Эта особенность стратегического планирования отмечается во многих западноевропейских городах как важнейший фактор успеха плана[29].
В-третьих, при разработке стратегического плана преобладают эвристический и практический подходы с использованием элементов научных исследований, анализа и обобщения. В разработке стратегического плана муниципального образования, как правило, ведущую роль играют эксперты и специалисты коммерческих организаций, в том числе градообразующих организаций, должностные лица органов местного самоуправления, депутаты.
В-четвертых, стратегический план публикуется в общедоступной форме и доводится до каждого жителя города.
В-пятых, стратегический план охватывает лишь основные важнейшие стратегические цели и направления развития муниципального образования, что отличает его от комплексного плана социально-экономического развития в прежнем его понимании.
В основу стратегии развития муниципального образования закладывается, во-первых, ориентация на собственные ресурсы, опираясь на которые органы местного самоуправления разрабатывают мероприятия по развитию социальной инфраструктуры и инфраструктуры муниципального образования и инициируют разработку инвестиционных проектов, обеспечивающих приток на территорию района финансовых ресурсов, достаточных для выполнения социальных обязательств. Во-вторых, ориентация на непрерывное отслеживание качества жизни населения и принятие соответствующих политических и экономических решений. В-третьих, непрерывное выявление и формирование конкурентных преимуществ территории, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития муниципального образования, выявление стратегических направлений его развития. В-четвертых, повышение качества и эффективности управления районом.
Программы и мероприятия стратегического плана обеспечивают достижение выбранных генеральных целей, имеющих решающее значение для формирования желаемого образа города в будущем, но это лишь определенные стратегические, узловые моменты, а не вся многогранная деятельность органов местного самоуправления.
В современных условиях значение муниципального стратегического планирования постоянно возрастает. Стратегический план в мировой практике муниципального управления является уже признанным элементом в системе методов, обеспечивающих регулирование развития города и позволяющих создавать условия для перспективного развития в сочетании с принятием текущих решений с учетом стратегических целей.
В условиях социально-экономических реформ, предполагающих адаптацию всех элементов муниципального образования, в том числе органов местного самоуправления к требованиям рыночной экономики, стратегический план способен объединить усилия органов местного самоуправления, коммерческих организаций всего местного сообщества для поддержания муниципального образования как целостной социально-экономической системы и его конкурентоспособности.
По мнению А.М. Стерлягова, стратегическое планирование понимается как систематический процесс, с помощью которого городские власти и сообщества горожан выстраивают новые партнерские отношения, определяют картину своего будущего и этапы его достижения, исходя из сложившихся условий и ресурсов, реально оценивая тенденции в социально-экономических процессах, ограниченность ресурсов, понимая всю тяжесть городских проблем, должны сами определять траекторию своего перспективного развития[30].
Муниципальное образование, имеющий стратегический план развития, получает целый ряд организационных преимуществ, обеспечивающих устойчивое развитие. Как подчеркивается в концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, «одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан, которое предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество[31].
Под устойчивым развитием в научной и учебной литературе понимается процесс укрепления органами местного самоуправления своего экономического потенциала путем применения технологий, отличающихся наибольшей сопротивляемостью негативным экономическим и политическим факторам и приносящих наименьший ущерб природной среде территории[32].
Устойчивое развитие муниципального образования, по мнению Т.П. Лагуновой, означает: во-первых, способность к саморазвитию и прогрессу, обеспечение устойчивого роста производства, создание надежных условий для предпринимательской деятельности, во-вторых, полноценное потребление элементов биосферы без нарушения способности биосферы к самовосстановлению, в-третьих, рост или сохранение уровня реального потребления материальных благ при безусловном росте качества жизни населения, в-четвертых, общественное партнерство, т. е. способность различных групп и слоев населения муниципального образования к сотрудничеству и компромиссу в спорных вопросах[33].
Можно выделить три основных организационных преимущества, связанные со стратегией муниципального образования. Во-первых, стратегический план является инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности муниципального образования в условиях растущей конкуренции муниципальных образований за инвестиции, квалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве. Во-вторых, позволяет объединить устремления и действия органов местного самоуправления, населения, коммерческих организаций, общественных организаций в направлении достижения поставленных целей. В-третьих, выводит муниципальное образование, использующее все возможные организационные механизмы для улучшения качества жизни населения и среды предпринимательства, на передовые позиции.
Разработка стратегических планов развития муниципальных образований осуществляется на основе всестороннего учета местной специфики, однако, в процессе стратегического планирования можно выделить некоторые общие методические подходы, характерные практически для всех городов, разрабатывающих свою стратегию развития.
В связи с этим можно выделить пять основных этапов разработки стратегического плана.
Первый этап — изучение и анализ всех факторов (положительных и отрицательных), определяющих развитие города, цель этого этапа состоит в определении стартовых условий развития. На этом этапе создаются рабочие группы по направлениям социально-экономического развития муниципального образования, состоящие из специалистов органов местного самоуправления и коммерческих организаций. Состав рабочих групп утверждается распоряжением главы муниципального образования.
Второй этап - определение целевой направленности стратегического плана, когда выдвигается главная цель и подцели стратегии развития муниципального образования, достижение которых должно усиливать, поддерживать, развивать конкурентные преимущества муниципального образования и ослаблять негативные последствия всех отрицательных факторов развития. На этом этапе осуществляется выявление и прогнозирование величины реальных материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для реализации стратегического плана в реальные сроки, а также выдвигаются конкретные мероприятия и разработка программ, входящих в план, для общественного обсуждения и обоснования.
Третий этап - программирование, на котором главная цель и подцели стратегического плана наполняются конкретным содержанием, т.е. в рамках важнейших направлений стратегического плана разрабатываются конкретные целевые программы, мероприятия, реализация которых будет направлена на достижение целей стратегического плана, с оценкой этих программ с точки зрения финансовых затрат и эффективности.
Четвертый этап - утверждение стратегического плана представительным органом местного самоуправления и широкое представление плана населению, коммерческим и общественным организациям.
Пятый этап — реализация и мониторинг стратегического плана, в ходе которого осуществляется постоянная проверка правильности выбранных целей, их корректировка с учетом возникающих новых обязательств.
В заключении следует отметить, что сегодня каждое муниципальное образование в соответствии с действующим законодательством во многом самостоятельно несет ответственность за свое нынешнее состояние, имидж и перспективы развития. Включение наиболее активных слоев населения в решение местных проблем порождает у людей заинтересованность в судьбе своей малой родины, развитии местного хозяйства, использовании природных, интеллектуальных, управленческих и других ресурсов, привлечению дополнительных средств, для решения социальных вопросов, создания современной инфраструктуры муниципального образования, улучшения окружающей среды. Долгосрочным ориентиром в этой работе должны стать комплексные программы экономического и социального развития муниципальных образований, основной целью которых, является анализ комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования — городских и сельских поселений, муниципальных районов, определение их возможностей в решении текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста и оценка эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.