ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА




Цель соц-экон анализа – уменьшить неопред-ность процесса. Особ-ти принятия гос-венных реш-й: непринятие конкур-го реш-я (цена упущенной выгоды); д/б полит-ки приемлемы; наилучшее реш-е не всегда самое дешевое, необходим компромисс из-за бюдж-ных огранич-й; временной аспект (реш-ие долго разрабатывается, но м/б принято оперативно). В ходе длительного процесса не подпадает под классическую схему. М-д соц-экон анализа – аналитический подход, учит-щий все важнейш-е факторы, позв-щий быстро и эф-вно прин-ть рац-ные реш-я. Осн-ные этапы анализа: обоснование, опред-ние, детализация проблемы; опред-ние критериев оценки, выявление значимости этих критериев (присвоение весов, ранжирование); выявл-ние альт-ных вар-тов реш-я проблемы (мозговой штурм, консульт с экспертами, ведомствами, рег-ми); оценка вариантов решения по выбранным критериям, инструмент – сценарная таблица; выбор опт-ного вар-та (лучший вариант+обоснование); мониторинг и оценка реализации реш-я (опред-ся глав показ-ли).

 

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ. РАСХОДНЫЕ И ДОХОДНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Четкое законодат-е опр-ие расходных полномочий принципиально важно. Отсутствие может стать источником конфликтов м-у центр-ми и мест ОВ. Важно, как трактуются в зак-тве ф-ции ОМС, а также рассм-ся ли вопрос о хар-ре и объеме полномочий ОМС в отнош-и переданных им ф-ций (законодат., адм. и контрольные полно­мочия). Осн. ф-ции ОМС: водоотведение и очистка стоков;пассажирский транспорт;содержание местных дорог; городское развитие, планир-е землеполь­з-ния; пожарная охрана и общ-ная безоп-ть;упр-ние общ-ным (соц.) жилищным фондом;медиц-кие учрежд-я;реализация культурно-развлекат-х программ;обеспечение работы школ. Не относятся: содержание домов для престарелых и немощных гр-н, реализ-я программ соц. зашиты насел-я.

Субсидиарность - чтобы предоставление общ. услуг было эф-ным, ответс-ть за это должна возлагаться на мах-но приближенный к населению ур-нь власти. Во всех рег-нах мира наблюдается тенденция к децентрализации полномочий. Расходные полномочия регион. и местных властей: образ-е (школы, проф образ, з/п), культура (музеи, ктц), здравоохр-е, дороги. Расходные полномочия субнац-ных органов: общ. транспорт, пож. охрана, библиотеки, дор. инспекция, санит. службы, ком. услуги, жилье, соц. обеспечение, охрана окр. среды.

Регион-е и местные ОВ располагают огранич-ми фин ресурсами. Этот разрыв м-у расходными и доходными полномочиями создает множество проблем. Перераспред-ние доходов от нац. Правит-ва на более низкие ур-ни может преследовать следующие цели: 1. Достижение баланса м/у доходами и расходными обяз-вами. два способа распределения дох-в: общие трансферты и распре­деление налоговых поступлений. 2. Устранение горизонт. дисбаланса - различия м/у регионами по ур-ню бюдж-ой обеспеч-сти. 3. Обеспечение мин-го стандарта услуг. Для обеспечения миним-го стандарта услуг нац. и субнац. Правит-ва применяют различные трансферты. Дотации – межбюдж-е трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использ-я. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету др уровня бюдж-й системы РФ, физ или юрид лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету др уровня бюдж-й системы РФ или юрид лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осущ-е опред-х целевых расходов.

Полномочия по налогам и сборам подразумевают: общее право вводить новые налоги и сборы; право опред-ть порядок исчисления налога (опред. налоговое базы, размера нал-вого тарифа); право получать доходы от поступлений по налогу; право требовать уплаты налогов и сборов; возможность производить заимствования. Типичные источники собств. доходов местн. бюдж-в: Налоговые доходы (ст.15): налог на землю; налог на имущество физ лиц. Неналог-е доходы: доход от аренды или продажи зем-х участков и объектов недви­жимости; часть доходов мун. предприятий; доходы от деят-ти бюджетных орг-ций (спортивных, меди­цинских); местные сборы (лицензии, патенты); штрафы.

 

ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ. ВАРИАНТЫПРИВЛЕЧЕНИИ ЧАСТНОГО СЕКТОРА

Необх-ть адресных программ объясняется нехваткой бюдж-х средств для предоставления услуг всему насел-ю. Адресными наз-ся программы бюджетных расходов, к-е направлены на поддержку самых малоимущих (бедных) или соц. уязвимых гр-н и семей. «Верт-е равенство» - прав-во перераспределяет средства в пользу гр-н с более низкими доходами с тем, чтобы и они могли получить доступ к основным или важным услугам. «Горизон-е равенство» - разл-е группы общ-ва (нац. меньшинства, инвалиды, переселенцы) должны иметь равный доступ к общ-ным благам. Осн. этапы разработки программ адресной соц. помощи: опр-ние целевой группы; разработка, внедрение процедур опр-я соответствия получателей помощи устан-м требованиям; создание соотв-щей адм. структуры для обеспечения адресности соц.помощи. Опред-е целевой группы: самоадресация (уч-ки программы сами опред-ют степень своей нужд-сти и необх-ть участия в программе), категоризация (опр-ие категорий гр-н), проверка доходов (право на участие имеют гр-не, доходы к-х не > порогового уровня), проверка доходов и имущ. положения семьи, косвенное опр-ние уровня доходов (основаны на анализе ф-ров, имеющих высокую корреляцию с бедностью, таких как: соц-демог. хар-ки, ур-нь доходов и имущ. положение; индикаторам придаются опр. весо­вые знач-я), системы целевого распределения помощи, разработаны внутри местных сообществ (видные члены местного сообщества сами определяют размер соц. помощи и круг ее получателей).

Субсидии -способ достижения опред-х соц-экон целей г-ва. Субсидир-ние -любой вид помощи, к-й правительственная или иная орг-ция готова оплатить или предоставить. Субсидии могут предоставляться отдел-м гр-нам или семьям на принципах адресности. Формы: 1)Натур. помощь предоставление бесплатных тов-в и услуг. 2)Льготные расценки; 3)Сертификаты или ваучеры (правона приобретение опред-го товара или набора товаров); 4)Мат. помощь- получателям выдается опр. сумма, к-ю они вправе тратить по своему усмотрению. Методы расчета предоставляемой помощи: Безадресная фиксир-ная ( не установлен порог нуждаемости, пред-ся всем гр-нам как равная помощь), Адресная фиксир-ная ( пред-ся в равном размере всем гр-нам, обладающим доходом ниже устан-го уров­ня), Дифференцир-ая ( размер варьируется в зав-ти от уровня доходов), Простая компенсационная ( структура субсидии обеспеч-т компенсацию разницы м-у уровнем доходов и нек-м знач-м прожит. мин-ма), Сложная компенсационная с индексацией доходов ( направлена на поощрение труд. усилий получателей — когда совокупный доход (заработки + субсидия) превышает порог нуждаемости, размер субсидии снижается лишь частично).

Типичные критерии для оценки разл-х вариантов гос решения: 1) Стоимость гос. реш-я (для налогоплательщиков, бюджета с учетом всех видов затрат). 2) Чистая выгода (выигрыш получателей услуг -уч-ков программ за «-» их затрат, понесенных в связи с уч-ем в данной программе; учит-тся прямые и непрямые затраты). 3) Эф-сть. 4) Рав-во (в распределении гос услуг, соц благ). Не всегда означ-т справ-сть. 5) Адм. вопросы (барьеры) – легкость с адм. т.зр реш-я данного вопроса. 6) Правовые вопросы (барьеры). 7) Полит. приемлемость реш-я (с т.зр полит. элиты, широкой общ-ности). 8) Степень неопред-сти (условий реализации, поведения уч-ков программ, последствий, ожидаемых резул-в).

Обязанности по выполнению опред-х соц- ф-ций м/б распределены не только м-у разл-ми ур-ми власти, но и м-у обществ-м и частным сектором эк-ки. Правите-во обычно сохраняет за собой регулирующие ф-ции и привлекают частные организации к деят-ти по эксплуатации, содержанию или инвестированию в рамках предоставления общес-х благ и услуг. Преимущества привлечения: государственно-частное партнерство, что в нек-х случаях помогает улучшить кач-во услуг и/или снизить их ст-ть; конкуренция, к-я может привести к значительному улучшению кач-ва услуг при одновременном снижении их ст-ти. Т.к. гос-е монополии обычно неэффективны. А у частных фирм есть стимул - получение прибыли, также они обладают значительной гибкостью, к-я позволяет им структурировать капитальные и кадровые ресурсы и применять новые технологии.

Варианты при­влечения: 1)Подряд: Привлечение подрядчиков способ-ет конкуренции - ГО подписывают контракты на предост-ние услуги с орг-циями. Конкурсный отборапотенц-ных поставщиков (для предоставления коммунал-х услуг, орг-ции школьного питания). 2)Аренда а)гос или мун им-во передается частной компании для предоставления услуг. Частная фирма отвечает за эксплуатацию и содержание имущества, а г-во несет ответс-ть за инвестиции. б)Адм-ция города арендует имущество у частной фирмы-арендодателя. Город не желает сразу выплачивать полную стоимость им-ва по договору купли-продажи. При аренде платежи распред-ся в теч. неск. лет (оборудование, транспортные средства, здания, земля). 3)Концессия - Частный партнер берет на себя инвестиции, эксплуатацию и содержание им-ва, право собств-сти на к-е остается за гос-м. Концессионер может пользоваться им-вом в теч. опред. срока (20 и >лет) — для поощрения инвестиций. 4)Приватизация частный сектор получает права и ответс-ть, связанные с правом собств-сти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: