Формирование комплексных программ социально – экономического развития в муниципальных образованиях




Функции местного самоуправления можно определить как основные направления де­ятельности муниципального образования в лице его органов, должностных лиц и не­посредственно населения. Функции местно­го самоуправления обусловлены его приро­дой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Функции местного самоуправления отли­чаются определенной устойчивостью и ста­бильностью, ибо в них проявляется посто­янное, целенаправленное воздействие насе­ления, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наибо­лее эффективного решения вопросов мес­тного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуют социальное предназначение местно­го самоуправления (должное) и процесс его осуществления (сущее).

Местное самоуправление самостоятельно решает все вопросы местного значения, оп­тимально сочетая местные и общегосударс­твенные интересы для достижения наиболее эффективной реализации социально-эконо­мического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц. Являясь частью демократической системы управления об­ществом и государством, оно путем само­стоятельного решения вопросов местного значения реализует также задачи по обес­печению жизненных интересов населения, социальной защите граждан.

Одной из основных функций органов мест­ного самоуправления, как субъектов муници­пально-правовых отношений, является фун­кция комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» к вопросам местного значения, наряду с другими, относится и комплексное социально-экономическое развитие муници­пального образования. В Федеральном зако­не от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления» такой вопрос местного значения как комплексное социально-экономическое раз­витие муниципального образования отсутс­твует, однако закреплены полномочия орга­нов местного самоуправления по принятию планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования (ст. 17 данного закона).

Обеспечение комплексного развития тер­ритории муниципального образования означает:

- владение, пользование и распоря­жение муниципальной собственностью;

- управление местными финансами;

- формирование, утверждение и ис­полнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

- хозяйственная деятельность, созда­ние и управление муниципальными пред­приятиями, учреждениями и организация ­ми; комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования;

- координирование участия пред­приятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собствен­ности, в комплексном социально-экономи­ческом развитии территории муниципаль­ного образования;

- осуществление внешнеэкономи­ческой и иной предусмотренной законом деятельности.

В научной литературе указывает, что по­нятие «социально-экономическое развитие» не может быть применено (в строгом смысле этих слов) к каждому муниципальному обра­зованию, которое может реально осущест­влять самостоятельное социально-экономи­ческое развитие даже в том случае, когда этого требует Федеральный закон, поэтому комплексное социально-экономическое раз­витие следует относить к компетенции муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями, для остальных муниципальных образований их самостоятельность осуществления собс­твенных планов социально-экономического развития должна быть дополнительно иссле­дована в каждом отдельном случае[20]. И.В. Граф отмечает о компетенционных пределах самостоятельности местного самоуправления, ко­торые представляют собой установленную в законодательстве меру автономии местного самоуправления в реализации прав и обязан­ностей населения муниципального образова­ния, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов мес­тного значения собственными силами и на основе своей инициативы[21].

А.А. Безуглов, С.А. Солдатов отмечают, что если исходить из реально сложившейся ситуации в нашей стране, необходимо при­знать, что есть такие предметы ведения, от­носительно которых могут быть применены полномочия, как органов местного самоуп­равления, так и органов государственной власти. Сомнительно, что органы местного самоуправления сел в состоянии создать новые технологии в системе здравоохране­ния, определить стратегию его развития[22]. Аналогичного мнения в части комплексного социально-экономического развития муни­ципального образования придерживаются Н.В. Постовой[23].

Костомаров отмечает, что комплексное социально-экономическое развитие, образо­вание, здравоохранение и другие являются сферами деятельности (предметами веде­ния) всех уровней публичной власти, и в этом смысле соответствующие положения требуют дальнейшей законодательной регламентации[24].

В научной и учебной литературе опреде­ляются такие понятия, как «развитие муни­ципального образования» и «комплексное социально-экономическое развитие муни­ципального образования», а также подчеркивается, что муниципальное образование понимается как целостное социально-эконо­мическое явление, которое имеет свои внут­ренние законы развития, и если гражданам (жителям поселения) законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то понятие «комплексное социально-экономическое раз­витие муниципального образования» долж­но относится не к отдельным сферам жизне­деятельности муниципального образования, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципаль­ными сферами жизнедеятельности (такие, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами госу­дарственной власти, коммерческими органи­зациями, развитие духовной жизни местного сообщества, экологического благополучия и др.[25]

В связи с этим, субъектами комплексного социально-экономического развития муни­ципального образования должны выступать, наряду с органами государственной власти, прежде всего, население в лице органов мес­тного самоуправления, которые в настоящее время получили право определять собствен­ную стратегию развития, принимать и орга­низовывать выполнение планов и программ комплексного социально-экономического раз­вития муниципальных образований.

Можно дать следующее определение ком­плексному социально-экономическому раз­витию муниципального образования - это «согласованные действия субъектов муни­ципально-правовых отношений (населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти, субъектов хозяйс­твенной деятельности, общественных орга­низаций) в различных сферах жизни муни­ципального образования, направленные на достижение определенного уровня развития социально-культурной и экономической сфер на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных пот­ребностей, публичных интересов, улучшения качества жизни всех слоев населения муниципального образования».

Ю.А. Тихомиров, рассматривая комплек­сное социально-экономическое развитие муниципального образования как вопрос местного значения, отмечает, что в данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются мест­ные целевые программы, даются муниципаль­ные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муни­ципального образования, заключаются договоры и т. д.[26]

А.Н. Писарев указывает, что, действуя в направлении комплексного социально-эко­номического развития муниципального об­разования, органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают текущие и перспективные планы экономического и со­циального развития, которые должны быть ориентированы на мобилизацию собствен­ных возможностей и ресурсов, на приори­тетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения, формирования рыночной инфраструктуры и т.д.[27].

При разработке программ комплексного социально-экономического развития муни­ципальных образований необходимо учиты­вать взаимосвязь с программами экономи­ческого и социального развития субъектов Российской Федерации, региональными це­левыми программами, взаимоувязанность целей развития муниципального образования с целями государственной стратегии экономи­ческого и социального развития Российской Федерации, субъектов Федерации.

Выявление основных проблем развития муниципального образования создает объ­ективную основу для системного построения целей и задач его развития и позволяет распре­делить их по типам:

- формирование нормативно-правовых, методологических, организационных, ресурсных, в т.ч. финансовых условий для развития муниципальных образований;

- формирование и закрепление за му­ниципальными образованиями налогов, обеспечивающих исполнение полномо­чий, закрепленных за органами местного самоуправления;

- оптимизация муниципального бюд­жета и межбюджетных отношений;

- содействие развитию социальной инфраструктуры (образование, здравоохра­нение, культура и спорт, социальная защита населения) и инфраструктуры развития му­ниципального образования (ЖКХ, дороги, транспорт, связь, телекоммуникации);

- содействие привлечению инвести­ций, развитию малого бизнеса и предприни­мательства, формированию интегрирован­ных структур.

Программа комплексного социально-эко­номического развития муниципального об­разования - директивный документ, пред­ставляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритет­ных для муниципального образования задач.

Программа является инструментом фор­мирования модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последова­тельное повышение благосостояния насе­ления, эффективное воспроизводство и мо­дернизацию производственного и аграрного потенциала.

В последнее время широкое распростране­ние получил такой метод планирования, как стратегическое планирование социально- экономического развития муниципального образования.

Стратегическое планирование развития муниципального образования можно оп­ределить как особый вид плановой работы органов местного самоуправления с учас­тием населения, субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих организаций), органов государственной власти, состоя­щей в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, пре­дусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе.

К особенностям стратегического плани­рования как особого вида планирования относятся: направленность на средне- и долгосрочную перспективу; ориентация на решение ключевых для муниципального образования целей, от достижения которых зависит выживание и прогресс; обязатель­ное сбалансирование целей стратегического плана с объемом финансовых, материаль­ных ресурсов; учет всех позитивных и не­гативных факторов развития, чтобы мероп­риятия стратегического плана усиливали влияние позитивных факторов и ослабляли воздействие негативных моментов; пред­видение изменений внешней и внутренней среды муниципального образования[28].

Среди особенностей стратегического пла­нирования городского развития необходимо отметить следующее: во-первых, страте­гический план города как муниципального образования носит нормативно-рекомендательный характер.

Во-вторых, демократический процесс разработки стратегического плана с вовле­чением в него всех заинтересованных целе­вых групп, разработка и реализация плана постоянно идет в форме диалогов, обсуждений, общественных согласований, в нем участвуют население, коммерческие орга­низации, представители общественности. Эта особенность стратегического плани­рования отмечается во многих западноев­ропейских городах как важнейший фактор успеха плана[29].

В-третьих, при разработке стратегичес­кого плана преобладают эвристический и практический подходы с использованием элементов научных исследований, анализа и обобщения. В разработке стратегическо­го плана муниципального образования, как правило, ведущую роль играют эксперты и специалисты коммерческих организаций, в том числе градообразующих организаций, должностные лица органов местного самоуправления, депутаты.

В-четвертых, стратегический план публи­куется в общедоступной форме и доводится до каждого жителя города.

В-пятых, стратегический план охватывает лишь основные важнейшие стратегические цели и направления развития муниципаль­ного образования, что отличает его от ком­плексного плана социально-экономического развития в прежнем его понимании.

В основу стратегии развития муниципаль­ного образования закладывается, во-первых, ориентация на собственные ресурсы, опи­раясь на которые органы местного самоуп­равления разрабатывают мероприятия по развитию социальной инфраструктуры и ин­фраструктуры муниципального образования и инициируют разработку инвестиционных проектов, обеспечивающих приток на терри­торию района финансовых ресурсов, достаточных для выполнения социальных обяза­тельств. Во-вторых, ориентация на непрерыв­ное отслеживание качества жизни населения и принятие соответствующих политических и экономических решений. В-третьих, непре­рывное выявление и формирование конку­рентных преимуществ территории, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики, анализ силь­ных и слабых сторон, угроз и возможнос­тей развития муниципального образования, выявление стратегических направлений его развития. В-четвертых, повышение качества и эффективности управления районом.

Программы и мероприятия стратегическо­го плана обеспечивают достижение выбран­ных генеральных целей, имеющих решаю­щее значение для формирования желаемого образа города в будущем, но это лишь определенные стратегические, узловые моменты, а не вся многогранная деятельность органов местного самоуправления.

В современных условиях значение муни­ципального стратегического планирования постоянно возрастает. Стратегический план в мировой практике муниципального управ­ления является уже признанным элементом в системе методов, обеспечивающих регулиро­вание развития города и позволяющих созда­вать условия для перспективного развития в сочетании с принятием текущих решений с учетом стратегических целей.

В условиях социально-экономических ре­форм, предполагающих адаптацию всех эле­ментов муниципального образования, в том числе органов местного самоуправления к требованиям рыночной экономики, стратегический план способен объединить усилия ор­ганов местного самоуправления, коммерчес­ких организаций всего местного сообщества для поддержания муниципального образова­ния как целостной социально-экономической системы и его конкурентоспособности.

По мнению А.М. Стерлягова, стратеги­ческое планирование понимается как систе­матический процесс, с помощью которого городские власти и сообщества горожан вы­страивают новые партнерские отношения, определяют картину своего будущего и эта­пы его достижения, исходя из сложившихся условий и ресурсов, реально оценивая тен­денции в социально-экономических процес­сах, ограниченность ресурсов, понимая всю тяжесть городских проблем, должны сами определять траекторию своего перспективного развития[30].

Муниципальное образование, имеющий стратегический план развития, получает целый ряд организационных преимуществ, обеспечивающих устойчивое развитие. Как подчеркивается в концепции перехода Российской Федерации к устойчивому разви­тию, «одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспече­ние прав и свобод граждан, которое предпо­лагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элемен­тов правовое государство, рыночное хозяйс­тво и гражданское общество[31].

Под устойчивым развитием в научной и учебной литературе понимается процесс ук­репления органами местного самоуправле­ния своего экономического потенциала пу­тем применения технологий, отличающихся наибольшей сопротивляемостью негативным экономическим и политическим факторам и приносящих наименьший ущерб природной среде территории[32].

Устойчивое развитие муниципального об­разования, по мнению Т.П. Лагуновой, озна­чает: во-первых, способность к саморазви­тию и прогрессу, обеспечение устойчивого роста производства, создание надежных условий для предпринимательской деятель­ности, во-вторых, полноценное потребление элементов биосферы без нарушения спо­собности биосферы к самовосстановлению, в-третьих, рост или сохранение уровня ре­ального потребления материальных благ при безусловном росте качества жизни населе­ния, в-четвертых, общественное партнерс­тво, т. е. способность различных групп и сло­ев населения муниципального образования к сотрудничеству и компромиссу в спорных вопросах[33].

Можно выделить три основных органи­зационных преимущества, связанные со стратегией муниципального образования. Во-первых, стратегический план является инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности муниципального обра­зования в условиях растущей конкуренции муниципальных образований за инвестиции, квалифицированную рабочую силу и пере­довые позиции в международном сотрудни­честве. Во-вторых, позволяет объединить устремления и действия органов местного самоуправления, населения, коммерческих организаций, общественных организаций в направлении достижения поставленных целей. В-третьих, выводит муниципальное образование, использующее все возможные организационные механизмы для улучшения качества жизни населения и среды предпри­нимательства, на передовые позиции.

Разработка стратегических планов разви­тия муниципальных образований осущест­вляется на основе всестороннего учета мес­тной специфики, однако, в процессе страте­гического планирования можно выделить некоторые общие методические подходы, характерные практически для всех городов, разрабатывающих свою стратегию развития.

В связи с этим можно выделить пять ос­новных этапов разработки стратегического плана.

Первый этап — изучение и анализ всех фак­торов (положительных и отрицательных), оп­ределяющих развитие города, цель этого эта­па состоит в определении стартовых условий развития. На этом этапе создаются рабочие группы по направлениям социально-эконо­мического развития муниципального обра­зования, состоящие из специалистов органов местного самоуправления и коммерческих организаций. Состав рабочих групп утверждается распоряжением главы муниципально­го образования.

Второй этап - определение целевой на­правленности стратегического плана, когда выдвигается главная цель и подцели стра­тегии развития муниципального образова­ния, достижение которых должно усиливать, поддерживать, развивать конкурентные пре­имущества муниципального образования и ослаблять негативные последствия всех отрицательных факторов развития. На этом этапе осуществляется выявление и прогнозирование величины реальных материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть использованы для реализации стратегическо­го плана в реальные сроки, а также выдвига­ются конкретные мероприятия и разработка программ, входящих в план, для обществен­ного обсуждения и обоснования.

Третий этап - программирование, на кото­ром главная цель и подцели стратегического плана наполняются конкретным содержа­нием, т.е. в рамках важнейших направлений стратегического плана разрабатываются конкретные целевые программы, мероприятия, реализация которых будет направлена на достижение целей стратегического плана, с оценкой этих программ с точки зрения фи­нансовых затрат и эффективности.

Четвертый этап - утверждение стратеги­ческого плана представительным органом местного самоуправления и широкое представление плана населению, коммерческим и общественным организациям.

Пятый этап — реализация и мониторинг стратегического плана, в ходе которого осу­ществляется постоянная проверка правиль­ности выбранных целей, их корректировка с учетом возникающих новых обязательств.

В заключении следует отметить, что се­годня каждое муниципальное образование в соответствии с действующим законодатель­ством во многом самостоятельно несет от­ветственность за свое нынешнее состояние, имидж и перспективы развития. Включение наиболее активных слоев населения в реше­ние местных проблем порождает у людей заинтересованность в судьбе своей малой родины, развитии местного хозяйства, ис­пользовании природных, интеллектуаль­ных, управленческих и других ресурсов, привлечению дополнительных средств, для решения социальных вопросов, создания современной инфраструктуры муниципаль­ного образования, улучшения окружающей среды. Долгосрочным ориентиром в этой работе должны стать комплексные програм­мы экономического и социального развития муниципальных образований, основной це­лью которых, является анализ комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования — го­родских и сельских поселений, муниципаль­ных районов, определение их возможностей в решении текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста и оцен­ка эффективности мер по реализации соци­ально-экономической политики, предприни­маемых федеральными органами государс­твенной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: