СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Сущность стратегического управления
Предпосылки применения и сущность стратегического управления, стратегический процесс. Понятие стратегии. 5«П» Минцберга. Подходы к формулированию стратегии по Томпсону, Стрикленду. Типы стратегий по уровням управления. Понятие бизнес-модели. Основные стратегические дилеммы.
Стратегическое управление – поиск, идентификация и реализация долгосрочных преимуществ компании.
Предпосылки: - турбулентность - возрастание неопределенности внешней среды; обострение конкуренции; интеграционные процессы – слияния и поглощения; рост числа потребностей и способов их удовлетворения; увеличение самостоятельности компаний в принятии решений
Процесс стратегического управления (этапы):- анализ среды- определение миссии и целей- альтернативные варианты, выбор стратегии- реализация стратегии- оценка и контроль выполнения.
Понятие стратегии: искусство ведения боя (четко сформулированные цели; поддержка инициативы; концентрация; скоординированное и ответственное руководство; неожиданность для конкурентов, направлена на защиту) и современный подход.
5«П» Минцберга: план (набор абитуриентов); прием (apple выпустил замануху с инновацией); позиция (пластиковые окна барс, ирбис); принцип поведения (высокое искусство стратегии); перспектива (способ восприятия организации, корпоративная культура, идеология – стратегия направлена на развитие людей. Гугл.)
Подходы к формулированию стратегии по Томпсону, Стрикленду: подход главного архитектора (ikea), делегирование полномочий, групповой метод (нокиа), привлечение внутренних резервов.
Бизнес-модель показывает насколько экономическая составляющая стратегии компании, т.е. соотношение «доходы-издержки-прибыль», обеспечивает жизнеспособность всего предприятия (Microsoft и linux)
|
Стратегические дилеммы: система стратегического мышления (интуитивный/рациональный); система формулирования стратегии (свободный подход-стратегич. планирование/вынужденный-инкрементализм); система реализации (неконтролируемый-саморазвивающиеся организации паскаль/контролируемый)
Формирование миссии и целей компании
Стратегическое видение, его составляющие. Понятие миссии организации. Факторы выработки миссии, цели ее формулирования. Типы миссий. Цели организации. Классификация целей. Области установления целей. Требования к целям. Методы разработки миссии и целей: «целевой портрет» и «дерево целей», метод «GAP-анализ».
Vision – прообраз компании в будущем, ее интуитивная модель, включающие в себя следующие составляющие:1.стержневые компетенции компании. Хемел, Прахалад. У каждой организации есть своя компетенция, свои преимущества, свой сервис и т.д. Ключевая компетенция есть только у лидеров. Она не поддается копированию. 2.основные направления развития компании. 3.большая амбициозная цель.
Mission – суть деятельности компании, определяющая специфику ее бизнеса, а также все то, что отличает компанию от других в данной отрасли.
Факторы выработки миссии: История развития компании; Стиль поведения и способ действия персонала и собственников; Внешняя среда; Внутренняя среда (ресурсы компании, отличительные особенности компании).
|
Составляющие миссии: целевые ориентиры организации (газпром-стать лидером); сфера деятельности (в области банковских услуг); философия (мы делаем жизнь проще); способы осуществления (выдавая кредиты под низкий процент)
Цели формулирования миссии: для потребителя, для персонала (корпоративная культура); для акционеров (куда стремимся).
Виды миссии: на продукте, на потребности
Цели – желаемый конечный результат к которому стремится организация.
Классификация целей: по характеру интересов (внутренние/внешние); по степени приближения к желаемому результату (конечные/промежуточные); по организационной иерархии (корпоративные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные); по горизонту планирования (краткосрочные до 1 года, среднесрочные 1-5, долгосрочные от 5)
Области установления целей.
1.прибыльность (размер прибыли, рентабельность, доход на акцию(купонный подход))
2.положение на рынке целевые показатели(абсолютная доля рынка(выражается в натуральном выражении);относительная доля рынка (в %);доля отдельных продуктов в общем объеме продаж)
3.производительность. количество произведенной продукции в единицу времени; материялоемкость; материалоотдача.
4.финансовые ресурсы. Структура капитала соотношение собственного и заемного; оборачиваемость; величина оборотного капитала
5.НИОКР. срок вывода новинок в продажу; бюджет НИОКР
6.работа с покупателями. Количество жалоб - качество обслуживание; скорость обслуживания клиента;
7.человеческие ресурсы. Уровень квалификации, уровень текучести кадров