по дисциплине _ «Внимание и память и психологический практикум» (модуль 3 Психологический практикум)
(наименование дисциплины)
Заключение по результатам диагностики «Внимание и память»
Описание задания/проекта: заключение представляет собой обобщенный материал диагностики психической сферы познавательных процессов – внимания и памяти – относительно которого можно судить о степени развития и выраженности психических свойств внимания и памяти, профпригодности респондента, степени соответствия претендента на занимаемую должность и т.д.
Заключение в обобщенной форме дает представление о том, какие методы интервенции в психику респондента необходимо предпринять – развивать, корректировать, реабилитировать, или проводить психотерапевтические индивидуальные или групповые сеансы.
Требования к оформлению задания/проекта:
1. Должны быть учтены все виды психодиагностических исследований по вниманию и памяти.
2. Качественный анализ должен базироваться на количественных показателях, полученных в результате диагностики.
Образец заключения
по исследованию особенностей свойств внимания испытуемого
С целью исследования свойств внимания (объем, избирательность, концентрация, устойчивость, распределение, переключение) в течение 6 недель (с 14.02.07 по 28.03.07) нами были проведены исследования с использованием известных и наиболее распространенных методов (метод корректурной пробы, рисунок с двойным изображением, методы Крепелина, Рисса, сложение чисел с переключением внимания и др.)
В качестве испытуемого выступала… (ФИО, дата рождения, место учебы-работы, статус).
Задачей исследования явилось выявление индивидуальных особенностей свойств внимания в меняющихся условиях и с использованием разных методов.
Каждую неделю испытуемому предлагалось несколько заданий. Послушав инструкцию, экспериментатор давал команду о начале эксперимента и засекал время. Процедура эксперимента занимала от 30 секунд до 10 минут. Иногда эксперимент выполнялся в несколько этапов с перерывами между ними (это необходимо для выявления особенностей какого-либо свойства). В некоторых исследованиях полученные данные позволяли также выявить установку испытуемого на скорость или качество работы.
Экспериментатор и протоколист (в одном лице) фиксировал затраченное испытуемым время, сообщая о временных интервалах, и отмечал особенности в выполнении задания испытуемым или в его поведении (при их наличии).
Для обработки данных использовались таблицы и графики (такие как график устойчивости внимания, динамика производительности, кривая утомляемости, график ошибок и прочее), высчитывались коэффициенты работоспособности, устойчивости и распределения, среднее количество операций за отведенное время. Также учитывались количество допущенных испытуемым ошибок.
Итак, перейдем к основным результатам и выводам.
Для начала, рассмотрим особенности концентрации внимания у испытуемого. Прежде чем переходить к фактическим данным, дадим определение этого свойства внимания: концентрация – это сосредоточенность внимания на одном или нескольких объектах одномоментно. Зная характеристики концентрации внимания, можем их исследовать. Так, в работе № 3, на основе полученных данных мы выявили сложность в концентрации внимания – проявляется в затруднениях в удержании чисел в памяти при выполнении различных математических операций) на фоне общей утомляемости испытуемого. Следует, на наш взгляд, сразу отметить, что во всех экспериментах у данного испытуемого рано и часто проявляется утомляемость, что связано, очевидно, с особенностями его нервной системы.
Говоря о следующем исследованном свойстве, а именно об устойчивости внимания, дадим сразу его определение…. (Работа «2, 3, 5 и 6). Отметим, что в работе № 6 выявлена важная особенность в устойчивости внимания у испытуемого – он успешнее выполняет работу при смысловой помехе (показатель устойчивости внимания в опыте с помехой равен 45,1, что почти в два раза превышает показатель при этой же работе, но в условиях без смысловой помехи).
Перейдем к 3-му исследованному свойству – распределению внимания….
Завершая анализ особенности свойств внимания у данного испытуемого, нам хотелось бы указать на значительную роль утомляемости, о которой было замечено в каждой проведенной работе: показатели испытуемого резко снижаются с очень высоких до очень низких и потом могут стабилизироваться в результате врабатываемости, которая у испытуемого хорошо проявляется при монотонной или длительной работе (что очевидно из характера кривых на всех графиках). Хотелось бы так же отметить, что у испытуемого преобладает установка на качество работы, что также имеет подкрепление в фактических и количественных данных.
Итак, внимание испытуемого имеет следующие особенности: средний уровень устойчивости и концентрации внимания, высокий уровень переключения внимания, ниже среднего – распределение внимания. Объем внимания выражен средними показателями. Испытуемому рекомендуется работа, связанная с переключением внимания, желательно продолжительная во времени. Он может успешно выполнять монотонную работу, не требующую скорости, в которой делается акцент на качество и результативность.
В качестве коррекционных мероприятий, рекомендуется провести работу по снижению утомляемости, провести тренинг по развитию устойчивости и распределения внимания.
Составитель ________________________ К.А.Бабиянц
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Структурное подразделение
Кафедра общей и педагогической психологии
(наименование кафедры)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
по дисциплине _ «Внимание и память и психологический практикум» (модуль 3 Психологический практикум)
(наименование дисциплины)
Пример описания коррекционных методов
для развития свойств внимания
При исследовании испытуемого (ФИО, дата рождения) были выявлены следующие свойства внимания, требующие коррекции: __________________
1. Коррекция распределения внимания:
Метод № 1 ________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Ход работы: _______________________________________________________
Метод № 2 ________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Ход работы: _______________________________________________________
…
2. Коррекция утомляемости:
Метод № 1 ________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Ход работы: _______________________________________________________
Метод № 2 ________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
Ход работы: _______________________________________________________
…
3. Коррекция ….
В качестве коррекционных мер могут использоваться игры, тренинги, коррекционные задания, психотерапия (гештальт, КПО, арттерапия и др.), медитативные техники, физиологические и психофизиологические упражнения, и т.д.
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он выполнил заключение по психологической сфере «внимание и память»;
- оценка «не зачтено» ставится, если студент не выполнил заключение.
Составитель ________________________ К.А.Бабиянц
(подпись)
«____»__________________20 г.