Марилов В.В. Синдром Кувад.




Синдром Кувад (мнимая беременность у мужчин) — это совокупность психогенных и психосоматических нарушений, поражающих мужчин, имеющих беременных жен. будущий отец испытывает те же неприятные ощущения, переживания что и его беременная жена. Термин Couvade произошел от французского глагола «couver», что означает насиживать яйца или высиживать птенцов. К основным симптомам относится утренняя слабость, снижение, повышение аппетита, тошнота и рвота иногда натощак, иногда при виде или запахе какой-то определенной пищи, частые запоры или, поносы, желудочные или кишечные колики, боль внизу живота, боль в области поясницы, психогенная зубная боль. Важно отметить, что капризность мужчин с синдромом Кувад значительно превосходит «ветреность желаний» реально беременных женщин.

Симптомы Кувад, начинаются у мужа на третьем месяце беременности жены и достигают своего пика к девятому месяцу беременности или к началу родов.

В основе появления симптоматики Кувад лежит неосознанная тревога за судьбу жены и будущего ребенка, которая подогревается огромным чувством вины перед женой [78]. Считается, что «ложная беременность» у мужчин часто является проявлением идентификации мужчины со своей матерью «для искупления вины перед ней» [79].

Во время исследования психосоматических заболеваний желудочно- кишечного тракта было выявлено 11 случаев классического синдрома Кувад, которые первоначально ошибочно интерпретировались как страдающие гастралгией или синдромом возбудимой толстой кишки.

Все обследованные — молодые мужчины в возрасте от 21 года до 27 лет, состоявшие в первом браке и ожидающие прибавления семейства. В десяти случаях у их жен была первая беременность. Один молодой человек уже имел одного ребенка и, соответственно, имел определенный опыт с симптоматикой Кувад.

Клиническое и экспериментально-психологическое исследование показало, что во всех наблюдениях это были личности инфантильно истерического склада с высоким уровнем неотреагированной тревоги (что, кстати говоря, совершенно не характерно для этого типа личности), с хорошо отработанным механизмом психологического переноса. Именно поэтому дискомфорт беременности жены «переносился» в виде симптоматики синдрома Кувад на мужа, тем более что этот перенос подпитывался огромным, но неосознанным чувством вины перед женой. Характерно, что эти мужчины с детства воспитывались в сугубо матриархальных семьях, где роль отца была сведена только к функции продолжения рода. В семье доминировала и диктовала свою волю властная и решительная мать, своеобразная Кабаниха, не дававшая даже внешней возможности права выбора. В своих оценочных шкалах будущие пациенты всегда были ориентированы только на мать, другие возможности не рассматривались даже в качестве гипотезы.

Собственно и женились они по выбору матери, при этом жены их были молодыми копиями матерей. Как и их отцы, в семье мужчины всегда были на вторых ролях, никогда не допуская даже мысли о возможном лидерстве.

 

27. А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян. Интеграция когнитивного и психодинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств.

Когнитивная психотерапиявыполняет функцию связующего звена между бихевиоризмом и психоанализом. Интеграция этих подходов становится возможной благодаря двухуровневой когнитивной модели (Beck, 1985), которая включает: 1) уровень когнитивных процессов (процессов переработки информации) – мостик к категории «поведения» (бихевиоризм) 2) уровень устойчивых когнитивных структур (схем, верований, установок) – на этом уровне возможен неосознаваемый конфликт (психоанализ).

Авторы полагают, что когнитивный подход эффективен в терапии соматоформных расстройств, так как доказана эффективность когнитивной терапии при работе с эмоциональными расстройствами, а при соматоформных расстройствах имеет место алекситимия. В свою очередь когнитивный подход позволяет переместить локус внимания этих больных на внутренний мир, достаточно быстро развивает навыки самоуправления своими эмоциональными состояниями, что облегчает симптоматику. В результате возрастания способности к самоосознаванию и самоисследованию больные начинают вычленять связи актуальных переживаний с травмирующими событиями прошлого, начинают осознавать всю степень своего межличностного неблагополучия (неспособность построить удовлетворительные, теплые эмоциональные отношения с людьми) и другие невротические проблемы. Однако для проработки этих проблем необходимо уже привлечение средств психодинамического подхода – работа с переносом и сопротивлением, актуальными межличностными отношениями, проработка семейного контекста, внутренних конфликтов.

В процессе психотерапевтической работы и экспериментального исследования соматоформных больных авторы выявили две центральные проблемы: 1) трудности в понимании собственных эмоций и их вербальном выражении; 2) «гладкие» и формальные социальные контакты и трудности в установлении глубоких и теплых межличностных отношений.

Экспериментальные данные и данные наблюдения авторов показали: 1) большое количество вытесненных отрицательных эмоций, накопленных в нескольких поколениях семей больных самотоформными расстройствами – этой проблеме наиболее релевантен психодинамический подход, который предполагает отреагирование травмирующих переживаний, увязывающий актуальные проблемы с прошлым опытом 2) трудности понимания эмоций, их дифференциации, вербального выражения – эта проблема наиболее эффективно решается средствами когнитивного подхода, направленными на развитие способности к осознаванию внутренних эмоциональных и когнитивных процессов.

В соответствии с результатами экспериментальных данных авторы сформулировали следующие психотерапевтические цели: 1) тренировка способности распознавания, дифференциации и понимания эмоций и сопровождающих их когнитивных процессов; 2) проработка жизненного и семейного контекста; 3) проработка и коррекция межличностных отношений (не осуществляется в групповой когнитивно-бихевиоральной терапии в отличие от психодинамической). Первой цели соответствуют в большей мере когнитивные задачи, второй и третьей – психодинамические.

Таким образом, психотерапевтический процесс разбивается на две ступени: 1) когнитивную, на которой доминируют когнитивно-бихевиоральные задачи, а психодинамические играют подчиненную роль; 2) психодинамическую, где указанная пропорция меняется. Переход к глубинной психологической работе (II ступень) возможен только на основе первой ступени, после тренировки способности к самонаблюдению и пониманию своих чувств

На первом этапе терапии происходило изучение/«презентация» (больному) когнит-й модели болезни и помощи, на втором – тренинг осозн-я и выражения чувств, на третьем – идентификация и проработка сопротивления как защиты от болезн-х переживаний, на четвертом – психоаналит-я «проработка прошлого опыта».

Таким образом, в данной статье авторы попытались показать возможность соединения когнитивного и психодинамического подходов, что совпадает с уже существующими в психотерапии тенденциями. Такое соединение представляется им особенно важным при работе с пациентами, испытывающими трудности осознания и вербализации чувств (а число таких пациентов не ограничивается кластером соматоформных расстройств, поскольку эти трудности отражают общие культуральные патогенные тенденции). Когнитивный этап служит здесь естественной предпосылкой для более глубокой психодинамической работы.

 

...





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Функции, которые должен выполнять администратор стоматологической клиники: На администратора стоматологического учреждения возлагается серьезная ...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.