Психолого-педагогические основы самопознания будущих профессионалов как условие формирования их профессиональной компетентности




Самопознание будущего профессионала как условие формирования его профессиональной компетентности

Уровень высшего образования: магистратура

Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль): Педагогика высшей школы

 

Выполнил студент: гр. 9531 ____________Нелидкина Кристина Владимировна

 

Научный руководитель: степень должность

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры О.В. Еремкина

 

Рецензент: степень, должность, место работы

директор Института психологии,

педагогики и социальной работы

доктор педагогических наук, профессор Л.А. Байкова

 

Руководитель программы:

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры О.В. Еремкина

 

 

Рязань, 2017 г.


Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого-педагогические основы самопознания будущих профессионалов как условие формирования их профессиональной компетентности ……………………………………………………….……………..14

1.1. Педагогические и психологические особенности формирования профессиональной компетентности будущего профессионала…………..…………14

1.2. Самопознание как основа личностного и профессионального саморазвития будущего профессионала………………………………………………….25

1.3. Сущность, критериальные и уровневые характеристики диагностического сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста на основе самопознания …………………………………..34

Выводы по первой главе ………………………………………………………...51

Глава 2. Исследование влияния самопознания будущего профессионала на формирование его профессиональной компетентности ……………….55

2.1. Методология и методика построения экспериментальной работы……...55

2.2. Технология реализации программы психолого-педагогического диагностического сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего профессионала ………………………………………………….67

2.3 Динамика развития профессионально-ценностной установки будущих специалистов на самопознание как условие формирование у них профессиональной компетентности ……………………………………………………….76

Выводы по второй главе ………………………………………………………..91

Заключение ………………………………………………………………………95

Список использованной литературы ………………………………….........101

Приложение ……………………………………………………………………113

 

 


Введение

Российское высшее образование в настоящее время претерпевает коренные изменения, вызванные вхождением в общеевропейское образовательное пространство. Федеральный закон «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования до 2020 года», профессиональный стандарт «Педагог», Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения ориентируют вузы на подготовку специалистов по многоуровневой Болонской системе на основе компетентностного подхода. Реализация этого подхода предполагает создание специальных условий для образовательного процесса, которые бы способствовали осознанию студентами необходимости верного профессионального самоопределения, что предполагает упорную работу по самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Современная социально-экономическая ситуация требует от каждого постоянных усилий в борьбе за самосовершенствование, непрерывность своего профессионального роста. Человеческие ресурсы - ценный капитал.

На сегодняшний день резко возрастает значимость осознанного и заинтересованного самопознания специалистом своих способностей, объективной самооценки, умений пользоваться разнообразными техниками саморегулирования. Самопознание - одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. В связи с этим становится актуальным формирование потребности будущего специалиста в самопознании своих личностных и профессиональных особенностей и способностей для создания благоприятных условий профессионального развития, формирования профессиональной компетентности.

Профессиональное самоопределение личности на основе самопознания это процесс поэтапного принятия решения, как и посредством чего можно согласовать собственные представления и потребности общества, требования профессии и индивидуальные особенности, для формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности.

В процессе обучения в вузе студент постепенно приобретает профессиональные знания, умения и навыки, формируется его профессиональная компетентность. Наилучшим образом этот процесс происходит на основе постоянного самопознания. Этот процесс можно стимулировать, осуществляя психолого-педагогическое диагностическое сопровождение, что будет способствовать формированию профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания.

Под профессионально-ценностной установкой будущих специалистов на самопознание как условие формирования его профессиональной компетентности мы понимаем личностное новообразование, которое характеризуется осознанием своей внутренней жизненной позиции, положительным восприятием своей будущей профессиональной деятельности (профессиональная готовность), устойчивой потребностью в самопознании и саморазвитии. Развитая профессионально-ценностная установка на самопознание способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.

Изучение феномена самопознания, как условия овладения будущей профессии и формирования профессиональной компетентности выявило ряд противоречий:

- между социальным заказом общества на подготовку компетентных сотрудников, новыми задачами, которые ставит перед ними государство, и недостаточно изученными психолого-педагогическими особенностями и возможностями совершенствования их профессиональной компетентности на основе самопознания;

- между требованиями компетентностного подхода, требующего отслеживания профессионального развития личности будущего специалиста на основе самопознания и существующей практикой подготовки специалистов в российской высшей школе, недостаточными методическими и технологическими средствами решения данной проблемы.

Систематизация обозначенных противоречий, эмпирический анализ состояния процесса формирования будущего профессионала, посредством самопознания определили направление и характер исследования.

Проблема: каковы теоретические и технологические пути организации самопознания будущих специалистов как условия формирования профессиональной компетентности?

С учетом выделенных противоречий и сформулированной проблемы была определена тема исследования: «Самопознание будущего профессионала как условие формирования его профессиональной компетентности».

Таким образом, актуальность данного исследования на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на подготовку компетентного специалиста, стремящегося к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоидентификации и необходимостью создания технологического инструментария для диагностического сопровождения и стимулирования потребности в самопознании будущего профессионала, что будет способствовать формированию его профессиональной компетентности. Показателем успешности этого процесса будет профессионально-ценностная установка будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания.

Разработанная система психолого-педагогического диагностического сопровождения, стимулирующая потребность в самопознании студентов позволит будущим специалистам эффективно использовать свои возможности в профессиональной деятельности, организации и выполнении различных видов профессиональной активности, реализации путей личностного развития, профессионального роста.

Объект исследования – формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки.

Предмет исследования - содержание и технологии организации самопознания будущих специалистов как условия формирования его профессиональной компетентности.

Цель исследования: выявить педагогические и психологические условия формирования потребности в самопознании будущих специалистов как условия формирования их профессиональной компетентности.

Гипотеза исследования вытекает из предположения о том, что психолого-педагогическое диагностическое сопровождение процесса формирования компетентности будущих профессионалов, стимулирующее их самопознание, личностное и профессиональное развитие, будет успешным, если;

- определены теоретические основы диагностического сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, в процессе которого мотивируется и стимулируется самопознание будущего специалиста;

- спроектирована функциональная технологическая модель процесса самопознания будущего специалиста, предусматривающая определение роли субъектов, создание индивидуальных программ личностного и профессионального саморазвития студентов;

- выявлены критериальные и уровневые характеристики формирования устойчивой потребности студентов в профессиональном и личностном саморазвитии на основе самопознания;

- подобран и экспериментально апробирован комплекс психодиагностики, позволяющей стимулировать профессиональное и личностное развитие будущего специалиста, личностно-ориентированные технологии формирования потребности в самопознании студентов.

Цель и гипотеза исследования предопределила следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы диагностического сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, стимулирования самопознания будущего специалиста, как основы его личностного и профессионального развития.

2. Определить сущность диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, значение и роли его субъектов, и, на этой основе, спроектировать функциональную технологическую модель процесса самопознания будущего специалиста.

3. Выявить критериальные и уровневые характеристики формирования устойчивой потребности студентов в профессиональном и личностном саморазвитии на основе самопознания.

4. Подобрать комплекс психодиагностики, позволяющей стимулировать самопознание, профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность личностно-ориентированных технологий формирования профессионально-ценностной установки будущих специалистов на самопознание как условие формирования его профессиональной компетентности, дать практические рекомендации по осуществлению диагностического сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

Теоретико - методологическую основу исследования составляют системный подход (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.); психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теория развития личности как субъекта деятельности (К.А. Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.).

В разработке авторской позиции важную роль сыграли акмеологическая концепция развития личности и повышения профессионального мастерства (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.); современные подходы к психологическому описанию профессий (Е. А. Климов, А.К. Маркова, Е.С. Романова и др.), идеи о развитии Я концепции личности в юношеском возрасте и ранней взрослости (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, И.С. Кон, С.Р. Пантелеев, А.А. Реан, К.С. Славская, В.В. Столин и др.); идеи реализации компетентностного подхода (В.И. Байденко, А.С. Белкин, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.В. Хуторской и др.); идеи личностно-ориентированного и гуманистического подходов к формированию личности обучающихся (Н.А. Алексеев, И.А. Баева, Л.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка выдвинутых предположений обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования:

· методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, системный, аналитико-синтетический);

· эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование);

· качественные и количественные методы обработки эмпирических данных, методы статистической обработки;

· диагностические (стандартизированные методики, тесты): методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской; тест коммуникативных умений Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха; методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов); «Мои жизненные планы на ближайшие 10 лет» (Ю.Л. Еремкин); Методика выявления жизненных ценностей (по М. Рокичу); Методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда.

Организация исследования. Исследование проводилось в 3 этапа.

Первый этап – теоретико-методологический, на котором изучалась методологическая, педагогическая и психологическая литература по проблеме исследования; определялся научный аппарат, цели, задачи, содержание исследования; уточнялись проблема, гипотеза и стратегия исследования; вырабатывался собственный взгляд на проблему исследования.

Второй этап – мониторинго-поисковый, включающий разработку программы эксперимента, отбор диагностического материала; сбор эмпирического материала, проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

Третий этап – обобщающе-результативный, заключительный, на котором систематизировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась подготовка и оформление текста работы.

Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на базе факультета социологии и управления Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. В него были включены студенты старшего курса в количестве 28 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- теоретико-методологическому анализу подвергнута проблема формирования самопознания будущих профессионалов как одного из факторов, составляющих профессиональную компетентность;

- разработана модель профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания;

- разработаны критерии и показатели профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в рассмотрении значения самопознания, как фактора формирования профессиональной компетентности будущего специалиста;

- в обосновании сущности профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания;

- в разработке теоретической модели формирования профессионально-ценностной установки специалиста на самопознание как условие формирования его профессиональной компетентности будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования для совершенствования подготовки будущих специалистов.

Достижению этого соответствуют:

- созданная и апробированная программа активизации самопознания у будущих профессионалов;

- комплекс диагностических технологий, позволяющих отслеживать процесс формирования самопознания у будущих профессионалов;

- критериальные характеристики профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Под профессионально-ценностной установкой будущих специалистов на самопознание как условие формирования его профессиональной компетентности мы понимаем личностное новообразование, которое характеризуется осознанием своей внутренней жизненной позиции, положительным восприятием своей будущей профессиональной деятельности (профессиональная готовность), устойчивой потребностью в самопознании и саморазвитии. Развитая профессионально-ценностная установка на самопознание способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.

2. Программа психолого-педагогического диагностического сопровождения формирования у будущих специалистов устойчивой мотивации, профессионально-ценностной установки на самопознание предполагает получение информация о психологическом климате и межличностных отношениях в группе; об индивидуально-типологических особенностях студентов; о характерологических особенностях студентов; о мотивационно-ценностных особенностях студентов; об их профессиональной готовности и профессионально значимых свойствах.

3. В структуре профессионально-ценностной установки на формирование у будущих профессионалов профессиональной компетентности на основе самопознания мы выделяем следующие компоненты: мотивационный компонент, коммуникативный компонент, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, праксиологический компонент и рефлексивный.

Критериями профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания являются: профессиональная мотивация, коммуникативная компетентность, эмоционально-положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, профессиональные знания, практические профессиональные умения и навыки и рефлексивная деятельность.

4. Для проведения психолого-педагогического диагностического сопровождения профессионального развития и стимулирования самопознанния студентов были подобраны валидные и надежные диагностические методики: методика выявления системы жизненных ценностей (по М. Рокичу); «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда; структурированное сочинение «Мои жизненные планы на ближайшие 10 лет»; опросник «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской; тест коммуникативных умений Л. Михельсона в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха и «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпова); личностные тесты (тесты Лири, Леонгарда-Шмишека, Айзенка); тест Вандерлика (КОТ) и др.

5. Экспериментальная работа по реализации программы психолого-педагогического диагностического сопровождения формирования профессионально-ценностной установки будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания позволила сделать ряд выводов:

– программа психолого-педагогического диагностического сопровождения способствует формированию у будущих специалистов устойчивой мотивации, профессионально-ценностной установки на самопознание, что стимулирует их профессиональную направленность и профессиональную компетентность;

– созданная программа психолого-педагогического диагностического сопровождения должна быть дополнена созданием программ личностного и профессионального саморазвития студентов и тренингами (в частности тренингами по общению);

– выявленные критериальные и уровневые характеристики формирования профессионально-ценностной установки на самопознание студентов позволили зафиксировать положительную динамику в развитии профессиональной компетентности студентов; устойчивую потребность студентов в профессиональном и личностном саморазвитии на основе самопознания;

– подобранный и экспериментально апробированный комплекс психодиагностики позволил зафиксировать динамику профессионального и личностного развития будущего специалиста, формирования потребности в самопознании студентов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением комплекса современных, взаимодополняющих методов исследования, соответствующих объекту, предмету, целям, задачам и логике исследования и методов статистической обработки; оптимальным сочетанием эмпирического и экспериментального аспектов исследования и непротиворечивостью опытно-экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в научных статьях и тезисах. Они подверглись обсуждению и были одобрены на семинарах, фестивалях опытно-экспериментальных площадках, методических объединениях, на научно-практических конференциях различного уровня: на международной научно-практической конференции Профессионально-личностное становление и развитие специалиста: история и современность: сборник статей. – Рязань, выступление на тему: «Самопознание как важнейший процесс становления личности будущего профессионала»; на VIII Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческий научный поиск науке и образованию XXI века», проводимой в «Современном техническом университете», Рязань; с выступлением на тему: «Самопознание как основа личностно-профессионального развития» По данным темам были опубликованы статьи.

Структура и объем работы. Работа изложена на 112 страницах, содержит 14 таблиц, 2 рисунка и состоит из введения, двух глав, заключения и приложений, списка использованных источников, включающего 131 наименование.

 


 

Психолого-педагогические основы самопознания будущих профессионалов как условие формирования их профессиональной компетентности

1.1. Педагогические и психологические особенности формирования профессиональной компетентности будущего профессионала

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал большой разброс мнений по вопросу о сущности компетентности специалиста в сфере образования. Профессионально-личностная компетентность рассматривается как необходимый критерий качества его подготовки, сложное взаимодействие профессиональных и личностных характеристик, при особой роли личности будущего специалиста в осуществляемой профессиональной деятельности (Е.А.Крюкова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, Н.К.Сергеев и др.).

Процесс профессиональной подготовки в соответствующих учебно-воспитательных заведениях должен, прежде всего, направляться на формирование готовности к такой деятельности, которая базируется на потребности личности в обучении и совершенствовании в течение жизни.

Решение этой проблемы предполагает направленность на достижение студентом профессионализма в своей деятельности, ориентацию системы подготовки будущего работника на гуманистическую парадигму и личностно ориентированное образование.

Успешность всей трудовой деятельности во многом зависит от умения и способности самой личности мобилизовать все свои усилия на системную умственную работу, способность рационально выстраивать свою рабочую деятельность. Студенту необходимо преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к работе, уметь снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой. В наше время, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда необходимо проявлять творческую активность, эта работа приобретает особую актуальность. В педагогике такая работа над собой носит название самопознания, самовоспитания и саморазвития [24].

Будущий профессионал, осуществляя движение к профессиональному успеху, должен активно преобразовывать свой внутренний мир, в частности необходимые профессионально-значимые качества, что в будущем непременно приведет к творческой самореализации в профессии. Профессионализм – это хорошая подготовленность к выполнению задач будущей профессиональной деятельности, на основе которого специалист достигает значительных качественных и количественных результатов. Благодаря использованию рациональных приемов выполнения производственных задач, он сохраняет физические и умственные силы. Е.А. Климов, рассматривая профессионализм как психологическую составляющую личности, понимает под ним не просто новый высший уровень знаний и результаты человека в определенной области деятельности, а определенную системную организацию сознания, психики человека [68]. Достижение профессионального успеха обуславливает изучение профессионально значимых свойств специалиста, выяснение следствий и причин его профессионального роста путем изучения результативности его трудовой деятельности. Профессиональное развитие определенно связано с ростом, становлением и развитием важнейших значимых личностных качеств для будущей работы, а также развитием знаний и умений. Кроме того движение в профессиональном становлении неразрывно связано с личностным становлением, именно личностные качества, находясь под влиянием профессиональной деятельности, толкают личность на путь самосовершенствования [6].

Реализация творческого потенциала человека как субъекта профессиональной деятельности обеспечивает формирование профессионализма от квалификации до компетентности. Профессиональная компетентность позволяет будущему работнику на высшем уровне выполнять многообразие видов деятельности, она объединяет в себе широкий спектр знаний и действий практической направленности. В ней отражается степень сформированности профессиональной культуры будущего профессионального служащего и компетентность определяет результаты его работы. Профессиональная компетентность является главным и наиболее важным критерием профессиональной подготовленности и способности человека выполнять задачи и обязанности согласно его должности.

В трактовке И.А. Зимней компетентность – это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях) [62].

Компетентность многими авторами рассматривается как совокупность компетенций, однако это не «простое сложение» сформированных компетенций, а результат, итог процесса установления взаимосвязей, взаимовлияний отдельных компетенций.

Характеристику профессиональной компетентности специалиста осуществляли многие исследователи, но до сих пор нет единого мнения по этому поводу (Е.П. Белозерцев, И.А. Зимняя, Ю.В. Койнова, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, О.Е. Ломакина А.К. Маркова, А.И. Мищенко, Е.М. Павлютенков, И.П. Раченко, С.Б. Серякова, В.А. Сластёнин, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.).

Как уровень образованности, способность профессионала применять имеющиеся теоретические знания в практической деятельности и самостоятельно вырабатывать на их основе способы этой деятельности рассматривается профессиональная компетентность в работах Ю.В. Варданян, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластёнина, Б.А. Сосновского, Д.С. Яковлевой и др. Как основной компонент профессионализма профессиональная компетентность представляется в трудах Н.В. Бодягиной, Н.В. Кузьминой, Н.С. Розова и др. В частности, Н.С. Розов считает, что в компетентность включает: смысловой, проблемно-практический, коммуникативный аспекты. Интересна характеристика С.Б. Серяковой, которая характеризует профессиональную компетентность как сложное личностное образование, обеспечивающее профессионально-личностное развитие специалиста, формирование его ценностно-смысловой ориентации, субъектной позиции.

А.И. Мищенко рассматривает профессиональную компетентность учителя как единство его теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать. В работах Ю.В. Койновой профессиональная компетентность представляется как индивидуально-интегральная качественная характеристика субъекта деятельности, состояние и готовности личности к ее осуществлению. Многие авторы связывают компетентность готовностью к профессиональной деятельности, которая по сущности является отрефлексированной направленностью специалиста на профессию. Это мировоззренческая зрелость, установка на постоянное профессиональное и личностное совершенствование, самореализацию и самовоспитание; нацеленность на творчество в профессиональной деятельности.

Общепринятый подход к характеристике компетентности связывается с выделениемсеми ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенцию личностного самосовершенствования.

Таким образом, профессиональную компетентность можно представить как интегративное качество, способность, которая не ограничена лишь наличием определенного объема знаний, умений и навыков, она предполагает наличие личностных качеств, обеспечивающих возможность поиска и отбора необходимых знаний, способов действий в определенных ситуациях. По мнению Г.А. Ларионовой профессиональная компетентность, – это системное понятие, круг полномочий в сфере деятельности, круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом, это совокупность, в которой отражены статус и квалификация, а также индивидуальные особенности (способности), обеспечивающие возможность реализации определенной деятельности. Отметим, что автор определяет компетентность как результат самого образования, который отражает хорошую подготовленность субъекта обучения к реальному овладению методами и средствами будущей специальности и как, необходимое условие, умение применять их на практике.

По мнению Л.М. Митиной, низкий уровень развития профессионального самопознания характеризуется осознанием и самооценкой лишь отдельных свойств и качеств, которые складываются в неустойчивый образ. У специалистов с высоким уровнем профессионального самопознания целостный образ Я вписывается в общую систему его ценностных ориентаций, связанных с осознанием целей своей трудовой деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. В прошлые годы в качестве критериев профессионализма рассматривались исключительно знания. Однако в последнее время все больший упор ученые делают на психологические качества личности, а особенно на перцептивно-рефлексивные способности.

А.К. Маркова считает, что перцептивно-рефлексивные способности являются наименее компенсируемыми и их отсутствие у специалиста часто являются причиной низкой продуктивности его деятельности, либо приводят к деформациям его личности [87]. В силу этого в нашем исследовании мы обращаем на рефлексивную компетентность специалистов особое внимание. Исследованияе Н.В. Кузьминой доказавшее, что для специалистов высокого уровня продуктивности свойственно непрерывное самопознание, основанное на гармоническом сочетании всех компонентов опыта, познании других людей и самого себя (высокая аутопсихологическая компетентность), подтолкнуло нас на исследование влияния самопознания на формирование компетентности специалиста. Им свойственны наиболее адекватная самооценка, особая чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной личности и деятельности, умение понять причины своих творческих успехов и неудач, умение анализировать и обобщать результаты собственной профессиональной деятельности, сравнивать ее с работой других специалистов.

На основе изучения своих профессиональных возможностей высокопродуктивные специалисты регулируют собственные действия, в решении профессиональных задач достигают высокого уровня. Стремление к самосовершенствованию побуждает их к глубокому и всестороннему самопознанию, которое носит у них активный регулятивный характер. Перцептивные, рефлексивные, диагностические и прогностические умения стимулируют развитие психологических качеств личности будущего специалиста (субъекта познания).

В исследовании Г.И. Метельского обнаружена положительная корреляция между вышеназванными умениями будущего профессионала и критичностью его ума, тpeбовательностью к себе, адекватностью его самооценки, умением организовать свое время, проектировать воспитание своего характера, знаний и умений, перестраивать свою деятельность, контролировать собственные действия, то есть, умелое решение рефлексивных гностических задач предопределяет успех будущего специалиста в совершенствовании собственной личности и деятельности.

Процесс формирования профессиональной компетентности начинается в вузе и продолжается после его окончания. Отследить, как будет происходить этот процесс в течение всех лет обучения и в дальнейшей деятельности не представляется возможным в рамках нашего исследования. В силу этого мы избрали способ оценки процесса формирования профессиональной компетентности через оценку профессионально-ценностной установки будущего специалиста на формирование профессиональной компетентности на основе самопознания, рассматривая такую установку, как следствие сформированной мотивации, наличия потребности в самопознании, как условия формирования профессиональной компетентности. Понятие профессионально-ценностной установки будущего специалиста подробно охарактеризовала Е.И. Ерошенкова, которая понимает ее как личностное новообразование, выражающееся в сформированности устойчивых ценностных ориентаций, убеждений, рефлексивной направленности, эмоционального благополучия и творческого потенциала личности, и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность [60]. Исходя из представленной характеристики названного автора, профессионально-ценностную установку будущего специалиста на формирование профессиональной компетентности на основе самопознания мы рассматриваем как важную категорию для оценки продвижения будущего профессионала в развитии.

Принципиально новая задача в формировании личности будущего специалиста связана с необходимостью осознания самого себя как творческого профессионала. Профессионализм сочетает высокий уровень профессиональной подготовленности,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: