РУР – процесс анализа, формулировки, оценки и выбора альтерн-х вариантов решения проблемы, состоит из 11 этапов. Этапы: 1) получение инф-ции о ситуации. Итог этапа: подготовка аналит-го материала (таблицы, графики, расчеты средних показ-й). 2) опред-е целей. Четко сформ-ть цель применительно к проблеме. Опред-ть приоритетность целей. Выстроить дерево целей. 3) разработка оценочной системы. Оценочная система – совок-ть индикаторов, характ-щих состояние ситуации в зависимости от изменения ф-ров, индексов, критериев выбора. Виды оценочных систем: индексные; рейтинговые; сравнительные; условные. В состав оценочных систем входят: критерии оценки; шкалы; принципы выбора. 4) анализ ситуации. Выявить ф-ры влияющие на динамику развития ситуации. (Причины и среда возникновения, стадия развития, целевая принадлежность, степень сложности, взаимосзяь с другими, узнаваемость, масштаб распространения, сфера в к-й возникла проблема, область распространения, структурированность, последствия проблемной ситуации). Итог: факторная модель ситуации (в виде графиков или сценариев). 5) диагностика ситуации. Выявить ключевые проблемы. Опред-ся последствия проблем, влияние на достижение целей. Итог: механизм воздействия на проблемную ситуацию. 6) разработка прогноза развития ситуации. Оценка ожидаемого рез-та развития ситуации. Основа – экспертный метод. Итог: получение наиболее вероятностных сценариев развития ситуации. 7) генерирование альтерн-х вариантов решения. Выработать макс-е число вариантов решения. Метод: мозговой атаки, коллективного блокнота, метод конференции идей. Итог: набор из 3-5 вариантов в виде идей и концепций. 8) отбор вариантов решения. Отсев заведомо нереализуемых вариантов. Ранжирование вариантов в порядке убывания предпочтительности. Итог: набор реальных вариантов решения. 9) разработка сценариев развития ситуации с учетом отобранных вариантов. Испол-ся технологии ситуац-го анализа, сценарный метод, экспертные оценки. 10) экспертная оценка основных вариантов решения. Оцениваются 2-3 варианта, к-е отобраны на 9 этапе, для этого проводится глубокая проработка альтернатив с использованием оценочной системы (3 этап). Дается оценка реалист-ти вариантов, степени достижения поставленных целей с помощью принятия этих вариантов. Новое ранжирование вариантов в соотв-вии с этой оценкой. Итог: рекомендуется оптим-й варинат. Особенность: индивидуальная экспертная оценка (метод Делфи). 11) коллект-я экспертная оценка предложенного варианта решения (экспертиза). Требования: анонимность; обратная связь; многотуровость; сглаживание негативных эффектов (конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, конъюнктурность – зависимость мнения от сложившегося расклада сил). Степень согласованности мнений экспертов, опред-ся с помощью коэффициента конкордации (близко к 1). Итог: выработка конечного варианта решения.
|
Тип ситуации зависит от 3х параметров: неопред-ть; сложность; динамика. Типы ситуации в зависимости от параметров: 1)простая статическая; 2)простая динамическая; 3)сложная статическая; 4)сложная динамическая; 5)неопред-я статическая; 6)неопред-я динамическая; 7)сложная статическая; 8)сложная динамическая. 1–2–3–4 детерминированные (опред-е) не рисковые ситуации. Последствия решений ясны, однозначны. 5–6–7–8 недетерминированные (неопред-е) рисковые ситуации), последствия решений не ясны до конца. Приемы приведения ситуации к типовым: 1) Обращение к эмпирическому правилу (применение общепринятых сокращений, обозначений для новых неизвестных параметров). 2) Обращение к системе категорий, классификаторов инф-ции. 3) Пренебрежение малозначимыми величинами. 4) Приспособление к ближайшему горизонту планирования.
|
Действия | Гипотеза | ||
P(h1) | P(h2) | P(h3) | |
а1 | w11 | w12 | w1m |
а2 | w21 | w22 | w2m |
… | … | … | … |
аn | wn1 | wn2 | wnm |
Формализация проблемной ситуации – описание ситуации в словесной форме (метод вопросов) или матем-й форме (известные и неизвестные) с целью более четкого представления о проблеме. Этапы формализации проблемной ситуации: 1) создание субъективного представления о ситуации (мысленная модель); 2) структурирование проблемы. Выделение общей проблемы, подпроблем, подзадач. 3) познание принципиальной структуры проблемной ситуации. В ыявить полный набор альтернатив А (а1,…); полный набор гипотез о состоянии дел H (h1,…); полный набор исходов W (w1,…). Если ситуация статическая, то она представляется в виде: ССР (статическая ситуация с риском)=(A,H,W). Если ситуация динамическая, то добавляется 4 элемент D – элемент риска, связанный с нехваткой инф-ии и ситуация представляется в виде: ДСР (динамическая ситуация с риском)=(A,H,W,D). ЛПР выбирает действие аi при гипотезе P(hj) и получает результат Wij(ai, P(hj)). 4) опред-ся вид представления ситуации: а) вероятностное представление - ситуация характ-ся случайными переменными с опред-й вероятн-тью исходов (Р); б) факторное представление - ситуация трактуется как совок-ть независимых ф-ров: ВВ; РВ; ВП; РП. в) детерминистическое представление - постановка задачи в виде известных и неизвестных параметров, задача для ЛПР задается множеством символов.
|
Известные параметры Неизвестные параметры (Задачи ЛПР)
S0 – проблема, Т – время для ПР, Q – требуемые ресурсы для ПР, S – множество проблем, A – множество целей преследуемых при ПР, B – вероятности исходов решения Y – множество альтернат-х вариантов решения, f – функция предпочтения ЛПР, K – критерии выбора наилучшего решения, Y* - оптим-е решение. Состав известных и неизв-х зависит от конкр-й ситуации (элементы могут переходить из одной части в другую). Задача для ЛПР – как можно больше элементов перевести в известные.