Роберт Грин - Мастер игры




 

 

MASTERY

мастер игры.

РОБЕРТ ГРИН

ч

РИПОЛ

КЛАССИК

МОСКВА 2 0 14

УДК 316.6 ББК 88.5 Г85

Перевод с английского Е. Я. Мигуновой

Грин, Р.

Г85 Мастер игры / Р. Грин; [пер. с англ. Е. Я. Мигуновой]. — М.: РИПОЛ классик, 2014. — 528 с.

ISBN 978-5-386-07125-7

 

Толпа ненавидит героев. Толпа никогда не знает, кто прав, но ей всегда известно, кто в ответе. Поэтому герой в одиночестве принимает решения и наказывает толпу за ее ничтожество. Герой тот, кто учится на своих ошибках, а чужие превращает в свой успех. Новая книга Роберта Грина учит извлекать пользу из неизбежного и быть уверенным в результате. Писатель мастерски излагает свои идеи и технологии. Грин дает безупречные советы, а это намного лучше, чем просто хорошие советы.

Новая книга от автора «48 законов власти».

 

УДК 316.6 ББК 88.5

Mastery — Copyright © 2012 by Robert Greene This edition published by arrangement with InkWell Management and Synopsis Literary Agency © Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО Группа Компаний ISBN 978-5-386-07125-7 «РИПОЛ классик», 2014

 

Содержание


Введение

Высшая власть

Высокий уровень интеллекта — Определение мастерства — Три стадии мастерства — Интуитивный ум — Связь с реальностью — Скрытая сила внутри нас

ЭВОЛЮЦИЯ МАСТЕРСТВА 24

Наши примитивные предки — Эволюция человеческого разума — Умение абстрагироваться и сосредотачиваться — Социальный разум древних предков человека — Зеркальные нейроны — Мысленное проникновение — Власть над временем — Эволюция человеческого мозга — Связь с древними корнями

КЛЮЧИ К МАСТЕРСТВУ 32

ЧАРЛЗ ДАРВИН В ПОИСКАХ ПРИЗВАНИЯ — ЧЕРТЫВСЕХ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ — НАША НЕПОВТОРИМОСТЬ и ВРОЖДЕННЫЕ СКЛОННОСТИ — ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫНА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕНИЯ — ОБЕСЦЕНИВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ МАСТЕРСТВА — Роль ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ МАСТЕРСТВА — ОПАСНОСТЬ ПАССИВНОСТИ — ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА — ОБЗОР СТРАТЕГИИ И ПЕРСОНАЖЕЙ, ОПИСАННЫХ В КНИГЕ

Глава I

Найти свое призвание: дело жизни

Мы обладаем некоей внутренней силой, влекущей нас к делу всей жизни — к тому, что мы призваны исполнить за время, отпущенное нам на земле. Первый, начальный ход на пути к мастерству направлен на познание себя — вспомнить и понять, кто же вы на самом деле, и восстановить разорванную связь с присущей вам внутренней силой. Осознав это со всей ясностью, вы определитесь с выбором пути, и все остальное встанет на свои места. Начать этот процесс не поздно ни в каком возрасте 43

Скрытая сила 45

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

КЛЮЧИ К МАСТЕРСТВУ 50

Примеры мастеров, направляемых силой предопределения — Зачатки вашей неповторимости — Осознание дела жизни — Определение слова «призвание» — Найти свою нишу — Стремиться к достижениям — Понять, кто ты есть на самом деле

СТРАТЕГИИ ПОИСКА ДЕЛА ВАШЕЙ ЖИЗНИ 57

1. ВОЗВРАТИТЬСЯ К ИСТОКАМ: СТРАТЕГИЯ ИЗНАЧАЛЬНЫХ

НАКЛОННОСТЕЙ 58

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН — МАРИЯ КЮРИ — ИНГМАР БЕРГМАН — МАРТА ГРЭХЕМ — ДЭНИЕЛ ЭВЕРЕТТ — Джон КОЛТРЕЙН

2. ЗАНЯТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ НИШУ: ЭВОЛЮЦИОННАЯ

СТРАТЕГИЯ 61

А. Вилейанур Рамачандран — Б. Йоки Мацуока

3. ИЗБЕЖАТЬ ложного ПУТИ: СТРАТЕГИЯ БУНТА 68

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

4. ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ПРОШЛОГО: СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ 71

ФРЕДДИ РОУЧ

5. НАЙТИ ДОРОГУ НАЗАД: СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ 75

БАКМИНСТЕР ФУЛЛЕР

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

ТЕМПЛ ГРАНДИН

Глава II

Покориться реальности: идеальное ученичество

Закончив обучение в учебных учреждениях, мы вступаем в решающую фазу жизни — второе, практическое образование, известное как ученичество. Пока не поздно, извлекайте уроки и следуйте по пути, проложенному величайшими мастерами прошлого и настоящего, — это своего рода идеальное ученичество, оно будет полезно, чем бы вы ни занялись. В процессе обучения вы овладеете необходимыми навыками, дисциплинируете ум и вырастете в независимо мыслящего

человека, готового к решению творческих задач по пути к мастерству 85

ПЕРВОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ 87

ЧАРЛЗ ДАРВИН

КЛЮЧИ К МАСТЕРСТВУ 94

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСТВА — ЦЕЛЬ УЧЕНИЧЕСТВА КАК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ЭТАП УЧЕНИЧЕСТВА —

ТРИ СТУПЕНИ, ТРИ РЕЖИМА 98

СТУПЕНЬ ПЕРВАЯ: СОСРЕДОТОЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ —

пассивный режим 98

ПРИГЛУШИТЬ СВОИ КРАСКИ — ИЗУЧАТЬ ПРАВИЛА — НАБЛЮДАТЬ ЗА РАССТАНОВКОЙ СИЛ — ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИИ ЧАРЛЗА ДАРВИНА — ЗНАТЬ СВОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Ступень вторая: освоение навыков — режим практики... 102

Освоение необходимых навыков — Средневековая система ученичества — Цикл ускоренного обратного хода — Справляться с утомительным трудом — Лобные доли мозга и способность к обучению —

ЗАПИСЬ В ПОСТОЯННУЮ ПАМЯТЬ— 10 тысяч ЧАСОВ: МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО

СТУПЕНЬ ТРЕТЬЯ: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ —

активный режим 109

ПОСТЕПЕННОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ — ОБУЧЕНИЕ РЕМЕСЛУ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ — ВАЖНОСТЬ УЧЕНИЧЕСТВА — КООРДИНАЦИЯ РУКИ И ГЛАЗ — СТАТЬ СТРОИТЕЛЕМ

СТРАТЕГИИ ЗАВЕРШЕНИЯ

ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСТВА 113

1. Цените обучение выше денег 113

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН — АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН — МАРТА

ГРЭХЕМ — ФРЕДДИ РОУЧ

2. Неустанно расширяйте свои горизонты 118

ЗОРА НИЛ ХЕРСТОН

3. Не бойтесь опуститься на ступеньку вниз 124

ДЭНИЕЛ ЭВЕРЕТТ

4. Положитесь на ход событий 129

СЕСАР РОДРИГЕС

5. Двигайтесь навстречу сопротивлению и боли 134

А. Билл Брэдли — Б. Джон Ките

6. Учитесь на своих ошибках 140

ГЕНРИ ФОРД

7. Комбинируйте «как» и «что» 145

САНТЬЯГО КАЛАТРАВА

8. Двигайтесь вперед, пробуя и ошибаясь 149

Пол Г рэм

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА 155

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ — АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

Глава III

Впитать силу мастера: энергия наставника

Жизнь коротка, и время, отведенное нам на учение и творчество, ограничено. Без руководства можно впустую потратить драгоценные годы, пытаясь получить теоретические и практические познания из разных источников. Лучше вместо этого последуйте примеру мастеров всех времен и подыщите достойного наставника. Выбирайте наставника, наиболее соответствующего вашим нуждам, — того, кто сумеет приблизить вас к делу вашей жизни. Усвоив знания учителя, вы должны продолжить движение вперед, ни в коем случае не оставаясь в его тени. Ваша цель — превзойти своих наставников мастерством и блестящими успехами 157

Алхимия ЗНАНИЯ 159

МАЙКЛ ФАРАДЕЙ

Ключи К МАСТЕРСТВУ 169

ЗНАЧЕНИЕ СМИРЕНИЯ — ЦЕННОСТЬ НАСТАВНИКОВ — ОТНОШЕНИЯ «НАСТАВНИК — УЧЕНИК» — ОБУЧЕНИЕ КАК АЛХИМИЯ — РАЗБОР ИСТОРИИ МАЙКЛА ФАРАДЕЯ — АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ — ЦЕННОСТЬ ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ — НАЙТИ И ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ НАСТАВНИКА — КНИГИ И ЗНАМЕНИТОСТИ В КАЧЕСТВЕ НАСТАВНИКОВ — НАСТАВНИК КАК ФИГУРА ОТЦА — КОГДА РАССТАВАТЬСЯ С МАСТЕРОМ

СТРАТЕГИИ ИНТЕНСИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ НАСТАВНИКА 180

1. ВЫБИРАЙТЕ НАСТАВНИКА СООТВЕТСТВЕННО СВОИМ

потребностям и задаткам 181

Фрэнк Ллойд Райт — Карл Юнг — В. С. Рамачандран —Йоки Мацуока

2. Внимательно вглядывайтесь в зеркало наставника 188

ДЗЕНДЗИ ХАКУИН

3. Творчески преобразуйте идеи наставника 194

ГЛЕНН ГУЛЬД

4. Налаживайте взаимодействие / диалог 199

ФРЕДДИ РОУЧ

Оборотная сторона 204

ТОМАС ЭДИСОН

Глава IV

Видеть людей такими, как есть: социальный интеллект

Часто самым большим препятствием на пути к мастерству становится эмоциональная опустошенность в ответ на сопротивление окружающих нас людей и их попытки манипулировать нами. Мы неверно трактуем намерения окружающих, и поэтому наша реакция порождает непонимание, а то и враждебность. Социальный интеллект — способность видеть людей в как можно более реалистичном свете. Плавно скользя и лавируя в своем социальном окружении, мы экономим время и силы, нужные для учения и приобретения навыков. Успех, достигнутый без этого, — не настоящее мастерство, его не хватит надолго 207

Мысленное проникновение 209

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН

Ключи К МАСТЕРСТВУ 219

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО — НАИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЯНЕТ НАС НАЗАД — ТРАКТОВКА ИСТОРИИ БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА — ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ

ЗНАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ — РАЗБИРАТЬСЯ

В ЛЮДЯХ 226

Невербальная коммуникация — Внимание к деталям — Присматриваемся к выражению эмоций — Интуитивное понимание людей — Поиск закономерностей — Доверять первому впечатлению опасно

ЗНАНИЕ ОБОБЩЕННОЕ — СЕМЬ ГИБЕЛЬНЫХ

НАПАСТЕЙ 230

ЗАВИСТЬ 231

КОНФОРМИЗМ 232

Косность 233

ЭГОЦЕНТРИЗМ 234

ЛЕНОСТЬ 236

ЛЕГКОМЫСЛИЕ 236

СКРЫТАЯ АГРЕССИЯ 237

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО 240

1. Рассказывайте о своем деле 240

А. Игнац Земмельвайс — Б. Уильям Гарвей

2. ПОРАБОТАЙТЕ НАД ПОДХОДЯЩИМ ИМИДЖЕМ 249

ТЕРЕСИТА ФЕРНАНДЕС

3. СМОТРИТЕ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ ОКРУЖАЮЩИХ 256

ТЕМПЛ ГРАНДИН

4. ПРОЯВЛЯЙТЕ СНИСХОЖДЕНИЕ К ЛЮДСКОЙ ГЛУПОСТИ 261

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ — ЙОЗЕФ ШТЕРНБЕРГ — ДЭНИЕЛ ЭВЕРЕТТ

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА 269

Пол ГРЭМ

Глава V

Пробудить многогранный разум: творческая активность

Все глубже знакомясь с делом, овладевая новыми навыками и осваивая законы, определяющие деятельность в вашей сфере, вы постепенно будете мыслить все более активно. Разум начнет искать способы применить полученные знания в наиболее полном соответствии с вашими наклонностями. Не расслабляйтесь, считая, что знаете уже достаточно, расширяйте познания в смежных областях, давайте пищу уму, нащупывайте новые связи между разными концепциями. В результате вы сумеете опровергнуть те самые правила, которым вас учили, меняя и приспосабливая их под свою индивидуальность. Такая свежесть и самобытность вознесет вас к вершинам власти 271

Второе превращение 273

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Ключи К МАСТЕРСТВУ 283

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ РАЗУМ — ЗАУРЯДНЫЙ РАЗУМ — МНОГОГРАННЫЙ РАЗУМ — ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИИ МОЦАРТА — ТРИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭТАПА

ЭТАП ПЕРВЫЙ: ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА 289

Изменение вашего представления о творчестве — Погоня за Великим Белым Китом — Томас Эдисон, Рембрандт, Марсель Пруст — Основной закон движущих сил творчества — Пробудить в себе бунтарский дух — Сохранять реалистичный взгляд на вещи — Забыть о стабильности и защищенности

Этап второй: стратегии творчества 293

A. КУЛЬТИВИРУЙТЕ НЕГАТИВНУЮ СПОСОБНОСТЬ 294

Ките о творчестве — Определение негативной способности — Моцарт и Бах — Эйнштейн и негативная способность — Шекспир как идеал — Фарадей о смирении — Негативная способность как средство раскрепощения мозга

Б. Допускайте возможность счастливых прозрений 298

Мозг — двухпроцессорная система обработки данных — Определение серен- дипности — Уильям Джеймс и ментальный импульс — Сохранять свежесть восприятия — Луи Пастер и серендипность — Томас Эдисон, серендипность и звукозапись — Живой ум — Стратегии Энтони Бёрджесса и Макса Эрнста — Культивирование серендипности — Ассоциативный образ мыслей и Г алилей

B. ПЕРЕНАПРАВЛЯЙТЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ПО ПРИНЦИПУ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 304

Чарлз Дарвин — Принцип переменного тока — Определение «переменного тока» мысли — Наши древние предки — Короткое замыкание — Артефакты Бакминстера Фуллера — Почему важно создавать осязаемые объекты — ОБратная связь

Г. Меняйте угол зрения 310

ТИПИЧНЫЕ ШАБЛОНЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ

ПРИВЫЧКА ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА «ЧТО» ВМЕСТО «КАК».... 312 Избегать поверхностного подхода — Сосредоточиться на структуре — Получить целостное представление — Важность взаимос вязей в науке

ПРИВЫЧКА ТОРОПИТЬСЯ С ОБОБЩЕНИЯМИ И ПРЕНЕБРЕГАТЬ

ДЕТАЛЯМИ 313

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С МАКРО- НА МИКРОУРОВЕНЬ — ЧАРЛЗ ДАРВИН И СКРУПУЛЕЗНОЕ

ИЗУЧЕНИЕ РАЧКОВ — ВНИМАНИЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ К ДЕТАЛЯМ — ТЩАТЕЛЬНО ПРОРАБАТЫВАЙТЕ ДЕТАЛИ

ПРИВЫЧКА УТВЕРЖДАТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ПАРАДИГМЫ,

игнорируя аномалии 314

ПРИВЫЧКА ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ПАРАДИГМЫ— ЗНАЧЕНИЕ АНОМАЛИЙ — МАРИЯ КЮРИ и ФЕНОМЕН РАДИОАКТИВНОСТИ — РАЗРАБОТЧИКИ СИСТЕМЫGOOGLE И АНОМАЛИИ, с КОТОРЫМИ ОНИ СТОЛКНУЛИСЬ — ОТКЛОНЕНИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ

ПРИВЫЧКА ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ЕСТЬ, ИГНОРИРУЯ

то, чего нет 316

ШЕРЛОК ХОЛМС И НЕГАТИВНЫЕ CHI НАЛЫ— ГОУЛЕНД ХОПКИНС, НЕГАТИВНЫЕ ПОДСКАЗКИ и ЦИНГА — ИЗУЧЕНИЕ НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ — ГЕНРИ ФОРД, НЕГАТИВНЫЕ ПОДСКАЗКИ И СБОРОЧНАЯ ЛИНИЯ — ИЗМЕНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО УГЛА ЗРЕНИЯ — ПРЕПЯТСТВИЯ КАК БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Д. Обратитесь к древнейшим формам мышления 319

ИНТЕЛЛЕКТ НАШИХ ПРИМИТИВНЫХ ПРЕДКОВ — ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ — ГРАММАТИКА КАК ОГРАНИЧИВАЮЩИЙ ФАКТОР — МЫШЛЕНИЕ БЕЗ РЕЧИ — ПРИМЕРЫМЫШЛЕНИЯ ОБРАЗАМИ У ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ — ОГРАНИЧЕН! 1я ПАМЯТИ — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И МОДЕЛЕЙ — ШИЛЛЕР, ЭЙНШТЕЙН, СЭМЮЕЛ ДЖОНСОН И СИНЕСТЕЗИЯ

ЭТАП ТРЕТИЙ: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОРЫВ — НАПРЯЖЕНИЕ

И ПРОЗРЕНИЕ 325

ВЫСОЧАЙШИЕ ВНУТРЕННИЕ СТАНДАРТЫМАСТЕРОВ — ПЕРЕДЫШКА — ЭЙНШТЕЙН, ПАУЗА и ГЕНИАЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ — РИХАРД ВАГНЕР ВИДИТ ВО СНЕ ФИНАЛ ОПЕРЫ— КАК МОЗГ ДОСТИГАЕТ ВЕРШИН АКТИВНОСТИ — БЛОКАДЫИ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ОЗАРЕНИЯ — ВСПЫШКА ГЕНИАЛЬНОСТИ У ЭВАРИСТА ГАЛУА — Роль НАПРЯЖЕНИЯ — СТАВЬТЕ СЕБЕ СРОКИ — Роль ДАВЛЕНИЯ в РАБОТЕ ТОМАСА ЭДИСОНА

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ ззо

Самоуспокоенность 330

Консерватизм 331

Зависимость 332

Нетерпение 333

Мания величия 333

Негибкость 334

СТРАТЕГИИ ЭТАПА АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ззб

1. САМОБЫТНЫЙ голос 336

Джон Колтрейн

2. ФАКТ, ТАЯЩИЙ БОГАТЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 343

В. С. РАМАЧАНДРАН

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 351

БРАТЬЯ РАЙТ

4. ПРИРОДНЫЕ силы 360

САНТЬЯГО КАЛАТРАВА

5. ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ 367

МАРТА ГРЭХЕМ

6. Высший уровень 374

Иоки МАЦУОКА

7. ПОВОРОТ ЭВОЛЮЦИИ 380

Пол Грэм

8. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ 388

ЖАН-ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН

9. Алхимия творчества и подсознание 397

ТЕРЕСИТА ФЕРНАНДЕС

Оборотная сторона 402

Джон КОЛТРЕЙН — АВГУСТ СТРИНДБЕРГ

Глава VI

Слить воедино интуицию и разум: мастерство

Каждому из нас доступна высшая форма интеллекта, открывающая перед нами горизонты мира, дающая возможность предугадывать изменения, быстро и точно реагировать в любых обстоятельствах. Достигнуть этого можно, глубоко и досконально познавая исследуемый предмет, храня верность своему призванию, — и пусть другие осуждают этот подход как старомодный. Именно для достижения такой силы предназначен наш мозг, и мы способны достичь этого, исполняя свое

призвание до конечной цели 405

ТРЕТЬЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ 407

МАРСЕЛЬ ПРУСТ

Ключи К МАСТЕРСТВУ 418

ПРИМЕР МАСТЕРОВ, ПЕРЕЖИВШИХ ПРОЗРЕНИЯ — СВЕРХВИДЕНИЕ — СИЛА, КОТОРУЮ СЧИТАЮТ МИСТИЧЕСКОЙ — ОСОБЫЙ ТИП МЫШЛЕНИЯ — ЖИЗНЕННАЯ СИЛА — ИНТУИТИВНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ЦЕЛОГО — ДЖЕЙН ГУДОЛЛ И ЕЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЖИЗНЬ ШИМПАНЗЕ — СПОСОБНОСТЬ ЭРВИНА РОММЕЛЯ ПРЕДВИДЕТЬ ХОД СРАЖЕНИЯ — СОЕДИНЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ и ИНТУИЦИИ — МАСТЕРСТВО ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЧАСОВ — ВРЕМЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР — СДЕЛАТЬ ГОДЫИССЛЕДОВАНИЙ ПЛОДОТВОРНЫМИ И НАСЫЩЕННЫМИ — ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИИ ПРУСТА

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВЕРШЕННОЙ ИНТУИЦИИ 428

ОСА АММОФИЛА — ИНТУИЦИЯ И НАШИ ДРЕВНИЕ ПРЕДКИ — МНЕМОНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ — БОББИ ФИШЕР И СВЯЗИ МОЗГА — ОБРАБОТКА СЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ — ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ХАОСУ — НАРАЩИВАНИЕ ОБЪЕМА ПАМЯТИ — ПРИМЕРЫВЫСОКОЙ ИНТУИЦИИ И ЮНОШЕСКОЙ СВЕЖЕСТИ ВОСПРИЯТИЯ В ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ

ВОЗВРАТ К РЕАЛЬНОСТИ 436

ОБЗОР ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА — ВЗАИМОСВЯЗЬ ВСЕГО ЖИВОГО — ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — СОВРЕМЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — ВОЗВРАТ К ЦЕЛОСТНОМУ ВОСПРИЯТИЮ — ПРЕОБРАЖЕННЫЙ МОЗГ МАСТЕРА

СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ МАСТЕРСТВА 441

1. СЛЕЙТЕСЬ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ — КЛЮЧЕВЫЕ СИЛЫ441

ОСТРОВИТЯНЕ КАРОЛИНСКОГО АРХИПЕЛАГА

2. ИЗУЧИТЕ СВОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ— ПРЕДЕЛЬНАЯ

КОНЦЕНТРАЦИЯ 447

А. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН — Б. ТЕМПЛ ГРАНДИН

3. ИЗМЕНИТЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ — «АВТОПИЛОТ» 466

СЕСАР РОДРИГЕС

4. ПОСТИГАЙТЕ ДЕТАЛИ — ЖИЗНЕННАЯ СИЛА 474

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

5. РАСШИРЯЙТЕ СВОЙ КРУГОЗОР — ВСЕОХВАТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ 482 ФРЕДДИ РОУЧ

6. ОТКРОЙТЕСЬ ПЕРЕД ДРУГИМИ — ПЕРСПЕКТИВА НАИЗНАНКУ...488 ДЭНИЕЛ ЭВЕРЕТТ

7. СИНТЕЗИРУЙТЕ ВСЕ ФОРМЫЗНАНИЯ — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

ЧЕЛОВЕК 497

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ

Оборотная сторона 507

Биографии современных мастеров 510

БЛАГОДАРНОСТИ 518

Литература 521


 

 

 

Посвящается Анне

Введение

Высшая власть

Счастье каждого у него в руках, как у художника — сырой материал, из которого он лепит образ. Но и это искусство подчинено общим законам; от рождения людям дана лишь одаренность, искусство же требует, чтобы ему учились и усердно упражнялись в нем.

Иоганн Вольфганг Гёте

 

Можно считать такое отношение признаком независимости, только на самом-то деле оно проистекает от нашей неуверенности. Мы чувствуем что, проходя учение у мастеров и подчиняясь их авторитету, мы каким-то образом принижаем собственные способности. Да что там, мы уверены, что критиковать мастеров или учителей и пререкаться с ними — признак большого ума, а быть смиренным и послушным учеником означает расписаться в своей слабости. Важно понять: на первых порах, в начале пути вас должно волновать только одно — как можно эффективнее обучаться и приобретать профессиональные навыки. Для этого на этапе ученичества вам и необходимы наставники с неоспоримым для вас авторитетом — те, кого вы готовы будете слушаться. Признание этого факта вас никак не характеризует, а свидетельствует лишь о временной слабости, преодолеть которую и поможет наставник.

Речь пойдет об особой форме человеческих возможностей, являющей собой высшую точку развития силы и разума. Она — источник величайших достижений и открытий в человеческой истории. Такому невозможно научиться в наших школах, это явление не поддается научному анализу, однако почти каждому из нас, в той или иной степени, доводилось испытывать это состояние, так что все мы имеем о нем представление, хотя бы обрывочное, из собственного опыта. Нередко это состояние наступает в периоды некоего напряжения — когда нам необходимо успеть что-то сделать в срок, решить сложную проблему, преодолеть какой-то кризис. Иногда оно может возникнуть в результате неустанной работы над чем-то. Как бы то ни было, в подобных обстоятельствах мы ощущаем прилив энергии и непривычную собранность. Все мысли полностью фокусируются на решении поставленной задачи. Столь интенсивная концентрация порождает фейерверк всевозможных идей — они приходят к нам во сне, берутся неизвестно откуда, будто наше подсознание их выплескивает. В такие моменты окружающие, кажется, подпадают под наше влияние. Возможно, мы становимся внимательнее к ним, а может, они замечают в нас некую особую силу, вызывающую уважение. Мы можем почти всю жизнь пассивно плыть по течению, вяло комментируя происходящее вокруг, но в такие периоды возникает чувство, что мы способны сами влиять на события, определяя их ход.

 

Попытаемся описать эту силу следующим образом: большую часть времени мы проводим в мире потаенных грез, желаний или рутинных представлений. Но в периоды исключительного творческого подъема возникает настоятельная потребность добиться результата — и это дает свой эффект. Мы за уши вытаскиваем себя за пределы укромного мирка привычных мыслей и бросаемся навстречу миру, окружающим, действительности. Вместо того чтобы порхать с места на место, ни на чем не сосредоточиваясь, наш разум концентрируется и проникает в самую суть реальности. В такие минуты кажется, что в ум наш — развернутый вовне — хлынул яркий свет из окружающего мира, внезапно высвечивая новые детали и свежие мысли, и это вдохновляет нас, мы испытываем прилив творческих сил.

Но вот сдана работа, разрешен кризис, и постепенно слабеет восхитительное чувство могущества и созидательной силы. Мы возвращаемся в состояние расслабленности, ощущение власти уходит. Вот бы научиться каким-то образом создавать или продлевать его... но теперь оно кажется недостижимым и таинственным.

 

Давайте назовем его, это состояние. мастерством: когда кажется, что нам более чем когда-либо подвластны Вселенная, окружающие, да и мы сами.

 

Проблема состоит в том, что описанная форма могущества и разума либо игнорируется как предмет исследования, либо бывает окружена множеством мифов и ложных толкований, что лишь придает ей загадочности. Мы воображаем, будто творческие силы и гениальность возникают ниоткуда, что это лишь результат врожденных способностей, а может, хорошего настроения или удачного расположения звезд. Крайне полезно было бы развеять этот мистический флер — дать этому явлению четкое определение, изучить его происхождение, понять, что к нему ведет, и разобраться, как все-таки можно создавать и продлевать это состояние.

Давайте назовем его, это состояние, мастерством-, когда кажется, что нам более чем когда-либо подвластны Вселенная, окружающие, да и мы сами. Мы испытываем такое состояние лишь изредка, зато для других — великих мастеров своего дела — подобное состояние становится образом жизни, способом восприятия мира. (Великими мастерами можно назвать Леонардо да Винчи, Наполеона Бонапарта, Чарлза Дарвина, Томаса Эдисона, Марту Грэхем и многих-многих других.) А в основе этой власти лежит некий несложный процесс, ведущий к мастерству, — и он доступен каждому из нас.

Этот процесс можно проиллюстрировать следующим образом: скажем, мы взялись учиться игре на пианино или поступили на новую работу, где нам предстоит освоить определенные навыки. Поначалу мы далеки от цели. Первичные наши представления об игре на фортепиано или о той или иной профессии нередко предвзяты, основаны на предубеждениях и вызывают испуг. При подходе к инструменту клавиатура может показаться страшноватой — мы не понимаем, как увязаны между собой эти клавиши, струны, педали и прочие элементы и какое отношение все это имеет к музыке. На новой работе мы пребываем в неведении о взаимоотношениях между людьми, о характере начальника, правилах и порядках, необходимых именно здесь для достижения успеха. Мы сбиты с толку, смущены — в обоих случаях нам недостает конкретного знания. При этом мы даже испытываем воодушевление, предвкушая, что сможем всему научиться, но очень скоро осознаем, какой тяжелый труд предстоит. Тут-то и подстерегает нас серьезная опасность — одолевают нетерпение, растерянность и страх, хочется махнуть рукой и все бросить. Мы перестаем наблюдать и учиться. Процесс приостанавливается.

 

Но если нам все же удается совладать со своими эмоциями и терпеливо, шаг за шагом, двигаться вперед, начинает происходить что-то удивительное.

Но если нам все же удается совладать со своими эмоциями и терпеливо, шаг за шагом, двигаться вперед, начинает происходить что-то удивительное. Мы продолжаем наблюдать и следовать примеру других людей, и постепенно приходит понимание; мы постигаем закономерности, видим, как это работает. Продолжая практиковаться, мы достигаем беглости, овладеваем основами знаний, позволяющими двигаться дальше, к новым и еще более вдохновляющим рубежам. Теперь мы замечаем взаимосвязи, которые прежде оставались для нас невидимыми. Мало-помалу мы обретаем веру в себя, в то, что решение задачи нам по плечу, что терпение и настойчивость помогают исправлять недостатки.

Со временем мы переходим на следующую ступень, из учеников превращаемся в специалистов. У нас появляются собственные идеи, мы испытываем их на практике и получаем весьма ценные отклики. Мы находим все более творческие пути применения своих неуклонно растущих знаний. Теперь нам мало просто учиться чему- то у других, мы вырабатываем собственный стиль, несущий отпечаток нашей личности.

Бегут годы, и, если мы настойчиво продолжаем двигаться в том же направлении, происходит следующий скачок — к мастерству. Клавиатура больше не кажется чем- то чуждым и внешним. Мы сроднились с ней настолько, что она стала частью нашей нервной системы, продолжением пальцев. На этой стадии карьеры мы интуитивно чувствуем, каков психологический климат в коллективе, в каком состоянии наш бизнес. В различных ситуациях это помогает нам глубже понимать людей и предвосхищать их реакции. Мы способны оперативно принимать весьма смелые и творческие решения. У нас нет недостатка в идеях. Мы так хорошо овладели законами и правилами, что получили право нарушать или изменять их.

В процессе, ведущем к этой высшей форме власти, можно выделить три основных этапа или уровня: первый —ученичество; второй — творческая активность; третий —мастерство.

В различных ситуациях это помогает нам глубже понимать людей и предвосхищать их реакции. Мы способны оперативно принимать весьма смелые и творческие решения.

У нас нет недостатка в идеях. Мы так хорошо овладели законами и правилами, что получили право нарушать или изменять их.

На первом этапе мы, по сути, находимся вне будущего поля деятельности и по мере сил осваиваем основные правила и элементы. Нам открывается лишь часть общей картины, и потому силы наши ограничены.

На втором этапе, благодаря постоянным упражнениям и погружению в данную тематику, мы начинаем постигать алгоритмы, принципы действия и связи, таким образом подходя к более глубокому осмыслению предмета. Это означает появление новых возможностей — умения экспериментировать и творчески играть с базовыми элементами.

К третьему этапу уровень знаний, опыта и концентрации на предмете вырастает настолько, что мы получаем наконец возможность видеть с полной ясностью всю картину в целом. Мы обретаем доступ к средоточию жизни — к человеческой натуре и природным явлениям. Вот почему произведения истинных мастеров трогают нас до глубины души — таким художникам удается схватить самую суть реальности. Благодаря этому выдающийся ученый открывает новый закон физики, а изобретатель или предприниматель находит свежее решение, никому прежде не приходившее в голову.

Можно назвать подобную силу интуицией, но что такое интуиция, как не внезапное мощное постижение реальности, для которого не нужны ни слова, ни формулы. Слова и формулы могут появиться позднее, но именно интуитивное прозрение, эта мгновенная вспышка, приближает человека к действительности, словно высветив внезапно в его мыслях некую частицу истины, до того скрытую от него и всех остальных.

Животные обладают способностью к обучению, но в большой степени полагаются на инстинкты, помогающие им ориентироваться и выживать в сложной обстановке. Благодаря инстинкту они действуют быстро и безотказно. Человек, напротив, разбирается в ситуации, опираясь на мышление и разум. Однако это механизм более медленный, а промедление подчас может стоить успеха. Нередко наши вязкие потаенные раздумья отгораживают нас от мира, вместо того чтобы помогать в нем действовать. Интуиция на высшем уровне мастерства — это сочетание инстинкта и разума, сознательного и бессознательного, человеческого и животного начал. Она позволяет мгновенно и мощно «подключаться» к окружающему миру, чувствовать или понимать механизмы происходящего.

Интуиция на высшем уровне мастерства — это сочетание инстинкта и разума, сознательного и бессознательного, человеческого и животного начал. Она позволяет мгновенно и мощно «подключаться» к окружающему миру, чувствовать или понимать механизмы происходящего.

В детстве все мы в той или иной мере наделены интуицией и непредвзятостью, но со временем вся та информация, которой набивают нам голову, попросту заглушает ее. Мастера способны вернуть это состояние, недаром их творения поражают детской непосредственностью, свидетельствуя о прорыве в область бессознательного, но на неизмеримо более высоком уровне. Силы интуиции включаются в мозгу любого человека, когда ему удается добраться до этого уровня, — вот именно это мы и переживаем время от времени, напрягая все силы для решения сложной задачи.

На самом деле в нашей жизни часто вспыхивают искры этой силы — например, когда мы ясно видим последствия какой-то ситуации или когда вдруг, откуда ни возьмись, в голову приходит превосходное решение проблемы. Но такие мгновения мимолетны, и у нас не хватает опыта для того, чтобы заставить их повторяться чаще. А вот при достижении уровня мастера интуиция становится подвластной нам силой, плодом неустанной работы. И поскольку творчество и способность видеть новые аспекты реальности востребованы миром, интуиция приносит нам еще и громадную практическую пользу.

Взглянем на мастерство еще с одной стороны: на протяжении истории люди постоянно чувствовали себя заложниками ограниченности сознания, неспособности проникнуть в суть вещей и воздействовать на окружающий мир. Многие, в надежде обрести ощущение силы, занимались поисками способов расширения сознания, скажем, с помощью магических ритуалов, транса, заклинаний или наркотиков. Подчас люди тратили жизнь на занятия алхимией и на поиски философского камня — субстанции, превращающей любое вещество в золото.

Это стремление к волшебным средствам сохранилось в нас и по сей день — мы ищем простые формулы успеха и пытаемся расшифровать древние тайны в надежде, что это поможет привлечь к себе нужную энергию. Такие занятия способны принести некоторую практическую пользу — например, если в занятиях магией делать упор на глубокую концентрацию. Но по большому счету усилия эти бесплодны, так как направлены на поиски несуществующего — на поиски способа без особых усилий достичь настоящей власти, на поиски быстрого и легкого пути к ней, этакого мысленного Эльдорадо.

Тратя жизнь на бесконечные фантазии, все эти люди — а их немало! — упускают из виду одну реально существующую силу, доступную, собственно говоря, каждому из нас. Причем от волшебства и упрощенных формул успеха силу, о которой идет речь, отличает то, что мы можем видеть ее проявления, — это великие открытия и изобретения, грандиозные постройки и волнующие произведения искусства, это технологический прогресс, плодами которого мы все пользуемся, и другие достижения подлинных мастеров. Эта сила наделяет тех, кто обладает ею, плотной связью с реальностью и способностью так изменять мир, что колдуны и мистики прошлого о подобном могли бы только мечтать.

На протяжении столетий человечество воздвигло вокруг мастерства высокую стену. Его называли проявлением гениальности и твердили, что для простых смертных оно недостижимо. Его рассматривали как удел избранных, как врожденный дар или как результат расположения звезд. В результате мастерство стало выглядеть таким же недоступным, как и магия. Но стена эта воображаемая! Истинный же секрет заключается в следующем: наш мозг — это продукт шести миллионов лет развития, и в процессе эволюции он стал таким, что все мы имеем возможность достичь мастерства — высшей силы, таящейся в каждом из нас!

 

На протяжении трех миллионов лет мы были охотниками- собирателями, и именно благодаря эволюционному прессу такого образа жизни в конце концов развился наш мозг, такой гибкий и творческий. Сегодня мы твердо стоим на ногах с мозгом охотников- собирателей в голове.

Ричард Лики

 

Сейчас в это трудно поверить, но наши древние предки, бродившие по травянистым равнинам Восточной Африки около шести миллионов лет назад, были существами удивительно слабыми и уязвимыми. Их рост не превышал полутора метров. Они ходили прямо и могли бегать на двух ногах, но бегали не в пример медленнее, чем их четвероногие преследователи — хищники. Они были худосочными, а рукам недоставало силы, чтобы защитить себя. Для обороны у них не было ни клыков, ни когтей, ни яда. Собирая фрукты, орехи, насекомых или падаль, они поневоле выбирались на открытые места, где становились легкой добычей для леопардов и гиен. Незащищенным и немногочисленным, им грозила реальная опасность вымирания.

Тем не менее за несколько миллионов лет (с точки зрения эволюции это относительно короткий промежуток времени) наши непрезентабельные и несильные предки превратились в самых могучих хищников на планете. Как могло осуществиться это фантастическое превращение? Кто-то предполагает, что причина в том, что они поднялись на ноги, освободив руки, получили возможность делать орудия и крепко удерживать их благодаря противопоставленному большому пальцу. Но это чисто физическое объяснение бьет мимо цели. Причина нашего владычества, нашей власти не в руках, а в мозге, в том, что разум мы сделали самым мощным орудием из всех известных в природе — с ним не идут в сравнение никакие когти. В основе этого ментального преобразования лежат две простые биологические особенности — визуальная и социальная, — которые первые люди превратили в преимущество.

Наши древние предки вели свой род от приматов, многие поколения которых миллионами лет населяли кроны деревьев и за это время в процессе эволюции стали обладателями великолепно развитого зрения. В самом деле, чтобы быстро и эффективно перемещаться в таких условиях, необходимы чрезвычайно сложный зрительный анализатор и тонкая мышечная координация — и они у наших предков появились. Постепенно в ходе эволюции глаза заняли на лице фронтальное положение и теперь стали смотреть вперед, обеспечивая бинокулярное, стереоскопическое зрение. Такое положение глаз предоставляет мозгу высокоточный трехмерный обзор со всеми деталями, хотя поле зрения при этом несколько сужено. Подобным зрительным восприятием — в противоположность тем, у кого глаза по бокам головы, — обладают, как правило, хищники, например кошки или совы: зрение позволяет им определять расстояние до добычи и наносить удар точно по цели. Древесным приматам объемное зрение служило для другой цели — чтобы не промахнуться, перепрыгивая с ветки на ветку, и разыскивать пищу — фрукты, ягоды и насекомых; вдобавок эволюция наделила их еще и совершенным цветным зрением.

Спустившись с деревьев и перебравшись на открытые травянистые равнины, наши предки освоили прямохождение. Со своим превосходным зрением они могли далеко видеть перед собой (жирафы и слоны, конечно, выше ростом, но глаза у них расположены с боков головы, так что зрение у них панорамное). Хищников можно было заметить еще на горизонте и различить их передвижения даже в сумерках. Таким образом, за несколько выигранных секунд или минут наши предки успевали укрыться в убежище. В то же время, фокусируя зрение на предметах, расположенных в непосредственной близости, они видели во всех подробностях следы и иные приметы проходивших хищников, цвет плодов (спелых или незрелых), форму камня, который удобно было взять в руку и, возможно, использовать как орудие.

 

Вверху, на деревьях, зрительная система затачивалась под скорость — для того чтобы увидеть и мгновенно отреагировать. Но на открытых равнинах все было иначе. Безопасность и поиски корма зависели от умения наблюдать, медленно и терпеливо разглядывать окрестности, от способности замечать детали и понимать их значение. Жизнь наших предков напрямую зависела от их внимательности. Чем дольше и усерднее они всматривались, тем четче различали и опасность, и выгодные обстоятельства. Просто окинув взором горизонт, можно увидеть намного больше, но мозг в этом случае был бы переполнен избытком информации — слишком много деталей при таком остром зрении. Человеческое зрение настроено не на общий обзор, как, скажем, у коровы, а на глубокую фокусировку.

Животные — вечные пленники настоящего. Они способны извлекать уроки из событий недавнего прошлого, но моментально отвлекаются, переключаясь на то, что сейчас у них перед глазами. Медленно, за невообразимо длинный отрезок времени, наши предки преодолели эту слабость. Достаточно долго задерживая внимание на одном предмете и не позволяя себе отвлечься — даже на несколько секунд! — они могли на время абстрагироваться от окружающего мира. Это позволяло отмечать закономерности, делать обобще



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: