В момент события на УВД у руководителя полетов находилось 11 ВС одновременно, часовая интенсивность воздушного движения составила 17 ВС/час. В соответствии с методикой ГосНИИ "Аэронавигация" нормативная интенсивность воздушного движения для ВРЦ Тура составляла 12 ВС/час, одновременно находящихся на связи 6 ВС.
УВД осуществлялось с рабочего места диспетчера ВРЦ в границах зоны ответственности. Рабочее место диспетчера ВРЦ было оборудовано РТС и информационно-справочной документацией в соответствии с требованиями. Руководитель полетов района имел достаточный уровень теоретической и профессиональной подготовки для осуществления УВД в соответствии с требованиями (имел квалификацию диспетчера I класса). В связи с неукомплектованностью службы УВД, выполнял функции диспетчера ВРЦ. Работа дежурной смены УВД была организована в соответствии с требованиями НПП ГА-85 и требованиями нормативных документов.
В период расследования, комиссией установлено: при осуществлении непосредственного УВД, руководитель полетов района в результате сложной воздушной обстановки (на связи находилось 11 ВС) и стрессового состояния связанного с появлением неопознанной метки на сокращенных интервалах между рейсами ЯЛ-401 и ТХЫ-593, проявил невнимательность при считывании информации с графика движения ВС и ошибочные действия, выразившиеся в выдаче неправильной информации экипажу рейса ТХЫ-593, воспринятой им как разрешение на изменение высоты с 9600 до 10600.
Не проявив радиоосмотрительности и не доложив о уходе с эшелона 9600 и занятии эшелона 10600, экипаж рейса ТХЫ-593 и руководитель полетов создали конфликтную ситуацию с рейсом АФР-275 с нарушением установленных безопасных интервалов.
Имелся ряд существенных недостатков в организации воздушного движения и работе служб Туринского филиала.
Комиссия отметила:
Þ Неукомплектованность службы УВД.
Þ Сокращение ПОД (Зинок).
Þ Отсутствие вторичной радиолокации.
Þ Неравномерность воздушных потоков.
Þ Плохую связь взаимодействия с РЦ Мирный и Туруханск.
Þ Неупорядочение потоков по трассам и скоростям.
Þ Работу на одной частоте с Туруханском.
Þ Плохую радиоосмотрительность экипажа Турецкой авиакомпании.
Þ Неполное радиолокационное и УКВ перекрытие по трассам В-154, Р-30, К-59, В-106.
Комиссия рекомендовала:
· провести перераспределение потоков ВС по скоростям:
- менее скоростные Мах 0,82 по трассе УВ-154,
- более скоростные Мах 0,82 по трассе Р-30;
· определить отдельную частоту для работы в зоне ВРЦ Тура и организовать прослушивание на частоте Туруханска и Мирного;
· ускорить ввод в эксплуатацию спутниковой связи взаимодействия со смежными зонами УВД и ВРЛ "Экран-85";
· рекомендовать ГЦ ЕС УВД упорядочить равномерность потока ВС по международной ВТ Р-30;
· при полетах в зонах Экимчан, Салехард в точках расхождения ВТ В-154, Р-30, Р-22 упорядочить поток ВС по скоростям, плотности.
Приложение: Выписка из магнитофонной записи радиообмена диспетчера ВРЦ Тура РПР с экипажами ВС.
Время | Кто работает | Текст |
07.53.00 | Э | Турецкий 596. Добрый день. |
Д | Турецкий 593....? | |
Э | поправка 593 | |
Д | 593 Тура. Контроль на приеме. | |
Э | 593 прохожу Вадаз в 55 эшелон 96 рассчитываю.Зинок в 15 следующий Сакат рассчитываю в 08.39. | |
Д | Понял... 39на эшелоне 96 точку Сакат доложите 593. | |
07.54.00 | Э | Понял, доложу Сакат. Турецкий 593. |
Э | Тура. Контроль. Японский 201, прохожу Сакат. | |
Д | Японский 201, Сакат подтверждаю эшелон 106, работайте с Туруха-Контролем на приемной частоте 134. Досвидания. | |
07.56.00 | Э | Тура-Контроль. Эйр-Франс 275. Добрый день. |
Д | Эйр-Франс 275 Тура-Контроль. Добрый день, на приеме. | |
Э | Эйр-Франс 275, прохожу Вадаз в 56, эшелон 10600 Зинок в 15, следующий Сакат в 08. | |
Д | Эйр-Франс 275. Тура-Контроль, эшелон полета 106 Зинок, доложите. | |
Э | Нажатие. | |
08.00.00 | Д | Эйр-Франс 275 Тура-Контроль. |
Э | Отвечаю. | |
Д | Какое у Вас число Маха. | |
Э | 0.85 Эйр-Франс 275. | |
Д | 0.85, понял. | |
08.01.00 | Э | Тура-Контроль Японский 405, прохожу Вадаз. |
Д | Японский 405 Тура-Контроль. Добрый день, на приеме. | |
Э | Японский 405, прохожу Вадаз 02, поддерживаю эшелон 106, расчетные точки Сакат 44. | |
Д | Понял в 44 эшелон 106, доложите Сакат. | |
Э | Японский 405 Сакат доложу. | |
Д | Японский 405 число Маха 0.85...? | |
Д | Японский 405 | |
08.02.00 | Э | Японский 405 на приеме. |
Д | Ваше число Маха 0.85 | |
Э | Подтверждаю. | |
Д | Понял, спасибо. | |
08.03.00 | Э | Тура-Контроль Трансаэро 112. Добрый день. |
Д | Трансаэро 112 Тура. Добрый день, на приеме. | |
Э | Трансаэро 112, Тикун прохожу 106, точку рассчитываю в 32 минуты Ралон 54. | |
Д | Прямой 110, пока не наблюдаю 106 до пролета АИ. | |
08.04.00 | Э | Точку доложу Трансаэро 112. |
08.05.00 | Д | Турецкий 593 Тура-Контроль. |
Д | Турецкий 593. Пожалуйста сообщите число Маха. | |
Э | Число Маха 0.82. | |
Д | Спасибо 0.82. | |
Э | Турецкий 593, если возможно, мы просим эшелон 10600. | |
Д | 593 Тура, запрещаю. | |
Э | Понял. | |
Э | Тура-Контроль, Японский 419. Добрый день. | |
08.06.00 | Д | Японский 419, Тура-Контроль на приеме. |
Э | Японский 419, прохожу Вадаз в 06, эшелон 106, расчетное Сакат 48. | |
Д | 419, понял 48 эшелон 106, сообщите Сакат. | |
Э | Японский 419, понял. | |
08.07.00 | Д | Эйр-Франс 275 Тура-Контроль. |
Э | На приеме. | |
Д | Вы желаете занять эшелон 11600? | |
Э | Ждите. | |
Э | Отрицательно, не мону 11600. | |
Д | Поддерживайте настоящий эшелон. | |
Э | Понял. | |
Д | Японский 401, Вы желаете эшелон выше? | |
08.08.00 | Э | Японский 401 ждите. |
Э | Тура-Контроль Эйр-Франс 287. | |
Д | 287 на приеме. | |
Э | 287прохожу АИ в 08.08, поддерживаю эшелон 106, рассчитываю Ралон 08.30. | |
Д | Тура понял 30, поддерживайте 106 Ралон, доложите. | |
Э | Доложу Ралон 106 Эйр-Франс 287. | |
Э | Тура-Контроль, Японский 401, набирать эшелон выше сейчас не могу. | |
Д | Понял, благодарю. | |
Э | Тура-Контроль, Финский 917. Добрый день. | |
Д | Финский 917 Тура-Контроль. Добрый день, на приеме. | |
08.09.00 | Э | 917 прохожу Вадаз, 08 эщелон, рассчитываю Зинок в 29. Сакат в 51, жду 106, если возможно. |
А | 917, подтвердите, Ваш эшелон 96? | |
Э | Эшелон 96, Финский 917. | |
Д | Поддерживайте эшелон 96, ждите 5-6 минут, пожалуйста. | |
Э | 917 понял. | |
08.10.00 | Э | Тура-Контроль Японский 425, прохожу Сакат 106. |
Д | Японский 425 Тура-Контроль, поддерживайте эшелон 106, работайте с Туруханском на приемной частоте 134.6. | |
08.11.00 | Э | Японский 425, работаю с Туруханском на 134.6 |
08.13.00 | Д | 275 Тура-Контроль. |
Д | Эйр-Франс 275 Тура. | |
Э | Эйр-Франс 275 на приеме. | |
Э | Эйр-Франс 275 прохожу Зинок 15, эшелон 106, Сакат в 37. | |
Д | Эйр-Франс 275, эшелон 106 Сакат, доложите. | |
Э | Сакат доложу Эйр-Франс 275. | |
Д | Турецкий 593 Тура-Контроль. | |
Э | Турецкий 593 на приеме. | |
08.14.00 | Д | 593 эшелон 106 Сакат, доложите. |
Э | Разрешено 106 поддерживать, доложу Сакат Турецкий 593. | |
Д | Финский 917 Тура-Контроль. | |
Э | Финский 917 | |
Д | 917 число Маха 0.85 | |
Д | 917 0.85, спасибо, желаете набирать эшелон выше 11600 | |
Э | Не могу набирать 917. | |
Д | 917 сохраняйте настоящий эшелон 9600. | |
Э | Понял 9600 917 | |
08.15.00 | Э | 126 на 106 прохожу АИ. |
Д | 126 подтвердил АИ 106 курс на Ралон. | |
Э | 106 сохраняю. | |
08.16.00 | Д | Японский 419 Тура-Контроль. |
Э | Японский 419 на приеме. | |
Д | Вы желаете эшелон выше? | |
Э | Японский 419, не могу, поддерживаю 106. | |
Д | Понял 419. | |
08.19.00 | Д | Японский 419 Тура-Контроль. |
Э | Японский 419 на приеме. | |
Д | Сообщите число Маха 0.85? | |
Э | Японский 419 М 0,855 | |
Д | 419, спасибо 0.855 | |
Д | Финский 917. Тура-Контроль. Финский 917 Тура-Контроль. 917 Тура-Контроль. | |
Э | 917 на приеме. | |
Д | Установите число Маха 0.84, пожалуйста. | |
08.19.00 | Э | 917 установил 0.84 |
08.21.00 | Э | Тура-Контроль Эйр-Франс 275 |
Д | Повторите, кто вызывает? | |
Э | Эйр-Франс 275 | |
Д | Эйр-Франс 275 Тура на приеме. | |
Э | Подтвердите эшелон 106 Японского 401? | |
Д | Японский 401 на эшелоне 106, между вами интервал, подождите минуту. | |
Э | Эйр-Франс 275 мы на эшелоне 106, расчетное Сакат в 36. Во сколько рассчитывает Японский? | |
Д | Японский рассчитывает в 33 минуты. | |
Э | Японский 401, мы на 106 в 32 минуты Сакат. | |
Д | Эйр-Франс 275 понял, 32 минуты. | |
Д | Японский 401 рассчитывает в 32 Сакат. | |
Э | Эйр-Франс 275. | |
08.22.00 | Д | Для информации Турецкий 593 на эшелоне 96 впереди Вас 8 км. |
Э | Тура-Контроль Эйр-Франс 275. | |
Д | На приеме. | |
08.23.00 | Э | Мы догоняем другой самолет, который находится в 3-х милях впереди нас на этом же эшелоне. Он только что набрал минуту назад. Мы хотим знать какой это самолет. Делаем это для другого самолета. |
Д | Эйр-Франс 275 Тура-Контроль отрицаю. Турецкий 593 впереди Вас на эшелоне 9600. | |
Э | Хорошо. Турецкий... какой номер... 193? | |
Э | Турецкий 593, сейчас эшелон 10600. | |
Д | Турецкий 593Тура-Контроль, какой эшелон? | |
Э | 10600 593. | |
Э | Тура-Контроль Японский 421 Сакат 106. | |
Д | Японский 421 106 связь с Туруханском на этой частоте 134,6. | |
Э | 421 с Туруханском. | |
08.24.00 | Д | Турецкий 593 снижайтесь до 9600. |
Э | Турецкий 593 забили, повторите. | |
Д | Снижайтесь до 9600 и доложите. | |
Э | 593 снижаюсь до 9600 и доложу. | |
08.25.00 | Д | Эйр-Франс 275. Вы желаете эшелон выше? |
Э | Эйр-Франс 275 поддерживаем 10600. | |
Д | Поддерживайте 106 Сакат, доложите. | |
Э | Тура-Контроль Эйр-Франс 275 информацию о наборе 106 Турецким 593. | |
Д | Отрицаю на 9600. | |
8.26.00 | Э | Понял. Мы хотим знать, действительно ли Турецкий 593 набрал 10600, потому что вы ему подтвердили это. |
Д | Турецкий 593 Тура-Контроль, какая Ваша высота? | |
Э | Турецкий 593, сейчас 10100, снижаюсь до 9600. | |
Д | 593 доложите снижение до 9600. | |
Э | Понял, доложу 9600 593 | |
08.27.00 | Э | Тура-Контроль Японский 205 Сакат 106. |
Д | Японский 205 Тура-Контроль с Туруханском на этой частоте 134,6 | |
Э | 205 с Туруханском 134,6 | |
08.28.00 | Э | Тура-Контроль Турецкий 593 поддерживаем эшелон 9600 |
Д | 593 9600 Сакат доложите. | |
Э | Понял, выполняю. | |
08.29.00 | Э | Трансаэро 112 точку проходим 106 Ралон в 52 минуты. |
Д | Трансаэро 112 курс на Ралон. | |
Э | Курс Ралон 106 112. | |
08.30.00 | Э | Турецкий 593 от Эйр-Франс 275-го? |
Э | На прием пожалуйста 275. | |
Э | Хорошо, какой тип Вашего самолета? (275) | |
Э | Аэробус 340 (593) | |
Э | Спасибо (275) | |
Э | Пош-та (593) | |
Э | Неразборчиво | |
Э | Подождите, подтверждаю. Вас наблюдаю (593). | |
08.31.00 | Э | Неразборчиво. |
Э | Тура-Контроль Японский 401, подхожу к точке Сакат. | |
Д | Японский 401, подтверждаю Сакат, эшелон 106, связь с Туруханском на этой частоте 134,6. | |
Э | ||
08.32.00 | Д | Эйр-Франс 287, точка Ралон, эшелон 106, связь с Туруханском на этой частоте 134,6. |
Э | Нажатие. | |
Э | Тура-Контроль КЛМ 862. Добрый день. | |
Д | КЛМ 862 Тура-Контроль. Добрый день, на прием. | |
Э | КЛМ 862 Вадаз в 32, эшелон 106, расчетное Зинок в 51 Сакат в 14. | |
Д | КЛМ 862 сохраняйте 106, доложите Зинок. | |
08.33.00 | Э | Доложу Зинок КЛМ 862. |
Э | Тура-Контроль. Эйр-Франс 275. Сообщение по безопасности: мы в 80 морских милях от точки Сакат на 10600 в 08.31 разошлись (пересеклись) с Турецким аэробусом 340 на удалении 3 м.м. на том же эшелоне. | |
Д | Понял, спасибо. | |
Э | Тура-Контроль Японский 411 | |
Д | Японский 411 Тура-Контроль. Добрый день, на приеме. | |
08.34.00 | Э | Японский 411 Вадаз 34, эшелон 96, расчетное Сакат в 09.18. |
Д | Японский 411 Тура-Контроль сохраняйте 9600, доложите Сакат. | |
Э | Японский 411. | |
08.35.00 | Э | Тура Турецкий 593. |
Д | Турецкий 593 эшелон 9600, работайте с Туруханском на этой частоте 134,6. Досвидания. | |
08.36.00 | Э | 593 с Туруханском. До свидания. |
08.37.00 | Э | Тура-Контроль СвиссЭйр 163. Добрый день. |
Д | СвиссЭйр 163. Добрый день, на приеме. | |
Э | СвиссЭйр 163 Вадаз 37, поддерживаю эшелон 9600 и рассчитываю Зинок в 58. | |
Д | Понял 58 минут сообщите расчетное Сакат. | |
Э | Расчетное Сакат в 21 163. | |
Д | 163 понял в 21 эшелон 9600 Сакат, доложите. | |
Э | Выполняю. | |
08.38.00 | Э | Эйр-Франс 275 прохожу Сакат 36, эшелон 10600. |
Д | Эйр-Франс 275 эшелон 10600 связь с Туруханском на этой частоте 134,6. Досвидания. | |
Э | 275. До свидания. |
12. Опасное сближение ВС Мд-11 и Ту-154 в зоне ответственности Мирнинского РЦ ЕС УВД
24.01.96г. в 21.05 в Мирнинском РЦ ЕС УВД в точке пересечения воздушных трасс В-105 и УР-30 Мирный на пересекающихся курсах на эшелоне 10100м в простых метеоусловиях произошло опасное сближение самолета МД-11, выполнявшего рейс ФИН-916 по маршруту Хельсинки - Токио и Ту-154 № 85568 авиакомпании "Якутавиатранс", выполнявшего рейс 4024 по маршруту Краснодар - Якутск.
Экипаж МД-11 визуально обнаружил в непосредственной близости впереди по курсу Ту-154. По докладу экипажа МД-11 в момент расхождения Ту-154 находился на одной высоте строго впереди на рассвоянии 4 км.