w См. далее, в главе, посвященной дворцу султана. Осуществление во всех областях султаном своей власти сопровождается изданием указа {фирмана), скрепляемого султанской печатью — туг- рой. Султан командует армией (Сулейман Великолепный принял личное участие в тринадцати военных кампаниях), заключает договоры, назначает на все должности. Однако его власть не распространяется на область религиозного закона, шариата, который он не вправе ни изменять, ни дополнять, ни толковать. Зато султан пользуется правом провозглашать светский закон, канун. Те, кто говорил сначала о тирании султана, потом о его деспотизме, имели в виду не только саму его власть, которую ошибочно полагали неограниченной, но и особую социополитическую структуру, в которой все агенты этой власти находились в собственности государя и господина в одном лице. Макиавелли писал: «Вся монархия Великого Турка управляется лишь им самим, поскольку все прочие лишь выполняют его волю...» Флорентиец подразумевал роль рабов в механизме государственного управления (Veinstein G. Р. 171).
Belon P. Les Observations de plusieurs singularitez et choses m£morables... en Gr£ce, Asie. P., 1553. В народных традициях воспоминания об уводе детей остались символом жестокости османской власти, тяжести османского ига. Но имеется и иная точка зрения на это явление отпрыску большой и бедной семьи девширме обеспечивал восхождение по социальной лестнице, что, в свою очередь, приводило к улучшению материального положения той семьи, из которой он происходил. В XVI веке девширме поставлял административной системе до трети задействованных в ней рабов (куль). Характерная частность: в ряду великих визирей (1453—1623) только пятеро имели тюркское происхождение. В XVII веке девширме мало-помалу сошел на нет (Veinstein G. Р. 173).
40BaudierM. Histoire g^rale du s£rrail. P. 252—253.
41 14 500, по бюджету на 1690—1691 годы.
42 О религиозных деятелях такого ранга см. ниже.
44 Вместо этого присутствуют кади Стамбула, Галаты, Эюба и Усюодара.
45 Точнее, везир-и азам, или садри-и азам.
50 Наименование «Высокая Порта» («Высокие Врата») появляется лишь в последней четверти XVII века.
52 Так, с января 1644-го по сентябрь 1656 года, то есть за двенадцать с половиной лет, сменилось 17 великих визирей, из которых только один умер естественной смертью да еще один добровольно сложил с себя свои полномочия; с 1683-го по 1702-й сменилось 12 визирей, из которых девять смещены со своей должности.
" Имущество Рустем-паши, исчисленное после его смерти, состояло из 1700 рабов, 2900 лошадей, 1106 верблюдов, 700 тысяч золотых монет, пять тысяч кафтанов, множества драгоценных камней, а также изделий из серебра и золота. Другой великий визирь Сулеймана, Ибрагим-паша, занимал этот пост в течение тринадцати лет (1523—1536) и исполнился за это время такой гордостью, что стал раздражать государя: однажды утром он был найден в своем дворце задушенным.
54 О нишанджи см.: UzungarsiliLH Merkez... P. 214—227. Джелальза- де Мустафа (Коджа Нишанджи) выполнял свои обязанности с 1534 по 1567 год: он был одним из главных сотрудников Сулеймана Великолепного и деятельно участвовал в редактировании кануннаме (кодекса законов), продиктованного султаном. В ведение нишанджи входят, помимо прочего, и архивы (дефтерхане).
57 У нас еще будет возможность вернуться к роли кади Стамбула, см. ниже.
58 Когда великого визиря нет в столице, то есть когда он уходит в поход или сопровождает султана, проводящего лето согласно обычаю в Анатолии, его замещает каймакам, который берет управление делами столицы в свои руки.
59 505.
60 Учреждение должности каймакама восходит к концу XV или к началу XVI века. В течение XVI—XVII веков он приобретает все большее и большее значение.
64 Кади (кадий) имеет еще один почетный титул — молла, а его должность обозначается, тоже почетно, как мавлийет.
65 Галата насчитывает 44 нахии, Эюб — 26, Усюодар — 5.
66 Фалака — деревянная доска с двумя отверстиями, куда вставляются ноги присужденного к избиению палками.
76 «Бёджек» означает «насекомое». Ср. с фр. mouchard — «шпик» (слово — одного корня с «мухой». — Ф. #.).
77 Сооружение фонтанов и колодцев, жизненно необходимых в странах Востока, производится мусульманами в силу предписания, которое содержится в одном из стихов Корана (сура XXI, стих 31): «И из воды создали мы все сущее...»
78 Невозможно принять на веру огромные цифры, приводимые в книге Эвлийи Челеби: 4000 дворцовых фонтанов, 9995 частных и общих (публичных), 7989 водных кранов, 200 себилей.
8Л Касающиеся Стамбула регламенты (дошедшие до нас) могут быть выстроены в определенной хронологической последовательности. Их издавали следующие султаны: Баязид II (в начале XVI века), Сулейман Великолепный (середина XVI века), Мурад IV (около 1635) и Мехмет IV (1680).
84 Османский мухтесиб сохраняет некоторые черты своего арабского предшественника, выполняя некоторые обязанности и религиозного характера. Так, в регламенте, относящемся к началу XVI века, уточняются наказания, которые мухтесиб налагает на тех, кто отсутствует в мечети на пятничной молитве, не соблюдает пост в месяц рамадан и чьи животные попирают ногами могилы (Mantran R. La police des marchds d'Istanbul au d6but du XVI Steele // Cahiers de Hinisie. Т. IV. № 14. 2 trim. 1956).
85 Упразднение (с появлением артиллерии) янычарского корпуса (1826) сопровождалось жестокими репрессиями и против ордена бекташей.
49 Описание танца как способа радения в текке мевлеви: Ritter Н. Mevleviferien in Konya // Oriens. Т. XV. 1962.
100 О бекташах см.: BirgeJ. К The Bektashi order of Dervishes. L, 1937; а также в более кратком изложении см. статью Bektashtyya в Исламской энциклопедии.
,0' См.: Gibb H.AR, Bowen Я Islamic Society. Т. И. Р. 200. В 1527 году Сулейман Великолепный послал своего великого визиря в Анатолию с задачей подавить в Карамане мятеж под водительством дервиша по имени Календероглу, который утверждал, что ведет свой род от Хаджи Бекташа; другой мятеж, возглавляемый другим Календероглу, произошел в 1608 году. Календеры, вообще говоря, были бродячими нищенствующими дервишами; в Стамбуле их было мало, а влияние их невелико. Еще один орден проник в Турцию в конце XV века — орден накшбенди (накшбендийе), основавший тогда же свой первый ♦монастырь» в Стамбуле; накшбендийе вербовала своих сторонников, в частности, среди мусульманских интеллектуалов — особенно среди поэтов; накшбенди, выступавшие в роли ревнителей правоверного ислама, значительно расширили круг своего влияния в XVII веке. Орден халватийе, основанный в XV веке, появился в Стамбуле, кажется, сразу же после завоевания города; однако Мехмет II Завоеватель угрожал им изгнанием из него по причине независимой позиции относительно султанской власти и в вопросах религии; позицию эту они продолжали демонстрировать и при других султанах в XVI и XVII веках (Lewis В. Istanbul and the Civilization of the Ottoman Empire. Oklahoma, 1963. P. 154-159).
102 Арабское слово вакф (турецкое вакиф) имеет множественное число авкаф (турецкое эвкаф). Два варианта этого слова — арабский и турецкий —применяются на Ближнем Востоке, на арабском же Западе (в Магрибе) имеется ему эквивалент — хабус.
ГОРОДСКАЯ СРЕДА: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Словом эснаф Эвлийя Челеби обозначает корпорации, перечисленные в его описании Стамбула. В архивных же документах корпорации называются иначе — таифе. Иногда встречаются и иные термины — эхл-и хирфе и эхл-и санат, «люди профессии», «люди ремесла». Все же слово эснаф более распространено — до такой степени, что оно стало обозначать не только сами корпорации, но их членов, ремесленников и торговцев разного рода.
7 Известно, например, что в 1646 году корпорация торговцев мукой возглавлялась тремя кетхюдами мусульманами; не исключено, что имелись наряду с ними и кетхюды греки.
8 Термин йигит восходит к старому тюркскому слову, имеющему значение «смелый, отважный человек». Оно было в употреблении в тех корпоративных организациях еще доосманской эпохи, что носили название фютюввет, соответствовало арабскому фата (от которого фютюввет и произошло) и обозначало активных членов организации.
9 Одна из почетных обязанностей шейха состоит в предводительстве людей корпорации, когда они предпринимают паломничество в Мекку.
10 Армянин Еремия Челеби описывает подобное же шествие по поводу отправления армии на Крит. Пети де ла Круа, секретарь французского посольства, также присутствовал на шествии корпораций и оставил, в свою очередь, его описание.
11 А также в Эминнёню, в Мехмет-паше, Ункапане и Галате.
12 Люди корпораций, как правило, не принимали никакого участия в мятежах и восстаниях, которые поднимались янычарами: они вовсе не чувствовали себя задетыми тем, что заставляло янычар выступать против правительства с оружием в руках. Напротив, в 1688 году они поднялись против взбунтовавшихся янычар, потому что те производили в столице невиданные ранее бесчинства.
-s Evliya Qelebi. P. 617. Эти негоцианты (туджджары, базирганы), мусульмане ли они, христиане или евреи, располагают значительным капиталом, среди вкладчиков коего имеются и представители высоких политических кругов (через окольный путь коммандитных договоров — мудараба). Будучи организованы в гильдии, они тем не менее не стесняются переходить их слишком узкие границы, предписанные регламентацией мухтесиба. Наиболее могущественные из них своим богатством обязаны торговле предметами роскоши (Veinstein G. Op. cit. P. 221).
26 Их объединяют корпорации «моряки и капитаны Черного моря», «моряки и капитаны Средиземного моря».
27 Эскиджи, в отличие от прочих бродячих торговцев, образуют корпорацию.
28 A. N., В. 379, 14 aoOt 1686 (Lettre de l'ambassadeur Girardin). Жирарден все-таки смог добиться некоторых отступлений от этого общего правила вследствие прошения государственного секретариата, направленного в ведомство военно-морского флота. Разрешения на экспорт (в виде именно исключений) предоставляются обычно тогда, когда налицо известный излишек сверх необходимого данного товара (зернового хлеба, например). Впрочем, контрабанда тем же хлебом в бассейне Эгейского моря весьма активна.
44 «В Стамбуле в любой день недели можно попасть на какой-нибудь рынок, но в пятницу открыты сразу три рынка в основных частях столицы» (MussiN. Relatione. P. 18).
45 Доныне Большой Базар имеет и другое название: «Закрытый Базар» (Капали Чарши).
49 Слово бедестан есть искажение слова беззазистан, которое, в свою очередь, происходит от слова безестан, означающего базар, специализирующийся на торговле полотном (без).
™
Дапама, от которой во французском языке произошел dolman (а в русском гусарский доломан. — Ф. Я), представляет собой более или менее короткую куртку, надеваемую на нижнюю рубаху и под плащ или кафтан.
64 Тюрбан состоит из двух частей: прежде всего, это колпак или шапочка различных форм и размеров, изготовляемые, как правило, из фетра; затем на эту шапочку навертывается лента муслина (tiilbent откуда и слово тюрбан) — навертывается по-разному, в зависимости от титула и общественного положения владельца.
65 Печатная книга на основе арабского алфавита в интересующую нас эпоху еще не существовала ни в Турции, ни где-либо в иной стране: первая типография для печатания книг с арабской графикой появилась лишь в 1729 году. Таким образом, книготорговцы продавали рукописи.
74 Важную главу по истории дипломатических отношений между Францией и Османской империей читатель найдет в книге: Rouil- lard С. D. The Hirk in French history, thought and literature. P. 105—165. Кажется, капитуляции 1536 года не были ратифицированы. Капитуляции 1569 года, вступившие в действие, уточнили условия французского присутствия в Леванте.
Пост драгомана (официального переводчика) вовсе не синекура. Так, венецианский драгоман Грилло в 1649 году был повешен во время войны между Турцией и Венецианской республикой из-за Крита. Другие переводчики были биты палками.
Секретарь — он же очень часто первый драгоман — непременно уроженец метрополии. Именно он выступает в большинстве случаев посредником между людьми своей колонии и турецкими властями. К тому же он глава канцелярии посольства.
100 Правительство заставляет уплачивать золотом часть причитающихся ему налогов. Золотом же уплачивают Порте дань ее вассальные государства: 1£>ансильвания, Валахия, Рагуза и др. Первое место в этом ряду принадлежит Египту, главному поставщику золота в османскую казну.
СРЕДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
1 To есть мусульмане, строго следующие предписаниям как Корана, так и сунны (традиции).
7 Они соответствуют машрабийе в арабских домах.
8 Некоторые ялы (йали), поныне сохранившиеся на азиатском берегу Босфора, в Кандилли, Анадолу Хисаре или в Кандидже, дают представление о том, каков был дом зажиточного турка в XVII веке.
27 В самом деле, турки, проявляющие широкую терпимость в этом отношении, в прошлом неоднократно позволяли немусульманам посещать их мечети. Сейчас же вообще не существует никакого запрещения на посещения такого рода.
LeBruyn. P. 135— 136. Этот дворец первоначально назывался Сарай-и джедид (Новый Дворец), в отличие от того, что был возведен вскоре после завоевания. Позднее ему дали другое имя: Топкапи Сарай (Дворец с пушкой при входе), имя, которое он носит поныне. Он оставался резиденцией султанов до середины XIX века.
Thevenot. Р. 42. Более подробно о дворцовой администрации см.: Veinstein G. в: Histoire de l'Empire ottomarle. Ch. V. P. 175—184.
81 Evliya Celebi. P. 117. «Садовники» (iбоапанджи), упоминаемые здесь, составляют корпус телохранителей султана.
85 Здесь имеется в виду деление Сераля на различные части лишь в течение XVI—XVII веков. Кроме того, в течение XVII века, при Ахме- те III, Османе III, Абдулхамиде I, Селиме III разрастание дворцового комплекса продолжилось.
mXac одалик буквально означает: «те, кто допускается в личную комнату султана*. Хуррем — исключение из общего для султанш правила, поскольку она была законной супругой Сулеймана Великолепного.
СОДЕРЖАНИЕ
От научного редактора................................................... 6
Предисловие............................................................. 10
НЕМНОГО ИСТОРИИ
От Византия до Константинополя и далее до Стамбула 13
Османский Константинополь............................ 17
ГОРОД
Общий вид........................................................... 26
Цэи города............................................................ 29
Городские районы................................................... 39
Улицы и дома........................................................... 47
Основные памятники и здания............................. 54
Порт....................................................................... 58
ГОРОДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Демография............................................................ 67
Происхождение и количественная оценка населения 67
Распределение по этническомуи религиозному признаку— меньшинства 71
Социальные категории: имперские чиновники... 84
Султан и высшие сановники............................. 88
Рабы Высокой Порты,
или Как становятся чиновниками.................... 95
Высшие сановники Империи............................... 100
Муниципальные службы................................... 109
Военные в городе.................................................. 123
Религиозная жизнь: должности и деятели...... 128
ГОРОДСКАЯ СРЕДА ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Люди корпораций.................................................... 137
Корпорации............................................................ 137
Торговцы................................................................. 154
Ремесло и промышленность................................ 169
Представители «свободных» профессий......... 176
Иностранцы................................................................. 184
«Нации».................................................................. 184
Торговля местная и международная............... 202
СРЕДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
Семья.................................................................... 221
Дом.......................................................................... 234
Религия................................................................ 244
Воспитание.......................................................... 253
Жизнь интеллектуальная и художественная..... 265
Дворец как элемент культуры............................. 282
ДЕНЬ СТАМБУЛЬЦА
Повседневные дела............................................ 293
Развлечения......................................................... 315
Зрелища.................................................................. 325
Заключение................................................................. 336
Глоссарий.................................................................. 339
Примечания.............................................................. 345
[1] Солиман, Сулейман, Соломон — это одно и то же имя, которое разные народы произносят по-разному, но которое восходит к одной и той же наполовину исторической, наполовину легендарной личности царя Израиля. Еврейский Соломон обратился в арабского Сулеймана, ат юслед- ний — в турецкого Солимана. Впрочем, турки не совсем отказались и от арабского варианта имени своего великого султана: большую мечеть, построенную в Стамбуле Солиманом Великолепным, они называют Сулей - манийе. Вообще говоря, все или почти все турецкие имена в рассматриваемую в книге эпоху — арабские по своему происхождению, но не по своему произношению. В переводе они (за исключением имени самого Сулеймана Великолепного) приведены в соответствие именно с их произношением. Так, араб.Ахмад передан кшАхмет, араб. Мухаммад — кж Мехмет и т. д. — Прим. пер.
[2] От арабского «сарай», то есть «дворец». — Прим. пер.
[3] Судья, под юрисдикцией которого находится венецианское землячество. — Прим. пер.
[4] Последние два термина обозначают королевских чиновников во Франции, совмещавших судебные функции с административными. — Прим. пер.
[5] Около одного метра. — Прим. пер.