Применительно к торговле под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения. То есть трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников [27].
Для характеристики трудовых ресурсов в торговле используется и категория «кадры торговли». Кадры торговли - это совокупность всех занятых в отрасли и на ее отдельных предприятиях работников в трудоспособном возрасте.
Для правильной экономической характеристики анализа и планирования трудовых ресурсов торговли большое значение имеет научно-обоснованная их классификация (табл. 2).
Таблица 2 – Классификация трудовых ресурсов торговли [27]
Признак классификации | Виды трудовых ресурсов |
А | Б |
1. По видам деятельности | в розничной торговле; в общественном питании; в оптовой торговле; в прочих подотраслях торговли |
2. По организационному уровню управления | трудовые ресурсы отрасли в целом; трудовые ресурсы торговых систем и объединений трудовые ресурсы торговых предприятий |
3. По технологической характеристике | административно-управленческий персонал; торгово-оперативный персонал; вспомогательный или обслуживающий персонал |
4. По функциональной характеристике | руководители специалисты рабочие |
5. По половозрастному составу | А) мужчины: - до 20 лет; от 20 до 60 лет; свыше 60 лет. Б) женщины: - до 20 лет; от 20 до 55 лет; свыше 55 лет. |
6. По стажу работы в торговле | Работники со стажем работы: до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет |
7. По образовательному уровню | работники с высшим образованием; работники со средним специальным образованием; работники с неполным средним образованием |
8. По характеру профессиональной подготовки | работники, окончившие вузы; работники, окончившие торговые техникумы, училища; работники не имеющие специального образования |
9. В зависимости от формы собственности на имущество предприятия | собственники имущества привлеченные работники |
|
Особое внимание на предприятиях торговли в условиях рыночных отношений должно уделяться детальному анализу численности работников, цель которого - изучение состава работников предприятия, эффективности их использования (табл. 3).
От обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются [30]:
изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;
оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;
выявление резервов более полного и эффективного использования работников предприятия.
Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.
|
Таблица 3 – Показатели, характеризующие использование работников на предприятиях торговли [27]
Показатели | Методика расчета | |
А | Б | |
1. Коэффициенты, характеризующие степень интенсивности использования трудовых ресурсов | 1. Коэффициент сменности | , где Ч – общая численность работников; Чн – максимальное число работников в смене |
2. Коэффициент занятости активной работой | , где З – общее время занятости; За – время занятости работников активной работой | |
3. Коэффициент занятости тяжелым физическим трудом | , где tф – время, затраченное на выполнение физически тяжелых работ; to – общий фактический фонд рабочего времени | |
4. Коэффициент укомплектования рабочих мест | , где М – количество рабочих мест | |
5. Степень сбалансированности рабочих мест | , где Кн – нормативный коэффициент укомплектовывания работающими | |
2. Коэффициенты, характеризующие движение трудовых ресурсов | 1. Коэффициент текучести кадров | , где Чвыб. – число работников, выбывших по причинам, отнесенным к текучести (нарушение трудовой дисциплины, увольнение по собственному желанию); Ч – среднесписочная численность работников за период |
2. Коэффициент оборота | , где Чпр (ув.) – число принятых (выбывших) работников | |
3. Коэффициент общего оборота | ||
4. Коэффициент стабильности кадров | , где Чс5. – среднесписочная численность работников со стажем более 5 лет на данном предприятии |
В ходе анализа целесообразно также рассчитывать абсолютную иотносительную экономию численности работников предприятия:
|
1. Абсолютная экономия численности:
а) за счет сокращения «неоправданных» потерь рабочего времени (Эвр):
Эвр = (13)
где Фрв0, Фрв1 - фонд рабочего времени одного работника до и после внедрения мероприятия по сокращению потерь времени, час;
Ч - численность работников до внедрения мероприятия, чел.;
t - период действия мероприятия, месяцев,
б) за счет внедрения более совершенного нового оборудования (Эоб):
Эоб = (14)
где Ч - численность работников, необходимая для выполнения оборота розничной торговли, чел.;
d - условная экономия численности работников за счет внедрения более совершенного оборудования, чел.;
Эу - условная экономия численности работников за счет внедрения более совершенного оборудования, чел.
2. Относительная экономия численности работников торговли:
а) за счет сокращения потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности в связи с улучшением условий труда (Эвт):
Эвт = (15)
где По, П1 - потери рабочего времени до и после проведения мероприятий, час;
Чпл - плановая численность работников, чел.
б) за счет внедрения прогрессивных форм торговли (Эп):
Эп (чел) = (16)
где Ч - численность работников, необходимая для выполнения оборота исходя из производительности труда при индивидуальной форме продажи, чел.;
ΔПТ - прирост производительности труда за счет внедрения прогрессивных форм торговли, %. [27]
Основные причины экономии или превышения численности работников предприятия приведены в табл. 4.
Таблица 4 - Причины снижения (превышения) численности работников предприятий торговли [27]
Снижение численности | Превышение численности | ||
Положительные причины | Отрицательные причины | Положительные причины | Отрицательные причины |
Рациональная организация труда | Снижение объемов реализации товаров | Расширение сети предприятий | Отсутствие планирования и экономического обоснования численности на перспективу |
Совершенствование оплаты и стимулирования труда | Изменение режима работы предприятия (сокращение часов работы) | Изменение режима работы предприятия [увеличение часов работы) | |
Механизация трудоемких процессов | Высокая текучесть кадров | Рост физического объема реализации товаров | Отсутствие механизации труда |
Рост производительности труда | Экономия фонда заработной платы | Расширение перечня оказываемых населению услуг | Недостатки в организации труда |
В современных условиях хозяйствования происходящие изменения в экономике приводят к изменению состава и структуры работников торговли, что, в конечном счете, влияет на эффективность деятельности предприятия.