Стамбул — интеллектуальный и экономический центр 22 глава




Диван — совещательный орган при султане, великом визире или провинциальном наместнике.

Доганджи — сокольничий.

Долмуш — полный, заполненный.

Дуаджи — настоятель.

Дюкян — мастерская ремесленника или лавка торговца.

Завие (текке) — дервишеская обитель.

Зимми — немусульманские подданные исламского государства.

Имам — 1) духовный глава мусульманской общины; 2) титул ду­ховного лица, руководящего богослужением в мечети.

Имарет — мусульманский религиозно-культурный центр, вклю­чающий мечеть, духовное училище, кухню, больницу и другие уч­реждения, существующие за счет дохода от вакфа.

Ихтисаб-агасы — заведующий рынками.

Ичоглан — паж на службе султана.

Ишкембеджи — продавец потрохов и супа из потрохов.

Йигитбаши — представитель корпорации.

Кади, кадий — мусульманский судья, занимающийся уголовными и гражданскими делами.

Кадиаскер — второе лицо в иерархии османского мусульманско­го духовенства, выполнявшее функции верховного судьи.

Кадилык — подвластный кади административно-судебный округ.

Коза — см. кадилык.

Каик — род судна.

Каймакчи — продавец каймака, особым образом приготовлен­ных сливок.

Калдырымджи — мостильщик улиц.

Канун — закон.

Капуннаме — свод султанских законодательных установлений.

Капитуляции — (от лат. capitul — «статья») — торговые догово­ры меноду Османской империей и европейскими государствами, предоставлявшие иностранным торговцам односторонние приви­легии во владениях султана.

Капудан-паша, капудан-и деръя — командующий всеми морски­ми силами Османской империи.

Капы агасы — глава белых евнухов султанского дворца.

Капыджи — привратник.

Капыджибаши (глава привратников) — титул дворцового слу­жащего, выполнявшего обязанности фельдъегеря и поручения по важным делам.

Капыкулу (государевы рабы) — общее название лиц, состоявших на дворцовой службе или записанных в реестры постоянного войска.

Карагёз — театр теней.

Кахвехане — городская кофейня.

Кашик — ложка.

Кетхюда, кяхья — управляющий делами богатого или знатного человека, деревенский или квартальный староста, старшина ремес­ленников.

Кёшк — киоск, летняя резиденция богатого или знатного лица, беседка в саду.

Кологланлары — агенты мухтесиба, отвечавшие за сбор ихтисабийе.

Конак — просторный дом для большой семьи.

Коятук — лавка, ларек.

Куббе алти — зал заседаний Дивана, совета министров.

Курбан байрамы — праздник жертвоприношения.

Куруги, гуруш (от славян, грош) — турецкая серебряная монета, равная в XVIII веке 120 акче.

Кылавуз — посредница.

Кырлангыч — род морского судна.

Кызлар-агасы (господин девушек) — глава черных евнухов сул­танского дворца.

Кяхья — см. кетхуда.

Максура — барьер, отделяющий в мечети мужчин от женщин.

Мевлид-и шериф — годовщина рождения пророка Мухаммеда.

Мевлид — религиозное песнопение на тему рождения пророка Мухаммеда.

Медресе — учебное заведение правового и религиозного профиля.

Мектеб-и сыбьян — начальная школа.

Месджид — мечеть.

Мымарбаши — главный архитектор.

Му'аллим — учитель в начальной школе.

Мударрисы — преподаватели в медресе.

Мухаплебеджи — торговец сладкими блюдами.

Мухаррем — первый месяц мусульманского календаря.

Мухзир-ага — глава военной полиции.

Мухтесиб — чиновник, осуществляющий контроль и надзор за городскими рынками.

Муфтий — мусульманский богослов-законовед, имеющий право выносить свои суждения в виде фетвы; муфтий Стамбула считался главным муфтием Империи (см. также шейх-уль-ислам).

Мюджевезе — вид тюрбана.

Наиб — заместитель кади, его представитель в данном городе или округе.

Нахие — судебно-податная единица в составе кадилыка, объеди­няющая несколько деревень.

Нишанджи — глава канцелярии, один из высших султанских са­новников, хранитель султанской печати и свода султанских законо­положений.

Оджак — общее название основных частей янычарского корпу­са, иногда использовалось для обозначения всего корпуса.

Оюса — мера веса, равная 1,282 килограмма.

Орта — группа солдат, живших в одном помещении; рота.

Орта оюну — народный театр.

Орф,урф — обычай, традиция.

Падишах — монарх, государь, официальное наименование главы Османской империи.

Папуш (бабуши) — туфли без задника.

Паша — титул высших военных и гражданских сановников в Ос­манской империи.

Пашмак — башмак, ботинок.

Перем — переправа, лодка.

Перемеджи — лодочник, перевозчик.

Першембе — четверг.

Пиастр — европейское название куруша.

Сазендебаши — главный музыкант, начальник над музыкантами.

Самсунджубаши — главный псарь.

Сандалджи — лодочник.

Сантранч — шахматы.

Седжжаде — молитвенный коврик.

Селямлик — мужская половина дома.

Сипахи — воины придворной конной гвардии.

Субаиш — начальник у янычар, ответственный за порядок в днев­ное время суток.

Суйолу (су юлу) — акведук

Суназири — чиновник, ведающий водоснабжением. Сюннетджи — цирюльник, выполняющий операцию обрезания.

Тахир субаши, чёплук субаши — начальник над мусорщиками.

Текке — большие дервишские обители.

Топчубаши — командующий артиллерией.

Топчу — артиллерист.

Туршу — маринованный огурец.

Ъорбе — мавзолей.

Улемы — высшая группа мусульманского духовенства, получив­шая специальное богословское образование. Уста — цеховой мастер. Уьиак — домашний слуга.

Фанариоты — жители квартала Фанар, богатые стамбульские греки.

Фередже — вид женской одежды.

Фетва — письменное заключение по различным юридическим вопросам, вынесенное на основе шариата шейх-уль-исламом или другим муфтием.

Фирман — султанский указ.

Хавуз — бассейн.

Хадж — паломничество в священные для мусульман города Мек­ку и Медину.

Хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж Халиф — первоначально титул светского и духовного главы всех мусульман; позже — титул правителя, претендовавшего на роль гла­вы всех мусульман в мире. Хамам — турецкая баня. Хаммал — носильщик. Хане (хан) — гостиница.

Харадж — налог на всех подданных Османской империи.

Хатиб — проповедник.

Хизметчикыз — служанка.

Хутбе — пятничная проповедь.

Хункяр имам — личный духовник султана.

Хюмаюн — имперский, султанский.

Чауш, чавуш — привратник в султанском дворце. Чарши — рынок. Чаршамба — среда.

Челеби — почетный титул образованных и знатных людей. Чеише — фонтан. Чёрек, чурек — лепешка.

Чирак — ученик в ремесленной корпорации (цехе).Чорбаджи — командир орта янычар. Чухадар — полицейский инспектор.

Шаир — поэт.

Шариат — свод мусульманского права и теологических норм. Шахада — «свидетельство», мусульманский символ веры. Шахи — золотая монета.

Шевваль — один из месяцев мусульманского календаря. Шейх — глава религиозного ордена.

Шейх-уль-ислам — глава османских улемов и высший авторитет в вопросах богословия и религиозного права.

Шекер байрамы — праздник окончания поста в месяце рамадан. Шерифи, гиерефи алтун — золотая монета. Шишкебаб — шашлык из баранины.

Эбе кадин — повивальная бабка. Эв — дом.

Эзан — призыв муэдзина к молитве. Эндерун — внутренние покои султанского дворца. Эснаф — корпорация торговцев или ремесленников. Эфенди — форма обращения к духовным лицам, образованным людям и иностранцам в Османской империи.

Яглигюреш — турецкий вид борьбы. Языджи — писарь, составитель прошений.

Янычары — солдаты постоянного (пехотного) войска в Османской империи, пользовавшиеся особым привилегированным статусом. Ясакчжи — янычар из султанской гвардии. Ятсы — вечерняя молитва.Предисловие

1 Город, называвшийся сначала Византием, затем Константинопо­лем, был переименован турками в Истанбул. Начиная с 1932 года он носит единственное официальное наименование — Истанбул, кото­рое во французском (и русском. — Ф. Я.) произношении звучит как Стамбул — им-то мы и будем пользоваться в дальнейшем.

0 Стамбуле можно говорить в узком и широком топонимичес­ком значении слова. В узком он применяется к части города, заклю­ченной между заливом Золотой Рог и Мраморным морем. В широ­ком — охватывает также пригороды, расположенные севернее Золотого Рога, из которых Бейоглу составляет самую сердцевину бывших пригородов Старого Константинополя. Самые большие из них, Галата и Пера, расположены к северу от Золотого Рога.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

1 Du Cange. Constantinopolis Christiana. Т. I.P. 16 («Конфликты между мидийцами и греками» — это, конечно, греко-персидские войны: греческие историки предпочитали называть персов «ми­дийцами», и Р. Мантран следует классической традиции. На самом же деле мидийцы, предки современных курдов, лишь входили со­ставной частью в державу персидских царей, но не были в ней «державным народом». Что касается «конфликтов греков между со­бой», то это, столь же несомненно, Пелопоннесская война, мор­ские сражения в ходе которой развертывались и на Босфоре. — Ф.Я.).

* Крепостные стены, построенные Феодосием II в 414—447 годах, тянутся от Золотого Рога до Золотых ворот и Мраморной башни; ими можно любоваться доныне в почти первозданном виде: лишь небольшие их участки были реставрированы позднее.

4 Как утверждает предание, латиняне в своей жажде грабежа до­шли до того, что увезли с собой даже бронзовые плитки, которыми был покрыт обелиск Константина Порфирогенита, установленный на Ипподроме.

5 Речь идет о Флорентийской унии, заключенной в 1439 году.

6 Сельджукиды, которые установили свое господство над боль­шей частью Малой Азии в конце XI века и достигли вершины могу­щества в начале XIII столетия, потерпели поражение от монголов около 1250 года, в результате чего восточная часть Малой Азии ока­залась под контролем монголов, но в ее западной части эмираты Сельджукидов довольно скоро вернули себе независимость.

7 Переправа турок на Паллипольский полуостров и утверждение их там были в значительной степени облегчены землетрясением, ко­торое, частично разрушив город, сделало невозможным его оборону.

8 Мехмет II, по примеру своего предка Баязида I, предал смерти брата Ахмета, который мог бы стать ему опасным соперником. Он же положил начало традиции щедро одаривать янычар при восшествии на престол.

9 В 1924 году Мустафа Кемаль упразднил Халифат. Султаны фак­тически стали использовать свой титул халифов лишь в XVIII веке, когда возросла военная угроза со стороны христианских держав. Но и до того Стамбул играл роль первого города в мусульманском мире, поскольку Османская держава простиралась от алжиро-мароккан- ской границы до Персидского залива.

" Первыми иностранными послами в Стамбуле были представи­тели 1Ьнуи и Венеции. Франция и Англия обзавелись там посольства­ми в XVI веке, а голландцы — в XVII.

и См. «Книгу путешествий» («Сияхатнаме») знаменитого турец­кого писателя XVII века Эвлийи Челеби. Первый том этого сочине­ния посвящен исключительно описанию Стамбула и представляет для нашего исследования особую ценность.

14 В арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки зда­ния, возводимые в описываемую эпоху, воспроизводят общеприня­тый в Империи османский стиль, характерные образцы которого можно обнаружить и в Багдаде, и в Алеппо, и в Дамаске, и в Каире, и в Тунисе, и в Алжире, не говоря уже о Балканских странах.

15 Описания европейскими путешественниками Стамбула являют собой первостепенный по важности источник изучения столицы Османской империи XVI—XVII веков.

16 Это ему обязана своим появлением на свет одна из самых боль­ших и самых прекрасных мечетей Стамбула, часто называемая «голу­бой мечетью» по преобладающей тональности фаянсовой облицов­ки внутренних стен. Ахмет I царствовал с 1603 по 1617 год.

17 Мустафа, низложенный в 1618 году; Осман II, низложенный и казненный в 1622-м; Ибрагим I, низложенный и казненный в 1б48-м; Мехмет IV, низложенный в 1687-м.

18 Если европейское засилье в Османской империи стало очевид­ным только в XIX веке, то его предпосылки начали возникать при­мерно около 1650 года. См.: Mantran R. Istanbul dans la second moiti6 du XVII si£cle.

ГОРОД

5«Адь-Махруса»(«Хранимая*) — эпитет, который обычно присва­ивается большим мусульманским городам.

7 Там принял смерть Осман II, первый султан, погибший от рук янычар (1622). Многие европейцы, дипломаты и военные на личном опыте познакомились с казематами этой крепости-тюрьмы.

8 По преданию, в первую же ночь после взятия Константинополя один шейх из окружения Мехмета II видел сон, в котором ему явился Эюб Ансари, сподвижник Пророка, павший в бою при первой осаде города мусульманами (арабами) в 670 году. Эюб открыл шейху место своей могилы. Мехмет II предпринял ее поиски, которые увенчались успехом: могила с останками святого в указанном месте была обна­ружена. Султан повелел соорудить над ней надгробие, а позднее ря­дом с ним была возведена мечеть. Именно в этой мечети, в силу ее особой святости, султаны при восшествии на престол подпоясыва­лись саблей, которая символизировала их могущество. Тот же сак­ральный характер места побуждал мусульман искать возможности обрести свой вечный покой близ гробницы святого. Мало-помалу в предместье возник пышный погребальный комплекс, а вместе с ним и ряд религиозных учреждений (мечетей, медресе, суфийских орде­нов). Неверным запрещалось селиться в Эюбе.

9 Evliya Qelebi. P. 396—408. Автор приводит любопытную легенду, объясняющую, почему предместье Эюб вообще и мечеть святого Эюба Ансари в особенности столь полюбились аистам. Дело было так. Однажды некий аист пожелал было свить гнездо на одной из стамбульских мечетей, но его спугнул необычайно громкий голос муэдзина. Тогда она (то была, говоря точнее, самка аиста), оскорб­ленная в материнских чувствах, на хорошем турецком языке, кото­рым она, как немедленно выяснилось, владела в совершенстве, заяви­ла, что отныне и впредь ни одна семья аистов не совьет себе гнезда в Стамбуле! И действительно в Стамбуле аистов нет.

14 С конца XV века турки называют Перу Бейоглу, что означает «сын принца»: один из принцев династии Комненов (по Т]эапезунд- ской линии), обратившись в ислам, обосновался там.

16 Турецкое присутствие в Пере в последней четверти XVII века еще более сократилось вследствие того обстоятельства, что дворец Ибрагим-паши (Галатасарай) был закрыт, а молодые пажи переселе­ны в один из стамбульских дворцов в окрестностях Ипподрома.

" Например, казармы янычар (но не те, что располагались рядом с Ипподромом).

™ «В этом городе нет ни парка, ни фруктового сада» (Evliyo (Jelebi. P. 433).

" О больших пожарах XVI века в Константинополе имеется мень­ше сведений. Однако известно, что один из них, причем очень круп­ный, погубил бблыную часть Старого Сераля.

64 Эвлийя Челеби упоминает 49 его творений среди самых замеча­тельных памятников зодчества в Стамбуле. Недавно реставрирован­ный дворец Ибрагим-паши превращен в музей турецкого и ислам­ского искусства.

11 Сведя воедино сведения, почерпнутые из различных источни­ков XVI—XVII веков, прихожу к выводу, что в тот период всего име­лось девять армянских церквей: четыре — собственно в Стамбуле и еще пять — в его пригородах.

73 В начале XVII века «франки» или, точнее, католики имели в «ма­лом Стамбуле» две церкви, но начиная с 1640 года у них не осталось ни одной. В Галате число «франкских» церквей в течение XVII века колебалось от пяти до девяти.

74 Жиль в XVI веке говорит о 30 синагогах, Мишель Бодье в начале XVII века — о 38 синагогах.

76 «Золотой Рог имеет по меньшей мере шесть миль по перимет­ру и одну милю в ширину» (Тевено). «У него более двух лье по ок­ружности и четверть лье по прямой с одного берега на другой» (Д'Арвье).

77 «Не требуется много слов для характеристики вместимости порта; достаточно сказать, что он способен принять 500 больших судов и 500 галер одновременно» {Gtdoyn. Journal et Correspondance de Gedoyn «Le Hire», риЬНё par A. Boppe. Paris, 1909. P. 123).

78 Их также называют пермес или перамидия.

81 Имеется много упоминаний о каторге Касим-паши во всех рас­сказах западных путешественников.

84 He будем забывать о том, что все завоевания Османской импе­рии в XVII веке свелись всего лишь к захвату Крита. Следовательно, нет возмещения расходов, мало добычи, мало рабов.

85 Один регламент начала XVI века уточняет, что каждое из вось­ми судов с пищевыми продуктами направляется в Галату, остальные причаливают к пристаням на стамбульском берегу залива.

ГОРОДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

1 Современный турецкий автор, изучив источники, оценил чис­ленность населения Константинополя к моменту завоевания в 70 тысяч человек. Из них 50—60 тысяч были уведены из города в рабст­во, 10—20 тысяч остались на свободе и в городе (Ayverdi Е. Н. Fatih devri sonlarinda Istanbul).

2 Для турок и для других мусульман, живших в столице Византии, Баязид I в обмен на снятие осады с города выговорил ряд прав, сре­ди которых — право иметь мечеть и право судиться между собой у шариатского судьи — кади.

л Отметим, что турецкая рукопись, датированная 1478 годом, со­общает о наличии в Стамбуле и Галате 9486 домов мусульман и 6338 домов, принадлежащих неверным (из которых 647 еврейских до­мов). Эти сведения позволяют оценить численность населения в пределах 70—80 тысяч человек и приблизительно установить следу­ющую пропорцию: 58,1% мусульман и 42,9% неверных.

12 Для сравнения заметим: плотность населения в Париже (внутри стен, исключая пригороды) в настоящее время равна 370 жителям на гектар.

13 Эти демографические структуры, имеющие своим основанием религиозную и/или этническую общность, заметны в Стамбуле и по­ныне.

14 Вполне возможно, что греческое население деревень по Босфо­ру в большой, если не большей, части состоит из прямых потомков тех греков, что жили здесь еще в эпоху Византии. Во всяком случае, указ Мехмета II о депортации греков из Константинополя вряд ли коснулся босфорских греков.

15 Греки же служат в иностранных посольствах в качестве драго­манов и выполняют посреднические функции в отношениях между посольством и турецкой администрацией.

16 На пути евреев из Испании в Стамбул Салоники были столь важ­ным этапом, что немалое их число там «бросило якорь» в двойном смысле этого речевого оборота. Сефарды, обосновавшиеся в Сало­никах и Стамбуле, говорят на особом еврейско-испанском языке.

17 Об истории еврейских общин в Стамбуле: Galant4.A Histoire des Juifs d'Istanbul. 2 vol. Istanbul, 1941-1942.

19 В связи с этим отметим, что первая армянская типография бы­ла основана в 1567 году, первая греческая — в 1624 году и первая ту­рецкая, печатавшая на арабском шрифте, — в 1729 году.

20 Джизье уплачивалась всеми мужчинами, главами семейств или холостяками. Старики и немощные от уплаты освобоэвдались. Тер­мин «меньшинство» входит в употребление довольно поздно и не упоминается ранее XVII века. В основном его применяют европейцы, имея в виду в первую очередь немусульманские этнические и религиозные общины в столице. (Сами турки при обозначении в масштабе Империи религиозных общин предпочитали другой тер­мин —миллет. — Ф. Щ

21 Негоцианты или их представители время от времени имеют де­ло с турецкими таможенными или финансовыми чиновниками, но практически они в этих случаях вступают в контакт с евреями, кото­рые и служат посредниками между ними и турками.

28 Как это в XVII веке сделает знаменитый граф де Бонневаль, ставший Ахмет-пашой и занявший видное место в османской ар­мии и дипломатии.

w Вспомнить хотя бы долгие споры посла Нуантеля смимарбаши (главным архитектором Стамбула) по вопросу о восстановлении церкви Святого Георгия в 1676 году (А. N. В1. 377).

V) Кёпрюлю Мехмет-паша занимал пост великого визиря с 1656 по 1661 год; Фазиль Ахмет-паша — с 1661 по 1676 год. После них Мерзифонлу Кара Мустафа-паша оставался великим визирем семь лет (1676—1683), но его внешняя политика отличалась от той, что проводили Кёпрюлю, и привела к разгрому турок под Веной (1683), который для великого визиря стал фатальным.

" Мусульмане делятся на суннитов, то есть тех, кто следует Кора­ну и традиции (сунне) Пророка, — это ортодоксы, правоверные, со­ставляющие в исламе большинство; и на шиитов, — тех, кто также следует Корану, но не признает большую часть традиций, относи­мых к Пророку: это сторонники халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммеда); шииты многочисленны в некоторых странах, на­пример в Иране. Вслед за завоеванием Египта (1517) и подчинением шерифов Мекки Селим I был удостоен титула «покровителя и служи­теля Святых Городов». После завоевания Ирака Селим I, объединив под своей властью все святые мусульманские города на Ближнем Востоке, смог провозгласить себя халифом на достаточном основа­нии, не претендуя при этом на своем происхождении от Пророка. Фактически его политическое и военное превосходство как раз и по­служило фундаментом для его религиозного первенства относи­тельно других мусульманских государей. Ему не было нужды ссы­латься в целях обоснования своего титула на предшествовавших ему халифов — Омеядов и Аббасидов.

Этот род убийства совершенно исчезает уже в XVII веке, а его исчезновение позволяет полностью восстановить принцип наследо­вания власти по старшинству, который применялся и ранее, но все же не носил характера абсолютного, не знающего исключений пра­вила. Фактически избрание нового султана зависело от групп давле­ния, явных или скрытых, причем поддержка его войсками, в первую очередь янычарами, оказывалась обычно решающим фактором. Вместе с тем роль такого фактора иногда переходила к дворцовым интригам. Так, Хуррем Султане, супруга Сулеймана, все свое влияние употребляла на то, чтобы добиться фавора для своих сыновей за счет сыновей от другой жены (например, Мустафы). Ее образ действий предвосхищает позднейшее господство гарема и непримиримые со­перничества в нем в первой половине XVII века (см.: Veinstein G. в: Histoire de l'Empire Ottoman / Dir. de R Mantran. P., 1989. Ch. VI. P. 167).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: