МЭО - заключ-ся в орг-ции работы со спец-ами-экспертами, обработка их мнений. Мнения м/б кол-ные и кач-ные.Экспертизы бывают: индивид-ные и групповые, очные и заочные. Методы подбора экс-тов: документальный (на основе объективных данных), экспериментальный (на основе прошлого опыта), метод голосования экспертами–выборщиками, метод самооценки кандидатами в эксперты (баллы). Требования к экспертам: компетентность; креативность; конструктивное мышление; чувство коллективизма; самокритичность. Орг-ция и проведение: 1. Разработка регламента проведения, сбора и анализа экспертных мнений. 2. Выбор цели. Варианты целей: а) Сбор инф-ции для ЛПР. Инф-ция собирается нарастающим итогом от эксперта к эксперту. Длительный процесс. Заканчивается когда нет новых соображений; б) Подготовка проекта решения для ЛПР. очень важна процедура согласования мнений экспертов. Догма согласованности – реш-е м/б принято только на основе согласованных мнений экспертов, поэтому из группы исключ-ся те, чьи мнения отличаются от мнений большинства. «-»: пренебрежение оригинальными идеями и мнениями. Догма одномерности - объект экспертизы должен оцен-ся однообразно (1 числом). Необходимо использ-ть многокритер-е оценочные системы. 3. Определение числа туров экспертизы (зав-т от сложности). 4. Организация общения экспертов. Варианты: отсутствие общения; заочное (анонимное) общение (метод Делфи); заочное без анонимности (телеконференция); очное с ограничениями (собрание с регламентом); очное без ограничений (свободная дискуссия). Недостаток очных - соц-психологич. влияние др. на др. 5. Опред-е весов экспертов (степень их значимости): все эксперты равноправны (имеют 1 голос при голосовании); неравноправны (решающий и совещат. голос); неравноправны (принимается мнение той половины к к-й относ-ся председатель эксп. комиссии). Степень согласованности мнений экспертов, опред-ся с помощью коэффициента конкордации (близко к 1). 6. Реш-е вопросов о комбинации видов экспертизы (однотуровая; многотуровая; смешанная). СТАДИИ ЭО: 1. Принятие реш. о проведении экспертизы. 2. Подбор и назначение осн. состава раб. группы (опред-ся рук-ль, секретарь). 3. Разработка раб. группой и утверждение технич. задания на проведение ЭО. 4. Разработка аналитич. группой подробного регламента проведения экспертизы. 5. Подбор экспертов в соотв-вии с их компетентностью. 6. Формир-ние экспертной комиссии, утверждение состава. 7. Проведение сбора экспертной инф-ции. Часто исп-ся интервьюеры. 8. Комп-ный анализ экспертной инф-ции. 9. Повторение туров (экспертного опроса). 10. Итоговый анализ экспертных мнений, интерпретация полученных рез-тов и подготовка заключ-го документа для ЛПР. 11. Офиц. окончание деят-ти раб. группы. Утверждение заключит-го документа экспертной комиссии. Научный и финанс-й отчет, оплата труда и офиц. прекращение деят-ти экспертной комиссии и раб. группы. ВИДЫЭКСПЕРТНЫХ МЕТОДОВ: Методы ЭО. Методы программного прогнозир-я (метод Глушкова, Перт+метод Делфи). Методы эвристич. прогнозир-я. Методы коллект-й генерации идей (мозговой штурм).
|
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫГЕНЕРИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙ. МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ. МЕТОД ДЕЛЬФИ
Эвристич-е - основаные на логике, здравом смысле, опыте. Их суть - извлекать скрытую в ч-ке инф-цию с помощью наводящих вопросов. Прим-ся в усл-ях невозможности примен-я формализ-х методов. Общая логика методов: проблема раздел-ся на неск. частей (простые подпроблемы); для каждой подпроблемы формируется набор реш-й. Сущ-т ок. 30 наборов, к-е охватывают 3 фазы РР: анализ системы; поиск решений; проверка решений. Выборы набора приемов зав-ят от целей. Чаще всего генерир-ем идей заним-ся спец.-эксперты.
|
Методы генерирование идей: МЕТОД ДЕЛФИ – многоуровневая процедура анкет-я экспертов в разл-х обл-х науки и техники, работ-щих инкогнито по отнош. др к др с целью формир-я инф-ции, основанной на логическом анализе, отражающей индив-е мнение эксперта. Использ-ся, когда: группа экспертов стабильна, имеется достат. время, очная экспертиза невозможна. «+» очень эф-ный метод выработки коллект-го экспертного мнения. «-» длит-ть проведения (интервалы м-у турами рекомендуются не менее 1мес); необх-сть обеспечения связи на расстоянии; в готовом реш-и есть вер-сть присутствия оценки неподготовленных людей; сильно отлич-ся т.зр. от большинства экспертов не принимается во внимание.
МЕТОД МШ – групповое обсуждение проблемы с целью поиска новых идей, вариантов решения. Оптимальное кол-во группы 7-9 ч-к. Разнов-сти: индив-й (каждый из экспертов дает идеи); массовый (быстро высказываются все сразу); письменный (снимает психолог. барьеры); двойной (процесс генерир-я идей в сочетании с предлож-ми, как их улучшить); МШ с оценкой идей – радикальное устранение заведомонежизнеспос-х вариантов; обратный – сначала критика идей и решений, затем формул-ка новых. МШ применяется, когда: состав экспертов нестабильный, ограничен временной ресурс, нет необходимости изолировать экспертов др от др. Факторы, препят-щие МШ: критика (резкая, негативная), офиц-сть, формальность процедуры, пассивный ведущий. Факторы, способ-щие МШ: активное воображение присутствующих, поиск аналогов проблемы, развитие, переработка, соединение высказанных идей, активность ведущего.
Метод КОЛЛЕКТИВНОГО БЛОКНОТА - позв-т сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с их коллект-й оценкой.Каждый эксперт получает блокнот, куда в теч. месяца записывает свои идеи.Эксперты собираются и с помощью методов Делфи, МШ или просто обсуждают свои идеи. «-» временной промежуток.