Сложность реализации | Легко | ♦ Табачная промышленность ♦ Пивоваренная промышленность ♦ Бытовая химия, лаки и краски • Телекоммуникации | • Промышленность строительных материалов • Автомобилестроение • Шины ♦ Страхование • Розничная торговля ♦ Бытовая электроника ♦ Информационные технологии | ♦ Деревообработка |
Средняя сложность | ♦ Производство синтетического каучука П Производство стали П Военно-промышленный комплекс | • Мясо-молочная промышленность • Трубная промышленность П Угольная промышленность • Изделия из цветных металлов П Растениеводство П Банки | Строительство • Пластмассы Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение • Легкая промышленность • Животноводство | |
Сложно | П Производство цветных металлов • Минеральные удобрения • Целлюлозно-бумажная промышленность • Лесозаготовка П Нефтегазодобыча | • Нефтепереработка П Авиационная промышленность | П Транспорт | |
Низкий потенциал роста | Средний потенциал роста | Высокий потенциал роста |
Уровень мультипликационного эффекта: П — сильный; • — умеренный; ♦ — низкий.
Научное обеспечение прогнозно-плановой работы в стране пока крайне ограниченно. Закономерно, что предвидением будущего практически занимаются все государственные органы, научные, экономические и общественные организации. Но, поскольку по сути это вид научной деятельности, ведущая роль в прогнозировании, особенно долгосрочном и среднесрочном, должна принадлежать науке — Российской академии наук, другим государственным и общественным академиям, независимым научным организациям. Полезно восстановить с учетом новых требований практику разработки альтернативных прогнозов научно-технического и социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, финансируя эту работу в значительной мере за счет бюджетных средств, а также на базе консолидации ресурсов частного сектора.
|
Разумеется, долгосрочные научные прогнозы необходимы не для удовлетворения безграничной любознательности ученых, а для выявления возможных тенденций будущего развития страны с учетом изменения внутренних и внешних факторов и обоснования путей и механизмов движения по оптимальному сценарию, адекватному складывающимся в перспективе условиям развития и отвечающему национальным интересам. Поэтому организация научного прогнозирования должна строиться на принципах:
• независимости ученых от ведомственных интересов и влияния монополий;
• свободного соревнования гипотез и идей, отсутствия монополизации прогнозной деятельности той или иной научной школой;
• демократического самоуправления научных сообществ, занимающихся прогнозной деятельностью;
• периодического обновления состава организаций, занимающихся прогнозной работой.
Координацию разработки долгосрочного научного прогноза должен осуществлять орган наподобие высшего научного совета по долгосрочному прогнозированию, состав которого мог бы быть таким:
• президиум совета (до 15 человек) в составе его председателя, заместителя председателя, главного ученого секретаря, руководителей проблемных советов и директора информационно-вычислительного центра;
|
• советы по основным направлениям разработки прогноза каждый в составе до 15 человек);
• информационно-вычислительный прогнозный центр для проведения расчетов с использованием макромодели, статистического и иного информационного обеспечения качественного направления прогноза, переводов и снабжения информацией о зарубежных прогнозах;
• небольшой исполнительный аппарат, подчиненный главному ученому секретарю и выполняющий технические и обслуживающие функции.
В функции совета наряду с подготовкой и корректировкой долгосрочных прогнозов должна входить экспертиза проектов стратегических и индикативных планов, национальных проектов и программ, а также проектов соответствующих законодательных актов.
Для руководства и координации работ по стратегическому планированию, национальным программам и проектам целесообразно создать национальный совет по стратегическому планированию и национальному программированию. Учитывая исключительную важность этой функции, авторы настоящего издания полагают, что совет должен возглавляться Президентом страны. Совет может быть организован на базе нынешнего Совета по национальным проектам.
В состав совета наряду с руководителями государственных органов должны входить председатель высшего совета по долгосрочному прогнозированию, представители организаций крупного, малого и среднего бизнеса, гражданского общества.
В нормативном акте, определяющем статус и возможности национального совета, его функции можно было бы сформулировать следующим образом. Совет:
|
• определяет задания по разработке стратегических планов, национальных программ и проектов;
• рассматривает проекты стратегических планов, национальных программ и проектов;
• осуществляет координацию работ по их подготовке и контролирует выполнение;
• вносит в случае необходимости предложения об изменениях в утвержденные стратегические планы, программы и проекты;
• координирует деятельность министерств, ведомств, федеральных округов по выполнению стратегических планов, национальных программ и проектов;
• инициирует разработку необходимых законодательных актов;
• участвует в государственной приемке выполненных национальных программ и проектов.
Исполнительным государственным органом по разработке и реализации стратегических планов, национальных программ и проектов мог бы быть, по мнению авторов книги, национальный комитет по стратегическому планированию, возглавляемый первым заместителем председателя правительства РФ.
Комитет призван выполнять следующие функции:
• организация разработки проекта стратегического плана на долгосрочную перспективу на основе долгосрочного научного прогноза;
• организация разработки и представление на рассмотрение национального совета, Правительства РФ и Федерального Собрания национальных программ и проектов;
• координация выполнения стратегического плана, национальных программ и проектов министерствами, ведомствами, федеральными округами;
• мониторинг хода выполнения и полученных результатов;
• организация приемки выполненных этапов национальных программ и проектов;
• организация информационного и кадрового обеспечения работ по стратегическому планированию и национальному программированию.
Целесообразно законодательно установить, что подготовку проектов индикативных планов на год и трехлетний период осуществляют правительство страны и уполномоченный им орган совместно с другими министерствами и ведомствами и с учетом показателей стратегического плана, национальных программ и проектов на прогнозный период. При этом Правительство Российской Федерации:
• определяет порядок и сроки разработки очередного индикативного плана, ответственных за подготовку отдельных разделов и сводные расчеты;
• рассматривает проект плана и представляет его на рассмотрение в Федеральное Собрание;
• организует выполнение индикативного плана, координирует деятельность по его выполнению;
• вносит предложения о необходимых изменениях плана в случаях значительных колебаний конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков и других существенных обстоятельств;
• ежегодно корректирует и продлевает индикативный план на трехлетний период;
• ежегодно представляет в Федеральное Собрание и Президенту РФ отчет о выполнении годового и среднесрочного индикативных планов.
Особо подчеркнем, что в системе государственных органов в новых условиях необходимы специализированные подразделения, которые заказывают прогнозы, проводят экспертизу полученных результатов и определяют возможности их использования при разработке проектов стратегических и индикативных планов, национальных проектов и целевых программ. Важно расширить обучение государственных служащих теории, методологии и технологии прогнозирования.
В существенном усилении на данном этапе нуждается реализационная составляющая прогнозно-плановой работы в стране. На уровне социально-хозяйственной системы страны и регионов стратегические планы реализуются посредством национальных, федеральных, региональных и иных целевых программ. На практике превалирует тенденция к росту количества развертываемых программ, что оборачивается мелкотемьем и неэффективным использованием ресурсов. Многочисленные программы не представляют собой единой системы. На федеральном уровне объектом внимания должны быть долгосрочные целевые программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). Нет никакого смысла разрабатывать и утверждать целевые программы на краткосрочный период.
Обратим внимание на ключевые пункты программно-целевого планирования и управления, влияющие на конечную эффективность.
Поскольку речь идет о системе целевых программ, главной частью работы является формулирование набора целей, наиболее актуальных для рассматриваемого этапа жизни общества и соответствующих с учетом задела НИОКР условиям формирования проектов целевых программ. Решение о формировании целевой программы означает определение объекта программы и субъекта ее реализации.
Выбор приоритетных целевых программ является важнейшей частью общего процесса стратегического планирования развития национальной (региональной) социально-хозяйственной системы. При этом используются методы построения «дерева целей», когда после определения генеральной цели программы осуществляется структуризация других целей (подцелей) и обеспечивается взаимоувязка решаемых задач.
Важным моментом является формирование целостного проекта программы с выделением его основных блоков и подпрограмм. Проект должен включать выработку системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной в программе генеральной цели и ее подцелей. Формирование проекта программы включает развернутую оценку затрат на ее осуществление в сопоставлении с конечным результатом (эффектом). Это позволяет обоснованно решать вопрос об источниках финансирования целевой программы.
Для управления программами формируются необходимые целевые структуры, посредством которых обеспечивается взаимодействие государственного заказчика, научного руководителя (или генерального проектировщика) программы, основных исполнителей и соисполнителей. Отбор основных фигурантов целевой программы и распределение заданий, формирование целевых структур для выполнения отдельных проектов и подпрограмм должны осуществляться на базе тендеров (конкурсов). Серьезной проблемой обычно является обучение персонала, которое лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы участники реализации проектов овладели общими приемами действий и вырабатывали взаимопонимание.
Важное условие успеха — надежный и систематический контроль со стороны государства и общества за реализацией целевых программ. Контроль и аудиторские проверки должны быть независимыми от исполнителей программы. Для приемки отдельных очередей программы и по ее завершении создается авторитетная комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполненные работы.
Организация прогнозно-плановой работы в стране в значительной степени зависит от ее информационного обеспечения и от состояния нормативной базы. Качественные и надежные прогнозы разрабатываются тогда, когда они опираются на разностороннюю научную, техническую и социально-экономическую информацию, на достоверную и доступную статистику, на открытые сведения о функционировании государственных органов и хозяйственных структур. Значительная часть важной для формирования прогнозов и планов информации может задаваться в форме норм и нормативов.
В практике прогнозирования и планирования применяется система норм и нормативов, включающая нормы расхода сырьевых, топливно-энергетических и капитальных ресурсов; нормы затрат труда; нормы и нормативы осуществления проектных работ и капитального строительства; нормы и нормативы эффективности производства и оказания услуг; финансовые параметры (нормы амортизации, ставки налогов, ставки кредитования); социальные нормативные параметры (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, нормы жилой площади в городской и сельской местности); экологические нормы и нормативы (например, допустимые параметры выброса вредных веществ в окружающую среду). Экологические нормы и нормативы являются значимыми ориентирами при создании новой техники и технологии, при проектировании и строительстве объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг и др.
7.3. Прогнозы и планы на уровне корпораций и предприятий
Прогнозы, стратегические и индикативные планы, программы и проекты, сформированные на федеральном или региональном уровне, воплощаются в реальность только в том случае, если в эти процессы заинтересованно включаются первичные звенья хозяйствования — предприятия, корпорации, домохозяйства. К тому же предпринимательские проекты, возникающие на уровне многочисленных предприятий, составляют основу, на которой строится сама возможность непрерывного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах страны (региона). Не понимая законов стратегического и оперативного развития предприятий, нельзя выстроить никаких планов или программ на уровне макроэкономических систем.
В рыночных условиях каждая хозяйственная структура принимает экономические и научно-технологические решения самостоятельно в соответствии со своими стратегическими и текущими интересами. Все успешно действующие предприятия либо ведут самостоятельно прогнозные разработки, либо участвуют в них с кем-то в кооперации, и все они непременно планируют на основе прогнозов свою жизнедеятельность и развитие. Идеальной является ситуация, когда прогнозы и планы предприятий находятся в гармонии с макроэкономическими проектировками на общенациональном и региональном уровнях. Задача государства (правительства), заинтересованного в реализации своих стратегических проектировок, планов и программ, состоит в том, чтобы создать экономические, нормативно-правовые и другие условия для заинтересованного активного участия в этом предпринимательских структур.
Крупные и средние предприятия организуют прогнозную работу и планирование в соответствии с выработанными современной наукой и практикой методологическими подходами и принципами, которые были освещены в предыдущих главах учебника. Здесь нам остается только обратить внимание на некоторые важные моменты такого стратегического планирования на предприятиях, которое соответствует их предпринимательским интересам и обеспечивает реализацию стратегических и индикативных планов в национальных масштабах.
Стратегическое планирование на предприятии в широком смысле предполагает определение его долгосрочной стратегии с обоснованием главных целей и задач развития, разработку маркетинговых стратегий и планирование способов и средств реализации целей и задач, контроль и оценку основных результатов стратегического управления, а также корректировку при необходимости содержания стратегии и способов ее осуществления.
Основополагающей формой стратегического планирования является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральной (на перспективу) цели во взаимодействии с оперативными целями предприятия, а также выработку способов действий по их реализации. Выбор генеральной цели означает определение или уточнение миссии предприятия (хозяйственной структуры). Определить миссию — значит ответить на вопрос: «Что будет представлять собой предприятие (хозяйственная структура) в сопоставлении с существующим состоянием через 10-15 лет».
Генеральный стратегический план предприятия (фирмы, корпорации, хозяйственного объединения) призван давать ответы на вопросы в разрезе следующих тем:
• цели предприятия на перспективу;
• соотношение текущих и долгосрочных задач;
• базовая стратегия предприятия и ее альтернативы;
• наиболее значимые проекты;
• капиталовложения и иное ресурсное обеспечение;
• характеристика внешней среды;
• возможные риски.
В комплект документов генерального плана могут входить различные приложения, например справки, обоснования, расчетные таблицы, в которых приводятся укрупненные показатели объема продаж, прибыли, денежных потоков и др.
Значительную роль в стратегическом планировании на предприятиях играет анализ внешней среды. Такой анализ означает систематическое изучение и оценку всех влияющих факторов во внешней для предприятия среде — как контролируемых, так и неконтролируемых. Основное назначение такого анализа — получение необходимой прогнозной информации, находящейся вне предприятия. На фоне этой информации выявляются и оцениваются сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможности и риски, связанные с внешними условиями. В ходе анализа внешней среды особое внимание уделяется изучению рынков, характера конкуренции и оценке уровня технологий на аналогичных предприятиях.
При анализе внешней среды важно тщательно оценивать всю входящую информацию, почерпываемую из имеющихся прогнозов, планов и программ макросубъектов экономики — национального хозяйства, региональных хозяйственных систем. На этой основе предприятия определяются со своим участием в государственных (федеральных и региональных) и муниципальных программах, в договорных отношениях по реализации индикативных планов социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования.
Обозревая себя с позиций внешней среды, предприятие (фирма, корпорация) определяет в стратегическом плане пространство для своего развития. Данная сторона стратегического планирования характеризуется понятиями «поле бизнеса» или «стратегическая зона хозяйствования». Оба понятия, за исключением нюансов, идентичны, но последнее из них, пожалуй, точнее соответствует смыслу стратегического планирования.
Та или иная стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) есть отдельный сегмент окружения, на который фирма (субъект хозяйствования) имеет (или хочет получить) выход. В качестве стратегических зон хозяйствования (или стратегических полей бизнеса) могут рассматриваться сегменты рынка, связываемые с отдельными продуктами или продуктовыми группами, с продуктовыми или технологическими программами. В ходе анализа СЗХ оценка ведется по следующим ресурсным критериям:
1) научно-технические ресурсы;
2) технологические альтернативы;
3) производственные ресурсы (наличие мощностей);
4) финансовые ресурсы
5) кадровый потенциал и др.
Стратегические зоны хозяйствования должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам, чтобы обеспечить единство оперативного и стратегического управления.
Освоение новой или трансформация существующей СЗХ обычно представляет собой предпринимательский проект. А любой предпринимательский проект требует тщательных обоснований и делового планирования. Наиболее распространенным на практике видом делового планирования является составление бизнес-планов.
Разработка бизнес-плана — вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством, нацеленностью на достижение конкретного конечного результата предпринимательского проекта. Такое деловое планирование применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий.
Бизнес-план представляет собой совокупность документов, в которых описаны основные признаки будущего предприятия, проанализированы риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Главное назначение бизнес-плана — обоснование делового проекта, показ его эффективности и реалистичности. Он содержит характеристики общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия на перспективный период. К числу важнейших функций бизнес-плана относятся привлечение денежных средств для проекта (ссуд, кредитов, ассигнований из бюджетных и внебюджетных источников), а также привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию.
Деловое планирование в форме бизнес-планов осуществляется с целью освоения заметных предпринимательских проектов, связанных с производством новых видов продукции и переходом на новые технологии. С помощью бизнес-планов создаются новые малые и средние предприятия, и в этих случаях для конкретных предприятий бизнес-план — событие судьбоносное. Но внутри достаточно крупных предприятий почти всегда осуществляется целый веер бизнес-проектов, связанных с освоением новых СЗХ. Такие предприятия не могут не иметь интегральных планов своего развития, предполагающих определенную расстановку приоритетов во времени и пространстве, выверенную инвестиционную и финансовую политику. Перспективные планы развития успешных предприятий обычно исходят из принципа, что доходы, получаемые от выпуска и реализации давно освоенных видов продукции и технологии, покрывают недостаточную рентабельность или даже убыточность недавно освоенных новшеств, а также служат финансированию задельных НИОКР.
На перспективные и текущие планы развития и функционирования предприятий не могут не влиять прогнозы, программы и индикативные планы социально-хозяйственных систем муниципального, регионального и федерального уровня. В рыночных условиях это должно осуществляться на условиях взаимной выгоды субъектов хозяйствования и управления.
Практика ряда регионов, например, Татарстана, Нижегородской области, Марий Эл, Бурятии и др., показывает, что можно успешно использовать такие формы, как заключение различного рода договоров между хозяйствующими субъектами и органом власти. Например, при достижении и превышении значимых показателей индикативного плана региона (по добавленной стоимости, по производству тех или иных видов продукции и услуг, по отдельным социальным индикаторам и др.) предусматриваются налоговые льготы, преференции в бюджетных ассигнованиях, особые режимы дотаций и кредитования и т.п.
Положительные результаты приносит введение субъектами Федерации в необходимых случаях государственных заказов на поставки продукции или осуществление услуг. В некоторых регионах доля государственных закупок в расходной части бюджетов субъектов Федерации доходила в определенные периоды до 15-20% от расходной части бюджета. Для организации дела иногда в субъектах Федерации создаются агентства по государственному заказу. Для поощрения актуальных для регионов и страны инвестиционных проектов могут применяться механизмы, связанные с созданием специальных гарантийных и инвестиционных фондов. Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику общему алгоритму прогнозно-плановой работы в стране, предусмотренной действующими нормативными актами. Какими положениями нужно было бы дополнить действующее законодательство?
2. Какие приоритетные направления инновационно-промышленной политики, на ваш взгляд, следует выделить на предстоящее десятилетие? Роль национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ в их реализации.
3. Какие организационные ресурсы для совершенствования прогнозно-плановой работы в стране необходимо предусмотреть в ходе дальнейшего переустройства органов государственной власти?
4. Опишите особенности организации прогнозно-плановой работы на уровне предприятий (фирм). Какие задачи решаются в ходе разработки генерального стратегического плана предприятия (фирмы)?Что понимается под деловым планированием? Для чего разрабатываются бизнес-планы?