Тема 2. Классические теории внимания




5. Рассматривая внимание как реакцию приспособления к окружающим условиям, И.И. Ланге выделил следующие виды внимания:

a) инстинктивное, рефлективное, волевое;

b) сенсорное, эмоциональное, двигательное;

c) первичное, вторичное, производное первичное;

d) произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

e) природное, непосредственное, опосредованное.

6. В сущности волевого внимания И.И. Ланге и Т. Рибо подчёркивали значение

a) повышения уровня бодрствования;

b) настройки сенсорных органов;

c) регуляции двигательной активности;

d) активизации когнитивных карт;

e) ранней фильтрации информации.

7. Одной из основополагающих при изучении внимания в когнитивной психологии стала высказанная У. Джемсом идея

a) приспособительной функции сознания;

b) о разных уровнях сознания;

c) избирательности сознания;

d) ритмичности сознания;

e) творческого синтеза сознания.

8. Установите соответствие

 

  Авторы классификации внимания   Виды внимания
a) Н.Н. Ланге   непосредственное, опосредованное;
b) Э. Титченер   волевое, инстинктивное;
c) У. Джемс   производное первичное;
d) Т. Рибо   активное, пассивное

 

9.Укажите основные итоги исследования внимания в рамках интроспективно-феноменологического подхода.

 

Тема 3. Культурно- исторический и деятельностный подход к исследованию внимания

10.Дополните

По Л.С. Выготскому, самой ранней генетической формой внимания является __________________.

11.Непроизвольное внимание

a) является абсолютно случайным, неконтролируемым;

b) не зависит от прошлого опыта и воли человека;

c) обусловлено только особенностями объекта внимания;

d) обусловлено той деятельностью, в которую оно включено;

e) не зависит от состояния субъекта внимания

12.Главным признаком, отличающим послепроизвольное внимание от непроизвольного, отечественные психологи считают

a) наличие сознательной цели;

b) отсутствие волевого усилия;

c) интерес к объекту внимания;

d) регуляция процесса внимания;

e) использование приёмов организации.

 

Тема 4. Теоретико-информационный подход к проблеме внимания

13.Внимание как необходимый элемент системы переработки информации человеком рассматривается

f) эмпирической психологией;

g) интроспективной психологией;

h) практической психологией;

i) культурно-исторической психологией;

j) когнитивной психологией.

14. Внимание как внутреннее (умственное) усилие, по Канеману, зависит больше

a. от активности субъекта, чем от сложности задачи;

b. от прошлого опыта субъекта, чем от его активности;

c. от активности субъекта, чем от его прошлого опыта;

d. от сложности задачи, чем от интенции субъекта;

e. от интенции субъекта, чем от сложности задачи.

15. Первой методикой изучения внимания в когнитивной психологии была предложенная К. Черри

a. методика дихотического прослушивания;

b. методика ассоциативного эксперимента;

c. методика «двойной стимуляции»;

d. методика «корректурная проба»;

e. регистрация вызванных потенциалов.

16. Укажите неправильный ответ.

А. Трейсман, в отличие от Д. Бродбента, считала, что

a. сигнал оценивается только предварительно по физическим признакам;

b. фильтрация информации происходит окончательно при её входе;

c. «иррелевантные сообщения» не блокируются полностью при входе информации;

d. отбор информации - многоуровневый поэтапный процесс;

e. окончательно отбор информации осуществляется по семантическим признакам.

17. Укажите неправильное утверждение.

Анализируя внимание, У. Найссер высказал следующие идеи:

a) внимание – это позитивный конструктивный процесс;

b) идея фильтра не проясняет, а запутывает вопрос о внимании;

c) предвнимание осуществляет грубый анализ информации;

d) когнитивные карты не изменяются в процессе жизни человека;

e) фокальное внимание осуществляет тонкий анализ информации.

18. Установите соответствие

  Модели внимания   Авторы
a) ранней селекции;   Д. Канеман
b) поздней селекции;   У. Найссер А.
c) внимание как внутреннее усилие   А. Трейсман
d) компромиссная модель ранней селекции   Д. Бродбент
е) творческого апперцептивого синтеза   Д. Дейч

19. Дополните

Основным предметом дискуссии авторов моделей селекции информации было __________________.

 

Тема 5. Основные свойства, виды внимания и методы их исследования

20. Периодические непроизвольные изменения степени интенсивности внимания – это его

a. колебания;

b. отвлечения;

c. переключения;

d. распределения;

e. перемещения.

21. В классификацию видов внимания по его объекту не входит

a. сенсорно-перцептивное внимание;

b. эмоциональное внимание;

c. рефлективное внимание;

d. интеллектуальное внимание;

e. двигательное внимание.

22. Степень тесноты связи между субъектом и объектом внимания обозначается термином

a. устойчивость;

b. концентрация;

c. объём;

d. помехоустойчивость;

e. стабилизация.

23. Дополните

В экспериментальных исследованиях объема внимания используется специальный прибор, называемый ____________________.

24. Дополните

Главный признак, отличающий переключение внимания от отвлечения, – это __________________.

25.Из нижеперечисленных наиболее объективным методом исследования свойств внимания является

a) самонаблюдение;

b) тестирование;

c) регистрация психофизиологических индикаторов;

d) наблюдение;

e) интроспекция.

Определите какие свойства внимания проявляются в нижеописанных ситуациях:

26. Ситуация 1.

В опытах требовалось выполнять попеременно два действия, причём результат выполнения одного действия сказывался на результате выполнения другого. Выполнение обоих действий требовало большого зрительного напряжения.

27. Ситуация 2.

Если предъявлять на краткий промежуток времени буквы, расположенные в строчку, но не составляющие слова, и предлагать опознать их, то количество букв, называемых в этом случае, значительно меньше, чем тогда, когда показываются буквы, составляющие одно или несколько слов..

28. Определите вид внимания, проявляющийся в деятельности. Аргументируйте ответ.

Нередко заранее устраняется всё, что мешает работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится всё, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т.д.

29. Сформулируйте практические выводы, следующие из результатов экспериментального исследования развития высших форм внимания (под руководством А.Н. Леонтьева).

30. Определите этап развития внимания в нижеописанной ситуации.

Дети проявляют большой интерес к окружающим предметам, начинают рассматривать их, брать в рот, вертеть в руках. Стоит показать ребёнку другой предмет, как он роняет на пол первый и тянется за вторым. Увидя какую-либо заинтересовавшую его вещь, ребёнок начинает требовать её, даже плачет, если не удовлетворяют его желания, но достаточно показать ему в этот момент что-либо другое, чтобы он сразу же заинтересовался новым и забыл о том, что именно только что требовал.

 

Раздел Память

Тема 6. Явления памяти.

1. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) выделены по тому, что

a) они выполняют разные функции в памяти;

b) они отражают последовательность переработки информации в памяти;

c) они – есть разные хранилища информации;

d) они – есть уровни переработки информации.

2. Запоминание, направляемое сознательной целью и регулируемое в соответствии с ней, называется………………………………………………………………………………………..

3. Установите соответствие

  Критерии классификации   Виды памяти
1. по характеру психической активности a) произвольная
2. по характеру целей b) кратковременная
3. по продолжительности сохранения информации c) образная
    d) двигательная
    e) оперативная
    f) словесно-логическая
    g) эхоическая
    h) эйдетическая  

4. Генетически наиболее ранней считается память:

a) двигательнаая;

b) образная;

c) эмоциональоная;

d) словесно-логическая

5. Высшим видом памяти считается память:

a) двигательная;

b) образная;

c) эмоциональная;

d) словесно-логическая

6. Вид памяти, при котором буквально фотографически человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., - это память:

a) эйдетическая;

b) наглядно-образная;

c) феноменальная;

d) эмоциональная.

7. Вид памяти, при котором запоминаются, сохраняются и воспроизводятся переживания человека, известен как память:

a) наглядно-образная;

b) феноменальная;

c) эмоциональная;

d) словесно-логическая.

Тема 7. Природа и основные принципы организации памяти человека: проблемы и

8. Первое классическое экспериментальное исследование памяти принадлежит:

a) Дж. Миллеру;

b) В. Вундту;

c) Ц. Флоресу;

d) Г. Эббингаузу.

9. Кривая Г. Эббингауза была получена методом

a) антиципации;

b) сбережения;

c) реконструкции;

d) узнавания.

10. Концентрированное повторение оказывается более эффективным, чем распределённое, при условии, если материал

a) большой по объёму;

b) требует осмысления;

c) небольшой по объёму;

d) не требует осмысления.

11. При запоминании большой по объёму и однородной информации лучше запоминаются и воспроизводятся её элементы, находящиеся

a) в середине и в конце ряда;

b) ближе к концу ряда;

c) в начале и в середине ряда;

d) в начале и в конце ряда.

12. Блоковая модель переработки информации как модель памяти разрабатывалась в рамках:

a) гештальтпсихологии;

b) ассоциативной психологии;

c) бихевиоризма;

d) когнитивной психологии.

13. В отличие от других представителей гештальтпсихологии, роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти подчеркивал:

a) В. Кёлер;

b) К. Коффка;

c) М. Вертгеймер;

d) К. Левин.

14. Направление в психологии, в качестве первичных факторов памяти выдвигающее некоторые целостные психологические структуры, не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как теория памяти:

a) деятельностная;

b) ассоциативная;

c) гештальттеория;

d) психоаналитическая.

15. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация:

a) по смежности;

b) по скорости;

c) по контрасту;

d) по смыслу.

16. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является:

a) П. Жане;

b) Д. Норман;

c) Г. Эббингауз;

d) А. Бэддели.

17. Прочность запоминания не зависит:

a) от участия материала в деятельности субъекта;

b) от значимости материала для достижения целей;

c) от эмоционального состояния субъекта;

d) от объема долговременной памяти

18. Из нижеперечисленных наиболее целесообразным, по результатам исследования, является способ заучивания

a) целостный;

b) частичный;

c) комбинированный;

d) концентрированный.

19. Явление повышения объёма и точности воспроизведения информации по прошествии некоторого периода после заучивания, называется

a) интерференцией;

b) «эффектом края»;

c) феноменом Зейгарник;

d) реминисценцией.

20. В случае, если количество воспроизведений незавершённых действий будет = 2, а завершённых – 16, величина эффекта Зейгарник будет равна…………………………………

Тема 8. Исследования памяти в русле культурно-исторического и деятельностного подхода

21. Реконструкция при воспроизведении не проявляется:

a) в отборе главного и отсеве второстепенного материала;

b) в обобщении и привнесении нового содержания;

c) в изменении последовательности изложения;

d) в воспроизведении, максимально близком к заученному материалу.

22. Ранней генетической формой памяти является запоминание:

a) непроизвольное;

b) произвольное;

c) послепроизвольное;

d) оперативное.

23. Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид:

a) прямоугольника;

b) параллелограмма;

c) квадрата развития;

d) треугольника.

24. Для продуктивности непроизвольного запоминания материала важно то место, которое он занимает в деятельности, - вывод, впервые сделанный на основе исследований:

a) П.И. Зинченко;

b) А.А. Смирнова;

c) А.Н. Леонтьева;

d) А.А. Леонтьева.

25. Установлено, что материал непроизвольно запоминается лучше в том случае, если он:

a) включается в условия достижения цели;

b) входит в содержание основной цели деятельности;

c) включается в способы достижения цели;

d) предъявляется в свободном порядке.

26. Согласно культурно-исторической теории Л.с. Выготского, высшие психические функции являются

a) натуральными по происхождению;

b) опосредованными знаком;

c) системными по строению;

d) произвольно регулируемыми.

27. К числу признаков, характеризующих произвольное запоминание, относится наличие

a) мнемической цели;

b) летотехнических средств;

c) мнемотехнических средств;

d) произвольной регуляции.

28. Непроизвольно быстрее и более прочно запоминается информация, содержащаяся в …………………………деятельности, в которую непроизвольное запоминание включено.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: