Стамбул — интеллектуальный и экономический центр 20 глава




Красочности этой картине не занимать. Прежде все­го это разноцветие одежд, так как сдержанность тонов отнюдь не в моде. Далее, это оформление лавок, кото­рое к тому и предназначено, чтобы бросаться в глаза. Некоторые кварталы просто роскошествуют своей цветовой палитрой. Так, например, квартал красиль­щиков развешивает поперек своей главной улицы и выходящих на нее переулков окрашенные здесь ткани в качестве образцов работы. Когда по средам великий визирь отправляется в свой традиционный объезд тор­говых и ремесленных кварталов, они являют собой не­забываемое для иностранного наблюдателя зрелище: визиря сопровождают не только сановники, ответст­венные за экономическую жизнь столицы (кади, мух- тесиб и др.), но и янычары, а за ними огромная толпа — празднично разодетая, то есть в нарядах самых ярких цветов.

Если характер занятий стамбульца призывает его на северную сторону Золотого Рога, он садится в перем (барку), уплачивает за перевоз несколько аспер — и вот он уже в Галате или Касим-паше. Остановимся, однако, немного на переправе. Каждый пассажир вправе взять перем для одного себя или занять его вместе с попутчи­ком. Если он не очень торопится, а денег у него в обрез, то он предпочтет перему суденышко несколько боль­шей вместимости — каик. Каик перевозит за один рейс до десятка пассажиров и должен быть полон для того, чтобы отчалить. Такой порядок называется долмуьи (буквально: полный); его придерживаются ныне и не­которые шоферы такси, которые едут по определенным маршрутам. В известном смысле аква­тория Золотого Рога оживлена не менее, чем улицы Стамбула. По заливу взад и вперед снуют перемы, каи­ки, однопарусные скоростные лодки; среди них, по­добно великанам среди карликов, время от времени проходят в Галату и выходят из нее большие торговые суда, изредка появляются большие боевые галеры и другие военные корабли Османского флота, порт при­писки которых — арсенал Касим-паши.

Итак, уличная жизнь живописна и разнообразна, осо­бенно в таких районах, как Баязид, Большой Базар, Мех- мет-паша, Эминёню, Галата и Касим-паша. Именно здесь в течение рабочего дня сосредоточивается в наиболь­шей степени экономическая деятельность. В самом деле, именно на этой относительно небольшой площади на­ходится большая часть всех ремесленных мастерских и торговых лавок, что и порождает вечное движение ре­месленников, торговцев, покупателей, зевак

Рабочий день не имеет точных временных границ в том смысле, что нет определенного часа, когда бы он начинался и заканчивался. Иными словами, он длится столько, сколько светит солнце. Он начинается после утренней молитвы и заканчивается с молитвой вечер­ней, и, таким образом, рабочий день летом длиннее, чем зимой. И это прекрасно согласуется с тем, что в по­давляющем большинстве мастерских и лавок отсутст­вует искусственное освещение. Ремесленники занима­ются своим делом в условиях слабой оснащенности мастерских сложными и специализированными оруди­ями труда, но тем не менее они нередко достигают, по свидетельству иностранных путешественников, до­стойных результатов. Однако же все их достижения на­ходятся в области так называемых «малых ремесел», то есть именно тех, где терпение и прилежание могут при­нести плоды. Зато продукция, вырабатываемая больши­ми фабриками, как государственными, так и частными, слишком часто оказывается низкого качества и не мо­жет выдержать сравнения с импортируемыми европей­скими товарами, — например с сукнами. В XVI веке опыт привлеченных к работе в Турции иноземных мас­теров (евреев, грузин, персов, сирийцев, египтян) при­вел к совершенствованию ряда технологий в обработке тканей, железа, камня и пр. Однако в конце того же сто­летия процесс технологического развития останавли­вается, и в дальнейшем работа ремесленников продол­жается лишь на этом однажды достигнутом уровне. Причина стагнации отчасти кроется в корпоративном устройстве ремесленного производства: корпорации не терпят конкуренции и стремятся ограничить ее лю­бой ценой. Отчасти — в том обстоятельстве, что клиен­тура, обеднев, делается менее взыскательной. Сила тра­диций препятствует новшествам.

Следует признать также, что профессиональное об­разование турецкого ремесленника далеко не доста­точно: ученик, конечно, видит, как работает подмасте­рье, как работает мастер, как работает, в частности, его отец. Он видит и из увиденного извлекает практичес­кие уроки. И все же турецкий работник в огромном большинстве случаев — «рабочий неквалифицирован­ный» или, самое большее, «рабочий малоквалифици­рованный». Самое печальное в том, что он не способен сменить профессию или внести какое-либо новшество в избранную или, точнее, унаследованную им. И опять- таки традиция играет свою роль.

Долог ли короток рабочий день, он всегда делится обязательными перерывами — молитвами, полуденной и икинди, а также завтраком. Впрочем, завтрак, будучи весьма скромным, чтобы не сказать — скудным, занима­ет мало времени. Завтракают обычно либо на месте ра­боты, либо в ближайшей к нему харчевне.

Выходной день — пятница, но в году помимо него разного рода праздники прерывают работу: праздники религиозные, праздники по поводу восшествия сул­тана на трон, обрезания принца, отправления армии в поход, празднование военных побед, а также корпора­тивные праздники, продолжающиеся неделю и более. Таким образом, время производительного труда в зна­чительной мере сокращается.

Поденные нормы заработной платы для рабо­тников обычно низки и не превышают нескольких десятков аспер; выходные и праздничные дни, разу­меется, не оплачиваются. Лишь незначительная часть стамбульцев получает месячную зарплату, или, вер­нее, месячное жалованье — это прежде всего государ­ственные служащие. В некоторых областях (напри­мер, в строительстве) работники помимо зарплаты обедают в полдень за счет администрации, но такого рода практика не имеет обязательного для работода­теля характера. Как мы уже знаем, в каждой корпора­ции имеются фонды социальной взаимопомощи. Од­нако фонды эти предназначаются, как кажется, скорее для мастеров, чем для рядовых рабочих: во всяком случае, отсутствие подробной регламентации не поз­воляет нам с уверенностью судить о том, как они ис­пользовались. Служащие некоторых категорий в госу­дарственных, по большей части, учреждениях при выходе в отставку получают пенсии: это, по крайней мере, явствует из некоторых документов ихтисаба36, но вряд ли такое правило распространяется за пределы государственного аппарата.

Вечером торговые кварталы пустеют, лавки закры­ваются, а по улицам ходят лишь дозоры ночных сторо­жей, которые останавливают всякого встречного и задерживают его, если он оказался здесь без уважитель­ной причины. Каждый из работающих возвращается домой еще до захода солнца, завершая свой день ужи­ном и молитвой. Наступает ночь, которая несет с собой отдых и возобновление сил, необходимых для следую­щего рабочего дня.

Если стамбулец располагает свободным временем и хочет употребить его на некую экстраординарную покупку, он направится либо на Большой Базар, либо в один из двух бедестанов. Там он наверняка найдет все, что только душа его пожелает. Пока он созерцает панораму тысяч и тысяч выставленных напоказ това­ров, каждый из которых краше и удивительнее своего соседа, у него появляется единственный в своем роде шанс вот тут, у прилавка, потереться плечом или кос­нуться локтем какой-нибудь важной персоны, к кото­рой в другой обстановке и приблизиться-то нельзя. Если же он все же решится распустить шнурок на сво­ем кисете, то как покупатель получит право на более или менее обстоятельную дискуссию с продавцом от­носительно качества товара и цены на него, так как тот процесс, который выражается словом «поторго­ваться» (пазарлык), представляет собой для иност­ранца некий таинственный ритуал (впрочем, про­фана днем с огнем не отыскать по всему Леванту).

Для закупок будничных товаров существует в каж­дом квартале свой рынок, который открыт в один ка­кой-то определенный день недели: пятница — это день для Эдирнекапы, Коджи Мустафа-паши, Кучук Му- стафа-паши, Эюба, Касим-паши, Усюодара; суббота — для Али-паши (около мечети Завоевателя) и Кулаксиза (в окрестностях Касим-паши); воскресенье — для Ав- ретпазары; понедельник — для Маджунджу; вторник — для местечка, расположенного между Галатой и Топхане, которое так и называется — «Рынок по втор­никам» (Салыпазары); среда — для Чаршамбапазары («Рынок по средам»), что у мечети Фетхийе; четверг — для Першембепазары («Рынок по четвергам») в Гала- те37. Все эти рынки главным образом продуктовые, об­служиваются они как ярмарочными торговцами (пря­мо с телег), так и лавочниками. Но, возможно, на них можно купить еще какие-то товары помимо снеди. Рынки эти, к слову сказать, предмет особого внима­ния мухтесиба и его подручных.

В зажиточных домах для закупок на рынках продук­тов питания посылают обычно слуг или рабов. В домах более скромных решение этой задачи по большей час­ти лежит на хозяине или его сыновьях; жена же, как правило, имеет дело только с бродячими торговцами.

Таковы каждодневные занятия стамбульца. Непред­виденные события редки, но все же время от времени происходят — это то пожар, то внезапно объявляемый праздник по тому или иному поводу, который следует отметить немедленно и торжественно (победа осман­ской армии, восшествие на престол султана), то мятеж янычар или (что бывает гораздо реже) восстание кор­пораций. Типичный турок — личность спокойная, он не любит ни мятежей, ни восстаний, ни прочих потря­сений, глядит на них как на буйство солдатни и пере­пившейся в тавернах черни. Он предпочитает мирную семейную жизнь, отвечающую предписаниям Корана. Он безмерно набожен, усердно посещает мечеть — не больше чем нужно, но и не меньше, так как опасается навлечь на себя гнев мухтесиба, который имеет право наказывать плохих мусульман за нарушения поста в ра­мадан и за отсутствие на пятничной молитве в мечети. Его честолюбие крайне ограниченно, так как он знает, что Бог избрал для него такое положение в обществе, которое ему подходит больше всего, и что для него вый­ти из его общественной и профессиональной среды просто невозможно. Он довольствуется тем, что имеет, и стремится жить в соответствии с тем, что отпущено ему судьбой, и в добром согласии со своими товарища­ми и коллегами по ремеслу — даже если они немусуль­мане. Он не фанатик — и в самом деле ни одного анти­христианского погрома в XVI и XVII веках отмечено не было. Евреи, греки и армяне со своей стороны остерега­ются всякого действия, которое могло бы выглядеть провокацией против мусульман. В целом человеческий и общественный климат в городе благоприятный, хотя изменение политических и экономических условий столичной жизни иногда сопровождается некоторыми преходящими трудностями.

Развлечения

Обязанности жителя Стамбула четко очерчены как в области его профессиональной деятельности, так и в сфере религии. И он выполняет свои обяза­тельства всегда, каждый день честно и серьезно. Но помимо труда и выполнения религиозного долга имеются еще и развлечения, а также места, где можно отдохнуть и развлечься, — и в самом Стамбуле, и в его окрестностях38. А Эвлийя Челеби приводит, со своей стороны, названия мест отдыха, которые особенно любимы стамбульцами: площадь Ипподрома (Атмей- даны), Ага чайири (лужайка аги) вблизи ворот Сили- ври, Ени Бахче (Новый сад) около Пушечных ворот (Топкапы), Барутхане близ Золотого Рога, Вефа неда­леко от мечети Завоевателя, Баязид по соседству с ме­четью Баязида II, а также эспланады (открытые про­странства внутри изгородей) мечетей Селима, Сулеймана, Мехмета Завоевателя, Шехзаде, Валиде в Аксарае, Святой Софии, Кадырга Лимани на берегу Мраморного моря, место для морских купаний Лан- га, площади Эминёню, Самотии, Давуд-паши и т. д.39

Вне города, за земляными валами и вдоль них простираются: равнина Сулеймана, сады монастыря мевлеви Еникапы, луга Топчулар и Отакчилар, а за воротами Топкапы и Эдирнекапы — Эюб. Самое из­вестное и наиболее посещаемое горожанами место отдыха на лоне природы расположено там, где Золо­той Рог врезается в сушу наиболее глубоко. Оно на­зывается Сладкие воды Европы (Кагитхане), навер­ное, потому, что здесь бьет источник прекрасной питьевой воды, а рожденный им ручей, пересекая лу­га, впадает в залив. Охраняя луга от потравы и желая сохранить их для прогулок стамбульцев в перво­зданном виде, правительство запретило выпас на них скота — даже мелкого рогатого, не говоря уже о крупном. Один из султанов построил здесь павильон (киоск), и пространство, находящееся в общем поль­зовании, было ограничено.

На берегах Золотого Рога всякий сколь-либо вид­ный османский сановник старался возвести свой соб­ственный киоск или конак — разумеется, в окружении более или менее обширного частного парка. Все же на северном берегу залива остались и свободные от за­строек пространства, особенно на склонах холмов, возвышающихся над долинами Хаскёй и Касим-паша. На одном из этих холмов разбита площадка для стрель­бы из лука по мишеням, Окмейдани, где тренируются янычары и другие солдаты. В глубине долины Касим- паша, между холмами, высится мечеть Пиале-паши, ближайшие окрестности которой служат излюблен­ным местом для прогулок стамбульцев, так же как и вы­соты Бейоглу (Перы), откуда открывается величествен­ная панорама Золотого Рога, Стамбула, Ускюдара, Принцевых островов и Босфора.

Для любителей более долгих и отдаленных прогу­лок, переходящих в небольшое путешествие, особую привлекательность представляют берега Босфора. Их можно обследовать на сандале (лодке-плоскодонке, рассчитанной на одного гребца) или на каике с не­сколькими гребцами. Можно из Балыкпазары (Эминё­ню) добраться до Бешикташа посредством долмуша за 2 аспра или, наняв каик с четырьмя гребцами, за 4 ас- пра; до Истинийе или до Еникей (деревни, основанной Сулейманом Великолепным) — за 25 аспров в каике с шестью гребцами, но при этом полагается сверх платы и накормить их. Во времена Селима И наиболее посе­щаемым местом с «туристскими», говоря нынешним языком, целями была деревня Тарабия (Терапия) на ев­ропейской стороне Босфора40. Далее по европейскому берегу Босфора тянется Белградский лес, названный так по двум причинам. Во-первых, в честь завоевания Сулейманом Великолепным Белграда, а во-вторых, по­тому что он поручил пленным сербам поддерживать в должном состоянии запруды, которые были реставри­рованы или сооружены архитектором Синаном для во­доснабжения Стамбула посредством акведуков. Расска­зывают, что впервые иностранные послы стали строить свои резиденции вблизи Белградского леса, спасаясь от чумы, которая свирепствовала в Стамбуле в середине XVII века. Их примеру последовали осман­ские столичные сановники, и лес постепенно превра­тился в зону отдыха и развлечений (охоты в особенно­сти). Позднее, в XVIII и XIX веках, летние резиденции иностранных послов появились и в окрестностях Та- рабии.

От деревни Сарыер путь ведет к знаменитому источ­нику Кастанесу, вода из которого по целебным свойст­вам приравнивается стамбульцами к воде, почерпну­той из Чамлыджы.

На азиатской стороне Босфора у подножия горы Чамлиджа расположился Ускюдар с его великолеп­ным, в сени величественных кипарисов, кладбищем. С вершины Чамлыджи можно обозреть и Стамбул, и Принцевы острова, и весь Босфор вплоть до Черного моря. Здесь же находится водный источник, самый известный в окрестностях Стамбула. Азиатский берег Босфора усеян ялы, обширными домами, построен­ными у самого уровня воды среди парков и садов. Об­ладание ялы — верный признак принадлежности вла­дельца к высшему слою столичной сановной знати. Сам султан обзавелся здесь рядом дворцов, выдержан­ных все в том же «загородном», почти «деревенском» стиле, и время от времени наезжает сюда восстано­вить силы и развлечься в окружении своих фавори­тов. Отсюда принято совершать морскую прогулку, в барке или каике, к Сладким водам Азии, что находятся около Анадолу Хисар. В XIX веке восточное побе­режье Босфора все еще считалось в высшем стамбуль­ском обществе наиболее фешенебельным местом летнего отдыха.

Весной, когда ярким цветом цветут бугенвилии и иудино дерево, берега Босфора — сущее очарование. Ялы многочисленны, но все же не до такой степени, чтобы заслонять собой прелестный пейзаж; напротив, их архитектура как нельзя лучше с ним гармонирует. Уже с этого времени великие визири и другие важные персоны Империи начинают время от времени наве­щать эти места. При каждом ялы — свой каикхане, сто­янка собственных лодок и мелких прогулочных судов, а морская прогулка по Босфору — излюбленное раз­влечение владельца ялы и его гостей. Такие прогулки, однако, сопряжены с известной опасностью — со сто­роны бостанджибаши, главы телохранителей султана. Ему и его людям доверено наблюдение над водами Бо­сфора вообще, над дворцами султана и прилегающими к ним парками и садами в особенности. Бостанджиба­ши может наложить тяжелый штраф на каждого, кто в состоянии опьянения или в галантной компании за­стигнут на прогулке в запретной зоне султанских са­дов. Еремия Челеби сообщает, что бостанджибаши рассматривает каждого задержанного нарушителя как своего пленника и на этом основании требует за его освобождение выкуп. Дело доходит якобы даже до того, что «если он настигает каик с веселой компанией из мужчин и женщин на море, то безжалостно и без коле­баний пускает его ко дну»41.

Другое излюбленное место отдохновения и развле­чений — хамам. Их много в Стамбуле — роскошных и не очень, одни имеют многочисленную клиентуру, другие предназначены для избранных. Стамбулец в хамам приходит прежде всего для того, чтобы вы­мыться (или быть вымытым), чтобы ему был сделан массаж и чтобы с его тела удалили волосы. Некоторые хамамы предназначены исключительно для христиан и иудеев, в другие ходят только мусульмане, третьи от­крывают свои двери — в разные дни недели — и перед правоверными, и перед неверными. Точно так же есть мужские, и есть женские дни посещения бани — где как Однако эти посещения преследуют не только ги­гиенические цели (хотя на первом месте стоят, разу­меется, именно они) — они одновременно решают и сверхзадачу человеческого общения: именно в хама- мах происходят встречи друзей, по предварительной договоренности или случайно, именно в них завязы­ваются новые знакомства. После массажа принято всласть поболтать с приятелями — в зале для отдыха за несколькими чашечками крепкого ароматного кофе и с чубуком во рту. Некоторые хамамы пользуются со­мнительной репутацией пристанищ разврата — и это, несмотря на неусыпный надзор над ними мухтесиба, который выполняет обязанность по поддержанию нравственности в общественных местах. Случается также, что пьяницы и вообще лица, потерявшие стыд и совесть, взламывают двери хамамов, когда там моются женщины. Следует, однако, признать, что такие скан­далы, во-первых, чрезвычайно редки и, во-вторых, происходят они только в тех банях, о которых как раз и идет дурная молва. Вообще же говоря, существует тесная связь между моральным уровнем «верхов» и в первую очередь султанов, с одной стороны, и нравст­венностью средних слоев и простонародья — с дру­гой. Если во времена Селима I и Сулеймана Великолеп­ного пристойность была неукоснительным правилом всего турецкого общества, то уже при Селиме II и Мураде III в том же веке и при Ибрагиме I и Мехмете IV в следующем столетии безнравственность широко раз­лилась сверху вниз как среди мусульманского населе­ния, так и среди представителей религиозных мень­шинств.

Кафе, кабачки и таверны — тоже места отдыха и раз­влечений. С тем, однако, отличием первых от вторых и третьих, что в кафе пьют только кофе и что эти заведе­ния не бросают вызова общественной нравственнос­ти. Известно, что кофе был завезен в Стамбул двумя друзьями сирийцами (один из Алеппо, другой из Дама­ска) в середине XVI века. Мода на этот напиток и на ка- хвехане (кафе) распространилась с быстротою эпиде­мии. Вскоре к дегустации кофе во многих кахвехане добавились и иные развлечения: игра в триктрак, шах­маты, музыка. Но самое главное в том, что кафе стали обычным местом встречи поэтов, литераторов и вооб­ще представителей мира искусства. «В этих местах мо­гут общаться люди различных религий и обществен­ного положения — посещение их не наносит ущерба ничьей репутации. Вне помещения кахвехане, на свежем воздухе, нередко устанавливаются каменные скамьи, устланные циновками. На них именитые посе­тители любят посидеть, посмотреть на уличных про­хожих и себя им показать. Обычно в кахвехане высту­пают скрипачи, флейтисты, другие музыканты — их нанимают владельцы заведений, чтобы они играли и пели для привлечения публики»42. Этим «кафешанта­нам» удалось даже потеснить отчасти трактиры, осо­бенно в фешенебельных кварталах столицы, где кафе строились в тени парков, среди цветущих садов, по со­седству с красивыми фонтанами. Что не помешало их закрытию, когда поднялась волна борьбы с питьем кофе. Впрочем, гонения на кафе не были ни серьезны­ми, ни продолжительными.

О тавернах, напротив, с самого их возникновения идет дурная слава. Их держат только немусульмане, и в мусульманских кварталах их, в принципе, быть не должно. Запрет на их существование вблизи мечетей оформлен даже и в соответствующих документах. Эв­лийя Челеби, даром что мусульманин, был, судя по всему, одним из усердных их посетителей, знал их досконально, а потому и оставил потомству ценные сведения о них: «Их мерзкие заведения, числом в 1060, имеются во всех четырех основных районах города, а число их самих, продавцов вина, неверных и нечестивцев, достигает 6000... В наибольшем коли­честве кабаки сосредоточены у ворот Саматии, в Кум- капы, в Ени Балыкпазари, Ункапани, Джибаликапысы, Айякапысы, в Фанаре, Балате и напротив него (то есть на другом берегу Золотого Рога) в Хаскёй. Что касается Галаты, то сказать: "Галата" — это все равно что сказать: "таверны"... Вдоль по Босфору, вплоть до самого Черного моря, что ни деревня — то таверна»43. Достойно внимания то обстоятельство, что кабачки группируются главным образом около портовых причалов, то есть там, где клиентура, состоящая из моряков, грузчиков и всех тех, кто имеет отношение к заморской торговле, делает такого рода заведения прибыльными наверняка. Однако это заслуга не только моряков и всех, кто с ними, — свою широкую дорогу протоптали, несмотря на все запреты, и яны­чары, обнаружив в них однажды неисчерпаемый ис­точник наслаждений, иногда и противоестествен­ных: «Несколько янычар в одной из портовых таверн за чертой города, приведя с собой женщин и мальчи­ков, после того, как изрядно, по обычаю, напились и пресытились всеми видами разврата, принялись ку­рить и заснули со своими трубками, не вынимая их изо рта. Горящий табак посыпался из трубок на ци­новки — они загорелись, и вскоре вся таверна запо­лыхала»44.

Худшие из таверн служат местом встречи для всего «дна» Стамбула, и требуется особая бдительность поли­ции, чтобы эти подонки и пьяные янычары после «хо­рошо проведенного вечера» расходились по домам и казармам более или менее мирно, без очередного ноч­ного буйства. Пьяницы на ночных улицах — вовсе не редкость. Среди них немало женщин (легкого поведе­ния и немусульманок, по большей части). Наверное, именно такого рода «социальный элемент» как раз и устраивает всяческие бесчинства в хамамах и мирных кварталах столицы.

Проституция Стамбулу хорошо известна, а в неко­торые эпохи она выставляет себя напоказ не только по вечерам, но и средь бела дня. При Селиме II некоторые проститутки достигали известности, сравнимой с той, какой пользовались крупнейшие тогдашние поэты. Действуют публичные дома, персонал которых регу­лярно обновляется путем набора среди гречанок, евре­ек, армянок, черкешенок, даже европейских женщин. Есть среди них и мусульманки — сирийки, персиянки, даже турчанки. Одни проститутки (и их большинство) избирают в качестве поля деятельности таверны, дру­гие слегка вуалируют свою истинную профессию, вы­ступая в роли продавщиц каймака в лавках каймакни. В конце XVI века кварталы с наихудшей репутацией в этом смысле — Галата, Топхане и Эюб. В Эюб прости­тутки слетаются как мухи на мед, потому что гробница святого привлекает к себе множество паломников, не­мало из которых не в силах устоять перед соблазном. Неверные устроили там и кабаки, и лавки по продаже каймака, которые выполняют функцию домов свида­ний. Мурад IV пытался суровыми мерами остановить распространение проституции в святом месте: множе­ство проституток было арестовано, неверные изгнаны из Эюба, лавки, изобличенные как гнезда разврата, за­крыты. Однако султан не мог предвидеть всех послед­ствий своих решительных мер: теперь уже в разных кварталах собственно Стамбула как-то вдруг и сразу стали одна за другой открываться прачечные. За этой благонамеренной вывеской скрывались все те же дома свиданий, дома терпимости, по отношению к которым столичная полиция проявляла терпимости больше, чем нетерпимости; и эта ее высокая толерантность не оставалась, конечно, без вознаграждения45.

Личные встречи, даже частные собрания, весьма распространены. Стамбульцы народ общительный: они любят ходить в гости и принимать у себя гостей, любят за чашкой хорошего кофе, покуривая свой чу­бук, поболтать о том и о сем, а заодно уж и решить все вопросы мироздания. На свои собрания они часто приглашают поэтов, а если хозяин дома принадлежит к высшему обществу и располагает достаточными средствами, то он созывает гостей на спектакль с му­зыкой, пением и танцами. По словам Эвлийи Челеби, в

Стамбуле середины XVII века было более шести тысяч музыкантов46, среди которых следует выделить «музы­кантов на государственной службе», размещенных по казармам вблизи Сераля. Их обязанности состояли, во-первых, в исполнении утренних серенад, посвя­щенных падишаху и видным особам после их вступле­ния в новую, еще более высокую должность, и, во-вто- рых, в том, что они должны были в урочный час будить весь дворцовый персонал, дабы он успел приготовить­ся к утренней молитве. Эти музыканты объединены в особый корпус мехтеров. Принадлежность к нему по­четна, и его члены хорошо вознаграждаются. Однако он не входит в состав городских корпораций и корпо­рацией не является. Другие музыканты распределяют­ся на группы соответственно тем инструментам, на которых играют. Они находятся в подчинении у свое­го шефа, сазендебаши. Всего же этот видный персо­наж культурной жизни столицы руководит 71 музы­кальной корпорацией исполнителей на струнных, духовых и ударных инструментах.

Именно музыкантов второй категории приглашают давать частные концерты в конаках. Часто — совмест­но с танцовщицами, черкешенками и цыганками. Не столь уж и редко эти концерты с танцовщицами пере­растают в оргии. В этом отношении высший свет сле­дует малопоучительным примерам, которые в свое время были даны Селимом II и Ибрагимом I.

Среди корпораций имеются и такие, которые объ­единяют тех, кого Эвлийя Челеби определяет как про­фессиональных «забавников» и развлекателей. Этот разряд деятелей искусства подразделяется, согласно одной турецкой хронике, на комедиантов, шутов и фо­кусников. Среди них есть турки, арабы, евреи, армяне, цыгане. По словам Эвлийи Челеби, все они — повесы и негодяи с твердо установившейся репутацией распут­ников, а праздничные вечера с их артистическим учас­тием непременно заканчиваются оргиями тоже с их участием, но уже в качестве партнеров для гостей47.

Имеются развлечения и более пристойные. Турки очень любят играть в триктрак (тавда), игра эта осо­бенно распространена в кафе. Они играют также в шахматы (сатранч). Те из них, кто привычен к спорту, в большинстве своем предпочитают борьбу (гюреьи), которая имеет глубокие корни в национальной турец­кой традиции. Этот вид спорта подразделяется на воль­ную борьбу и на борьбу, перед вступлением в которую противники обильно смазывают свои тела оливковым маслом, чтобы затруднить захват. В борьбе второго ро­да особенно отличаются дубильщики из Касим-паши. Стамбульцы увлекаются также борьбой верблюдов, ба­ранов и петушиным боем48. Плавание и легкая атлетика пользуются гораздо меньшей популярностью. Зато подлинно национальным видом спорта следует при­знать стрельбу из лука: первоначально она входила не­отъемлемой частью в общую тренировку воина и лишь потом превратилась в общенародное развлечение. В соревнованиях по стрельбе из лука нередко принима­ют участие самые высокие сановники Империи. Обыч­ное место этих состязаний — Окмейдан, площадка, разбитая на вершине холма, возвышающегося над Ка- сим-пашой; по краям этой площадки установлены сте­лы с высеченными на них именами победителей со­ревнований.

Другой тоже традиционный вид спорта — это охота. Все султаны, за малым исключением, развлекались охотой, но у некоторых из них это увлечение перерас­тало в подлинную страсть. Как, например, у Мехмета ГУ, который в историю вошел как Авджи (Охотник). Охот­ничьи угодья располагаются либо на землях, находя­щихся в личной собственности султана, либо во Фра­кии; охотятся либо с луком, либо с копьем, иногда с рогатиной; султан преимущественно охотится с соко­лом и с собаками. Некоторые придворные и слуги в свите падишаха отвечают за обучение охоте и за со­держание соколов (доганджибаши), и за натаскивание на дичь собак (самсунджубаши). Некоторые террито­рии в окрестностях Стамбула выделены в качестве уго­дий для охоты исключительно султана, на других дозволено охотиться всем мусульманам, но — не «франкам», которым отводятся для этого особые участ­ки. Вообще говоря, удовольствия от занятий охотой — счастливый удел лишь стамбульцев, причем немногих.

Если какой-нибудь крестьянин из окрестных деревень и вздумает иной раз поохотится, то возьмет лук в руки не ради забавы и развлечения, а для того, чтобы про­дать дичь на одном из столичных рынков. Впрочем, ту­рок, как правило, не очень-то и ценит в качестве яства дичь, которая идет на приготовление лишь изыскан­ных блюд, подаваемых в Серале или в домах «франков» в Галате.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: