Судьба психосоматики в медицине. Психосоматика — область междисциплинарных исследования, направленных на изучение проблемы соотношения психики и сомы, души и тела, т. е. психосоматической проблемы. Понятие «психосоматика» было введено И. Хайнротом в 1818, а в 1828 году К. Якоби впервые использовал родственное понятие «соматопсихика». 3 научных направления, развитие которых способствовало становлению психосоматики как науки, — это психоанализ, теория кортико-висцеральной патологии и концепция мобилизации Кеннона. Термин «психосоматика» оказался целиком и полностью отнесенным к области патологии, а само обращение к этому понятию стало рассматриваться как однозначное указание на наличие патологических явлений в соматической сфере человека, связанных с воздействием патогенных психологических факторов. При таком подходе за рамками научного анализа оказалась обширная область психосоматических проявлений в норме. Т.о., основная задача, которая возникает перед психологами, обратившимися к психосоматической проблематике, - поиск собственного предмета исследования в этой области, выделение круга научно-психологических проблем и обозначение путей их разрешения.
В поисках предмета психологии телесности. П редметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т. е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.
Психологический онтогенез телесности. Понятие «психосоматическое развитие» включает в себя такой аспект социализации телесности, как закономерное становление в онтогенезе механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов (т.е. это освоение знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природно заданные потребности (пить, есть и т. д.), телесные функции (дыхание, реакции боли), либо создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие)).
|
Путь социализации телесных феноменов пролегает через усвоение (означивание) и порождение телесных знаков, расширение сети телесных действий. Этапы: 1) Первичный носитель психосоматического феномена - диада «мать-дитя» 2) Связан с организующей ролью системы значений уже на уровне репрезентации, на уровне символического манипулирования в плане представлений. 3) Фундаментом существования осмысленных психосоматических феноменов является коммуникация с матерью, мать не только означает телесный феномен для ребенка (словесно и поведенчески), но и раскрывает своим эмоциональным реагированием смысл и ценность каждого телесного явления. (Примером может служить магическая сила материнского поцелуя, «излечивающего» любую детскую боль, а по психологической сути — заменяющего смысл телесного явления: от страдания к любви.) 4) Следующий этап развития психосоматических феноменов связан с включением в них гностических действий, облетающих самостоятельный смысл и преобразующих психосоматическую связь - характеризуется интересом ребенка к собственному телу, поиском средств вербального и иного символического обозначения телесных событий. 5) Новый этап социализации телесности связан, видимо, с возникновением рефлексивного плана сознания, способного трансформировать устоявшиеся и порождать новые смысловые системы. Разделение телесного и духовного Я делает тело и его феномены участником внутреннего диалога, порождающего новые жизненные смыслы.
|
Несколько вариантов отклонения в психосоматическом развитии ребенка:
— отставание в социализации телесных функций, обусловленное задержкой процесса психологического опосредствования. (пример — отставание в формировании навыков опрятности и произвольного регулирования движений, культурных форм удовлетворения потребностей);
— регресс в психосоматическом развитии, который может быть кратковременным, как реакция на трудности развития (например, при плохом самочувствии ребенок теряет уже социализированные навыки: не может самостоятельно засыпать, есть и т. д.).
— искажение хода психосоматического развития, детерминированное искажением развития всей системы психологического опосредствования: ценностного, смыслового, когнитивного. Искажение касается развития телесного Я в целом. Подобно искаженному психическому развитию ребенка, этот вид психосоматического дизонтогенеза обусловлен нарушениями детско-родительских отношений, системы воспитания.
Таким образом, психосоматическое развитие продолжается и в периоде взрослости, реализует в себе накопленный психосоматический опыт, а также сложившиеся механизмы психологического опосредствования и регуляции телесности, порождая новый класс сложных психосоматических феноменов и расстройств: внутреннюю картину болезни, самочувствие, ипохондрию. Принципиальным отличием психосоматического развития в этом периоде является ведущая роль высших форм активности субъекта — его самосознания и рефлексии.Проблемы развития телесности, ее психологического преобразования, роли знаково-символического опосредствования являются, с нашей точки зрения, центральными для психологии телесности и в настоящее время стали предметом цикла исследований, в которых общая теоретическая модель получает свое эмпирическое подтверждение и воплощение в методических разработках и практических рекомендациях.
|
Психология телесности и патопсихология. Связь психологии телесности с традицией и методологией патопсихологии:
1. Понимание закономерностей нормального развития — ключ к изучению аномальных феноменов психики.
2. Патопсихологический синдром как инструмент анализа позволил патопсихологии не только описать структуру дефекта при различных заболеваниях, дать им психологическую квалификацию, но и сформулировать новый взгляд на клиническую феноменологию.
3. Ядро патопсихологического анализа синдромообразования составляет изучение механизмов психологического опосредствования в их динамике.
4. Методические принципы диагностики, разработанные в патопсихологии, ассимилируются психологией, телесности.
Представление о телесности как о культурно-детерминированном и психологически опосредствованном явлении не совпадает с утвердившимся в медицине взглядом на психосоматическую проблему. Эти различия носят принципиальный характер:
— в психологии телесности в феноменологическое поле включаются не только психосоматические расстройства, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности;
— в психологии телесности получают новое наполнение понятия «психосоматический симптом и синдром», «психосоматическое единство»;
— в психологии телесности раскрывается в новом контексте активная роль субъекта в преобразовании и развитии телесных феноменов.
Теория кортико-висцеральной патологии (по работе: Захаржевский В.Б. Специфичность психовегетативного эффекта в аспекте психосоматической и кортико-висцеральной концепций).
Павлов - феномен "психической секреции" - выделения слюны при виде и запахе пищи. В этом феномене, который до него отмечался многими, Павлов увидел не только проявление психической деятельности, но и "инструмент" ее исследования.
Павлов предложил естественнонаучный метод строго контролируемого, объективного изучения их поведения. По мнению Павлова, условнорефлекторная деятельность исчерпывает все поведение животного, которое целиком должно исследоваться в рамках физиологии высших отделов нервной системы. А отсюда закономерно его заключение о сближении и даже слитии (отождествлении) психологического с физиологическим, субъективного с объективным, оценка этой тенденции как важнейшей современной научной задачи.
Павлов указывал, что специально человеческие неврозы "не могут быть произведены на собаках» По сути дела здесь имеется прямое указание на то, что физиология ВНД включает в сферу тучного анализа только низшую часть человеческого мозга, оставляя за пределами исследования "чисто человеческие" проявления психики.
И только К.М.Быков переместил центр тяжести на исследование кортико-висцеральных, а по сути дела психосоматических взаимоотношений. В школе K.М.Быкoвa, а затем и В.Н.Черниговокого были представлены убедительные доказательства кортикального представительства висцеральных афферентных систем, подтвердившие реальность функционирования механизма обратной связи, обеспечивающего возможность коррекции психосоматических (психовегетативных) влияний.
Если кора головного мозга, согласно данной концепции, постоянно держит в своем ведении все висцеральные системы, обеспечивая их наиболее тонкое приспособление к требованиям окружающей среды, то устранение, ослабление или извращение этих влияний неизбежно должно приводить к висцеральным дисфункциям.
Данбар (1954) в концепции "персонального профиля личности". Согласно автору, выявляется достаточно высокая степень корреляции определенных заболеваний со специфическим типом личности. Так, повышенная соревновательность, амбициозность отмечена у лиц, склонных к инфаркту миокарда, повышенная склонность к травмам отмечается у лиц, отличающихся стремлением к путешествиям, риску и т.п.
Александер (1953), отказываясь от символической интерпретации, полагает, что определенные конфликтные ситуации должны иметь средство к определенным системам органов: ярость - к сердечно-сосудистой системе, чувство зависимости - кжелудочно- кишечному тракту и т.п., а развитие определенных заболеваний связано с преимущественной активацией того или иного отдела вегетативной нервной системы (при симпатической активации - развитие гипертонической болезни, гипертиреоза, диабета, артритов, при парасимпатической - язвенной болезни, бронхиальной астмы).
"поведенческая медицина ", базирующаяся на учете всего спектра поведенческих и внешне-средовых факторов (Сэрвит и др., 1982). В отличие от концепции "персонального профиля личности", представители этого направления рассматривают поведенческие типы не как непосредственную причину заболевания, а как один из факторов риска.
кортико-висцеральное направление психотравмирующий фактор в генезе психосоматических заболеваний, как правило, играет вспомогательную роль, специфика же последнего определяется дополнительным дестабилизирующим воздействием на собственные механизмы соответствующей висцеральной системы.
37. Тищенко П.Д. Витамин R или педагогическая поэма по-американски (Биовласть в эпоху биотехнологий, глава 1, параграф 2).
“Витамином R” называют риталин. Риталин – это фирменное название лекарственного средства метилфенидата, введение которого в организм повышает концентрацию допамина в лобных долях мозга. Лекарство включено в список контролируемых субстанций. Родители лоббируют в пользу исключения его из списка «по рецепту» и поступления в свободную продажу (социальная реклама риталина). Борьбу за риталин спонсируют фармацевтические компании. В америке распространена частная практика и врачу выгоднее диагностировать у ребенка расстройство внимания и прописать лекарство. Список симптомов нарушения внимания: - уделяет мало внимания деталям, делает ошибки по невнимательности;- не может долго задерживать внимание на определенных предметах;- не слушает, когда к нему прямо обращаются; - не следует инструкциям, не может завершить их выполнение; - имеет трудности в выполнении заданий, предполагающих способность организации своих действий; - избегает заданий, требующих интеллектуального напряжения; - теряет вещи; - легко отвлекается; - забывчив в повседневной жизни. (6 из 9 – синдром)Но факт в том, что сложно объективно оценить наличие реальности синдрома учитывая то, что все дети разные и это может быть личностная особенность. Вокруг школ формируется черный рынок риталина. Растереть в порошок и нюхать, то можно достичь мягкого наркотического эффекта. Успешное лечение лишь закрепляет инвалидность, делая ненужным формирование соответствующих органов сознания – воли ребенка. Воздействовать на это тело сознание может лишь через посредство другого внешнего тела – медикамента (риталина).Тоже происходит с генетическими тестами. Дело в том, что в значительном числе случаев результат генодиагностики практического значения для клиентов не имеет. Клиент покупает лишь страх. То обстоятельство, что страх может быть привлекательным “товаром”, имеет фундаментальное значение для философского истолкования феномена телесного страдания. Проще управлять собой не через волевое усилие, а через покупку лекарства. Социальный феномен зависимости людей от лекарств.