│14 - │Л/атлетика│4000│14 │29 │57 │10 │20 │36 │7 │27 │60 │25 │1:0,9:4,0│1:1,5│
│15 │(спринт, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│лет │бег на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │средн. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │дистанц.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Коньки │4000│14 │29 │57 │10 │20 │36 │7 │27 │60 │25 │1:0,9:4,0│1:1,5│
│ │(много- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │борье) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Спорт. │3500│14 │30 │56 │20 │20 │35 │- │25 │60 │30 │1:1:4 │1:1,5│
│ │гимн. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Спорт. │3600│14 │30 │56 │10 │25 │35 │5 │25 │60 │25 │1:1:4 │1:1,5│
│ │плавание │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────┼──────────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┼─────┼─────────┼─────┤
│16 - │Л/атлетика│5000│14 │29 │57 │10 │23 │38 │7 │24 │60 │27,5 │1:0,9:4,0│1:1,6│
│17 │(спринт, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│лет │бег на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │средн. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
|
│ │дистанц.) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Коньки │5000│14 │29 │57 │10 │23 │38 │7 │24 │60 │27,5 │1:0,9:4,0│1:1,6│
│ │(много- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │борье) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Спорт. │3800│14 │30 │56 │20 │20 │35 │- │25 │60 │30 │1:1:4 │1:1,5│
│ │гимн. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Спорт. │4000│14 │30 │56 │10 │25 │35 │5 │25 │60 │25 │1:1:4 │1:1,5│
│ │плавание │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────┴──────────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┴─────┴─────────┴─────┘
Рационы питания детей и подростков, занимающихся спортом, при включении различных жиров, могут считаться физиологически полноценными, если содержание линолевой кислоты составит 3 - 4% от калорийности. Количество простых сахаров, учитывая их быстрое всасывание и легкое усвоение, должно быть выше, чем у школьников с обычной физической нагрузкой, и достигать 25 - 30% от общего количества углеводов.
Наряду с этим учащиеся школ-интернатов спортивного профиля нуждаются в повышенном поступлении с пищей таких витаминов, как A1, B1, B2, PP, C, E, являющихся биологическими стимуляторами нервно-мышечной деятельности, а также солей Ca и P - для повышения выносливости и более быстрого восстановления метаболических сдвигов, происходящих в организме. Это может быть достигнуто путем широкого включения в рацион молока, молочных продуктов, овощей и фруктов.
|
В целях оптимального обеспечения организма учащихся всеми пищевыми веществами (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества) в наборе продуктов и в меню должен быть включен разнообразный ассортимент продуктов. При этом наиболее полноценные и необходимые для детского организма продукты, такие как молоко, мясо, масло, овощи, сахар, хлеб, должны включаться в рацион ежедневно, а другие - творог, рыба, яйцо, сметана, сыр - не реже 2 - 3 раз в неделю, но при условии использования всего полагающегося количества за этот срок. Содержание воды в пищевом рационе должно составлять около 2,5 - 3 л в сутки, включая чай, молоко, кофе, супы, а также воду, содержащуюся в различных продуктах.
При разработке рекомендуемых рационов питания учтено реальное наличие продуктов в торговой сети, условия среды и особенности питания юных спортсменов, имеющих значительные ежедневные физические и нервно-психические нагрузки. Отсюда не следует, что возможности использования предложенных рационов сильно ограничены. Наоборот, рекомендация 5-ти видов рациона с различной калорийностью, сбалансированных в целом и по режиму приема пищи, а также возможность исключения одного из завтраков (первого или второго) создает возможность широкого применения его в сети общественного и внутриведомственного питания, а также для профессиональных групп с приближенными условиями труда и энерготратами.
|
На основании предложенных примерных наборов продуктов и меню-раскладок могут быть составлены другие варианты применительно к конкретным условиям с учетом местных, климатических, национальных и других особенностей питания.
В предлагаемых рационах питания раскладка продуктов соответствует сборникам рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, утвержденным Министерством торговли СССР и изданным в 1973 и 1981 гг. Все расчеты химического состава и калорийности рационов вычислялись по таблицам А.А. Покровского, 1976 г. При отсутствии какого-либо продукта, указанного в суточном наборе, для сохранения пищевой и биологической ценности рациона должна производиться его равноценная замена в соответствии с таблицами замены продуктов (табл. 4) и перечнем продуктов - источников полноценного белка (табл. 5), где указано содержание усвояемого белка, жира и углеводов в г на 100 г продукта. Меню составляется одинаковым для всех учащихся и дифференцируется по возрасту за счет разного выхода блюд. Для правильного определения выхода блюд необходимо знать изменения веса, происходящие при холодной и тепловой обработке продуктов (Приложения N 5, 6).
Таблица 4
ЗАМЕНА ПРОДУКТОВ ПО БЕЛКУ И ЖИРУ
(в граммах) <*>
--------------------------------
<*> Циркулярное письмо Министерства здравоохранения СССР N 22-14/37 от 20.05.1977 на основании Постановления Совета Министров СССР N 826 от 10.11.1971.
┌───────────────────────────┬─────┬─────────────────┬────────────┐
│ Наименование продуктов │Коли-│Химический состав│ Добавить │
│ │чест-├─────┬─────┬─────┤к суточному │
│ │во │белки│жиры │угле-│рациону (+),│
│ │ │ │ │воды │ снять (-) │
├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────────────┤
│Замена хлеба 100 г │ │ │ │ │ │
│Хлеб белый │100 │6,97 │1,2 │48,19│ │
│Мука пшеничная │70 │6,55 │0,71 │48,97│ │
│Макароны │70 │6,55 │0,59 │49,86│ │
│Крупа манная │70 │6,66 │0,52 │49,26│ │
│ │ │ │ │ │ │
│Замена картофеля 100 г │ │ │ │ │ │
│Картофель │100 │1,05 │- │14,25│ │
│Свекла │110 │1,06 │- │7,78 │ │
│Морковь │120 │1,06 │- │7,55 │ │
│Капуста │90 │1,04 │- │3,25 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Замена свежих яблок 100 г │ │ │ │ │ │
│Яблоки свежие │100 │0,4 │- │11,01│ │
│Сухие яблоки │20 │0,46 │- │12,17│ │
│Сухие фрукты (курага) │15 │0,48 │- │10,29│ │
│ │ │ │ │ │ │
│Замена молока 100 г │ │ │ │ │ │
│Молоко │100 │3,07 │3,33 │4,41 │ │
│Творог │25 │3,60 │4,28 │0,25 │Масло - 1 г │
│Мясо │25 │3,68 │0,63 │- │Масло + 3 г │
│Рыба │40 │3,61 │0,14 │- │Масло + 3 г │
│Сыр │15 │3,05 │2,81 │0,35 │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Замена мяса 100 г │ │ │ │ │ │
│Мясо │100 │14,71│2,53 │- │ │
│Творог │100 │14,40│17,19│0,98 │Масло - 15 г│
│Рыба │100 │14,43│0,58 │- │Масло + 2 г │
│Молоко │480 │14,74│15,98│21,17│Масло - 13 г│
│Яйца │140 │14,78│14,04│0,6 │Масло - 11 г│
│ │ │ │ │ │ │
│Замена рыбы 100 г │ │ │ │ │ │
│Рыба │100 │9,02 │0,36 │- │ │
│Мясо │60 │8,83 │1,52 │- │Масло - 1 г │
│Творог │60 │8,84 │10,26│0,59 │Масло - 10 г│
│Молоко │300 │9,21 │9,99 │13,23│Масло - 9 г │
│Яйца │85 │8,98 │8,07 │0,36 │Масло - 7 г │
│ │ │ │ │ │ │
│Замена творога 100 г │ │ │ │ │ │
│Творог │100 │14,40│17,10│0,98 │ │
│Мясо │100 │14,71│2,53 │- │Масло + 15 г│
│Рыба │160 │14,43│0,58 │- │Масло + 17 г│
│Молоко │460 │14,12│15,32│20,29│Масло + 2 г │
│Яйца │140 │14,78│14,04│0,6 │Масло + 3 г │
│ │ │ │ │ │ │
│Замена яйца 50 г (1 шт.) │ │ │ │ │ │
│Яйцо │50 │5,28 │5,02 │0,22 │ │
│Творог │40 │5,76 │6,84 │0,39 │Масло - 2 г │
│Мясо │40 │5,88 │1,01 │- │Масло + 4 г │
│Рыба │60 │5,41 │0,22 │- │Масло + 5 г │
│Молоко │160 │4,91 │5,33 │7,05 │ │
│Сыр │25 │5,08 │4,69 │0,58 │ │
└───────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────────────┘
Таблица 5
ПРОДУКТЫ- ИСТОЧНИКИ ПОЛНОЦЕННОГО БЕЛКА
┌─────────────────────────┬──────────────────────────────────────┐
│ Продукты │Содержание пищевых веществ (в граммах)│
│ │ на 100 г продукта │
│ ├────────────┬────────────┬────────────┤
│ │ белки │ жиры │ углеводы │
├─────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┤
│ Продукты животного происхождения │
├─────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤
│Молоко коровье │2,8 │3,5 │4,5 │
│Рыба свежая разных видов │14,4 - 21,4 │0,7 - 8,5 │- │
│Мясо птицы │8,4 - 20,7 │8,0 - 51,1 │- │
│Яйцо куриное │9,0 │11,3 │0,5 │
│Творог жирный │11,1 - 12,0 │8,5 - 18,8 │3,0 - 3,3 │
│Мясо различных животных │10,6 - 19,3 │3,9 - 17,0 │- │
│Творог нежирный │13,6 │0,5 │3,5 │
│Печень различных животных│14,7 - 15,9 │2,7 - 3,4 │- │
│Сыры разные │17,6 - 21,7 │25,0 - 30,0 │2,5 │
│Яичный порошок │37,2 │39,7 │1,7 │
│Молоко сухое │32,5 │0,9 │48,0 │
├─────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┤
│ Продукты растительного происхождения │
├─────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┤
│Мука соевая обезжир. │41,4 │0,9 │27,7 │
│Мука гороховая │22,0 │1,9 │50,9 │
│Мука пшеничная 1 сорт │9,3 │1,0 │69,7 │
│Макаронные изделия │9,3 │0,8 │70,9 │
│Горох │19,8 │2,2 │50,8 │
│Фасоль │19,6 │2,0 │51,4 │
│Крупа овсяная │11,0 │6,1 │62,0 │
│Крупа гречневая │10,6 │2,3 │64,4 │
│Крупа манная │9,5 │0,7 │70,1 │
│Крупа перловая │7,6 │1,1 │70,5 │
│Рис │6,4 │0,9 │72,5 │
└─────────────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘
Постоянный контроль за организацией и качеством питания учащихся в школе-интернате возлагается на медицинских работников и администрацию школы (Приложение N 7).
Периодический контроль за правильностью организации питания осуществляется работниками санитарно-эпидемиологической станции.
Скоропортящиеся продукты (мясо, рыба, молочнокислые продукты, молоко, полуфабрикаты и др.) должны храниться в соответствии с требованиями санитарных правил "Условия, сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов", утвержденных Минздравом СССР 27.06.1974 N 1161-74.
Для обеспечения физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах необходимо применять разнообразные салаты, свежие фрукты, ягоды, овощи, зелень, а в зимний период консервированные овощи, фрукты и сухофрукты. При этом в зимне-весенний период необходимо проводить C-витаминизацию блюд в соответствии с Инструкцией, утвержденной Минздравом СССР 06.06.1972 N 978-72 (Приложение N 9).
Режим питания спортсменов
В спортивной практике рекомендуется особо обращать внимание на режим питания. Строгое соблюдение режима питания юными спортсменами связано с характером усиленной физической нагрузки на фоне естественного возрастного развития их организма. Непосредственно перед тренировкой обильный прием пищи не должен производиться, т.к. в этих условиях кровообращение работающих мышц и обеспечение их кислородом ухудшается. Кроме того, в процессе нагрузки пища усваивается неполноценно из-за снижения секреторной функции желудочно-кишечного тракта. Поэтому между приемом пищи и началом интенсивной мышечной работы должен быть 1 - 1,5-часовой перерыв для видов спорта, связанных с большими длительными нагрузками, тогда как для видов спорта скоростно-силового характера это время должно быть не менее 2-х часов. По окончании тренировки пищу можно принимать не ранее чем через 15 - 20 минут.
Не допускается также проведение напряженной тренировки натощак, так как она приводит к истощению углеводных ресурсов и снижению работоспособности вплоть до полной невозможности продолжать работу. В режиме питания учащихся школ-интернатов спортивного профиля с целью повышения их работоспособности, возмещения энергетических и пластических затрат растущего организма следует предусмотреть 4- или даже 5 - 6-разовое питание с интервалами между приемами пищи в 2,5 - 3,5 часа (I и II завтраки, обед, полдник и ужин). При этом под приемами пищи следует подразумевать также и употребление пищевых восстановительных средств (продукты и напитки повышенной биологической ценности). Общая масса суточного режима для юных спортсменов должна составлять 3 - 3,5 кг, что обеспечивает ощущение полноты желудка и не обременяет его при таком режиме питания.
Распределение рациона в течение дня зависит от времени тренировочных занятий, т.е. на какое время суток приходится основная спортивная нагрузка. Так, если тренировочные занятия приходятся на утренние часы, т.е. между завтраком и обедом, то I завтрак, получаемый юными спортсменами до тренировки, должен состоять из молока или кофе, какао с молоком и печеньем, булочкой или бутербродом, тогда как II завтрак после усиленной тренировки должен быть легкоусвояемым и высококалорийным, небольшим по объему, бедным клетчаткой и жирными продуктами, богатым белками, сахаристыми углеводами, фосфором и витаминами. Обязательно он должен включать пищевые вещества, возбуждающие деятельность нервной системы, т.е. быть вкусным, достаточно хорошо оформленным. И, наоборот, меняют местами завтраки или же ограничиваются первым или одним завтраком, включая в него жирные и мясные продукты, когда часы тренировок приходятся к концу первой половины дня, т.е. перед обедом. Калорийность первого завтрака должна составлять 10 - 15%, а второго - 20 - 25%, в последнюю может входить и калорийность восстановительных питательных веществ.
Физиологическое значение обеда состоит в восполнении многообразных затрат организма во время тренировочных занятий. Калорийность обеда должна составлять примерно 35% суточной калорийности рациона. Разнообразие ассортимента продуктов должно способствовать восстановлению тканевых белков и пополнению в организме углеводных запасов. Основным требованием к обеду является высокая калорийность, легкая усвояемость, малообъемность. На обед рекомендуется в качестве первых блюд - мясной бульон, суп с мясом, борщ или рассольник, для вторых блюд необходимо употреблять нежирные сорта мяса, рыбу, птицу (кур). Из овощей в основном включаются помидоры, огурцы, капуста, а также лук зеленый и репчатый, морковь, картофель, которые богаты фосфором и витаминами и не слишком богаты клетчаткой. После обеда необходимо определенное время отдыха, желательно со сном.
На полдник дети получают фрукты и сладости, калорийность которых составляет 5 - 10% от общей суточной калорийности.
Калорийность ужина около 25%. В ужин целесообразно включать молоко и молочные продукты, рыбные блюда, каши, овощи, фрукты. Не следует употреблять жирные и возбуждающие центральную нервную систему продукты - ветчину, жирное мясо, особенно свинину, сыры, шоколад, кофе, какао, острые приправы. Не следует употреблять продукты, долго задерживающиеся в желудке.
После ужина (перед сном) рекомендуется стакан кефира или простокваши, которые являются дополнительным источником белка, способствующим ускорению процессов восстановления. Кроме того, эти продукты улучшают пищеварение, а содержащиеся в них микроорганизмы угнетают развитие болезнетворных и гнилостных микробов, обитающих в кишечнике. К сожалению, последняя рекомендация в условиях школ-интернатов практически не применяется.
Таким образом, на протяжении дня юные спортсмены должны принимать пищу в твердо установленное время, что улучшает аппетит, увеличивает секрецию пищеварительных желез, улучшает перевариваемость и усвояемость пищевых компонентов.
Чувство сытости на протяжении определенного промежутка времени достигается при смешанной пище, состоящей из продуктов животного и растительного происхождения. Для этого необходимо знать соответствующие свойства отдельных продуктов. Так, например, картофель и хлеб придают пище нужный объем, однако доказано, что в рационе питания спортсменов они не должны занимать много места. Наибольшее насыщение дает мясо в сочетании с картофелем и хлебом.
При составлении меню учитывается и усвояемость пищевых веществ. На усвояемость пищи большое влияние оказывает и кулинарная обработка продуктов питания. Одним из основных требований к рациону питания является его сравнительная легкость и в то же время достаточная полноценность в количественном и качественном отношении.
В заключение следует подчеркнуть, что существовавшие до настоящего времени методические рекомендации по организации питания юных спортсменов, включая временную рекомендацию Минздрава СССР за N 13/272, 1979 г., сыграли неоценимую роль в свое время. Однако накопление новых сведений в отношении биохимических и физиологических параметров организма юных спортсменов, решения партии и правительства об улучшении структуры питания населения, отраженные в Продовольственной программе, и о развитии спорта в стране повлекли необходимость пересмотра существующих нормативов.
Приложение I
Таблица 48А
ПРИМЕРНЫЙ СУТОЧНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ
ДЛЯ ПИТАНИЯ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ
ПО ВОЗРАСТУ И ПОЛУ
┌───────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Количество в день на 1 спортсмена, брутто, г │
│ продуктов ├───────────┬─────────────┬───────────┬──────────┤
│ │для девочек│для мальчиков│для девушек│для юношей│
│ │11 - 13 лет│11 - 13 и де-│ 16 - 17 и │ 16 - 17 │
│ │ │вочек 14 - 15│ мальчиков │ лет │
│ │ │лет │14 - 15 лет│ │
├───────────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼──────────┤