Введение
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Предприятие розничной торговли – это предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования.
Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.
Данная тема, актуальна для современных рыночных условий, так как в России большое количество предприятий занимаются розничной торговлей и для правильной ее организации необходимо грамотно отнестись к технологии хранения для снижения товарных потерь.
Целью дипломной работы является изучения методики организации хранение и подготовка товаров к продаже и разработки путей их совершенствования.
Задачами дипломной работы являются:
· рассмотретьуправления организацией хранения и подготовки товаров к продаже;
· проведения анализа управления организацией хранения и подготовки товаров к продаже;
|
· дать общую характеристику организации ООО «Леруа Мерлен Восток»
· изучить нормативно-правовые регулирования методики управления организацией хранение и подготовки товаров.
Работа выполнена с использованием трудов российских учёных: Алексенцев А.И., Ефремов А., Казановская Н., Капущак К. и д.р., а также и зарубежных ученых: Бланк И.А., Банько В.Г.,Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мерфи-мл. П.
Объектом исследования является ООО «Леруа Мерлен Восток».
Предметом дипломной работы представлен процесс хранения и подготовки товаров к продаже в магазинах ООО «Леруа Мерлен».
Структура работы состоит из введения, трёх глав и заключения.
В введении автор определил актуальность темы исследования, а так же цель и задачи. Глава 1 посвящена изучению теоретических аспектов и методике управления организации хранения и подготовки. В главе 2 проведен анализ управления организацией хранения и подготовки товаров к продаже. В главе 3 разработаны пути совершенствования торгово - технологического процесса по хранению и подготовке товаров к продаже ООО «Леруа Мерлен Восток».
Глава 1.Теориотические аспекты и методика управления организацией хранения и подготовки товаров к продаже.
Необходимость и сущность управления организацией хранения и подготовки товаров к продаже.
Целью любой коммерческой организации является получение максимального дохода- прибыли. В связи с чем собственники организации, и вся система её управления нацелена на достижения данной цели, а именно обеспечить процессы:
|
- заключение договора поставки;
- приемки;
- хранения;
-подготовки товаров к продаже.
На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов на поступивший в магазин товар. К числу основных из этих документов относятся: товарно-транспортная накладная; счет-фактура; приходно-расходная накладная; свидетельство о качестве товара; сертификат соответствия государственной системе сертификации или заверенная поставщиком копия сертификата соответствия на товар, подлежащий обязательной сертификации.
В соответствии с действующими нормативными требованиями все товары, поступившие в магазин по импорту и подлежащие обязательной сертификации, разрешается принимать только при наличии у поставщика сертификата соответствия или свидетельства о признании иностранного сертификата в государственной системе сертификации. На отдельные импортные товары, которые могут негативно влиять на здоровье человека (перечень таких товаров утвержден Министерством здравоохранения), должно также иметься гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы. При поступлении товаров без сопроводительных документов (неотфактурованные поставки) их должна принимать специальная комиссия с участием представителей торгового предприятия, поставщика или не заинтересованной компетентной организации [9, с. 109].
На втором этапе процесса приемки осуществляется количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Основными технологическими операциями по количественной приемке продовольственных товаров является взвешивание, проверка заполненной тарных единиц, подсчет штучных товаров. Товары в таре, доставляемые в контейнерах принимаются по количеству мест или массе брутто в момент вскрытия контейнера. При количественной приемке непродовольственных товаров ведется подсчет числа товарных единиц. Операции количественной приемки товаров совмещаются обычно с операциями разгрузки транспортных средств.
|
На третьем этапе процесса приемки осуществляется проверка качества поступивших товаров. Она осуществляется обычно в две стадии. На предварительной стадии проверка качества осуществляется по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах. На последующей стадии проводится более углубленное определение качества товаров с целью обнаружения скрытых дефектов, несоответствия поступившей продукции указанным срокам годности или гарантийным срокам эксплуатации. По большинству продовольственных товаров и непродовольственным товарам простого ассортимента проводят выборочную проверку качества с распространением ее результатов на всю партию. Качество непродовольственных товаров сложного ассортимента подлежит сплошной проверке [10, с. 79-95].
В случае обнаружения несоответствия фактического количества или качества товаров показателям сопроводительных документов или требованиям соответствующей нормативно-технической документации составляется акт об установлении расхождения в количестве или несоответствии по качеству за подписью лиц, принимавших участие в приемке, который передается поставщику (один экземпляр этого акта остается в магазине). Хранение товаров в магазине связано с осуществлением следующих технологических операций: перемещением товаров в помещения кладовых (охлаждаемых камер) и укладкой их на хранение; текущим наблюдением за состоянием товаров в процессе их хранения; обеспечением бесперебойной и качественной работы холодильных установок; поддержанием необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях, предназначенных для хранения. Основной задачей торгового менеджмента в процессе осуществления хранения товаров является обеспечение сохранности товаров по количеству и качеству.
Это достигается путем создания в помещениях для хранения необходимых влага – температурных режимов, соответствующих физико-химическим особенностям отдельных групп товаров; правильным размещением товаров в помещениях для хранения с учетом требований товарного соседства и очередности реализации; соответствующими способами размещения товаров на оборудовании, обеспечивающими сохранность их качества [11, с. 328-502].
В помещениях для хранения продовольственных товаров должны быть в первую очередь обеспечены температурный режим и влажность воздуха, соответствующие специфике отдельных видовтоваров.
Особое внимание при хранении продовольственных товаров должно быть уделено обеспечению надлежащего товарного соседства. Так, в раздельных помещениях должны храниться:
· товары, легко воспринимающие запахи (кондитерские изделия, животное масло и др.);
· товары с острым запахом (копчености, сельдь, сыры и т.п.);
· товары, легко впитывающие влагу (сахар, мука и т. п.);
· товары с высоким содержанием влаги.
Для обеспечения этих условий в магазинах, реализующих продовольственные товары, должна быть проведена группировка этих товаров по режиму и условиям их хранения и с учетом среднего периода их хранения осуществлено распределение помещений кладовых.
В помещениях для хранения непродовольственных товаров должна быть обеспечена стабильная температура (10-18 °С), нормальная влажность воздуха и хорошая вентиляция.
Швейные, трикотажные, меховые, текстильные изделия, а также головные уборы и валяная обувь при длительном хранении должны пересыпаться анти молевыми средствами.
Изолированного размещения и особого режима хранения требуют товары бытовой химии, минеральные удобрения и средства защиты растений - их хранят с обеспечением повышенных требований к противопожарной безопасности и санитарным условиям, а также к температуре и относительной влажности воздуха (неболее55-65%).
Большинство продовольственных товаров и отдельных групп непродовольственных товаров в процессе хранения подвергаются потерям количества и качества по естественным причинам (усушка, распыление, вытекание и т. п.).
Эти потери регламентируются соответствующими нормами естественной убыли.
В процессе хранения должно быть обеспечено строгое соблюдение установленных для отдельных товаров предельных и гарантийных сроков их хранения, определенных соответствующими нормативно-техническими документами (они отражены на маркировке товара или в техническом паспорте, прилагаемом к нему)[12, с. 2004-624].
Подготовка товаров к продаже состоит из следующих технологических операций, показанных в схеме 1.
Этап 1-Проверка целостности упаковки |
Этап 2-Распаковка товаров из внешней тары |
Этап3-Проверка маркировочных данных и качества после хранения |
Этап 4-Проверка инструкций по эксплуатации, технических паспортов гарантийных талонов, комплектности изделий |
Схема 1- Этапы подготовки товаров к продаже.
При отсутствии маркировки на отдельных изделиях или повреждении ярлыка предприятия-изготовителя (отсутствие пломбы, загрязнение, потертость, нечеткость записи и т. п.) работником, осуществляющим подготовку товара к продаже, обновляются все маркировочные данные, и выписывается дубликат товарного ярлыка, который подписывается материально ответственным лицом и прикрепляется к товару.
В крупных продовольственных магазинах самообслуживания (в первую очередь универсамах) значительный объем подготовительных операций связан с фасовкой ряда товаров, которая организуется непосредственно в магазине. В этих целях в магазине выделяются специальные помещения для фасовки, и устанавливается соответствующее фасовочное оборудование. В процессе осуществления этой подготовительной операции особое внимание должно быть обращено на размеры дозировки фасуемых товаров, требующие уточнения с учетом специфики обслуживаемых контингентов покупателей и особенностей их спроса (в первую очередь - частоты совершения покупок), так же играет важную роль персонала в подготовке товаров к продаже [13,с. 1056-1998].
Большое значение имеет планировка рабочих мест. Она представляет собой размещение на определенной площади (в зоне приложения труда) функционально связанных между собой элементов технологии, оборудования, организационной оснастки (рабочей мебели) и инвентаря, необходимых для осуществления торгово-технологического процесса. Длина фронта рабочих мест дифференцируется в зависимости от ассортимента и степени сложности реализуемых товаров, от интенсивности покупательских потоков и частоты покупок. В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д. Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечает требованиям рациональной организации, важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей, выделена площадь для организации рабочих мест продавцов[14].
Размещение товара должно происходить строго определенным образом и соответствовать определенным требованиям. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, превышает норму на 13%, обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий степень использования площади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организация технологических процессов, ухудшается обозримость товаров.
В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года в пределах 17-22’C, в теплый период – не превышает 28’C. Скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не превышает 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28’C) до 75 % (при 24’C).
Можно сделать следующие выводы: архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой; экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей; санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться; особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин; функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону. При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его:
· тип;
· размер торговой площади;
· конфигурацию торгового зала и т. д.
Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:
· создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;
· оптимально использовать торговые площади;
· создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.[5]
Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций[15].
Технология подготовки товаров заключается в следующем:
· В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже.
· Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.
· Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров.
Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные.
К общим для всех товаров подготовительным операциям относят
(схема 2)
распаковка |
сортировка |
проверка маркировки |
облагораживание |
перемещение в торговый зал |
Схема 2 – Последовательность подготовки товаров к продаже.
Распаковка - это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов.
Сортировка предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам.
В подготовку к продаже школьно-письменных и канцелярских товаров входит оформление ценника (приложение 1).
Облагораживание товаров предполагает очистку их от пыли, загрязнений, утюжку, удаление заводской смазки, устранение мелких дефектов и т. п.
Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.
Распаковка товаров включает освобождение товаров от внешней транспортной тары, далее их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники, данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими местами. В крупных магазинах могут быть предусмотрены распаковочные, фасовочные, разрубочные, мастерские по мелкому ремонту товаров. Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, фасовки и т. п. Они характерны только для отдельных товаров[16,с.204-1998].
В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления специальных операций для подготовки их к продаже. Каждая товарная единица должна иметь ярлык с указанием краткой технической характеристики и аннотацией. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца[17, с. 904-1996].
Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей.
С позиций минимизации затрат наиболее эффективной является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями.
Подготовка товаров к продаже должна выполняться до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.
Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования[18,с.800-1999].