Политические инструменты и административныймеханизм




Выработка и реализация стратегических планов соци­ально-экономического развития происходят в органиче­ском взаимодействии с творческой работой общества по формированию инновационно-промышленной и социаль­но-экономической политики. Именно на уровне политики в демократическом обществе происходит отбор и утвержде­ние приоритетных направлений развития, по которым в ре­зультате многоходовых процедур устанавливается согласие в обществе. Промышленная политика на современном этапе интенсивных инноваций является той областью политиче­ских действий в высокоразвитых странах, где прогнозная научно-технологическая информация непосредственно со­гласуется с возможностями производства и потребностями общества и становится базой последующих процессов пла­нирования экономического развития.

В рыночных условиях государство именно через меха­низмы промышленной политики обретает канал активного и планомерно организованного влияния на долговременные интересы и практическое поведение субъектов экономики. Вальтер Ойкен верно подметил, что за всю историю человечества можно установить две основные формы управления хозяйством: централизованное планирование и индивиду­альное составление планов. И современная промышленная политика — это «инструмент централизованного воздейст­вия на индивидуальные планы»1.

В ходе рыночных реформ в России ранее существовав­шая разветвленная система отраслевого управления эконо­микой была демонтирована. Министерская форма управле­ния (регулирования) распространяется в модифицирован­ном виде лишь на сильно интегрированные отрасли эконо­мики, такие как промышленность в целом или сельское хозяйство. При этом непосредственно управленческие функции в той степени, в какой это не противоречит рыноч­ным правилам, выполняют не сами министерства, а подве­домственные им агентства. В этих условиях для реализации стратегических подходов к экономическому развитию клю­чевое значение приобретает четкое обозначение государст­вом приоритетов своей промышленной политики.

После затянувшегося периода недооценки роли про­мышленной политики (и даже ее полного отрицания как якобы несоответствующей рыночным реформам) в России, начиная где-то с 1999-2000 гг., отношение к вопросам ак­тивного влияния государства на инновационно-промышленное развитие сменилось со знака «минус» на явный «плюс». Появились интересные разработки относительно содержания и способов реализации государственной про­мышленной политики2.

В табл. 7.1 приводится в иллюстративных целях одного из опубликованных вариантов ранжирования приоритетов промышленной политики в России на перспективу, учиты­вающий по отраслям (кластерам) потенциал ожидаемого экономического роста, включая возможный мультиплика­тивный эффект, а также предполагаемые сложности реали­зации технологических вариантов. Представленная матрица довольно убедительно говорит о наличии большого числа возможных и достаточно обнадеживающих направлений ак­тивной реализации инновационных кластеров экономиче­ского развития в стране. Сильным мультипликационным эффектом и значительным потенциалом собственного рос­та, согласно табл. 7.1, характеризуется развитие транспорт­ных кластеров, строительного производства, энергетическо­го, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, авиационной промышленности.

 

1 Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995.

2 См.: Княгинин В., Щедровицкий П. Кто оплатит издержки глобализации//Эксперт. 2004. № 1; О государственной промышленной политике России (Проблемы формирования и реализации). М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2003.

Высокий потенциал роста при легкой или умеренной сложности его реализации может быть получен в области деревообработки, производства пластмасс, в животноводст­ве, в легкой промышленности и других кластерах.

В скорой перспективе можно ожидать серьезного обост­рения ситуации, связанной с энергоресурсным обеспечением социально-экономического развития. Близкое исчерпание доступных месторождений традиционных энергоносителей (нефти и газа) требует активизации разработок в сфере энергосберегающих технологий. Необходимо сосредоточить инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на продви­жении программ, касающихся альтернативных источников энергии. Роль локомотива, стимулирующего перспектив­ный инновационный прорыв в стране, способны выполнить национальная программа по развитию нанотехнологий или национальная водородная программа.

Прогнозно-плановая работа в стране требует адекватно­го организационного ресурса. В России развернута многоас­пектная работа по переустройству органов государственной власти. Параллельно идут реформа государственной и му­ниципальной службы, административная реформа и рефор­ма бюджетной системы. В ходе этой работы внимание со­средоточивается на обеспечении большей эффективности механизмов разработки и реализации государственной по­литики, повышении результативности органов государст­венного управления как работодателей, повышении качест­ва оказания государственными структурами услуг населе­нию, обеспечении должного качества законодательства и верховенства закона, снижении коррупции.

В ходе этих реформ изменилась структура исполнитель­ной власти. Создание трех типов государственных органов — министерств, служб и агентств — призвано более четко разграничить и успешнее реализовать функции политические, надзорные и непосредственно исполнительские. Однако в том, что касается функций прогнозирования, планирования и программирования, распределение задач и ответственно­сти между государственными органами еще оставляет же­лать лучшего. Данную работу в принципе возглавляет Ми­нистерство экономического развития и торговли. Но в силу особенностей его повседневных обязанностей озабочен­ность долгосрочными проектировками и их реализацией в целом пока принижена в сравнении с обеспечением работы над текущими и среднесрочными задачами в области, на­пример, торговли и приватизации.

Таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: