Богомолова И.К., Баранова Т.И., Емельянова О.Н., Чаванина С.А., Михно В.А.




Рабочая тетрадь по дисциплине «Педиатрия»: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов лечебного факультета. – Чита, 2016. – 146 с., рис. [Электронный вариант].

 

 

Учебно-методическое пособие содержит методические разработки практических занятий и задания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Педиатрия».

 

Рецензенты:

 

Доцент кафедры биологии ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» к.б.н. Ларина Н.П.

 

Заведующая кафедрой педиатрии ГБОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» д.м.н., профессор Гаймоленко И.Н.

 

 

© Коллектив авторов, 2016

© ЧГМА, 2016

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………….………………………….8

Тема: История педиатрии. Периоды детского возраста. Организация и принципы работы детского стационара (подразделения больницы, режимы, сан.-эпид. режимы, диеты). Этика и деонтология в педиатрии. Методика работы с детьми и родителями, сбор анамнеза, объективный осмотр ребенка. ……….9

Тема: Физическое и нервно-психическое развитие детей. Способы оценки физического развития (таблица Кисляковской, центильные таблицы, эмпирические формулы). Биологический возраст. Оценка нервно-психического развития (безусловные рефлексы новорожденных, линии развития нервной системы у детей первого года жизни, раннего возраста, группы нервно-психического развития). …...……………………………………………...………14

Тема: Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта у детей. Особенности ротовой полости у детей раннего возраста. Функция слюнных желез, характеристика акта сосания. Понятие о полостном и пристеночном пищеварении. Становление ферментативной активности у детей. Семиотика поражения органов желудочно-кишечного тракта у детей. Клинический осмотр. Методы инструментального обследования детей с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта......……………………..20

Тема: Естественное вскармливание. Определение. Становление лактации у матери. Питание и режим беременной женщины и кормящей матери. Состав грудного молока. Техника и правила естественного вскармливания. Принципы и преимущества естественного вскармливания. Потребности детей в основных пищевых ингредиентах. Способы расчёта суточного объёма питания и режимы вскармливания у детей первого полугодия жизни. Понятия о прикормах. Правила и сроки введения прикормов. Способы расчёта суточного объёма питания и режимы вскармливания у детей второго полугодия жизни………………………………………………………………….…………….25

Тема: Смешанное вскармливание детей первого года жизни. Режим питания. Особенности потребности в пищевых ингредиентах при смешанном вскармливании. Понятие о докорме. Классификация молочных смесей. Правила введения докорма. Контрольное взвешивание. Роль питания в профилактики заболеваний. Искусственное вскармливание детей первого года жизни. Режим питания. Особенности потребности в пищевых ингредиентах при искусственном вскармливании…………………………………...……………….30

Тема: Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной клетчатки, костно-мышечной системы у детей. Клиническое значение. Клинический осмотр. Фосфорно-кальциевый обмен. Метаболизм витамина Д. Рахит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Гипервитаминоз Д. Спазмофилия. Патогенез, клиника, диагностика, лечение………………………………………………………………………………37

Тема: Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Клиническое значение. Семиотика поражения органов дыхания. Клинический осмотр. Методы инструментального обследования детей с заболеваниями органов дыхания. Синдром дыхательной недостаточности………………….…44

Тема: Острые заболевания дыхательной системы у детей. Острые и затяжные пневмонии у детей. Острые бронхиты. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Клиника стенозирующего ларингита, обструктивного синдрома у детей…………………………………………………….………....…..48

Тема: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Кровообращение плода. Особенности перестройки сердца и сосудов на внеутробный тип кровообращения у детей. Синдром хронической сердечной недостаточности. Этиология, патогенез, классификация, клинические проявления, лечение. Сердечные гликозиды…………………………..………...53

Тема: Врожденные пороки сердца у детей. Классификация. Гемодинамика. Диагностика. Осложнения – легочная гипертензия, одышечно-цианотические приступы, тромбофилия, сердечная недостаточность. Оказание помощи, тактика ведения. Диспансерное наблюдение……………………………….……57

Тема: Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей. Клиническое значение. Семиотика поражения…………………………...61

Тема: Пиелонефрит и гломерулонефрит у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение. Диспансерное наблюдение. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек………………………..66

Тема: Заболевания органов пищеварения у детей. Хронический гастрит, гастродуоденит. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Диспансерное наблюдение……………………………………….………………………………...72

Тема: Дисфункции билиарного тракта: виды, принципы диагностики и лечения, профилактика. Диспансерное наблюдение. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний органов пищеварения. Методы обследования…………………………………………….………………………….78

Тема: Анатомо-физиологические особенности органов кроветворения у детей. Этапы становления гемопоэза. Клиническое значение. Гемограмма новорожденного ребенка. Особенности гемограммы у детей разных возрастных групп. Особенности гемограммы при разных патологических процессах. Анемии у детей. Лабораторная диагностика, классификация. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, профилактика, лечение отдельных нозологических форм: железодефицитная анемия, анемия Минковского-Шоффара, апластическая анемия, В-12 и фолиеводефицитная анемия. Диспансерное наблюдение………………………….…………………………….82

Тема: Доношенный и недоношенный ребенок: характеристика, определение понятий, закономерности развития. Пограничные состояния периода новорожденности. Уход за здоровым ребенком. ……………………..……..…..86

Тема: Геморрагические диатезы у детей. Анатомо-физиологические особенности системы гемостаза в разные возрастные периоды. Геморрагический васкулит. Гемофилия. Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура. Вопросы этиопатогенеза, диагностики, клиники, современной терапии……………………………………………………91

Тема: Диффузные заболевания соединительной ткани у детей (острая ревматическая лихорадка, ювенильный ревматоидный артрит, системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит, узелковый периартериит). Этиология, патогенез, клиника, диагностика, принципы терапии, профилактика……………………………………………………………………….96

Тема: Организация работы детской поликлиники. Функциональные обязанности врача-педиатра на участке. Работа АТПК. Медицинская документация……………………………………………….…………………..…102

Тема: Организация прививочной работы в детской поликлинике. Календарь профилактических прививок. Определение показаний и противопоказаний к вакцинации. Наблюдение детей после вакцинации. Местные и общие поствакцинальные реакции, тактика врача при их выявлении………………...106

Тема: Принципы организации лечебного питания детей. Лечебные диеты при различной патологии, лечебные столы по Певзнеру, диеты по приказу №330. Самостоятельное назначение лечебного питания детям с различной соматической патологией ……..………………………………….…………...…110

Тема: Аллергические заболевания дыхательной системы. Аллергический ринит. Бронхиальная астма. Этиология, клиника, диагностика, лечение……………………………………………………………………………..113

Тема: Детские инфекции. Дифференциальная диагностика синдрома экзантемы у детей. Эпидемиологические и карантинные мероприятия при выявлении инфекционных заболеваний. Принципы оказания медицинской помощи…………………………………………………………………….………117

Тема: Детские инфекционные болезни. Кишечные инфекции у детей. Дифференциальная диагностика кишечного синдрома. Токсикоз, эксикоз у детей. Вопросы диагностики, клиники, лечения, дифференциальной диагностики и профилактики заболеваний………………………………..….…121

Тема: Острые отравления и несчастные случаи у детей (отравления угарным газом, барбитуратами, прижигающими жидкостями, ядовитыми растениями, алкоголем и его суррогатами; укусы змей, клещей, собак)……………………125

Тема: Неотложные состояния при болезнях органов кровообращения у детей (обморок, коллапс, гипертонический криз, кардиогенный шок)……………...131

Тема: Неотложная помощь при аллергических состояниях у детей (крапивница, отёк квинке, анафилактический шок, синдром Лайелла, поствакцинальная аллергия, укусы насекомых)………………………………….…..………………135

Тема: Неотложные состояния при болезнях органов дыхания (стенозирующий ларинготрахеит, приступ бронхиальной астмы, инородное тело дыхательных путей). Посиндромная терапия (лихорадка, судорожный синдром)…….....…140


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина (модуль) «Педиатрия» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин С3.Б.14 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)31.05.01 Лечебное дело (квалификация «специалист»). Содержательно она закладывает основы знаний и практических умений в работе с детьми с периода новорожденности до 18 лет.

Данная дисциплина – это этап изучения анатомо-физиологических особенностей органов и систем ребенка в разные возрастные периоды и его основных заболеваний, особенностей организации питания здоровых и больных детей, принципов диспансеризации и профилактики. За время обучения студенты должны овладеть знаниями и умениями, приобрести навыки согласно профессиональным компетенциям по изучаемым разделам педиатрии.

Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у выпускников по специальности «Лечебное дело» компетенций, направленных на восстановление и улучшение здоровья детей и подростков путем надлежащего качества оказания первичной педиатрической помощи.

Учебно-методическое пособие, разработанное для студентов лечебного факультета, содержит методические разработки практических занятий по педиатрии, задания для самостоятельного выполнения при подготовке к практическим занятиям.

Авторы выражают искреннюю надежду на то, что настоящее пособие окажет практическую помощь студентам лечебного факультета при изучении основ педиатрии.


ТЕМА: ИСТОРИЯ ПЕДИАТРИИ. ПЕРИОДЫДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫРАБОТЫДЕТСКОГО СТАЦИОНАРА (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ БОЛЬНИЦЫ, РЕЖИМЫ, САН.-ЭПИД. РЕЖИМЫ, ДИЕТЫ). ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПЕДИАТРИИ. МЕТОДИКА РАБОТЫС ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ, СБОР АНАМНЕЗА, ОБЪЕКТИВНЫЙ ОСМОТР РЕБЕНКА.

Цель занятия: в рамках формирования общекультурной (ОК-1) и профессиональных компетенций (ОПК-4) выпускника лечебного факультета студенты должны изучить возрастную периодизацию в педиатрии, правила сбора анамнеза у ребенка и его родителей, осмотр ребенка с соблюдением принципов этики и деонтологии. Научиться правильно определять профиль госпитализации, назначать режим и диету пациенту в стационаре.

Аннотация. Приступая к изучению новой дисциплины «Педиатрия» студентам важно знать вехи становления педиатрии как науки. Особенностью педиатрии является разделение её на науку о здоровом и больном ребенке, а также становление возрастной периодизации с внутриутробного периода. Необходимость работы не только с ребенком, но и с его родителями (законными представителями), требует особых умений, знаний принципов этики и деонтологии. При необходимости госпитализации ребенка важно правильно определить профиль стационара, уметь проконтролировать соблюдение сан-эпид. режима, назначить ребёнку режим и диету.

Студент должензнать:

1. Определение предмета педиатрии, как самостоятельной дисциплины научно-практического здравоохранения.

2. Основные исторические вехи становления зарубежной и отечественной педиатрии, труды учёных – основоположников названной дисциплины.

3. Основные закономерности процессов роста и развития ребёнка в различные возрастные периоды.

4. Организацию и принципы работы детского стационара (подразделения больницы, режимы, сан-эпид. режимы, диеты).

5. Этику и деонтологию в педиатрии.

6. Методику работы с детьми и родителями. Сбор анамнеза, объективный осмотр ребенка.

Студент долженуметь:

1. Излагать исторические аспекты формирования педиатрии.

2. Использовать знания о возрастных особенностях детского организма для оценки состояния здоровья детей разных возрастных периодов.

3. Проводить опрос детей, выяснять жалобы пациента, определять факторы, предшествующие заболеванию.

4. Проводить осмотр ребенка, делать заключение о состоянии органов и систем пациента.

5. Оценивать необходимость госпитализации.

6. Назначать режим и диету ребенку в стационаре.

Студент должен владеть:

1. Владеть методикой работы с детьми и родителями (методикой сбора анамнеза, объективного осмотра ребенка).

2. Владеть методикой оценки необходимости госпитализации.

3. Владеть методикой назначения режима и диеты ребенку в стационаре.

Вопросы для самоподготовки.

1. Определение понятия «Педиатрия».

2. Основные труды учёных-педиатров, основоположников отечественной педиатрии.

3. Периоды детского возраста.

4. Основные показатели, характеризующие качество медицинской помощи детям.

5. Организация и принципы работы детского стационара (подразделения больницы, режимы, сан-эрид. режимы, диеты).

6. Этика и деонтология в педиатрии.

7. Методика работы с детьми и родителями. Сбор анамнеза, объективный осмотр ребёнка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: