Синдром Кувад (мнимая беременность у мужчин) — это совокупность психогенных и психосоматических нарушений, поражающих мужчин, имеющих беременных жен. будущий отец испытывает те же неприятные ощущения, переживания что и его беременная жена. Термин Couvade произошел от французского глагола «couver», что означает насиживать яйца или высиживать птенцов. К основным симптомам относится утренняя слабость, снижение, повышение аппетита, тошнота и рвота иногда натощак, иногда при виде или запахе какой-то определенной пищи, частые запоры или, поносы, желудочные или кишечные колики, боль внизу живота, боль в области поясницы, психогенная зубная боль. Важно отметить, что капризность мужчин с синдромом Кувад значительно превосходит «ветреность желаний» реально беременных женщин.
Симптомы Кувад, начинаются у мужа на третьем месяце беременности жены и достигают своего пика к девятому месяцу беременности или к началу родов.
В основе появления симптоматики Кувад лежит неосознанная тревога за судьбу жены и будущего ребенка, которая подогревается огромным чувством вины перед женой [78]. Считается, что «ложная беременность» у мужчин часто является проявлением идентификации мужчины со своей матерью «для искупления вины перед ней» [79].
Во время исследования психосоматических заболеваний желудочно- кишечного тракта было выявлено 11 случаев классического синдрома Кувад, которые первоначально ошибочно интерпретировались как страдающие гастралгией или синдромом возбудимой толстой кишки.
Все обследованные — молодые мужчины в возрасте от 21 года до 27 лет, состоявшие в первом браке и ожидающие прибавления семейства. В десяти случаях у их жен была первая беременность. Один молодой человек уже имел одного ребенка и, соответственно, имел определенный опыт с симптоматикой Кувад.
Клиническое и экспериментально-психологическое исследование показало, что во всех наблюдениях это были личности инфантильно истерического склада с высоким уровнем неотреагированной тревоги (что, кстати говоря, совершенно не характерно для этого типа личности), с хорошо отработанным механизмом психологического переноса. Именно поэтому дискомфорт беременности жены «переносился» в виде симптоматики синдрома Кувад на мужа, тем более что этот перенос подпитывался огромным, но неосознанным чувством вины перед женой. Характерно, что эти мужчины с детства воспитывались в сугубо матриархальных семьях, где роль отца была сведена только к функции продолжения рода. В семье доминировала и диктовала свою волю властная и решительная мать, своеобразная Кабаниха, не дававшая даже внешней возможности права выбора. В своих оценочных шкалах будущие пациенты всегда были ориентированы только на мать, другие возможности не рассматривались даже в качестве гипотезы.
Собственно и женились они по выбору матери, при этом жены их были молодыми копиями матерей. Как и их отцы, в семье мужчины всегда были на вторых ролях, никогда не допуская даже мысли о возможном лидерстве.
27. А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств.
Когнитивная психотерапиявыполняет функцию связующего звена между бихевиоризмом и психоанализом. Интеграция этих подходов становится возможной благодаря двухуровневой когнитивной модели (Beck, 1985), которая включает: 1) уровень когнитивных процессов (процессов переработки информации) – мостик к категории «поведения» (бихевиоризм) 2) уровень устойчивых когнитивных структур (схем, верований, установок) – на этом уровне возможен неосознаваемый конфликт (психоанализ).
Авторы полагают, что когнитивный подход эффективен в терапии соматоформных расстройств, так как доказана эффективность когнитивной терапии при работе с эмоциональными расстройствами, а при соматоформных расстройствах имеет место алекситимия. В свою очередь когнитивный подход позволяет переместить локус внимания этих больных на внутренний мир, достаточно быстро развивает навыки самоуправления своими эмоциональными состояниями, что облегчает симптоматику. В результате возрастания способности к самоосознаванию и самоисследованию больные начинают вычленять связи актуальных переживаний с травмирующими событиями прошлого, начинают осознавать всю степень своего межличностного неблагополучия (неспособность построить удовлетворительные, теплые эмоциональные отношения с людьми) и другие невротические проблемы. Однако для проработки этих проблем необходимо уже привлечение средств психодинамического подхода – работа с переносом и сопротивлением, актуальными межличностными отношениями, проработка семейного контекста, внутренних конфликтов.
В процессе психотерапевтической работы и экспериментального исследования соматоформных больных авторы выявили две центральные проблемы: 1) трудности в понимании собственных эмоций и их вербальном выражении; 2) «гладкие» и формальные социальные контакты и трудности в установлении глубоких и теплых межличностных отношений.
Экспериментальные данные и данные наблюдения авторов показали: 1) большое количество вытесненных отрицательных эмоций, накопленных в нескольких поколениях семей больных самотоформными расстройствами – этой проблеме наиболее релевантен психодинамический подход, который предполагает отреагирование травмирующих переживаний, увязывающий актуальные проблемы с прошлым опытом 2) трудности понимания эмоций, их дифференциации, вербального выражения – эта проблема наиболее эффективно решается средствами когнитивного подхода, направленными на развитие способности к осознаванию внутренних эмоциональных и когнитивных процессов.
В соответствии с результатами экспериментальных данных авторы сформулировали следующие психотерапевтические цели: 1) тренировка способности распознавания, дифференциации и понимания эмоций и сопровождающих их когнитивных процессов; 2) проработка жизненного и семейного контекста; 3) проработка и коррекция межличностных отношений (не осуществляется в групповой когнитивно-бихевиоральной терапии в отличие от психодинамической). Первой цели соответствуют в большей мере когнитивные задачи, второй и третьей – психодинамические.
Таким образом, психотерапевтический процесс разбивается на две ступени: 1) когнитивную, на которой доминируют когнитивно-бихевиоральные задачи, а психодинамические играют подчиненную роль; 2) психодинамическую, где указанная пропорция меняется. Переход к глубинной психологической работе (II ступень) возможен только на основе первой ступени, после тренировки способности к самонаблюдению и пониманию своих чувств
На первом этапе терапии происходило изучение/«презентация» (больному) когнит-й модели болезни и помощи, на втором – тренинг осозн-я и выражения чувств, на третьем – идентификация и проработка сопротивления как защиты от болезн-х переживаний, на четвертом – психоаналит-я «проработка прошлого опыта».
Таким образом, в данной статье авторы попытались показать возможность соединения когнитивного и психодинамического подходов, что совпадает с уже существующими в психотерапии тенденциями. Такое соединение представляется им особенно важным при работе с пациентами, испытывающими трудности осознания и вербализации чувств (а число таких пациентов не ограничивается кластером соматоформных расстройств, поскольку эти трудности отражают общие культуральные патогенные тенденции). Когнитивный этап служит здесь естественной предпосылкой для более глубокой психодинамической работы.