Самопознание как основа личностного и профессионального саморазвития будущего профессионала




Изменения, которые происходят в современном обществе в 21 веке, его высочайшая динамика уровня развития с каждым последующим годом все больше предполагают рост роли личностной организации будущего работника, его активной деятельности, индивидуального видения, способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию, проводить ее анализ и синтез, принимать творческие решения в профессиональной деятельности.

От современного работника требуется не столько воспроизведение полученных знаний, но и творческий подход к решению профессиональных задач, проблем, способность к самопознанию, самообразованию, самоидентификации, личностному и профессиональному непрерывному самосовершенствованию. Способность к самопознанию и профессионально-творческому саморазвитию становится необходимым качеством профессионала, которое важно постоянно развивать.

На сегодняшний день в современных реалиях профессиональное образование испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к саморазвитию и самообразованию. Учёт новых тенденций приводит к попыткам обогатить практическую деятельность профессиональной подготовки студентов отдельными элементами, которые ориентируются и базируются на саморазвитии личности учащегося. Саморазвитие играет главную роль в становлении будущего профессионала, как высококлассного специалиста.

Саморазвитие личности является одним из проявлений деятельностной сущности человека. Оно всецело берет ориентир на изменение самого субъекта. Это внутренняя духовно-практическая деятельность индивида, благодаря которой изменяется его внутренний мир. Главной проблемой в развитии и самосовершенствовании личности является неготовность и неспособность к саморазвитию, что обусловлено рядом причин и факторов.

На сегодняшний день высшее профессиональное образование испытывает потребность в подготовке специалистов, способных к постоянному саморазвитию и самообразованию.

Саморазвитие - это способность человека становиться и быть настоящим субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Саморазвитие осуществляется в рамках всей жизни человека в процессе проявления активной деятельности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

Саморазвитие - процесс активного, последовательного, прогрессивного и в целом качественного изменения психологического статуса личности. Саморазвитие - это потребность в самосовершенствовании, самоидентификации, самовоспитании, самообразовании, в построении себя как личности [73].

Саморазвитие невозможно без самопознания личности. Самопознание - это процесс познания самого себя, своих личных свойств, интеллектуальных особенностей, множественных черт характера, своих отношений с другими людьми, своих социальных связей и т.п. [73]. С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь ярко проявляются самые различные грани смысла самопознания. Перечислим некоторые из них:

• самопознание является условием приобретения психического и психологического здоровья личности;

• самопознание — средство обретения внутренней гармонии, а также психологической зрелости;

• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации [73].

Особое значение проблеме самопознания придается в гуманистической психологии. Самопознание рассматривается как необходимое условие саморазвития личности, ее самоактуализации, т. е. способности стать тем, кем она способна быть, а не тем, кем ей диктует стать общество, семья, друзья, родственники, социальное окружение [73]. Американский ученый К. Роджерс является признанным авторитетом гуманистической психологии, он выделяет в сознании человека две составляющие: Я реальное и Я идеальное. А так же утверждает, что для человека имеет значение третья составляющая, которая не принадлежит человеку, но оказывает на него большое влияние — это социальное окружение. Я реальное – это система представлений о самом себе, своих чувствах, мыслях, стремлениях, увлечениях. Я идеальное это то, чем человек хотел бы быть, его личный опыт, чувства и переживания. Социальное окружение — это все то, что навязывается человеку со стороны, извне, то есть нормы, ценности, взгляды, способы поведения и т.д. Несоответствие, возникающее между Я реальным и Я идеальным, вызывает чувство тревоги за будущее, порождает разные психологические проблемы, которые приводят к искажению полученного опыта либо отрицанию его [13].

Самопознание — это средство с помощью которого происходит овладения собственным опытом, глубинными переживаниями, в конечном итоге – средство быть самим собой. Для этого необходимо осознать, как личность воспринимает самого себя, как ее воспринимают другие индивиды, причины, провоцирующие искажение своего опыта.

В результате самопознания человек обретает способность к личностному росту, самосовершенствованию, саморазвитию и самоактуализации. Самопознание позволяет наиболее полным образом использовать свои потенциальные возможности в труде, в общении с социумом, в занятии каким-либо делом. Процесс саморазвития человека начинается с начала жизни, протекает для каждого индивидуально, особое значение приобретает тот факт, связанный с тем, является ли он субъектом саморазвития или эту роль выполняют и навязывают другие.

Саморазвитие – непрерывный процесс, в котором под влиянием определенных мотивов ставятся и достигаются конкретные цели посредством изменения собственной деятельности, поведения или посредством изменения себя, используя формы самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации. Цели саморазвития напрямую связаны с потребностями субъекта в саморазвитии, потребности являются движущей силой развития человека, ведущей к преобразованиям. Самоутверждение даёт возможность либо подтвердить, либо усилить в себе собственную личность, черты характера, способы поведения и деятельности. [95].

Самосовершенствование – это процесс сознательного управления процессом собственного развития, сопровождающийся самоактуализацией, то есть реализацией себя в мире путем познания смысла жизни, достижение полноты самосуществования.

Механизмом саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование, то есть человек, завершая акты самопознания, признает в себе все стороны и качества личности, как позитивные, так и прогнозирует себя в будущем [124]. Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития, они анализируются с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Разнообразная деятельность и сочетание механизмов самопринятия и самопрогнозирования порождают разные стратегии саморазвития, лучшей из которых считается ситуация, когда человек принимает в себе большинство отрицательных и положительных свойств и качеств и уверенно и реалистично ставит проблемы по формированию и переформированию себя [129].

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предков посредством внутренних глубинных душевных факторов, обеспечивающих развитие, воспитание невозможно без самовоспитания, их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. В процессе самовоспитания человек стремится еще и самообразовываться, что стимулирует его самообразование, которая рассматривается как система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это самостоятельная деятельность человека, направленная на получение знаний и опыта [70].

В охарактеризованных понятиях, то есть «самовоспитание», «самообразование», «самообучение», педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться и совершенствоваться, при этом внешними факторами выступают – воспитание, образование, обучение только как условия, как средство их пробуждения, приведения в действие. К факторам, способствующим процессу саморазвития, можно отнести:

· Мотивация достижения;

· Мотивация саморазвития;

· Толерантность к ситуациям неопределенности;

· Открытость новому опыту;

· Эмоциональная устойчивость;

· Навыки конгруэнтного взаимодействия;

· Наличие «совладающего» интеллекта;

· Интеллектуальная и поведенческая гибкость [73].

В качестве факторов, препятствующих саморазвитию специалиста можно выделить:

· Неразвитость способности к самопознанию;

· Отсутствие ответственности;

· Ригидность восприятия и поведения;

· Отсутствие мотивации саморазвития;

· Личностная тревожность и боязнь новизны;

· Наличие психологических защит;

· Препятствия, создаваемые другими людьми [73].

Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться разными средствами и способами, среди которых можно выделить три группы - самоинформирование, самопобуждение (самомотивирование) и самоорганизацию. Каждая из них стимулирует процесс профессионального самосовершенствования будущего специалиста. Профессиональное самосовершенствование является результатом взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он реализует потребности выработать у себя такие личностные качества, которые обеспечивают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще, самосовершенствование – явление личностно-социальное. При этом влияние социальных условий на личное самосовершенствование в значительной степени опосредуется самой личностью, бытием ее уже сложившихся внутренних феноменов, системой личных требований человека к самому себе [71].

Профессиональное самосовершенствование можно так же рассматривать как сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития, как адаптацию к новым условиям деятельности, в основе которого лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий. Преодолевая ступени самосовершенствования, человек, в конечном счете, адаптируется к новым требованиям профессиональной деятельности.

Еще одной предпосылкой, обуславливающей начало процесса адаптации человека к новым условиям работы, является его отношение к предъявляемым требованиям, когда при осознанном принятии предъявляемых требований, будущий работник ощущает потребность в самосовершенствовании, и понимает его как способ эффективной адаптации к трудовой деятельности [87].

Работники, чаще всего, занимаются самосовершенствованием по следующим основным направлениям:

· развитие мировоззренческой и позиционной определенности, а также нравственности;

· расширение своего кругозора;

· совершенствование профессиональных и организаторских качеств;

· постоянное обновление знаний, совершенствование практических навыков и умений;

· формирование навыков самостоятельной работы над собой,

· выработка умения управлять своим поведением [51].

Самосовершенствование предполагает вычленение в любой деятельности двух сторон – адаптивную и творческую – и, предполагает, не столько приспособление поступков к внешним визуальным требованиям, сколько активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Процесс адаптации позволяет специалисту использовать уже наработанные подходы, умения и навыки из опыта своего и других людей, реализующих профессиональную деятельность. Самостоятельная творческая деятельность позволяет развить личностные силы и возможности и улучшить себя свою трудовую деятельность, именно творческая сторона деятельности является главной и определяющей в процессе самосовершенствования личности [87].

Рефлексия выступает одним из механизмов повышения эффективности работника: принимаемых им решений, работы в организации в целом, и конечно же собственного развития и рассматривается как процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний, целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов [24]. Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного видения и ясного осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах (факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное образование, составляющих функциональную часть всей жизнедеятельности) и ее результатом является точное оценивание своего поведения и принятие правильных решений.

Рефлексивная культура формируется на определённом этапе и уровне развития мышления и самосознания, благодаря чему мышление, чувства и переживания становится объектом самопознания. Человек анализирует мысли о своих желаниях, целях, свои высказывания или эмоциональные реакции, свое внутреннее состояние, а результатом такого анализа является личностное развитие [24]. Этот процесс происходит и в трудовой деятельности, и чем большее содержание профессиональной деятельности личности подвергается анализу, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет огромное значение для человека в любой деятельности, но особую роль этот процесс играет в сложной интеллектуальной работе и в тех её видах, которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание мы рассматриваем как сознательную деятельность, направленную на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, которое непосредственно связано с самопознанием. Процессы профессионального саморазвития и самопознания сложны по своей структуре и осуществлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему специалисту продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству [52].

Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний [66, 67, 51]. Этому способствуют сформированные рефлексивные умения, позволяющие разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге - деятельность в целом.

Важнейшим шагом профессионального саморазвития является формулирование целей, то есть целеполагание, как выбор личностно значимых целей саморазвития. Это ответственный шаг в процессе профессионального самовоспитания, от выбора цели зависит эффективность такой работы, чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективой в жизни человека. Если цель невозможно реализовать за короткое время, и к ее реализации человек может стремиться всю жизнь, то такие цели становятся перспективами жизни человека. Их достижение достигается через решение рабочих целей, которые предполагают реализацию за короткий срок конкретных целей и задач. Например, к таким целям относятся цели научиться продуктивно, организовать свою учебную деятельность, развить познавательный интерес к какому-либо предмету, важному в профессиональном становлении, развить усидчивость, коммуникативные умения, организаторские способности, а в системе они представляют собой путь достижения глобальной стратегической цели – профессионального саморазвития, которое осуществляется только на основе самопознания.

Профессиональное самопознание и самооценка – это изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, способностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики. Следует отметить, что все три вышеназванных процесса (рефлексия, целеполагание и самопознание) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рефлексия побуждает к самопознанию и самооценке, результаты самопознания стимулируют выдвижение цели, а сформулированные цели позволяют организовать самоизучение.

Самопознание позволяет создать целостную картину личности, тогда знание типологических свойств своей нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) облегчает педагогу работу над собой, так как позволяет строить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности, подвижности, пластичности или ригидности нервных процессов. Знание своих личностных особенностей (экстраверсия-интроверсия, нейротизм), некоторых черт характера (лидерство, умение преодолевать трудности, лабильность, социальная дистанция), уровня развития организаторских и коммуникативных умений помогут создать и скорректировать программу профессионального самовоспитания [73].

Самопознание и самооценка на каком-то этапе позволят будущему специалисту составить свой психологический портрет — «Карту личности». «Карта личности» можно рассматривать как руководство по организации самопознания (что изучать?), как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития), она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию. Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и потому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу самовоспитания [28].

Уровень интеллектуального развития студентов является, как правило, достаточным для составления такой программы. Программа саморазвития будущего специалиста - это программа действий по достижению конкретных целей самовоспитания с учетом требований профессии к человеку.

 

 

1.3. Сущность, критериальные и уровневые характеристики диагностического сопровождения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста на основе самопознания

В настоящее время переход университетов России к Болонской системе образования, сложность и многозадачность процесса обучения, переосмысление основных целей высшего образования, многогранность подготовки к будущей профессиональной деятельности ставит перед современными ВУЗами сложные задачи. Происходит смещение акцента с традиционной устаревшей учебной деятельности на самостоятельную работу каждого студента, изменился спрос на профессионала, работодатели ожидают выпускника, инициативного, активного и творческого. Будущий специалист должен обладать высоким уровнем культуры, интеллигентности, толерантности, компетентности, жизненной силы, образованности, быть способным самостоятельно искать эффективные способы своей профессиональной деятельности.

В связи с этим становится актуальной необходимость включения будущих специалистов в процесс самосовершенствования, самообразования. Стало актуальным формировать у них профессионально-ценностную установку на профессиональное развитие, формирование профессиональной компетентности.

Как уже отмечалось, профессионально-ценностную установку на профессиональное развитие, формирование профессиональной компетентности мы рассматриваем как категорию, позволяющую оценить реальные и потенциальные возможности будущего специалиста в профессиональном формировании. В последние годы в теории и практике педагогики большое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в вузе, в связи с этим психолого-педагогическое диагностическое сопровождение приобретает с каждым годом все большую значимость, так как способствует формированию его профессиональной компетентности.

Под профессионально-ценностной установкой будущих специалистов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания понимается личностное новообразование, которое характеризуется осознанием своей внутренней жизненной позиции, положительным восприятием своей будущей профессиональной деятельности (профессиональная готовность), устойчивой потребностью в самопознании. Развитая профессионально-ценностная установка на формирование профессиональной компетентности на основе самопознания способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста [60].

Личность в связи с этой установкой стремиться саморазвиваться, занимается самовоспитанием и собственной творческой самореализацией. Профессионально-ценностная установка находит выражение в сформированности устойчивых ценностных ориентаций и убеждений, что в свою очередь стимулирует профессиональное самосовершенствование и компетентность.

Основными характеристиками профессионально-ценностной установки будущего профессионала являются следующие компоненты: устойчивость, интенциональность, динамичность [60].

Устойчивость находит отражение в стабильности, постоянстве профессионально-ценностной установки в какой либо определенный промежуток времени.

Интенциональность проявляется в потенциальной предрасположенности и готовности к профессиональному совершенствованию будущего специалиста. Под предрасположенностью мы имеем ввиду профессиональную направленность и готовность к профессиональной деятельности.

Динамичность выражается в подвижности профессионально-ценностной установки, ее возможности изменяться под влиянием различных воздействий, например под влиянием самопознания.

В структуре профессионально-ценностной установки на формирование у будущих профессионалов профессиональной компетентности на основе самопознания мы выделяем следующие компоненты:

Мотивационный компонент, непосредственно связан с осознанием стимулов, побуждений к трудовой деятельности. Ярче всего он характеризуется профессиональной готовностью к избранной профессиональной деятельности [60].

Коммуникативный компонент, подразумевает под собой процесс общения, в ходе которого улучшается процесс развития взаимодействий в профессиональной деятельности. Этот компонент позволяет прогнозировать способы установления отношений с коллегами, умений избегать конфликтов, характеризуется коммуникативной компетентностью будущего специалиста.

Эмоциональный компонент отражает отношение к своей профессии, проявляющийся в профессиональном интересе, в устойчиво положительном отношении к будущей профессии [60].

Когнитивный компонент, подразумевает оценку уровня специальных знаний, которые позволяют квалифицированно осуществлять свою профессиональную деятельность [60];

Праксиологический (поведенческий или практический) компонент показывает отношение специалиста к своим непосредственным обязанностям, отношение к труду (активное, пассивное).Оценить сформированность данного компонента можно благодаря наблюдению за успехом или не успехом осуществления профессиональных действий во время практики [60].

Рефлексивный компонент один из важнейших компонентов структуре профессионально-ценностной установки на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания будущего специалиста, так как он стимулирует процесс самопознания личности, характеризует стремление и желание индивида развиваться, переосмысливать свои поступки и самосовершенствоваться. Рефлексивный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней, а также позволяет прогнозировать как собственное поведение, так и поведение других людей [60].

Образ эталонного типа будущего профессионала пластичен и поддается корректировке, этот образ будущего специалиста важно правильно ценностно наполнить. Формирование продуктивного типа профессионально-ценностной установки на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания будущего специалиста явление сложно выстроенное. Его формирование необходимо сопровождать, то есть весь процесс формирования будущего профессионала необходимо контролировать и корректировать. Наилучшим образом такой процесс может быть осуществлен на диагностической основе, в процессе специального диагностического сопровождения процесса его формирования [60].

В процессе диагностического сопровождения развития профессионально-ценностной установки на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания будущего специалиста необходимо учитывать первоначальный уровень его сформированности и тип профессионально-ценностной установки будущего профессионала. И в связи с исходными данными о студентах строить сопровождающую деятельность [60].

В большинстве случаев преподаватели высшего учебного заведения не разделяют студентов по типу их профессионально ценностной установки на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания. А это является ошибкой и грубым нарушением подхода к личности студента. На наш взгляд, это в корне не правильный подход, потому что каждый студент высшего учебного заведения, каждая личность многогранна. Бесспорно, но каждая личность, каждый студент ВУЗа обладают интеллектуальным и творческим потенциалом.

Поэтому необходимо с помощью реализации диагностического сопровождения осуществлять процесс формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза на формирование его компетентности на основе самопознания. Важно создать условия для каждого будущего специалиста при которых происходит формирование его компетентности на основе развития его способностей, которое может происходить только на основе самопознания этих способностей. Главная цель - побудить студентов к саморазвитию и самосовершенствованию на основе самопознания.

Психолого-педагогическое диагностическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза – новейшее направление в практической стороне организации учебного процесса в высшей школе.

Данное направление естественно основано на гуманизации взаимоотношений в вузе. Необходимо заниматься развитием студента в учебном пространстве вуза, предоставлять ему возможности для самопознания, а также как результат, формировать его профессионально-ценностную установку на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания.

В реализации психолого-педагогического диагностического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания, на наш взгляд, главное место занимает сама личность сопровождающего, то есть педагога высшей школы, чаще всего куратора группы. Сопровождающая личность, безусловно, ориентируется на создание оптимальных условий (психологических, педагогических, социальных и др.) для успешного обучения и воспитания, а также всецелого гармоничного развития каждого студента в образовательном пространстве вуза.

В роли сопровождающих в университете выступают преподаватели, кураторы студенческих групп, а также научные руководители студентов. Их главной целью, является разработка и внедрение в практику университета таких условий, которые обеспечивали бы каждому студенту возможности решения своих профессиональных потребностей, например, индивидуально-личностных, образовательных, возрастных, формирования профессиональной компетентности.

Сопровождающий создает базу и условия для саморазвития и самосовершенствования студента на основе самопознания. Программа диагностического сопровождения имеет единую конкретную цель: формирование профессионально-ценностной установки будущего профессионала на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания в учебном пространстве вуза, а также делает абсолютно всех субъектов профессионального становления студентов равноправными.

В качестве человека, координирующего сопровождающую деятельность по формированию профессионально-ценностной установки на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания будущего специалиста в вузе необходимо поставить куратора студенческой группы, который, осуществляя воспитательную деятельность в вузе, одновременно и взаимодействует со всеми субъектами образовательного процесса профессионального становления студентов. Куратор наиболее внимательным образом относится к будущему специалисту, его желаниям и потребностям. Куратор запоминает и фиксирует достижения, а также решает и своевременно замечает возникающие трудности [44].

Куратор всегда помогает будущему специалисту делом, советом и собственным примером ориентироваться в мире будущей специальности. При этом он ничего не навязывает и не пытается строго контролировать, только при необходимости помогает студенту определиться в чем либо, откорректировать его поведение, наполнить новыми ценностями [44].

На сегодняшний день в науке существует два близких по смыслу понятия «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка». Проблемам психологической поддержки уделяли внимание зарубежные психологи и педагоги А. Байярд, Т.Г. Гордон и др. В современной отечественной науке вопросы психологической и педагогической поддержки нашли свое отражение в трудах множества русских исследователей и ученых. Так, например, А.В. Мудрик понимает «психологичесую поддержку» как своеобразную помощь в социальном воспитании. А.А. Бодалев делает акцент на создании условий для создания доброжелательного теплого микроклимата, Т.А. Мерцалова ­­­­– как помощь в самопознавательной деятельности. А.Г. Асмолов определяет психологическую поддержку как помощь индивиду в его непрерывном развитии. О.С. Газман – как поддержку личности в самореализации, самоидентификации.

В трудах В.К. Зарецкого, И.Ю. Шустовой отмечается великая роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения. Раскрывая данную тематику, Е.В. Руденский, Л.Г. Субботин совмещают психологическую и педагогическую составляющие поддержки. Е.В. Руденский, Л.Г. Субботин под «психолого-педагогическим сопровождением учащихся» подразумевают целенаправленный целостный процесс изучения самой личности учащегося, от начала ее формирования. Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает создание условий для самореализации и самоидентификации во всех сферах будущей трудовой деятельности.

Диагностическое сопровождение – это решение педагогических задач, возникающих в процессе развития личности, в частности и профессионального, на основе достоверной информации об особенностях личности с целью его оптимального и безопасного развития. Значимость диагностического сопровождения личностного развития подчеркивали многие педагоги и психологи, рассматривая ее как важный атрибут готовности к педагогической профессиональной деятельности (В.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В основе психолого-педагогического диагностического сопровождения лежит деятельность куратора по организации самопознания студентов, стимулирования их желания к осуществлению самопознания, созданию программ личностного и профессионального саморазвития на основе знания своих особенностей. В силу этого куратор должен владеть основами знаний и практических умений по психодиагностике.

По мнению Б.П. Битинаса и Л.И. Катаевой педагогическая диагностика, несомненно, является детищем психологической диагностики, так как первая пользуется научными понятиями и теоретические положениями второй, и граница между ними возможна только умозрительная. В силу прикладного характера психодиагностики ее инструментарием пользуются психология труда, медицина, и, конечно, педагогика.

Исходя из вышеизложенного определим, что психолого-педагогическое диагностическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания – это создание психолого-педагогических условий для успешного формирования профессиональной компетентности на основе самопознания и на основе создания программ личностного и профессионального развития.

При этом следует учитывать единство четырех его аспектов реализации. Первый аспект – аналитико-диагностический. Данный аспект предполагает постоянное наблюдение и отчет за психолого-педагогическим и профессиональным поведением студента с точки зрения его профессионально-ценностной установки. Аналитико-диагностический этап предполагает отслеживание актуального состояния студента и замечание перспектив его ближайшего развития. Эта задача является основополагающей для большинства преподавателей и воспринимается как чисто диагностическая, которая подразумевает проведение со студентами разнообразных методик. Преподаватели и кураторы после проведения методик отслеживают динамику путем повторного проведения одних и тех же методик [44].

Для выявления исходного уровня сформированности профессионально-ценностной установки студента, а далее и ее динамики, куратор или преподаватель должен иметь точное представление о параметрах, которые необходимо изучать, узнавать и обследовать. Сопровождающий должен иметь представление об определенных критериях для выставления оценки состояния сформированности конкретного показателя изучаемого явления [44].

Безусловно, важно предварительно располагать соответствующим диагностическим инструментарием, а также иметь возможность изучать профессионально-ценностную установку студентов в течение всех лет пребывания студента в вузе. Профессионально-ценностную установку нужно обследовать с необходимой и достаточной частотой.

Такое понимание сопровождающей деятельности по формированию профессионально-ценностной установки будущего специалиста на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания, в университете ведет к формированию системы представлений:

– о системе психолого-педагогических требований к содержанию и уровню сформированности показателей профессионально-ценностной установки студентов на формирование у них профессиональной компетентности на основе самопознания, на всех этапах обучения в вузе, а также оценивание реального уровня сформированности профессионально-ценностной установки и перспектив ее формирования у каждого студента;

– о принципах построения и выбора конкретных диагностических процедур исследования критериев и показателей;

– о мировоззренческом и профессионально-ценностном типе установки будущего специалиста, здесь акцент необходимо сделать на параметрах, которые необходимо изучать для успешного психолого-педагогического диагностического сопровождения каждого студента;

– организации диагностической работы в университете.

Анализ состояния уровня сформированности профессионально-ценностной установки будущего специалиста позволяет сопровождающему выделить две условные группы. Первую группу с продуктивной установкой и группу студентов, испытывающих трудности в обучении.

Чрезвычайно важным аспектом психолого-педагогического диагностического сопровождения процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза является просветительско-рекомендационный аспект.

Просветительская составляющая данного аспекта заключается в проведении с преподавателями, кураторами, заинтересованными студентами теоретических и методологических семинаров и обучающих занятий. Р



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: