ГЛАВА 1. СЕМЬ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ




Юшкевич О.В.

Программа смены

«Хрустальный зубр»

 

 

05.12.2018 – 22.12.2018

 



Отдел организационно-методической работы

 


 

Рекомендовано методическим советом

учреждения образования «Национальный детский

образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок»,

протокол № от 22.11.2018 г.

 

 

Программа адресована педагогам, методи­стам, иным специалистам, которые занимаются организацией интеллектуального и творческого досуга учащихся. В сборнике содержатся различные коллективно-творческие технологии, методы личностного раз­вития, упражнения, а также теоретические и практические занятия по активизации познавательного интереса учащихся. Особое внимание уделяется интеллектуальным и творческим играм, способам развития интеллекта у детей и взрослых.


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМЬ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ (вместо вступления)  
ГЛАВА 2. ЧТО? (краткое описание программы)  
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК  
ГЛАВА 4. КАКИМ ОБРАЗОМ? (описание образовательного компонента)  
ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КНИГА РЕКОРДОВ Z!»  
РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК  
ГЛАВА 6. МОДУЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АЗ. БУКИ. МЫСЛЕТЕ».  
ГЛАВА 7. ГДЕ И КАК РЕАЛИЗУЕМ ИНИЦИАТИВЫ(описание ОИП «КОНЦЕПТ»)  
ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРОЕКТ «КОНФИГУРАЦИЯ»  
ГЛАВА 9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН  
ГЛАВА 10. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ в ПРОЕКТЕ…  
ГЛАВА 11. УМНЫЙ ФОН («ДЕНЬ ЗА ДНЁМ»)  
ПРИЛОЖЕНИЕ  
ЛИТЕРАТУРА  

 

 


 

ГЛАВА 1. СЕМЬ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ

(ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ)

 

Римский оратор Квинтилиан, живший в 1-ом веке н.э., считал, что о том или ином событии или поступке можно судить, если об этом поступке или событии известен ответ на следующие семь вопросов:

кто?

что сделал?

где?

как?

какими средствами?

зачем?

когда?

 

Впрочем, в жизни вопросов гораздо больше.

Каждый день человек сталкивается с вопросами. И необязательно знание правильных ответов сопряжено с энциклопедической подготовкой. Отнюдь. Иногда достаточно научиться мыслить, чтобы решать проблемы и вопросы.

А проблемы-вопросы бывают разными: большие и маленькие, бытовые и философские, межличностные и социальные:

куда пойти учиться?

как правильно подобрать галстук?

что приготовить на ужин?

как успеть подготовить презентацию?

в чём смысл жизни?

как лучше вбить гвоздь в стену?

и т.д.

 

В широком смысле проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. Проблема всегда подразумевает конструкцию «знаю, что надо, но не знаю как».

Наверное, важней задачей воспитания и образования является формирование двух умений:

научить знанию, которое пригодится;

научить знанию того, как этого добиться.

 

Итак, важный вопрос воспитания: как вырастить умного человека? Точнее, мыслящего и творческого. Ответ простой: формировать интеллектуальную культуру! Заниматься умственным развитием детей и подростков, побуждать к знанию. Но любой простой ответ рождает очередные вопросы: а что такое интеллектуальное развитие?

 

Интеллектуальное развитие детей – это комплекс педагогических, общественных, социальных и других мер, направленных на формирование познавательных мотивов, на развитие мыслительных процессов подрастающего поколения: памяти, мышления, логики, креативности и т.д. Процесс социализации невозможен без развития познавательных способностей ребенка. Психологи утверждают, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. Развитие этих задатков – важнейшая педагогическая задача.

Популярной формой совершенствования умственного потенциала молодёжи являются интеллектуальные игры. Их многообразие создаёт определённые проблемы для классификации. Данные игры называют по-разному: логические, творческие, занимательные, умные и т.д. И, конечно же, очень популярной формой интеллектуального досуга являются игры, которые стали известными благодаря телевизионной передаче «Что? Где? Когда?». Этот проект является родоначальником уникального социального феномена, интеллектуального движения, которое популярно не только на постсоветском пространстве, но и во всём мире.

С развитием интеллектуального движения актуализировалась необходимость поддержки белорусской школы интеллектуальных игр, представители которой с достоинством защищают честь нашей страны на различных международных соревнованиях. Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок» не остался в стороне от этого процесса. На протяжении многих лет «Зубрёнок» принимает активное участие в реализации государственных программ, направленных на создание условий для интеллектуального развития детей и молодёжи. Организация и проведение различных республиканских турниров – «Кубка надежды», «Хрустального зубра» – яркое тому подтверждение.

В интеллектуальных играх требуется проявление самых разнообразных мыслительных процессов: логических рассуждений, внимательности, памяти, эрудиции, наблюдательности, быстроты реакции и т.д. Кроме этого, участники интеллектуального движения – это не только игроки, но и организаторы интеллектуального досуга: в своём классе, школе, в семье. Выполнение данных функций требует определённых лидерских качеств, коммуникативных способностей, рефлексивных умений.

Итак, социальная значимость интеллектуального досуга – очевидна. Отметим ещё один важный педагогический эффект: в содержании познавательных конкурсов могут быть отражены любые направления, важные события, знаменательные даты. Эта особенность позволяет интеллектуальным играм с одной стороны, развивать мыслительные способности, с другой стороны – формировать соответствующие этические, мировоззренческие, духовные ценности.

 

Отметим следующее: организационные форматы и технологии программы «Хрустальный зубр» перекликаются с тремя видами интеллекта:

 

1. ИНТЕЛЛЕКТ, подлежащий тестированию (цифровой, вербальный, пространственный и т.д.).

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Эмоциональные реакции универсальны, они похоже работают во всех человеческих культурах. Люди любой расы одинаково испытывают счастье, горе, удивление, злость и бессознательно показывают их в теле и мимике. Всё это тесным образом связано с инклюзивным походом в воспитании.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

 

Данная классификация оптимальным образом вписывается в контекст воспитательной системы НДЦ «Зубрёнок», поскольку основные направления деятельности сочетаются с указанной кодификацией интеллекта.

 

ИНТЕЛЛЕКТ, ПОДЛЕЖАЩИЙ ТЕСТИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Республиканский турнир «Хрустальный зубр», «Кубок Надежды», «50+» Психолого-педагогиче­ский (рефлексивный) проект «Конфигурация» Исследовательский проект социальной направленности
Интеллектуальные турниры дней Методы личностного развития Дискуссии на социальную тему
Образовательная программа «кворУМ»   Социальные акции и мероприятия

 

Кроме прочего, данная классификация является хорошим базисом для формулировки целеполагания.

 

Цель обычно состоит из двух частей: первая часть выводит на проблему, а вторая показывает путь решения проблемы.

 

Целью программы «Хрустальный зубр» является актуализация интеллектуального потенциала учащихся, развитие творческого мышления, организаторских способностей, выработка ценностных ориентиров, формирование эстетического вкуса, рефлексивного опыта.

 

Кроме этого отметим, что в любой программе смены Национального детского центра «Зубрёнок» первостепенное значение уделяется укреплению здоровья, формированию правильного образа жизни. Здоровье детей напрямую определят уровень здоровья взрослого населения в последующие годы, что, в свою очередь, является залогом эффективного развития страны. Не зря мыслители древности говорили: в здоровом теле здоровый дух!

***

 

Итак, некоторые главы сборника смены обыгрывают семь вопросов древнеримского оратора Квинтилиана.

 

кто?

что сделал?

где?

как?

какими средствами?

зачем?

когда?

 


ГЛАВА 2. ЧТО?

(краткое описание программы)

1. Название. Программа смены интеллектуальной направленности «Хрустальный зубр».

2. Цель программы. Актуализация интеллектуального потенциала учащихся, развитие творческого мышления, организаторских способностей, выработка ценностных ориентиров, формирование эстетического вкуса, рефлексивного опыта.

3. Задачи? Задачи программы следующие:

популяризировать интеллектуальное движение в Республике Беларусь, приобщать учащихся к данному виду активного досуга;

организовать различные интеллектуальные конкурсы, турниры, соревнования; совершенствовать у подростков навыки аналитического мышления;

развивать и закреплять социально значимые и положительные черты характера подростков;

развивать психологическую культуру, рефлексивные навыки;

развивать организаторские способности, лидерские и творческие каче­ства участников смены.

 

4. Системообразующее понятие. Интеллект, интеллектуальные игры.

 

5. Участники. Победители областных и республиканских турниров по интеллектуальным играм.

 

6. Возраст и количество участников. 126 учащихсясреднего и старшего школьного возраста, 7-9 классы.

 

7. Сроки смены. 05 декабря–22 декабря 2018 г.

 

8. События смены. Республиканские турниры «Кубок Надежды», «Хрустальный зубр», турнир «50+».

 

9. Партнеры смены? Молодежное общественное объединение «Белорусская лига интеллектуальных команд»; телевизионный клуб «Что? Где? Когда? в Беларуси».


ГЛАВА 3. КАКИМ ОБРАЗОМ?

(технологии и проекты)

 

Обстоятельства и условия воспитательной системы НДЦ «Зубрёнок» диктуют свои правила реализации программы. Что важно сделать безотлагательно? Необходимо увлечь участников смены интересной идей, значимыми делами, социальными акциями, познавательными конкурсами. Здесь важным моментом являются две позиции:

подбор участников смены;

разработка соответствующих организационных форм.

 

Подбор участников смены осуществляется с помощью региональных представителей общественного объединения «Белорусская лига интеллектуальных команд». На смену приезжают победители областных и республиканских турниров по интеллектуальным играм. Ребята объединяются в две возрастные группы (ювеналы и юниоры) и соревнуются за главные призы в двух республиканских турнирах: «Кубок надежды» и «Хрустальный зубр».

Кроме указанных турниров, учащимся предлагаются иные организационные формы. Задача этих форм следует из целеполагания смены: развитие творческого потенциала, лидерских качеств, рефлексивных и коммуникативных навыков.

Решением проблемы привлечения детей к этим формам является объединение их, форм, в определённые модули, блоки, конфигурации. Для удобства их называют проектами.

ПРОЕКТ – это замысел, идея, которая реализуется по определенной схеме, а значит, имеет внутреннюю структуру, это реализация идеи, педагогического замысла. Он объединяет различные формы и направления, стержнем проекта является приоритетный вид деятельности.

Все организационные формы программы смены «Хрустальный зубр» можно объединить в три направления (блока):

событийный блок;

образовательный блок;

развивающий блок.

 

Понятно, что данные направления не существуют отдельно друг от друга, но взаимодействуют, дополняют.

 

1. Событийный блок. Предполагает проведение республиканских детских турниров «Хрустальный зубр», «Кубок надежды», турнир «50+» (новый турнир); кроме этого, данный блок включает ежедневные интеллектуальные турниры дней (ИТД).

 

2. Образовательный блок. Включает:

2.1. Программу объединения по интересам «кворУМ».

2.2. Факультативный курс «Общение и интеллект»

2.3. Исследовательский проект «Книга рекордов «Зубрёнка».

 

3. Развивающий блок. Включает:

3.1. Модульный проект «Аз. Буки. Мыслете».

3.2. Организационно-игровой проект «Концепт».

3.3. Психологический проект «Конфигурация» (рефлексивный).

 

Направление «Республиканские турниры» реализуются совместно с общественным объединением «Белорусская лига интеллектуальных команд». Игры проводятся практически ежедневно, их формат различный. Кроме этого, в содержательных смыслах вопросная база позволяет проводить игры, в которых отражаются основные события года: юбилеи, знаменательные даты, памятные вехи. Поэтому планируется проведение тематических интеллектуальных игр (экологическая «Медиа-азбука», «Своя игра: малая родина» и т.д.).

В отличие от ранее реализованных проектов, в смене «Хрустальный зубр-2018» планируется проведение ещё одного турнира, приуроченного 50-летию «Зубрёнка». В отличие от турниров «Кубок надежды» (продолжается всю смену) и турнира «Хрустальный зубр» (продолжается 3 дня), турнир «50+» в большей степени ориентирован на индивидуальные интеллектуальные игры. Общее количество вопросов третьего турнира – 50.

 

 


Схема программы «Хрустальный зубр»

Образовательный блок
Развивающий блок
Турниры (события)

Академия «кворУМ»
Факультатив школы
ИП «Книга рекордов Z»
Метод «На удивление»
«Хрустальный зубр»
«Турнир-«50+»
«Кубок надежды»
  ОИП «Концепт»
Модульный проект «Аз. Буки. Мыслете»  
«Малевича»
«Приложение на вечер»
«Приложение на утро»
Рефлексивный проект «Конфигурация»
ИТД (интеллектуальный турнир дня)
Республиканские турниры


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ



ГЛАВА 4. КАКИМ ОБРАЗОМ?

(описание образовательного компонента)

Немного теории

Единого мнения, что такое образование, нет. Это понятно. Но существуют общие точки соприкосновения и единые правила подхода к этому сложному социальному явлению.

В «Кодексе Республики Беларусь об образовании» сказано, что образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Виртуальная энциклопедия «Википедия» определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

В широком смысле слова, образование – это процесс формирования ума, характера и физических способностей личности.

При изучении функций образования, учёные выделяют несколько основных аспектов[1]:

1. Воспитание.

2. Обучение.

3. Подготовка специалистов.

4. Приобщение к технологиям и культуре.

5. Социализация (привитие социальных норм и ценностей).

 

Образовательный блок в рамках программы смены «Хрустальный зубр» зиждется на вышеперечисленных позициях.

 

А теперь – практика!

 

Образовательный блок, как было указано выше, состоит из нескольких частей:

учебная программа «кворУМ»;

факультативный кур «Общение и интеллект»;

исследовательский проект «Книга рекордов “Зубрёнка”»

дела и проекты культурологической направленности.

 

 

ПРОГРАММА «кворУМ»

Данный курс смело можно назвать экспериментальными, поскольку сочетает разные методические и дидактические подходы. Цель программы: в занимательной и оригинальной форме рассказать о факторах, которые способствуют развитию интеллекта. В названии каждого занятия фигурирует умное животное. Обоснование этому и описание программы представлено ниже.

 

Пояснительная записка

Интеллект (от лат. intellectus – понимание) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления и т.д. Интеллект – это способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить.

Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки — когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у Homo sapiens выделило его из мира животных и стало началом развития социума, а затем и человеческой цивилизации. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия и т.д[2].

В ранее реализованных сменах «Хрустальный зубр» образовательный компонент представлял собой описание игр, которые пользуются широкой популярностью и у тех, кто не является активным участником интеллектуального движения. Подобного рода занятия, конечно же, развивают гибкость мышления, интеллектуальные возможности, организаторские навыки.

Цель программы «кворУМ»: ознакомить учащихся с различными факторами развития интеллекта.

 


Замысел программы

 

1. Определяются 7 факторов, способствующие развитию интеллекта. Проанализировав специальную психологическую литературу, тематические электронные ресурсы, первоисточники, авторы программы остановились на следующих позициях.

- «развивайте память»;

- «решайте логические задачи»;

- «изучайте иностранные языки»;

- «развивайте воображение»;

- «читайте книги»;

- «сочиняйте»;

- «не пренебрегайте физкультурой».

2. Далее определяются 7 самых умных животных мира. Проанализировав специальную литературу, тематические электронные ресурсы, первоисточники, авторы программы остановились на следующих представителях животного мира:


- кот;

- собака;

- енот;

- слон;

- попугай;

- приматы;

- лошадь.


3. Каждое занятие отождествляется с конкретным представителем животного мира. Но отожествление не случайное: изучаемая позиция должна быть превалирующей в интеллекте указанных животных. Например, у слонов – отличная память. Соответственно занятие, на котором изучаются возможности памяти, носит название «занятие-слон». Подобные словосочетания привлекут больше внимания к занятию, сделают его интереснее, качественнее.

4. Таким образом, получаем следующие смысловые пары.

- «Занятие-КОТ, или Читайте книги!»;

- «Занятие-ЕНОТ, или Расширяем воображение!»;

- «Занятие-ПЁС, или Решаем логические задачки!»;

- «Занятие-СЛОН, или Развиваем память!»;

- «Занятие-ПОПУГАЙ, или Изучаем иностранные языки!»;

- «Занятие-ДЕЛЬФИН, или Занимаемся спортом!».

- «Занятие-НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ».

 


Ещё несколько нюансов

1. В каждом занятии присутствуют интеллектуальные игры, многие из которых разработаны специально для смены «Хрустальный зубр».

2. Большое количество игрового материала обусловлено возможностью выбора.

3. Занятия предполагают не линейную реализацию, т.е. одновременно проходят различные занятия. Это делается для того, чтобы организовать действенную рефлексию, передачу опыта между воспитателями, а также эффективную передачу игрового реквизита.

4. Еще одна организационная идея: за отрядом закрепляется одно занятие, которое он проводит для всех отрядов.

5. Повторение пройденного материала. Поскольку занятия не предусматривают линейности и не расположены в порядке их проведения, педагогам рекомендуется самостоятельно готовить данный этап занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: