Главной особенностью внешнеполитических отношений ВКЛ явилось то, что они, начиная с XVI в., ограничивались исключительно Московским государством и Крымским ханством. Хотя литовские послы участвовали в дипломатических миссиях, направлявшихся и в другие страны, в записях великокняжеской канцелярии эти факты, не считая редких исключений, никак не фиксировались. Все дипломатические документы, не касавшиеся отношений с Москвой и Крымом, особенно после 1569 г., поступали в польскую коронную канцелярию. В то же время среди записей коронной канцелярии попадались лишь случайные и редкие копии документов, имевших отношение к Московскому государству.
Все это, естественно, повлияло на характер и содержание дипломатической документации ВКЛ в XVI-XVIII вв. Основной вид дипломатических документов в это время – договорные грамоты с иностранными государствами. Обязательными реквизитами договорных грамот были господарская подпись и печать. Печать обычно к договорным грамотам привешивалась, что свидетельствовало о придании большого значения документу. В большинстве договорных грамот применялась датировка "от рождества Христова", но в сношениях с восточными соседями длительное время применялась датировка "от сотворения мира".
Взаимные отношения государств фиксировались кроме договорных грамот в листах "докончальных", или "перемирных", "присяжных", "отказных", "утверженьях" (ратификационных грамотах) и др.
Документация послов включала в себя "науки" (инструкции) послам и гонцам, отправлявшимся за границу, "верющие", "глейтовные" и "опасные" (охранные) листы, выдававшиеся иноземным послам, а также ответы послам.
|
Все дипломатические документы изготавливались в государственной канцелярии под руководством канцлера. Так как грамоты к соседним государям посылались за подписью господарской руки, то господарь, в том случае, если в момент составления грамоты находился за пределами ВКЛ, пересылал канцлеру "мамрам", т.е. бланк со своей подписью для вписания в него текста грамоты.
Необходимо отметить большую роль сейма в создании и утверждении дипломатических документов. Прерогативой сейма (особенно в XVII-XVIII вв.) было объявление войны и заключение мира; сейм утверждал своими постановлениями инструкции послам для ведения переговоров с иностранными государствами.
Особенностью дипломатической документации в ВКЛ являлось то, что она создавалась не только в центре, но и в некоторых землях, пользовавшихся определенной автономией, например, в Витебской и, особенно, Полоцкой землях. В 1499 г. великий князь Александр выдал привилей с разрешением Полоцку принимать послов из Новгорода, Пскова, "Немец" и Лук, но еще ранее Полоцк самостоятельно участвовал в международных отношениях (в 1478 г., например, был заключен договор о дружбе и торговле с Ригой).
Правила оформления дипломатических документов, отправлявшихся в другие государства, можно рассмотреть на примере полоцких "верющих" грамот, посылавшихся в Ригу. Они были двух типов – "закрытые" и "открытые". В первом случае тексты посланий помещались на одной стороне листа, а наименование адресата – на другой. Послание складывалось втрое (наподобие конверта), в соединенные концы, прорезанные острым орудием, вставлялась узкая (до 0,5 см) бумажная лента. На этой ленте укреплялся вощаной оттиск печати наместников, отдельных бояр или полоцкой городской печати. Иногда печать ставилась прямо на соединенные концы конверта и рассматривалась как гарантия сохранения тайны содержания документа. "Открытые" верительные грамоты оформлялись иначе. Печать привешивалась или прикладывалась к той же стороне листа, где находился текст, т.е. к лицевой[21].
|
Подлинники всех договоров с иностранными государствами сохранялись в скарбе, где находился архив государственной канцелярии. Кроме того, в великокняжеской канцелярии велись специальные книги, получившие названия "книг посольств". Все книги посольств можно разделить на три категории. Первую составляют книги, содержащие черновики, письма и оригинальные дипломатические документы, сброшюрованные и переплетенные в отдельные тома. Вторая группа – официальные копийные книги дипломатических документов, ведшиеся для практического использования канцелярией и являющиеся частью Литовской Метрики. В третью группу входят книги, составленные из копий дипломатических документов, специально отобранных для достижения той или иной дипломатической цели, например, для ведения переговоров с другим государством.
Кроме договоров в книги посольств включались и другие дипломатические документы – "науки" послам, "верющие", "глейтовные" листы, собственно "посольства", то есть речи послов Великого княжества и чужеземных, листы, в порядке текущей дипломатической переписки отправлявшиеся к чужеземным государям и сановникам и поступавшие от них, листы "докончальные", "перемирные", "присяжные". Также в книги посольств заносились и документы второстепенного характера, связанные с обменом посольствами, например, о числе слуг и коней, данных послам. Вписывались в книги документы, касавшиеся событий, в которых ВКЛ не участвовало, но было заинтересовано. Особую группу документов в книгах посольств составляли "посольства", которыми великий князь в бытность свою в Польше обменивался с панами-радой Великого княжества. Следует отметить, что в содержании и структуре посольских книг после Люблинской унии 1569 г. не произошло практически никаких изменений.
|
В XVII и, особенно, XVIII вв. на формы дипломатической документации оказали влияние нормы международного права. В документировании отношений с иностранными государствами появляются такие виды документов, как конвенции (соглашения по отдельным вопросам), протоколы (различные приложения к договорам), ноты и меморандумы (документация дипломатических представителей) и др.
Военная документация
Военная документация получила значительное развитие в ВКЛ, что было связано с непрерывными войнами, которые приходилось вести государству.
Во главе вооруженных сил стоял гетман наивысший, роль которого до середины XVI в. ограничивалась чисто боевыми задачами. Все распоряжения о мобилизации, ремонте укреплений, переписи имений военнослужилых землевладельцев и т.п. исходили от господаря и панов-рады. С середины XVI в. права и обязанности гетмана расширились – он участвовал в комплектовании армии, снабжении ее боевыми и съестными припасами, распоряжался военным бюджетом и пр. Тем не менее состав военной документации и делопроизводство по этой части на протяжении XV-XVIII вв. оставались практически неизменными.
Письменное делопроизводство по военной части велось служащими государственной канцелярии Великого княжества, в архиве которой хранились и все основные документы: реестры "попису" военнослужилых землевладельцев, копии военных листов, рассылавшихся по ВКЛ, привилеев на имения, полученных за военную службу, и др. В целом можно выделить три основные категории документов военного характера: 1) военное законодательство; 2) организационно-распорядительные документы; 3) документы по учету личного состава.
Первыми войсковыми законами были постановления Новогородокского (1502), Виленского (1507), Менского (1507) и др. сеймов. Законы эти выступали в форме господарских устав и сеймовых ухвал, выдававшихся гетману при выступлении войска в поход. В них определялись права и власть гетмана, распорядок в войске, наказания за нарушения военной дисциплины, цены на провиант, забираемый у местных жителей, и др. Фактически они явились первыми дисциплинарными и боевыми уставами, сборниками военно-криминального права. Первая попытка кодификации норм военного права ("рыцарского права") была предпринята при составлении Статута 1529 г. Статут 1588 г. уже подробно регламентировал вопросы в этой области[22].
К организационно-распорядительной документации военного характера следует отнести "листы военные" (повестки), которые рассылались из столицы по Великому княжеству и информировали военнослужилую шляхту о всеобщем выступлении ("посполитом рушеньи"). В военных листах обычно указывалось время и место сбора. Листы эти отправлялись персонально "к панам-радам, к княжатам, панятам" и другим крупным феодалам (панам хоруговным), которые самостоятельно выставляли боевые хоругви и являлись с ними на место всеобщего сбора. До ведома мелкой и средней шляхты листы военные доводились старостами, которые с 1547 г. получали по 10 копий этих повесток и без всякой задержки должны были разносить их по "парафиям" (приходам) и другим общественным местам, там их объявлять и прибивать на видных местах. Поветовая шляхта оповещалась также листами хоружих[23], в которых указывались время и место сбора на границе повета. Как и военные листы, исходившие из центра, листы хоружих оглашались в городах, на торгах, при церквях, где обязательно оставлялись их копии[24].
В некоторых случаях военные листы рассылались дважды: сперва в них содержалось предварительное уведомление о подготовке к военному выступлению и лишь затем присылались листы, в которых указывались место и время сбора.
К этой группе документов следует отнести также донесения гетманов о наказании и поощрении шляхтичей за службу, листы, выданные негодным к военной службе, подтверждающие листы, выдававшиеся гетманами заболевшим в походе шляхтичам при замене их слугами и др.
Документы по учету личного состава представляли собой реестры военнослужилой шляхты. При объявлении мобилизации реестры в первую очередь составлялись в поветах хоружими, которые, получив лист военный, собирали всю шляхту, кроме панов хоруговных, и переписывали всех, кто явился в поветовую хоругвь, кто выступил в хоругви своего пана, кто остался дома. Опираясь на этот реестр, хоружий делал затем доклад господарю и гетману.
По прибытии на место земского (общего) сбора, и паны хоруговные, и простая шляхта должны были записываться в гетманский реестр, который составлялся гетманскими писарями, уплатив за это "по полугрошику литовскому от коня". В реестре отмечалось, кто явился на сбор, с каким "почтом" (количеством вооруженных слуг), обязательно указывалась масть коня и его клеймо: "А пописавши кождого коня маеть в шерсть написати и клеймо его маеть на рейстр намалевати". Реестр этот служил для гетмана средством контроля наличия служилых людей, в нем отмечались те, кто самовольно уезжал со службы[25].
Специальный реестр гетман вел для опоздавших к сроку, указанному в господарских листах, куда заносил также время, на которое опоздал тот или иной шляхтич[26]. Еще один реестр составлялся гетманом при роспуске войска. Одновременно гетман по просьбе шляхтичей мог выдавать им квиты, подтверждавшие, что в момент сбора они действительно находились в войске[27].
Закон уделял большое внимание сохранности гетманских реестров: "А гетманы должны тщательно реестры переписи войска иметь и старательно их хранить". По окончании военной компании реестры сдавались в великокняжескую канцелярию, где сверялись с общими списками военнослужилых землевладельцев ("пописами"). Пописы эти собирались обычно воеводами, но составлялись они самими землевладельцами под присягой.
В ВКЛ в XVI-XVIII вв. регулярно проводились также общегосударственные переписи военных сил, получившие название "пописов войсковых". Из них наиболее известны пописы 1528, 1565, 1567 гг.
Попис 1528 г. состоял из нескольких реестров: 5 первых, или центральных, учитывали наиболее крупных феодалов и должностных лиц. Затем шли локальные реестры воеводств и земель. Отдельно был составлен реестр 8 татарских хоругвей. В списках шляхты здесь отмечены имя и отчество шляхтича, количество выставленных коней, иногда указывалось имение, должность и социальное положение феодала. В конце реестра подсчитано количество конников, выставленных определенным поветом или социальной группой.
Попис 1565 г. сделан "в поле". В него вошли 7 центральных реестров, 5 локальных и список "татар литовских". Дополнительно в него включены сведения о вооружении конников и "драбов" (пехоты), а также о количестве воинов, выставленных сверх нормы "на ласку короля его милости".
Попис 1567 г. кроме этих сведений включает наиболее полную информацию о владениях шляхты с указанием названий имений и иногда их территориально-административной принадлежности.
К военной документации относятся также документы, составленные при ревизиях замков (в них указывались военные запасы, средства, выделяемые на содержание укреплений и персонала и др.), патенты на военные чины (появляются в XVIII в.) и др.
*****
В XV-XVIII вв. документирование и постановка работы с документами на территории Беларуси характеризовались значительным уровнем развития. Для оформления законодательной, исполнительно-распорядительной и другой деятельности существовали различные виды документов, утвердились формуляры документов, сложилась четкая система работы с документами в центральном государственном аппарате и на местах.
Уже в XV в. был сформирован центральный архив, с середины XVI в. наладилось архивное дело на местах. Большое внимание уделялось обеспечению сохранности документов. Для страхования документов велись специальные записи в книгах и реестрах, куда вписывались копии большинства исходивших и некоторых входивших документов. При группировке документов в первичные комплексы наиболее часто использовался тематически-хронологический признак, реже – географический, номинальный (по названию документа), признак авторства.
В XV-XVIII вв. практически сформировались системы специальной документации – учетной, военной, дипломатической. Особое развитие получила судебная документация. Состав судебной документации, технология работы с ней были полностью регламентированы законодательством.
Характерной для постановки делопроизводства явилась его тесная связь с судопроизводством, что особо проявилось в местных органах управления. Канцелярии воевод, старост, державцев занимались не только документированием административно-исполнительной деятельности местных органов власти, но и вели значительную часть судебной документации на территории своей административной единицы.
Особенностью делопроизводства явилось также то, что в центре не было создано никаких специальных учреждений по управлению государством, и потому все делопроизводство сосредоточивалось исключительно в великокняжеской канцелярии. Лишь в середине XVI в. некоторые права и обязанности по ведению центральной финансовой отчетности и военной документации были переданы соответственно подскарбию земскому и гетману наивысшему, которые, однако, были по-прежнему теснейшим образом связаны с государственной канцелярией. Такой порядок стал возможным благодаря широкой автономии земель и самоуправлению в городах, когда значительно ограничивался поток документов, поступавших из местных учреждений в центр. Это способствовало ускорению движения документов, более быстрому решению дел, препятствовало созданию разветвленного бюрократического аппарата.
В ХVI в. неоднократно предпринимались попытки усовершенствования системы делопроизводства, принимались меры к упрощению процессов документирования, уменьшению документооборота. Одним из основных требований к составлению документа было то, чтобы "обширностью писания исполнение людям не затруднялось"[28].
Специфика организации государственного управления в ВКЛ обусловила также большое разнообразие в видах документов. Ограничение власти великого князя, шляхетская демократия, автономия территорий нашли отражение в таких разновидностях документов, как привилеи землям, сеймовые ухвалы, унивеpсалы и конституции, инструкции послам на сейм и т.д.
В конце XVII-XVIII вв. в организации делопроизводства стали проявляться отрицательные черты. Белорусский язык в 1696 г. был заменен на польский в качестве официального делопроизводственного языка. Перерастание шляхетской демократии в политическую анархию в Речи Посполитой и ВКЛ как ее составной части усложнило управление государством. В процессе создания, движения, хранения документов наметился беспорядок, который усугубился с переводом государственного архива из Вильно в Варшаву около 1765 г. О том, в насколько запущенном состоянии находилось делопроизводство в последние годы существования Речи Посполитой, свидетельствует хотя бы тот факт, что после захвата Варшавы русскими войсками из неучтенных, несгруппированных, беспорядочно хранившихся документов коронной и литовской канцелярий было сформировано и переплетено 165 книг.
Таким образом, в организации делопроизводства на территории Беларуси в XV-XVIII вв. сложились определенные традиции, отражавшие специфику политического, экономического, социального развития белорусских земель. Их дальнейшее развитие было сначала приостановлено, а затем ликвидировано политической анархией конца XVII-XVIII вв., усилением полонизации, более тесной интеграцией ВКЛ с Польшей и, наконец, присоединением территории Беларуси к Российской империи.
[1] О судоустройстве в ВКЛ см.: Пташицкий С.Л. Описание книг и актов Литовской Метрики; Любавский М.К. Литовско-русский сейм; Лаппо И.И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской унии до смерти Стефана Батория (1564-1586 гг.); Юхо Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі. Мн., 1992.
[2] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 1.
[3] Статут ВКЛ 1529 г. Разд. IV, Арт. 15; Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 12,19,62.
[4] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 18; Разд. XI, Арт. 59.
[5] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 17.
[6] Там же. Разд. IV, Арт. 9.
[7] Там же. Разд. XI, Арт. 63.
[8] Статут ВКЛ 1529 г. Разд. VIII, Арт. 2; Статут ВКЛ 1588 г. Разд. I, Арт. 4; Разд. IV, Арт. 21,54,77,82.
[9] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 3,12.
[10] Там же. Разд. IV, Арт. 25.
[11] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 4,103.
[12] Там же. Разд. IX, Арт. 2.
[13] Там же. Разд. IX, Арт. 3,2.
[14] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IX, Арт. 8.
[15] Там же. Разд. IX, Арт. 7,9,11.
[16] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IX, Арт. 7; Разд. XI, Арт. 67.
[17] Баниция – документ о лишении гражданских прав, объявлении вне закона, изгнании; сублевация – документ, приостанавливавший действие приговора; глейт – охранная грамота.
[18] Статут ВКЛ 1529 г. Разд. VI, Арт. 3.
[19] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 13,16.
[20] Статут ВКЛ 1529 г. Разд. V, Арт. 8; Разд. VIII, Арт. 17; Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 98; Разд. V, Арт. 11; Разд. VI, Арт. 4.
[21] Полоцкие грамоты XIII-XVI вв. Ч. I. М., 1977. С. 7; Методические рекомендации по изданию и описанию материалов Литовской Метрики. М. – Вильнюс, 1986. С. 36.
[22] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. II.
[23] Хоружий – представитель военной администрации в повете, возглавлявший шляхетское ополчение.
[24] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. II, Арт. 6; Разд. III, Арт. 6.
[25] Статут ВКЛ 1529 г. Разд. II, Арт. 1,4; Статут ВКЛ 1588 г. Разд. II, Арт. 1,10,16.
[26] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. II, Арт. 13.
[27] Статут ВКЛ 1529 г. Разд. II, Арт. 9; Статут ВКЛ 1588 г. Разд. II, Арт. 16.
[28] Статут ВКЛ 1588 г. Разд. IV, Арт. 103.