Выработка и реализация стратегических планов социально-экономического развития происходят в органическом взаимодействии с творческой работой общества по формированию инновационно-промышленной и социально-экономической политики. Именно на уровне политики в демократическом обществе происходит отбор и утверждение приоритетных направлений развития, по которым в результате многоходовых процедур устанавливается согласие в обществе. Промышленная политика на современном этапе интенсивных инноваций является той областью политических действий в высокоразвитых странах, где прогнозная научно-технологическая информация непосредственно согласуется с возможностями производства и потребностями общества и становится базой последующих процессов планирования экономического развития.
В рыночных условиях государство именно через механизмы промышленной политики обретает канал активного и планомерно организованного влияния на долговременные интересы и практическое поведение субъектов экономики. Вальтер Ойкен верно подметил, что за всю историю человечества можно установить две основные формы управления хозяйством: централизованное планирование и индивидуальное составление планов. И современная промышленная политика — это «инструмент централизованного воздействия на индивидуальные планы»1.
В ходе рыночных реформ в России ранее существовавшая разветвленная система отраслевого управления экономикой была демонтирована. Министерская форма управления (регулирования) распространяется в модифицированном виде лишь на сильно интегрированные отрасли экономики, такие как промышленность в целом или сельское хозяйство. При этом непосредственно управленческие функции в той степени, в какой это не противоречит рыночным правилам, выполняют не сами министерства, а подведомственные им агентства. В этих условиях для реализации стратегических подходов к экономическому развитию ключевое значение приобретает четкое обозначение государством приоритетов своей промышленной политики.
|
После затянувшегося периода недооценки роли промышленной политики (и даже ее полного отрицания как якобы несоответствующей рыночным реформам) в России, начиная где-то с 1999-2000 гг., отношение к вопросам активного влияния государства на инновационно-промышленное развитие сменилось со знака «минус» на явный «плюс». Появились интересные разработки относительно содержания и способов реализации государственной промышленной политики2.
В табл. 7.1 приводится в иллюстративных целях одного из опубликованных вариантов ранжирования приоритетов промышленной политики в России на перспективу, учитывающий по отраслям (кластерам) потенциал ожидаемого экономического роста, включая возможный мультипликативный эффект, а также предполагаемые сложности реализации технологических вариантов. Представленная матрица довольно убедительно говорит о наличии большого числа возможных и достаточно обнадеживающих направлений активной реализации инновационных кластеров экономического развития в стране. Сильным мультипликационным эффектом и значительным потенциалом собственного роста, согласно табл. 7.1, характеризуется развитие транспортных кластеров, строительного производства, энергетического, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, авиационной промышленности.
|
1 Ойкен В. Основные принципы экономической политики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1995.
2 См.: Княгинин В., Щедровицкий П. Кто оплатит издержки глобализации//Эксперт. 2004. № 1; О государственной промышленной политике России (Проблемы формирования и реализации). М.: Торгово-промышленная палата РФ, 2003.
Высокий потенциал роста при легкой или умеренной сложности его реализации может быть получен в области деревообработки, производства пластмасс, в животноводстве, в легкой промышленности и других кластерах.
В скорой перспективе можно ожидать серьезного обострения ситуации, связанной с энергоресурсным обеспечением социально-экономического развития. Близкое исчерпание доступных месторождений традиционных энергоносителей (нефти и газа) требует активизации разработок в сфере энергосберегающих технологий. Необходимо сосредоточить инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на продвижении программ, касающихся альтернативных источников энергии. Роль локомотива, стимулирующего перспективный инновационный прорыв в стране, способны выполнить национальная программа по развитию нанотехнологий или национальная водородная программа.
Прогнозно-плановая работа в стране требует адекватного организационного ресурса. В России развернута многоаспектная работа по переустройству органов государственной власти. Параллельно идут реформа государственной и муниципальной службы, административная реформа и реформа бюджетной системы. В ходе этой работы внимание сосредоточивается на обеспечении большей эффективности механизмов разработки и реализации государственной политики, повышении результативности органов государственного управления как работодателей, повышении качества оказания государственными структурами услуг населению, обеспечении должного качества законодательства и верховенства закона, снижении коррупции.
|
В ходе этих реформ изменилась структура исполнительной власти. Создание трех типов государственных органов — министерств, служб и агентств — призвано более четко разграничить и успешнее реализовать функции политические, надзорные и непосредственно исполнительские. Однако в том, что касается функций прогнозирования, планирования и программирования, распределение задач и ответственности между государственными органами еще оставляет желать лучшего. Данную работу в принципе возглавляет Министерство экономического развития и торговли. Но в силу особенностей его повседневных обязанностей озабоченность долгосрочными проектировками и их реализацией в целом пока принижена в сравнении с обеспечением работы над текущими и среднесрочными задачами в области, например, торговли и приватизации.
Таблица