УЛИЧНАЯ БОРЬБА В САРАЕВО




БОСНИЙСКИЙ УЗЕЛ 1. Причины и пружины Такие войны начинаются н базарах. На торжествах. На площадях. У культовых сооружений. Эта война не составила исключения. В конце февраля 1992 года сербская свадебная процессия напрвлялась в православную церковь, расположенную в мусульманском районе Сараево - Башчарчия. У входа в церковь процессию обстреляли, убит отец жениха Никола Градович - первая жертва войны, были раненые. В этом акте всё злонамеренно: кощунственно стрелять в свадьбу, кощунственно убивать на пороге храма. Имена убийц сразу же стали известны (Рамиз Деланич, Эмин и Зийо Швракичи), однако никаких мер по задержанию террористов мусульманское руководство органов внутренних дел демонстративно не приняло. На следующий день мусульманские кварталы оказались в кольце сербских баррикад. Никакой другой реакции со стороны сербского населеня никто не вправе ожидать и требовать: народ, переживший 500-летний османский геноцид, потерявшй полтора миллиона сыновей и дочерей в усташско-мусульманской резне 1941-45гг, увидевший её повторение в прошлогоднем сетаратистском мятеже в Хорватии, мог отреагировать только так и никак иначе. Это отлично пониали те, кто под флагом независимости и демократии планировали новую резню, на этот раз на просторах Боснии и Герцеговины.

Каждый конфликт имеет свою специфику. Конфликт в Босне и Герцеговине не межнациональный и не этнический уже хотя бы потому, что все три народ - сербы, хорваты, босняки - составляют единое этническое целое, говорят на одном языке. Но молятся по-разному, разным богам. Тогда - религиозный конфликт? По форме, похоже, так. Но не более чем по форме.

Действительно, национальное самосознание сербов базируеся на православии, как основы моральной силы нации, её становой хребет, обеспечивающий существование народа на всех перипетиях трагической и кровавой истории.

Католическая интеллигенция считает себя носительницей ценностей западной цивилизации на Балканах.

Мусульманская община гордится, что усвоила не только богатейшую культуру Востока, но и приемлемые западные ценности.

Каждая точка зрения имеет законное и обоснованное право на существование, но причины воевать не содержит, хотя, несомненно, конфесиональный экстремизм отдельных фигур конфликт подпитывает и придаёт ему религиозную окраску.

Итак, не национальный, не этнический, и, по сути, не религизный конфликт. Может быть кучка грязных политиканов втянула народы в братоубийственную войну? Очень популярная сегодня точка зрения. Но наивная. Увы, массы хорват и босняков активно, сознательно, с готовностью участвуют в конфликте, с их стороны немало случаев самопожертвования, и я бы повременил называть их "баранами", которых послали на бойню политические авантюристы. Вывод сделаем позже. Что касается сербов, у них нет выбора: они защищают свои дома. Но это не только вынужденная позиция, она еще в высшей степени справедливая. Её справедливость определяется обстоятельством, подвергнутом с начала конфликта глухому умолчанию: решив "провозгласить независимость", эти два народа полностью отвергли и даже осмеяли Конституцию и все без исключения законы бывшей единой социалистической Югославии.

Кроме одного закона - о разграничении границ республик. Именно этот, единственный, закон они не только посчитали незыбленным, но и отстаивают его вооружённой силой! Любые попытки переговоров на эту тему (конфедераця, автономия и проч.) отметаются с порога! Вот почему бывший официант ресторана "Панорама" Мило сидит в доте у пулемёта в 50-ти метрах от отчего дома и заставить его жить в несербском государстве гражданином второго сорта не получится. О политике официант не думает, он думает о своей семье, о будущем своих детей.

В стране идёт гражданская война, силу ей придаёт простое обстоятельство: определённые круги хорватского и мусульманского населения (в первую очередь т.н. "творческая интеллигенция") поверили (их в этом убедили) что, образовав "самотоятельные государства", они заживут лучше, богаче сербов, будут иметь более жирный кусок мяса и более толстый слой масла на хлебе. Достигнут, мол, "западного качества жизни", чему мешают проклятые сербы. Вот нехитрая матрица (любого) национального экстремизма. Именно она,

умело раскрученная, обеспечивает лидерам массовую поддержку. Конечно, в одиночку микрогосударства ("злобные карлики") никакого "качества" достичь не могут, это понимают даже самые оголтелые лидеры. Поэтому надо сменить "друзей": сербов на американцев, немцев, турок и проч. А у новых "друзей" на Балканах свои интересы... Клубок с виду сверхсложный, но в основе, увы, примитивные мечты о "сладкой жизни", т.е. позывы живота.

(Оглянемся немного назад, на себя. Российские "юркие" (самоназвание - "демократы") любят громко вспоминать "героические страницы" своей "борьбы" против "тоталитарного режима", например, как в августе 1968 года, во время ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию семеро "юрких" вышли с протестом на Красную площадь. Что их подвигло? Забота о судьбе чехов и словаков? Ха-ха-ха!!! Всё те же "позывы живота"!).

Как долго будет тлеть огонь национального тщеславия и ненависти? До тех пор, пока массы хорват и босняков на собственном горьком опыте не убедятся: от пожаров, взрывов, ненависти масла не прибавится, а новые друзья не такие уж и друзья. Подадут. Но не столько, сколько поклянчено. А пока существует надежда жировать хотя бы в ближайшем будущем, война продолжится.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: